ЭНЦИКЛОПЕДИЯ "ЕВРЕЙСКИЙ МИР"р. И.Телушкин |
01 |
02 |
03 |
04 |
05 |
06 |
07 |
08 |
09 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
Танах - сокращение, обозначающее все три группы книг, составляющих еврейскую Библию: Тора, Невиим (Пророки) и Ктувим (Писания). Правоверный еврей не называет Библию "Ветхим Заветом" - это чисто христианское наименование.
Первые пять книг Библии составляют Тору, центральный документ иудаизма. Наряду с историей праотцев, Моше и исхода из Египта они содержат 613 заповедей, основу всего позднейшего еврейского права. На иврите эти пять книг также называются Хумаш (от ивритского слова "хамеш" - "пять"). Традиция гласит, что эти книги продиктованы Моше Б гом примерно в 1220 г. до н. э., вскоре после исхода из Египта.
На иврите каждая книга Торы названа по своему первому или второму слову, тогда как в европейских языках названия книг Библии обобщают их содержание. Так, первая книга Торы называется у христиан Бытие, потому что ее первая глава повествует о создании мира. Это единственный случай, когда ивритское название близко к европейскому, поскольку начальное слово Торы - Брейшит означает "в начале". Вторая книга на иврите Торы именуется Шмот (Имена), потому что начальная строка читается Веэле шмот бней исраэль - "И вот имена сынов Израиля". В Европе эта книга озаглавлена "Исход", так как рассказывает об освобождении еврейских рабов из Египта.
Третья книга Торы - Ваикра (Левит) содержит правила жертвоприношений животных и других храмовых ритуалов, которые соблюдало израильское племя - колено левитов. Четвертая книга, Бемидбар (Числа), названа так потому, что в ее начале подсчитывается численность израильтян. Здесь также рассказывается о восстании Кораха против Моше. Последняя книга Торы - Дварим (Второзаконие). Практически вся она состоит из прощального обращения Моше к израильтянам, готовым отправиться в Землю обетованную; он знает, что ему не дано вступить в нее, но перед смертью делится своими последними мыслями с народом, основателем которого стал.
Вторая группа библейских книг - Невиим, девять книг, прослеживающих историю евреев и монотеизма с момента смерти Моше и вступления евреев в Ханаан (около 1200 г. до н. э.) до разрушения вавилонянами Первого Храма и последующего изгнания евреев из Иерусалима в Вавилон (586 г. до н. э.).
Начальные книги Невиим (Иегошуа, Шофтим, Шмуэль, Млахим) представляют собой хроникальные повествования и до сих пор принадлежат к числу самых драматичных и живых историй, какие только создало человечество. Эти книги иногда называют "Ранние пророки".
Обычно, говоря о книгах библейских пророков, евреи имеют в виду более поздние книги, написанные в поэтической форме. Они преимущественно бичуют отступления израильтян от идеалов монотеизма и нравственных заветов. Постоянная тема этих книг - размышления о зле, страдании и грехе. В русском языке главное значение понятия "пророк" подразумевает предвидение будущего; однако соответствующее слово на иврите (нави) означает "тот, кто говорит от имени Б га".
Заключительные книги Танаха именуются Ктувим. Некоторые носят исторический характер: книги Езры и Нехемии, например, рассказывают о возвращении евреев в Израиль после вавилонского пленения, а I и II книги Хроник дают обзор истории евреев. Ктувим также включает Теѓилим (Псалмы) - 150 поэм, многие из которых непревзойденны по той красоте, с какой описываются здесь отношения человека и Б га.
Книга Иова затрагивает наиболее фундаментальные проблемы религии: почему Б г, добрый и благой по сути, допускает существование в мире такого большого количества зла (см. "Испытания Иова" и "Теодицея")? В Ктувим входят еще и Пять Свитков (Мегилот) , включающие Песнь Песней, книги Рут, Эйха (Кинот), Коѓелет и Эстер. Последняя из них - наверное, самая известная библейская книга, не считая Торы.
Еврейская Библия стала самой влиятельной книгой в истории человечества: и иудаизм и христианство причисляют ее к своим важнейшим религиозным текстам. Некоторые ее центральные идеи - о существовании Единого Б га над всем человечеством, единого универсального морального кодекса, о том, что люди обязаны заботиться о бедных, вдовах, сиротах и путниках, должны отдыхать от работы один день в неделю и посвящать этот день Б гу, что евреи - народ, избранный Б гом, чтобы нести Его послание в мир, - изменили образ жизни человечества и его понимание смысла своего существования. Даже последняя из этих идей (избранность евреев Б гом) сильно повлияла и на неевреев. Она оказалась настолько сильна, что ее позаимствовало и христианство, утверждающее, что особый завет между Б гом и Его народом перешел от евреев ("Старый Израиль") к церкви ("Новый Израиль"). Ислам также полагает, что Мухаммад и его последователи стали новыми посланцами Б га (см. "Избранный народ").
Библия влияет на образ мысли неверующих и верующих. Идея взаимной ответственности людей друг за друга, воплощенная в печально известном вопросе Каина: "Разве сторож я брату моему?" (Брейшит, 4:9), легла в основу всей западной цивилизации. Наши ценности во всех сферах жизни отражают библейские концепции и образы, даже если мы ни разу не были ни в синагоге, ни в церкви. Мы высмеиваем рьяных материалистов за "поклонение золотому тельцу" (Шмот, 32:4) и забываем, что "не хлебом единым жив человек" (Дварим, 8:3). Обращение к совести человека может оказаться "гласом вопиющего в пустыне" (Йешаяѓу, 40:3). "Погибели предшествует гордость", - предупреждают нас Притчи Шломо (16:18), а мудрый, просвещенный Коѓелет учит: "Нет ничего нового под солнцем" (1:9). Когда мы говорим об эпидемиях, мы обычно вспоминаем о "десяти казнях египетских".
Библия настолько важна для всей европейской жизни, что когда я составил список
важнейших терминов иудаизма, то оказалось, что почти пятая их часть восходит
к Библии. Хотя Библия очень важна и в наши дни, мало кто сегодня читает ее.
Даже многие правоверные иудеи обычно ограничиваются при чтении Танаха лишь Торой,
Псалмами и Пятью Свитками. Но едва ли без знания всех основных текстов иудаизма
можно считаться образованным евреем.
01 |
02 |
03 |
04 |
05 |
06 |
07 |
08 |
09 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |