ХАДАССА БЕН-ИТТО

ЛОЖЬ, КОТОРАЯ НЕ ХОЧЕТ УМИРАТЬ

"ПРОТОКОЛЫ СИОНСКИХ МУДРЕЦОВ":
СТОЛЕТНЯЯ ИСТОРИЯ
ПИШИТЕ

= Главная = Изранет = ШОА = История = Новости = Традиции =
= Музей = Антисемитизм = ОГЛАВЛЕНИЕ =

ЛИЧНАЯ ВОЙНА ГЕНРИ ФОРДА ПРОТИВ ЕВРЕЕВ

Шел 1918 год; великая мировая война, унесшая миллионы жертв, разрушившая жизни целых народов и необратимо изменившая мировой порядок, наконец-то завершилась.

Дождливым ноябрьским днем Генри Форд вместе с Эдвином Пиппом, редактором газеты "Детройт ньюс", ехал в Дирборн - город, в котором он когда-то родился. Они собрались издавать газету.

Переманить Пиппа из единственной газеты, в которой он когда-либо работал и в которой поднялся до поста главного редактора, было нелегким делом. Но Форд решил, что возглавить еженедельник, который он намеревался приобрести, должен именно Пипп - превосходный редактор, человек честный и к тому же наделенный воображением.

Обычно Форд добивался желаемого. Он обрушил на Пиппа все свое обаяние, привел неотразимые доводы: мир пребывает в смятении, человек хватает брата своего за горло, колет штыками, подкладывает под него динамит, травит газами. Возникла огромная потребность в доброте, говорил Форд, "и мы попытаемся сделать мир добрее, распространить идею терпимости".

Пипп испытывал прилив вдохновения. Слова Форда поднимали его над обыденным существованием, открывали новые горизонты. Он чувствовал, что с этим человеком сможет достичь подлинных высот, дать выход своему тайному стремлению всерьез изменить мир. Пипп знал, что деятельность Форда не ограничивается производством автомобилей, однако ему впервые пришлось испытать на себе воздействие личности Форда, его энергии, его идей.

"Я хочу, чтобы Дирборн стал известен всему миру как город, в котором творят добро, в котором проповедуют братство людей",

- объявил Форд. Добрые чувства должны распространяться на все расы и все религии.

Все это кружило голову, и Пипп быстро попал под обаяние Форда. У него имелось единственное условие - ему нужен Билли. Билли был рядом с ним все годы, пока Пипп работал в газете, его статьи - одни из лучших, написанных в Америке за последние двадцать лет.

"Я хочу, чтобы его великолепные статьи украшали наши страницы",

- сказал Пипп Форду.

Уильям Декамерон - таково было полное имя Билли. Форду не составило труда переманить из "Детройт ньюс" и его тоже. Он просто сказал Пиппу, чтобы тот действовал, и вскоре Билли присоединился к ним. Форд уже некоторое время назад решил, что для распространения идей, благодаря которым он стал известен, ему необходима газета, а основной базой его журналистского предприятия станет родной город Форда, город, который он намеревался прославить. И как раз в это время владелец местного еженедельника "Дирборн индепендент" вознамерился его продать.

Позже Пипп нередко задумывался, когда именно ему стало ясно, что дело плохо. Он не знал, что евреи являются навязчивой идеей Форда, но скоро эта тема стала главной в их взаимоотношениях. Поначалу они с Билли оставались единомышленниками:

"Мы не были согласны с представлением Форда о евреях до того, как пришли в газету, не соглашались с ним, пока работали в ней, и не согласны до сих пор",

- говорил он одному из друзей. Его преклонение перед Фордом было столь велико, что Пипп его не винил. Он считал, что во всем виноват личный секретарь Форда Эрнст Либолд.

Еще и долгое время после того, как он покинул газету из-за разногласий по еврейскому вопросу, Пипп хорошо помнил их странные совещания. Либолд откидывался в кресле, расстегивал пиджак, засовывал большие пальцы под жилет, выпячивал грудь и объявлял:

"Мистер Форд, ВАМ не нужно думать так, как думают другие; ВАШИ мысли приходят, подобно озарениям, из подсознания - и все проблемы тут же решаются".

Форд, обычно сутулившийся в своем кресле, распрямлялся, слегка раздвигал плечи, задирал подбородок, глаза его загорались. По лицу Либолд а растекалось довольное выражение. Такое появляется на лице человека, когда он чувствует, что чего-то добился.

Евреи были манией Либолда. Какая бы тема ни обсуждалась в редакции, Либолд неизменно приплетал к ней евреев. И Форд проглатывал это, несмотря на протесты всех остальных. У Пиппа на этих совещаниях тошнота подступала к горлу, Роланду же, заместителю редактора и обозревателю газеты, не удавалось сдержать гнев, и он яростно спорил с Либолдом, между тем как Билли с выражением крайнего отвращения на лице вставлял саркастические замечания.

"Ну что за несчастье!" - восклицал после таких совещаний Пипп, обращаясь к Билли, которого все еще считал своим другом и союзником.

"Помню, Роланд как-то вернулся из Мексики, - рассказывал впоследствии Пипп. - Либолд бывал там и прежде, поскольку Форд собирался построить в Мексике тракторный завод, и у нас получилось что-то вроде общего разговора. Роланд сказал, что там происходит перестройка отношений, особенно между католиками и всеми остальными. У Либолда уже было готово объяснение - за всем этим стоят евреи. По его словам, еврейские ростовщики Европы склонили Папу приказать священникам в Мексике сделать "то-то и то-то", и тут он понес такую тошнотворную ахинею, что никому не хватило терпения дослушать его до конца".

Безнадежно, думал Пипп. Форд с нарастающим раздражением отвергает любые разумные суждения, способные обезвредить отраву, которой его закармливают и которую он глотает с такой охотой. Он действительно верит, что мысли, внушаемые ему Либолдом, сами собой приходят к нему из некоего сверхъестественного источника. Либолд называет это "подсознательным разумом". Форд, предпочитающий слова попроще, - "наитием".

Однако Пипп понимал, что наития Форда вовсе не являются ему "сверхъестественным" манером из "подсознательного" разума. Они исходят от разума, очень хорошо сознающего, что он творит. Захваленный Либолдом и в то же время ставший игрушкой в его руках, Форд испытывал все более сильную, более ожесточенную неприязнь к евреям. Эта неприязнь пропитала Форда насквозь и стала неотъемлемой частью его существа.

Антиеврейские тирады впервые появились в "Дирборн индепендент" 22 мая 1920 года и продолжали появляться в последующих, числом 91, номерах еженедельника. Первая же из статей давала ясно понять, о чем идет речь:

"Существует раса, часть человечества, которой еще никто никогда не сказал "добро пожаловать", но которой тем не менее, удалось возвыситься до величайшего могущества. Оподобном не мечтала ни одна из других, пусть самых гордых рас, - даже Рим во времена своего наивысшего расцвета".

Когда первая статья была в наборе и Пипп понял, что бессилен помешать ее публикации, он подал в отставку. Он не знал, что его добрый друг Уильям Декамерон продаст свое честное имя и смирится с тошнотворным ощущением ради того, чтобы сменить его на посту главного редактора "Дирборн индепендент". Когда Пипп понял, что Билли целиком и полностью на стороне Либолда, его охватило отвращение. Теперь уже и Билли твердил, что наития Форда приходят к нему "сверхъестественными путями божественной истины". Пипп был до того подавлен историей своего недолгого сотрудничества с Фордом и предательством Билли Декамерона, что решил основать собственное издание и никогда больше не попадать в подчинение к другому владельцу газеты. Он сам станет отвечать за себя, а газету назовет своим именем: "Пипп'з уикли".

Он реагировал на "еврейские" статьи "Дирборн индепендент", печатая "Открытые письма" к Генри Форду. Выбранный им способ публичного высказывания Пипп объяснял своей уверенностью в том, что личные письма не дошли бы до письменного стола Форда.

В этих открытых письмах Пипп рассказывал, каким образом газета Форда ухватилась за тему "Протоколов сионских мудрецов", не удосужившись подкрепить ее хоть какими-то доказательствами. Он с горечью писал:

"Они заявляют о существовании международного еврейского заговора, но стоит спросить их о доказательствах, тут же принимаются ругать кинофильмы. Они запугивают нас падением нашей нации из-за господства евреев в международных делах, но стоит спросить их о доказательствах, начинают рассуждать о "восточном" образе мыслей. Они отрицают, что являются антисемитами, и в то же время нанимают детективов, которые рыщут по стране в поисках чего угодно, что можно было бы поставить в вину еврею или евреям, персонально или коллективно, и в итоге находят владельца театра, который в молодости торговал театральными билетами на улицах Нью-Йорка. Они выдвигают обвинения в международном заговоре, но стоит спросить их о доказательствах, сообщают, что Ирвин Ш. Кобб (Ирвин Шроузбери Кобб - 1876-1944), американский юморист и журналист, писавший, в частности, для газет родного города Падьюка. Был также популярным оратором и киноактером) начал свою карьеру благодаря финансовой помощи одного еврея из Падьюка, штат Кентукки..."

В то время преобладало мнение, что "Протоколы", столь широко распространенные в Германии, являются совместной поделкой русских и немцев. Подлинные факты о происхождении этого документа станут известны лишь через несколько месяцев. Пипп заявил, что лишен предрассудков в отношении Германии, благо оба его родителя имели немецкое происхождение. Но факты есть факты, писал он,

"в отношении пропаганды немцы были и остаются великой нацией. Во время войны их печатные станки поработали не меньше, чем их же пушки. И после войны дела у печатных станков Германии не убавилось, только теперь их обратили против евреев. Евреев обвиняют и поносят таким же образом, как в Америке, только Германия пошла в этом отношении еще дальше...".

Объясняя, почему он покинул "Дирборн индепендент", Пипп писал в одной из статей:

"Готовился материал, направленный против евреев. Его прочитали, раздали сотрудникам, перечитали, переписали и прочитали еще раз... евреи обвинялись во всем. Если ветер заносит в западное окно дым - виноваты евреи; а если ветер заносит в восточное окно пыль - так и тут виноваты евреи..."

Ни один честный, пребывающий в здравом уме человек на стал бы с этим мириться, писал Пипп.

Тем временем соответствующие статьи и передовицы продолжали появляться в еженедельнике Форда. Они обвиняли еврейских лидеров, таких, как Луис Маршалл и Луис Брандейс, в том, что те использовали президентов Тафта и Уилсона как своих марионеток. Другие известные всем евреи обвинялись в том, что ради обогащения еврейских банкиров спровоцировали Первую мировую войну, а для поощрения национального империализма разожгли русскую революцию. Одна из статей объясняла "еврейским заговором" коррупцию на Уолл-стрит, в профсоюзном движении и в бейсболе. Евреи же якобы несут ответственность за Гражданскую войну и убийство Авраама Линкольна. Чего евреям не удается добиться с помощью денег, махинаций или средств массовой информации, того они достигают, насаждая сексуальные извращения среди знаменитостей и представителей власти, предупреждал автор очередной статьи, уверяя, что приведенные факты взяты из планов тайного еврейского правительства, изложенных в "Протоколах сионских мудрецов".

Эрнст Либолд, возглавлявший эту кампанию, нанимал соглядатаев и частных детективов, чтобы те собирали сведения, компрометирующие известных евреев. "Протоколы" быстро стали краеугольным камнем антисемитской кампании Форда. На еврейский заговор сваливалось что угодно, включая джаз, короткие юбки, рост квартирной платы, большевистскую революцию, кризис американской литературы, упадок общественных нравов - все, что приходило в голову. Впоследствии эти статьи издавались в виде брошюр, выходивших под названием "Международное еврейство", а иногда - "Вечное еврейство", переведенных на многие языки и распространявшихся по всему миру.

В декабре 1920 года собиравшийся раз в четыре года Федеральный совет христианских церквей Америки, на котором присутствовали делегаты от тридцати конфессий и пятидесяти тысяч церквей страны, принял резолюцию, в которой говорилось:

"Вследствие того, что уже в течение некоторого времени в стране циркулируют издания, направленные на возбуждение расовых предрассудков и враждебности к нашим еврейским согражданам и содержащие обвинения столь абсурдные, что никакого доверия они заслуживать не могут, постановляется, что Федеральный совет христианских церквей Америки, осознавая необходимость единства и всеобщего братства в этот период нашего национального существования, глубоко сожалеет по поводу всех жестоких и ничем не оправданных нападок на наших еврейских собратьев и, действуя в духе доброй воли, заявляет о своей уверенности в их патриотизме и гражданских достоинствах и искренне наставляет наш народ выражать неодобрение всем действиям, которые способствуют распространению нетерпимости или ведут к разрушению нашего национального единства, насаждая в стране разделение по расовому признаку".

12 ноября и затем 12 декабря еврейский журнал "Америкен хибру" бросил Форду вызов, предложив представить ему список пятидесяти американских лидеров, из которого он сможет выбрать двенадцать членов жюри. Форду предлагалось предъявить этому жюри имеющиеся у него доказательства существования всемирного еврейского заговора. Если жюри вынесет заключение не в пользу высказываемых Фордом обвинений, ему придется публично признать, что он ошибся, и обнародовать имена людей, побудивших его к публикации соответствующих статей. Решение должно быть напечатано в выбранных самим жюри газетах Соединенных Штатов.

Если бы Форд ответил на этот вызов, он избавил бы себя от множества затруднений, однако он промолчал.

Тем временем американские евреи в массе своей начали отказываться от приобретения любых автомобилей, несущих эмблему Форда. В начале 1921 года еврейская община штата Коннектикут устроила в честь Альберта Эйнштейна и Хаима Вейцмана парад из 400 машин; программа парада содержала оговорку: "Никаких машин Форда".

16 января 1921 года был подан протест, подготовленный по инициативе известного американского писателя Джона Спарго и подписанный ста девятнадцатью выдающимися американцами, включая Вудро Уилсона, Уильяма Хауарда Тафта, Уильяма Кардинала О'Коннела, осудившими "привнесение нового, опасного духа в нашу национальную жизнь". Антисемитская кампания осуждалась в протесте как подрывающая американские идеалы, "неамериканская и нехристианская". В протесте говорилось также, что вызов брошен американским гражданским и демократическим принципам и что принципы эти находятся под угрозой.

Единственным ответом Форда стало заявление о том, что он пытается не породить расовую ненависть, но просветить "одураченных неевреев" относительно "еврейских махинаций".

Когда всплыла правда о подделке "Протоколов", редакция "Дирборн индепендент" перестала прямо говорить об их подлинности. Посовещавшись с Либолдом, она избрала тактику сравнения содержания этого документа с реальными событиями, подталкивая таким образом читателя к желаемым выводам, - тактику, получившую в дальнейшем название "тактики Форда".

Изобретательное решение, думал, просматривая материалы по Форду, Георг Бруншвиг. Вопрос о подлинности документа игнорируется, доказательства его поддельности не оспариваются, а между тем использование обветшалых антисемитских идей внушает людям мысль, что еврейский план действительно осуществляется прямо у них на глазах. Он еще не знал, конечно, что на Бернском процессе защита будет использовать именно эту тактику.

Антиеврейская кампания, ведомая "Дирборн индепендент", прекратилась в 1922 году так же внезапно, как и началась. Многие полагали, что причиной этого стало честолюбивое стремление Форда баллотироваться в президенты, стремление, которое уже в течение некоторого времени поощрялось такими ведущими газетами страны, как "Нью-Йорк тайме" и "Уолл-стрит джорнал". Подобно многим политикам до и после него, Форд не мог игнорировать избирателей-евреев. В апреле 1924 года, когда его политические мечтания развеялись, он возобновил нападки на евреев.

31 марта 1927 года 63-летний Генри Форд появился - оглушенный, окровавленный - в воротах охраняемой подъездной аллеи своего особняка на Фэрлейн. Он сообщил, что, управляя своим автомобилем, попал в аварию. Впрочем, нашлись люди, которые заподозрили, что Форд, рискуя серьезными увечьями, подстроил эту аварию, намеренно съехав с шоссе, дабы не явиться в зал суда, куда его вызвали повесткой по требованию адвоката, представлявшего интересы Аарона Шапиро. Шапиро был своего рода героем садоводов фермерского пояса Калифорнии. В 1919 году он разработал план усовершенствования используемых кооперативами фермеров деловых и маркетинговых процедур, осуществление которого позволило бы фермерам контролировать рынок. К 1925 году "план Шапиро" был принят девяноста фермерскими ассоциациями тридцати двух штатов и Канады, всего в его осуществлении участвовали 890.000 человек.

Общий ежегодный оборот фермерской продукции оценивался в 600 миллионов долларов. В 1924 году Шапиро стал объектом антисемитских нападок "Дирборн индепендент", вопившей:

"Еврейская банда, состоящая из банкиров, юристов, ростовщиков, рекламных агентов, сборщиков и закупщиков фруктов, профессиональных управляющих и специалистов по бухгалтерскому учету... сидит на горбу американского фермера".

К большому удивлению Форда, Шапиро возбудил дело о клевете. Убежденный в том, что ни единое слово не печатается без личного участия Форда, он избрал в качестве ответчика его, а не редактора газеты. Он не предусмотрел того, что редактор, Уильям Декамерон, решится сам себя обвинить. В марте 1927 года Декамерон, заняв место свидетеля, показал под присягой, что он никогда не обсуждал с мистером Фордом ни единой статьи о каком бы то ни было еврее, никогда не посылал своему нанимателю сигнального экземпляра еженедельника и никогда не видел, чтобы Генри Форд читал хотя бы одну из статей. Декамерон придерживался этой удивительной позиции целых пять дней.

Не имея доказательств личной причастности Форда, адвокат Аарона Шапиро решил вызвать в суд его самого. Но игра еще далеко не закончилась. Форд, по совету своего адвоката, прибегал к самым разным уловкам, позволяющим избежать получения повестки. В конце концов, судебному исполнителю удалось бросить ее через открытое окно машины Форда, когда та остановилась на перекрестке, прямо ему на колени. Престиж Форда изрядно пострадал, когда судья отклонил все доводы его адвоката, утверждавшего, что на самом деле повестка о вызове в суд не упала его клиенту на колени, но соскользнула между ними на пол машины.

Вероятно, судье не понравилось, что Форд пытается водить его за нос, и, видимо, он проникся подозрениями, когда в "день дураков", 1 апреля 1927 года, адвокат Форда явился в суд с медицинской справкой, подтверждавшей, что вечером предыдущего дня его клиент попал в аварию и получил серьезные увечья. Адвокат просил судью об отсрочке слушания дела, но судья вместо этого тут же назвал новую дату вызова в суд.

Исчерпав все трюки, какие имелись в запасе у его адвоката, Форд распорядился уладить дело. Наскакивать на евреев - это одно, но о том, чтобы предстать перед судом, не могло быть и речи. Он устал от судов, от нападок прессы и решил воспользоваться этой возможностью, чтобы избавиться сразу от двух исков - Шапиро и еще одного, поданного Германом Бернштейном.

Бернштейн был американским журналистом, специальным корреспондентом "Нью-Йорк таймс" и "Нью-Йорк сан", признанным авторитетом по вопросам, касающимся России и русской литературы, равно как и евреев. Он перевел некоторые из наиболее значительных сочинений Льва Толстого, Максима Горького и Антона Чехова и написал несколько предисловий к другим переводам. Бернштейн принимал участие в организованном Фордом знаменитом плавании "Оскара-II" - так называемого "корабля мира". Позже Форд утверждал, что именно во время этого плавания он и получил экземпляр "Протоколов сионских мудрецов" от Бернштейна, тем самым привлекшего его внимание к этой книге.

Я часто задумывалась о том, какие именно качества создают хорошего судебного защитника. Некоторые адвокаты приходят в суд, отлично подготовившись, изучив все относящиеся к делу материалы, как следует натаскав своих клиентов и свидетелей, потратив многие часы на подготовку к перекрестному допросу свидетелей противной стороны, и, тем не менее, в изложении ими дела чего-то не хватает. Что отличает их от адвокатов действительно великих? После многолетних наблюдений за поведением защитников в суде я пришла к убеждению в абсолютной необходимости для адвоката уметь поставить себя на место судьи. Афоризм, гласящий, что мало "знать дело", нужно еще "знать судью", более чем справедлив.

То, как Георг Бруншвиг подготовил к суду бернское дело, определенно ставит его в ряд первоклассных адвокатов.

Георг понимал, что имя Генри Форда явится для него одной из самых серьезных помех. Этот человек стал живой легендой. История его жизни, как и новые автомобили Форда, была известна всей Европе. Судья наверняка сочтет, что такой человек конечно же не может быть кругом неправым. В решениях суда нередко играет роль не только сознание, но и подсознание. Как убедить судью, что человек, подобный Форду, может пасть столь низко, что позволит себе делать явно нелепые утверждения? Хорошим примером такого утверждения, решил Георг, было заявление, будто "Протоколы сионских мудрецов" Форд получил от Германа Бернштейна.

Еще в феврале 1921 года Герман Бернштейн опубликовал книгу, озаглавленную "История одного обмана - "Протоколы сионских мудрецов", в которой привел известные в ту пору факты и документы, доказывающие, что "Протоколы" целиком и полностью поддельны. Конечно, вся правда еще не была известна в то время. Лишь позже в том же году княгиня Радзивилл, Арман дю Шайла и Филипп Грейвс опубликовали свои сенсационные данные и находки. Однако Бернштейн был знаком с сочинениями Германа Гедше, а кроме того, в его распоряжении имелся экземпляр "Речи Раввина". Он был уверен, что они-то и использовались для подделки "Протоколов", и процитировал в своей книге несколько отрывков из этих источников, сравнив их с аналогичными местами "Протоколов".

В предисловии к книге Бернштейн назвал "Протоколы" "жестокой и страшной ложью... обветшалым оружием, откопанным на помойке русского самодержавия... ради того, чтобы оклеветать весь еврейский народ". Через три года после Первой мировой войны, говоря о политической обстановке, давшей этой подделке широкую известность, он писал:

"После войны приверженцы самодержавия и реакции обвинили евреев во всех поразивших человечество бедах. Одни винят их за войну, другие за мир. Кто-то нападает на них за крах немецкой военной машины, кто-то - за победу союзников. В Германии юнкерство поносит евреев за то, что те противились подводной войне и тем самым привели Германию к поражению; а между тем в некоторых из стран-союзниц евреев обвиняют в том, что они были "мозгом Германии".

Всех революционных вождей Германии считают евреями, а большевизм, имеющий с иудаизмом не больше общего, чем с христианством, наречен еврейским движением. Некоторые гонители евреев заходят в своем слепом безумии так далеко, что заявляют, будто бывший кайзер Вильгельм не только находился под влиянием евреев, но и сам еврей по крови, отчего и не оборонял Германию так самозабвенно, как ему надлежало. Он организовал заговор против династии Гогенцоллернов и погубил ее. Он сокрушил собственный трон, поскольку служил тайной всемирной организации евреев.

Подобными нелепостями антисемитские агитаторы и одураченные ими люди пичкают народы цивилизованных стран со времени прекращения военных действий, между тем как на Украине, в Польше и Венгрии происходят еврейские погромы".

Вот этот-то человек предположительно и вручил Генри Форду экземпляр "Протоколов сионских мудрецов".

"Дирборн индепендент" не упоминала о находках Бернштейна и не цитировала их.

На совещании с коллегами Георг вслух подивился, почему еврейская община Америки не взяла на себя дорогостоящий процесс, предоставив вместо этого Герману Бернштейну самому судиться с Фордом. Лифшиц объяснил, что, в соответствии с англосаксонским правом, любой человек может требовать возмещения причиненного ему клеветой ущерба, однако получить компенсацию за печатную клевету, направленную против группы людей, нации или народа, невозможно, если только истец не сумеет доказать, что в результате ее публикации он понес личный ущерб. В европейских странах, принявших французскую модель правосудия, группа людей может судиться за клевету, возбуждая уголовное дело. Потому Бернштейн и решил, что его долг - воспользоваться исключительной ситуацией, созданной "личной", направленной против него клеветой, дабы доказать лживость утверждений, касающихся еврейского народа. Он подал на Генри Форда в суд, потребовав компенсации в 200.000 долларов.

30 июня 1927 года Генри Форд подписал письмо, в котором приносил извинения и брал свои заявления назад. Формулировки письма согласовывались на дому у Эдвина Антермайера, адвоката Бернштейна. Форда представляли его доверенное лицо Гарри Беннет и три адвоката: Клиффорд Б. Лонгли из Детройта, Де Ланей Николь-младший и Мартин К. Ансордж из Нью-Йорка.

Руководители еврейского сообщества уведомили истцов, что Форд ищет мира. Истцы запросили порядочную сумму. Ведь этого момента они ждали семь долгих лет. С Фордом постоянно совещались по телефону, и, когда представитель Форда сказал ему, что ситуация складывается крайне неблагоприятная, тот резко ответил:

"Мне наплевать, насколько она неблагоприятна, уладьте дело, и все!"

7 июля 1927 года Форд передал прессе длинное, подробное извинение и попросил простить его за все то зло, какое он причинил еврейскому народу. Документ содержал следующий пассаж:

"Я считаю своим долгом, долгом честного человека, исправить зло, причиненное евреям, моим соотечественникам и братьям, попросив у них прощения за вред, который я ненамеренно им принес, и, взяв назад, насколько то в моей власти, возведенные на них моими публикациями оскорбительные обвинения, а также безоговорочно заверив их в том, что отныне они могут рассчитывать на мою дружбу и добрую волю. Излишне говорить о том, что эти брошюры, получившие распространение в нашей стране и за рубежом, будут изъяты из обращения, что я всеми возможными способами буду давать понять, что, безусловно, их не одобряю и что отныне руководство "Дирборн индепендент" будет следить за тем, чтобы порочащие евреев статьи никогда не появлялись на страницах этого издания".

Вскоре после этого Форд распорядился из 1,3 миллиона долларов, выделенных на рекламу модели А, потратить около 12% на размещение рекламных объявлений в еврейских газетах, выходящих как на идише, так и на английском языке. Новые "шевроле" уже поступили в продажу, и евреи, бойкотировавшие автомобили Форда, теперь должны будут перекладывать свои деньги в его карманы.

Кроме того, Форд приказал сжечь экземпляры "Международного еврейства" - их хватило на пять грузовиков - и распорядился о прекращении изданий за границей его книги, отозвав издательские права. Но было уже поздно. Книги Форда разошлись по всей Европе, и уничтожить их, не говоря уж о том, чтобы предотвратить их издание и продажу, оказалось невозможным. Зарубежные издатели и распространители по большей части игнорировали письма Форда. Одно из этих писем было отправлено в Лейпциг Теодору Фритшу, немецкому переводчику книги и владельцу издательства "Хаммер", выпустившему ее перевод. В письме отзывались и прекращались права на издание "Международного еврейства" на всех языках и запрещалась публикация этой книги от имени Форда где бы то ни было. Фритш попросту оставил инструкции Форда без внимания, заявив, что его подпись подделана. Впоследствии эту книгу, украшенную фотографиями стоящих бок о бок Форда и Гитлера, распространяли во всех школах и государственных учреждениях Германии; ее же бесплатно раздавали в киосках Швейцарии - и никаких мер против этого не принималось.

Однако истцы, Шапиро и Бернштейн, свои обязательства по договоренности выполнили. Часть ее состояла в том, что Форд согласился выплатить им в виде компенсаций и покрытия расходов большие суммы денег, при условии, что размеры этих сумм разглашены не будут. Форд знал, что имеет дело с честными людьми. И действительно, размеры выплаты держатся в тайне и по сей день.

Бернштейн, получивший от Форда еще и личное письмо с извинениями, счел дело закрытым. В 1935 году он опубликовал новую книгу, "Правда о "Протоколах сионских мудрецов" - окончательное разоблачение", содержавшую новые факты, которые стали известными после издания в 1921 году его первой книги. Извинения Форда, приведенные в вышедшем в 1928 году переиздании первой книги, здесь отсутствовали. Эпизод с Фордом даже не упоминался.

Какой все же всепрощающий народ - евреи, думал Георг. Несмотря на все, что он им сделал, евреи Америки готовы были оправдать Форда и принять его извинения за чистую монету. 23 мая 1929 года состоялся обед по подписке в честь издателя "Американского иудея" Дэвида А. Брауна и в ознаменование его служения традициям гуманизма. Генри Форд присутствовал на этом обеде и сфотографировался с виновником торжества. Подпись под фотографией, напечатанной в еврейском журнале, гласила: "Присутствие мистера Форда на этом торжестве, среди лучших еврейских ораторов, подтверждает его неизменную дружбу с нашим народом".

Гитлер в пору своего правления использовал книгу Форда и держал у себя на столе фотографию автора. Однажды он сказал американскому журналисту: "Для меня Генрих Форд является источником вдохновения". Целые куски из книги Форда "Международное еврейство" были перенесены Гитлером в его "Майн кампф" и стали нацистским кредо. Никаких доказательств того, что Форд пытался помешать этому, даже когда Германия оставалась еще открытой для американцев, не существует.

Книга Форда и поныне периодически издается в разных странах.

Извинения Форда следует привести на суде в Берне, решил Георг, понимая, впрочем, что особой доказательной силы они не имеют. Мало-помалу он начинал осознавать огромность стоящей перед ним задачи. Реальных прецедентов не существует, понял он. Это им, небольшой группе юристов, предстоит впервые доказать в бернском суде, что "Протоколы сионских мудрецов" являются очевидной подделкой, представляющей реальную угрозу существованию евреев, где бы те ни жили.

И как осмелился он, молодой неопытный адвокат, представлять весь еврейский народ? Что, если они проиграют? Кого, как не адвоката, станут в этом винить? Как сможет он жить, если судья вынесет решение в пользу ответчиков? И что будет, если суд подтвердит подлинность "Протоколов"? Кто дал им право рисковать вынесением решения, которое сможет использоваться против евреев по всему миру?

Георг думал о профессоре Матти - юрист он, несомненно, блестящий, но сможет ли нееврей осознать всю полноту ответственности и всю опасность, нависшую над еврейским народом? Мать как-то сказала ему, что ни один мужчина не способен понять, что такое родовые муки. Чтобы понять, нужно испытать, говорила она. Не то же ли и с антисемитизмом? - думал Георг. Не отличается ли в самой основе своей порожденная личным опытом эмоциональная причастность от рассудочного понимания? Одно стало ему совершенно ясным: обратной дороги для него нет. Сможет ли он теперь спокойно спать, не мучаясь ночными кошмарами?


= Главная = Изранет = ШОА = История = Новости = Традиции =
= Музей = Антисемитизм = ОГЛАВЛЕНИЕ =