Христианско-Иудейский диалог

ПИШИТЕ Обсуждаем в группе FaceBook

ХРИСТИАНСКО-ИУДЕЙСКИЙ ДИАЛОГ:
"ГДЕ БЫЛ ЧЕЛОВЕК ВО ВРЕМЯ ОСВЕНЦИМА?"

    В предыдущих материалах этой главы в основном затрагивались вопросы., связанные с природой Бога и тем, где же находится Бог во время человеческих страданий. Но остается еще один вопрос, который поднимается в ходе диалога: "А где была Церковь во время Освенцима?". Почему большинство христиан, за малым исключением, не сопротивлялось нацизму'? В процессе диалога все, большую значимость обретает вопрос, почему кто-то занимал позицию пассивного наблюдателя, а кто-то рисковал жизнью, чтобы спасти других? Этот вопрос поднял в своем выступлении в замке Вавель, в Кракове (январь 1995 г.), лорд Якобовиц, бывший главный раввин Великобритании и стран Британского Содружества: "Где был человек во время Освенцима?"

    Когда мне задали вопрос, где был Бог во время Освенцима, у меня тоже не нашлось ответа. Может быть, ответа и не существует. В самом деле, бесконечность страданий не поддается правилу умножения, — вне зависимости от того, выпадают ли они на долю шести миллионов людей, одного миллиона или одной-единственной невинной жизни. Каждый раз, когда ребенок оказывается на смертном одре, оставляя родителей в безысходном горе, возникает все тот же вопрос: "Где был Бог?"

    Может быть, этот вопрос неразрешим. Как сказал один из наших величайших средневековых философов: "Если бы я знал ответ, я был бы Им; если бы я был способен постичь Божий суд, я бы сам был Божеством".

    На самом деле вопрос в другом: "Где был человек во время Освенцима?" Где был гуманизм культурной нации, завороженной демагогом, нации, превратившейся в миллионные толпы маньяков-убийц и их приспешников? Где был человек, когда многочисленные цивилизованные народы пребывали в безмолвии и закрыли границы для тех, кто пытался спастись от жесточайших преследований? Где были духовные лидеры мировых религий, когда крики замученных оставались, без ответа? Где был человек, когда в вагонах для скота увозились миллионы людей, чье преступление состояло в том, что они родились евреями?

    Освенцим освободили от нацистских варваров. Но мир еще не полностью освободился от Освенцима. Если неофашисты еще способны создавать влиятельные партии в таких странах как Россия и Италия, если нацистская пропаганда еще может свободно распространяться во многих регионах мира, если респектабельные лжеисторики отрицают сам факт Холокоста, — значит, перед нами неоспоримое свидетельство: по прошествии пятидесяти лет, наследство Освенцима — города смерти — еще не умерло. Если Освенцима никогда не существовало, то тогда, спрашиваю я, где мои тети и дяди, мои кузины и другие многочисленные родственники, где мои учителя и одноклассники — все те, которых туда отправили?

    [Lord Jakobovits, "Where was Man at Auschwitz?", an address delivered at the meeting between President Lech Walesa of Poland and Heads of Delegation at Wawel Castle. Cracow, 26 January 1995]

   

    МОГЛО ЛИ БЫТЬ ПО-ДРУГОМУ?

    Последующий короткий фрагмент неопубликованной статьи посвящен вопросу ответственности человека и навеян посещением Яд-Вашем, мемориального музея Холокоста в Иерусалиме. Давид Хилл (1959-1995), один из основателей Совета христиан и иудеев Эксетера и Юго-Запада Англии, не только размышляет об от- ветственности человека вообще, но и задается вопросом об ответственности мужчин и женщин:

   Я уже столько узнал об ужасах Холокоста из книг и фильмов, что не слишком был поражен увиденным. Скорее, меня охватил испуг при мысли, на что способно человеческое существо. Также полезно помнить, что руководили всем этим мужчины: могло ли все быть иначе, если бы политикой в то время занимались женщины?

    [David Hill, "An Annotated Description and Personal Experience of the CCJ Young Adults Israel Study Tour 18-29 July 1993", p.40, unpublished work]