ХАДАССА БЕН-ИТТО

ЛОЖЬ, КОТОРАЯ НЕ ХОЧЕТ УМИРАТЬ

"ПРОТОКОЛЫ СИОНСКИХ МУДРЕЦОВ":
СТОЛЕТНЯЯ ИСТОРИЯ
ПИШИТЕ

= Главная = Изранет = ШОА = История = Новости = Традиции =
= Музей = Антисемитизм = ОГЛАВЛЕНИЕ =

ГЛАВА 10

ЮЖНО-АФРИКАНСКАЯ ЭПОПЕЯ

22 октября, за неделю до начала суда в Берне, в контору Георга Бруншвига влетел, взволнованно размахивая толстой пачкой листков, Лифшиц. Он все время приносит новые документы, подумал Георг, однако на этот раз придется объяснить ему, по возможности тактично, что пора остановиться. Если я займусь чтением новых документов, сказал он Лифшицу, у меня не останется времени для подготовки к процессу.

Незадолго до начала суда наступает день, учил его профессор Матти, когда адвокату следует перестать читать документы и записи опросов свидетелей и посвятить все время приведению мыслей в порядок и планированию стратегии, к которой он прибегнет в ходе процесса. "Перестаньте работать по ночам, - говорил ему Матти, - выспитесь. Не приходите в зал суда издерганным, с покрасневшими глазами. Там нужно держать ухо востро. Никому не хочется, чтобы рядом с ним клевал носом усталый коллега". Он всегда предупреждал своих клиентов, сказал Матти, чтобы те не отвлекали его во время заседания суда, подсовывая ему документы и записки.

"Если, конечно, в них не содержится разоблачений, способных изменить весь ход процесса", - добавил он, подмигнув.

И все же это очень важно, сказал Лифшиц. Он только что получил копию постановления южноафриканского суда, в котором осуждаются и местные нацисты, и "Протоколы сионских мудрецов". Приговор вынесен два месяца назад, 21 августа, и наделал много шума, сказал он Георгу. Политики превозносили его в публичных речах, газеты печатали составленные в сильных выражениях редакционные статьи, вызвавшие волну публичного осуждения организаций и партий нацистской ориентации, набравших силу и приобретших популярность по всей Южной Африке.

Приговор необходимо изучить и принять решение, не представить ли его суду. Кроме прочего, южноафриканские коллеги снабдили его выдержками из протоколов суда, из-за этого они так и задержались с доставкой материалов. Они считают, что бернским юристам следует подготовиться к действиям защиты, подобным тем, с которыми столкнулись они.

Он был бы рад найти время для чтения этих материалов, сказал Георг, однако может получиться, что они его лишь запутают. О южноафриканском процессе он знал достаточно, чтобы понять - с юридической точки зрения это совсем другое дело.

Во время наших бесед Эмиль Раас говорил мне, что Георг очень интересовался южноафриканским процессом. Ему потребовалась вся его внутренняя дисциплина, чтобы воздержаться от изучения поступивших из Южной Африки документов, - подготовительная работа, которую предстояло выполнить в последнюю перед процессом неделю, была у него тщательно спланирована, и прерывать ее он не мог. Даже в последующие годы, сказал Эмиль, когда Георг приобрел репутацию выдающегося адвоката, он никогда не выходил на процесс без тщательнейшей подготовки.

Я старалась в моем частном расследовании идти по стопам Георга, мне хотелось добраться вместе с ним до самого зала бернского суда. Однако в данном случае я, подчиняясь последовательности событий, испытала искушение заглянуть в копии протоколов южноафриканского суда, присланные мне из Порт-Элизабет доктором Янкелевичем. Я только брошу на них взгляд, говорила я себе, и вернусь к Бернскому процессу. В конце концов, я же не судья, слушающий это дело, так что могу немного и отвлечься.

Однако начав, я уже не смогла остановиться. Скоро я позабыла о прекрасном, хорошо знакомом мне Берне, стараясь представить себе, на что похож Грейамстаун, в котором я никогда не бывала.

Вскоре я полностью погрузилась в драму, которая около пятидесяти лет назад разыгралась в этом далеком городе.


= Главная = Изранет = ШОА = История = Новости = Традиции =
= Музей = Антисемитизм = ОГЛАВЛЕНИЕ =