Эрих Фромм. Догмат о Христе. |
Обобщим результаты нашего исследования относительно смысла изменений в ходе эволюции догмата о Христе.
Главное значение веры ранних христиан в страдающего человека, ставшего Богом, заключалось в подразумеваемом желании свергнуть Бога Отца или его земных представителей. Фигура страдающего Христа первоначально возникла из потребности в идентификации части страдающих масс, и она только дополнительно определялась потребностью искупления преступной агрессии против отца. Последователями этой веры были люди, которые вследствие своей жизненной ситуации были полны ненависти к своим правителям и надежды на осуществление своего собственного счастья. Изменение экономической ситуации и социального состава христианской общины видоизменило психологическую позицию верующих. Догмат развивался: представление о человеке, ставшем Богом, превратилось в представление о Боге, ставшем человеком. Отца же не надо было свергать; виноваты не правители, а страдающие массы. Агрессия направлена уже не против власти, а против личности самого страдающего. Удовлетворение заключается в прощении и любви, которые отец дарует своим смиренным сыновьям, и одновременно в царской, отеческой позиции, которую страдающий Иисус принимает, пока остается представителем страдающих масс. В конце концов Иисус становится Богом безо всякого свержения Бога, поскольку он всегда был Богом.
За всем этим стоит еще более глубокая регрессия, нашедшая свое выражение в
догмате о единосущности: отцовский Бог, чье прощение может быть получено только
посредством собственных страданий, трансформируется в полную благодати мать,
которая кормит ребенка, укрывает его в своем чреве и таким образом дает прощение.
С точки зрения психологии происходящее здесь изменение представляет собой превращение
враждебной позиции к отцу в пассивную, мазохистски покорную позицию, а в конце
концов - в позицию младенца, любимого своею матерью. Если бы подобное развитие
происходило в индивиде, оно свидетельствовало бы о психическом заболевании.
Однако оно продолжается на протяжении столетий и оказывает воздействие не на
всю психическую структуру индивидов, а лишь на общий им всем сегмент; это не
проявление патологического нарушения, а, напротив, приспособление к данной социальной
ситуации. Для масс, сохранявших остатки надежды на свержение правителей, фантастические
представления ранних христиан бьши удобны и давали удовлетворение, каким и был
для масс католический догмат в средние века. Причина развития заключается в
изменении социоэкономической ситуации или в регрессе экономических факторов
и их социальных последствий. Идеологи господствующих классов усиливали и ускоряли
это развитие, предлагая символическое удовлетворение массам, направляя их агрессию
в социально безопасную сторону. Католицизм выражал замаскированное возвращение
к религии Великой Матери, потерпевшей поражение от Яхве. Только протестантизм
повернул обратно к Богу Отцу1. Он занимает положение в начале социальной эпохи,
открывшей возможности для активной позиции части масс в противоположность пассивной
инфантильной позиции средних веков.