Восстания в лагерях смерти

Ровно в 4 часа дня наши люди получили приказ немедленно явиться в гараж за оружием. Оружие распределял Родак из Плойка. Каждый, входящий в гараж, должен был произнести пароль «Смерть!» и услышать ответ «Жизнь!». Смерть — жизнь, смерть — жизнь, — все чаще звучат эти обжигающие слова, и люди получают долгожданные винтовки, револьверы и ручные гранаты. В это время повстанцы атакуют главарей эсэсовских убийц. Вооруженный топором капитан Зеломир нападает на двух эсэсовских охранников и пробивается к нам. Он берет командование на себя. У гаража стоит немецкий броневик, заблаговременно выведенный Родаком из строя. Этот броневик теперь служит ему прикрытием, из-за которого он ведет огонь по немцам. Ему удается застрелить штурмфюрера Курта Мейдлара и еще нескольких гитлеровских собак. Группа Содовича захватывает склад оружия. Оружие распределяют среди наших товарищей. Теперь у нас двести вооруженных бойцов. Остальные сражаются топорами, лопатами и мотыгами. Большинство из нас погибает, но немцы тоже несут потери. Из наших остаются в живых всего несколько человек.

СТАНИСЛАВ КОН, ОДИН ИЗ ВЫЖИВШИХ УЧАСТНИКОВ ВОССТАНИЯ В ТРЕБЛИНКЕ

Восстания в лагерях смерти

Из всех попыток сопротивления за годы Холокоста восстания в лагерях смерти были самыми бесстрашными и самыми безнадежными. Еврейские узники знали, что обречены. За каждым успешным побегом следовали широкомасштабные облавы. Тем не менее в августе 1943 г. в Треблинке, в октябре того же года в Собиборе и год спустя в Освенциме-Биркенау вспыхнули восстания.

Восстание в Треблинке началось 2 августа после полудня. Одни узники раздобыли немного оружия, другие напали на охранников с топорами, лопатами, а то и с голыми руками. Они подожгли несколько ла-герных зданий, и в общей неразберихе многим из семиста узников удалось бежать. В большинстве своем они почти сразу же были схвачены и расстреляны. Газовые камеры работали еще две недели после восстания.

Восстание в Собиборе удалось подготовить наилучшим образом. Многие эсэсовцы и их украинские пособники были убиты. Триста двадцать из пятисот пятидесяти узников лагеря бежали. Сто семьдесят беглецов вскоре были задержаны и расстреляны. Войну пережили только 48 участников этого восстания. После восстания лагерь был закрыт.

К осени 1944 г. массовые убийства в Биркенау прекратились. Оставшиеся в живых узники из зондеркоманды понимали, что их дни сочтены. 7 октября, использовав тайно привезенную взрывчатку, они взорвали Крематорий IV. По-видимому, все участники этого восстания погибли. Вскоре после этого глава СС Гиммлер приказал демонтировать и уничтожить все газовые камеры лагеря.