ИСТОРИЯ АНТИСЕМИТИЗМА И КАТАСТРОФА

КАТАСТРОФА

ЖДУ ВАШИХ ПИСЕМ!

= ГЛАВНАЯ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ =УРОКИ = УЧИТЕЛЮ =

=

Задачи и полномочия юденратов

Хотя юденраты, существовавшие во всей Европе, не были абсолютно идентичными ни по характеру деятельности, ни по персональному составу, существовали, однако, и общие, характерные для всех черты. В структурах юденратов, работавших в самых разных сферах жизни, отражалась и двойственность их функций, вызванная тем, что они были навязаны германскими властями органам еврейского самоуправления и призванны служить интересам Германии.

Функции, возложенные на юденраты германскими властями

Функции, возложенные на еврейские советы, отражали потребности текущей политики немцев. Поскольку эта политика не оставалась неизменной с течением времени, а также дифференцировалась в зависимости от места, невозможно точно определить всю совокупность требований, предъявлявшихся к юденратам немецкой стороной. Совершенно ясно одно: юденраты были созданы нацистами для проведения своей политики и считались интегральной частью германской администрации, созданной для контроля за евреями. Один из чиновников, проводивших в жизнь политику депортации евреев Голландии, глава амстердамского гестапо Вилли Лагес, сказал на допросе после окончания войны:

"Еврейский совет был по сути германским отделом... Он был создан германскими властями по одной причине: совет из "своих людей" завоюет доверие евреев, что будет способствовать очищению от них Голландии".

Не везде с точки зрения немцев юденрат успешно справлялся с этой функцией. Иногда это происходило из-за личных особенностей членов этого совета или из-за сопротивления общины. Тогда они искали иные пути для реализации своей политики, например, назначая прямого представителя германской полиции в гетто. На определенном этапе юденраты оказывались излишними; в основном, в Восточной Европе в период массовых акций уничтожения и ликвидации гетто. Такое случалось относительно редко - обычно именно юденрат, особенно его председатель, был каналом связи, по которому передавались к исполнению все приказы властей.

Основные функции еврейских советов были определены в "Срочной депеше" Гейдрйха. В ряде мест немцам с самого начала было ясно, какие еще функции будет исполнять юденрат. В секретном докладе Калишского гауляйтера бригаденфюрера СС Фридриха Юбелгера от 10.12.1939 говорилось:

"Совершенно секретно Создание гетто в городе Лодзь...

По окончании подготовки и после выделения достаточного количества охраны немедленно в назначенный мною день будет создано гетто... Сразу же будет создано еврейское управление, состоящее из еврейских старейшин и представительного совета общины. Этот совет должен будет исполнять следующие функции:

1. Продовольственный отдел ...

2. Отдел здравоохранения ...

3. Финансовый отдел ...

4. Отдел безопасности ...

5. Жилищный отдел ...

6. Отдел регистрации населения."

Однако в большинстве районов определенного долгосрочного плана не существовало, и требования нацистов менялись в зависимости от сиюминутных нужд властей. Ясно, что многообразие приказов и необходимость их точнейшего исполнения держали председателей и членов юденратов в состоянии постоянного напряжения. Свидетельствует один из членов первого состава варшавского юденрата Аполлинарий Гертгласс:

"Всякий раз, когда совет начинал что-либо делать, появлялись гестаповцы и мешали ему. Сразу после его организации было приказано провести регистрацию населения, и весь совет только этим и занимался. Только по окончании регистрации в конце октября 1939 года совет мог заняться какой-то деятельностью (для евреев) - и тут началось создание гетто, снова ничем другим нельзя было заниматься. Кончилось это дело (10-го ноября создание гетто было временно отменено), началось дело с больницей, потом эпидемия... То же самое творилось в других городах и поселках".

В большинстве мест было несколько основных функций, которые должны были выполнять юденраты.

Организация принудительных работ, возложенных на евреев. В Генерал-губернаторстве, например, 26.10.39 был издан приказ о мобилизации на принудительные работы всех евреев в возрасте от 14 до 60 лет. В Голландии такая мобилизация началась в январе 1942 года.

Переселение евреев в гетто (там, где они создавались). Например, после создания варшавского гетто ответственность за упорядоченный переезд евреев с мест их жительства в границы гетто, забота о жилье для переселяемых и соблюдение изоляции гетто от окружающих польских кварталов была возложена губернатором Варшавы на "старосту евреев" Чернякова.

Содействие в конфискации еврейского имущества. В Каунасе координатор Иордан пригласил 6 сентября 1941 года доктора Элькеса и двух членов совета старейшин и объявил:

"Вы, евреи из гетто, должны были сдать нам все имущество, но саботировали приказ и ухитрились спрятать даже больше того, что сумели найти немецкие солдаты. Я даю совету старейшин день для организации сдачи еврейского имущества... Каждая семья может оставить себе только сто рублей (10 марок). Все собранное вы должны аккуратно сдать нам... Предупреждаю в последний раз, что после этого будут проведены тщательные обыски как во всех жилищах гетто, так и в садах, полях, колодцах. За каждую найденную ценную еврейскую вещь будет расстрелян на месте не только еврей-владелец, но и сто человек из числа его соседей."

Раздача отличительных еврейских знаков (повязка или желтая нашивка с магендавидом и т.п. 29.04.42 амстердамскому Еврейскому совету было предписано в трехдневный срок раздать "еврейские звезды". Сами нашивки были заранее заготовлены по приказу немцев в гетто Лодзи.

Регистрация и контроль за еврейским населением. Статистические отчеты. Это было необходимо немцам для организации принудительных работ, распределения продуктов по карточкам, а в конце - в период депортации - для организации этапов.

Предотвращение эпидемий. Естественно, в этом были заинтересованы и сами евреи. Но мотивировка у немцев была иной: из-за тяжелых условий жизни в гетто, а также из-за идеологических предрассудков нацистов по отношению к евреям, они опасались, что гетто станет источником инфекционных заболеваний. Поэтому нацисты контролировали действия здравоохранительных органов юденратов.

Содействие в проведении политики депортации в период массового уничтожения. Это была самая тяжелая сфера деятельности юденратов, о которой мы будем говорить позже.

Функции, добровольно возложенные на себя юденратами.

Положение еврейской общины, отделенной от окружающего мира физически, стенами гетто, и незримыми перегородками законов и приказов, поставило его лидеров перед специфическими и тяжелейшими проблемами. Их решение не было поставлено перед юденратами германскими властями и вообще не интересовало последних. Юденраты по собственной инициативе приняли на себя решение этих проблем и потому, что они формально возглавляли еврейские общины, и потому, что они все-таки были еврейской администрацией. Еврейские функции юденратов сводились к двум группам задач: к материальным, в основе которых лежали физические нужды общества, и к духовным - с целью сохранения в еврейской среде духа гуманизма и особенно иудаизма. Рассмотрим некоторые из этих задач.

Налоги. Как любой организации, юденратам требовались деньги на их деятельность, в частности, на зарплаты сотрудникам. Отметим, что не все сотрудники получали деньги, многие работали на добровольных началах ради особого, зачастую выгодного положения служащего юденрата. Деньги добывались разными способами.

Во многих местах общество облагалось налогами, но чаще всего это были косвенные налоги, они взимались при продаже услуг и товаров, полностью сосредоточенных в руках юденрата. Как людей заставляли платить налоги? В Голландии, например, каждую семью обложили подоходным налогом в соответствии с ее доходом накануне оккупации. Каждый налогоплательщик получал так называемый "серый документ" - и лишь имевший его на руках мог пользоваться общественными услугами юденрата.

Снабжение продуктами. Юденраты в гетто отвечали за обеспечение населения муниципальными услугами (вода, канализация и пр.). Отделение гетто от остальной территории страны заставляло юденраты принять на себя заботу также о снабжении и распределении продуктов. По мере продолжения войны важность и сложность решения этой задачи постоянно возрастала. Кроме этого проблема снабжения зависела от степени изоляции гетто (которая в свою очередь была обусловлена жестокостью контроля властей, типом стен и ограждений вокруг гетто, степенью враждебности окружающего населения). В целом голод стал основным фактором повседневной жизни, и необходимо было изыскивать всевозможные способы, чтобы добыть продовольствие для населения.

Здравоохранение. Голод, скученность, отсутствие элементарных санитарных условий превратили здравоохранение в тяжелейшую проблему. Власти опасались лишь болезней и эпидемий, но еврейские общины и их руководителей занимали более широкие аспекты здравоохранения. Смертность возрастала угрожающе: например, в Лодзи и ее окрестностях она выросла с 0.09% в довоенном мае 1939 года до 0.27% в мае 1940 года и к лету 1942 года дошла до 2% в месяц главным образом из-за недоедания, заболеваний туберкулезом, эпидемий тифа и дизентерии. "Староста евреев" Лодзи Румковский многое сделал для улучшения медицинского обслуживания: купил больницы, находившиеся на территории гетто, мобилизовал врачей, сестер и других работников здравоохранения для работы в отделе здравоохранения при "Совете старейшин", выкупил лекарства, конфискованные ранее из еврейских аптек. По его распоряжению открылись новые аптеки, где, хотя и в небольших количествах, продавались лекарства. В период наиболее интенсивного развития лодзинского гетто в 1942-43 годах в распоряжении отдела здравоохранения юденрата находились пять поликлиник, две станции скорой помощи, пять - семь лабораторий, четыре - семь аптек, пять - шесть больниц, инсулиновый, физиотерапевтический, гинекологический диспансеры, детская поликлиника, два туберкулезных диспансера и одна стоматологическая поликлиника. Медицинские услуги оказывались в школах, в общежитиях беженцев и в благотворительных заведениях. Действовала санитарная служба с тремя банями и девятью дезинфекционными камерами. Отделу здравоохранения в мае 1940 года подчинялись 94 врача, к началу 1943 года их число возросло до 144. Тяжелый удар отделу был нанесен в результате акции сентября 1943 года. Аналогичным было положение и в других больших гетто. В государствах, где гетто не существовали и юденратам приходилось заниматься проблемами, вызванными национальной политикой нацистов.

Жилье. Концентрация евреев в гетто в Польше и в СССР, 1939-1941 годы, и концентрация евреев в нескольких городах Западной Европы, 1942-43 годы, вызвали перемещение населения и потребовали обеспечения его жильем. Кое-где решить эту задачу требовали от юденратов немцы, в других местах такие указания от властей не поступали, но считалось естественным, что проблемой жилья будет заниматься именно юденрат. Выработка критериев для распределения жилья и проведение в жизнь этой политики стали труднейшим испытанием. Не менее сложной задачей было обеспечение гетто электричеством и водой, которые должны были поступать из внешних источников. Так, например, в Каунасе долгое время в гетто не подавалась электроэнергия.

Работа и производство. Работа и производство заняли центральное место в жизни гетто и в особенности в крупных гетто. Прежде всего, нужно было проводить принудительные работы, которые власти требовали от евреев. В первые дни оккупации немцы и их помощники повсеместно сами проводили сбор людей на работы. Позднее обязанность проведения мобилизации на работы была возложена на юденраты. Однако нередко сами евреи брали на себя инициативу по проведению мобилизации на работы еще до того, как эта обязанность была возложена на них властями, и исполнение такой задачи вовсе не считалось позорным. Наоборот, такая инициатива приветствовалась общиной, поскольку считалось, что будет гораздо хуже, если немцы сами будут проводить мобилизацию. Так, например, описывает ситуацию свидетель из Варшавы:

"Юденрат обратился к германским властям с предложением ежедневно поставлять им определенное количество работников только ради того, чтобы людей перестали хватать прямо на улицах".

Независимо от работ "на немцев", в гетто развилась своеобразная "идеология труда". Так как там не было ни сырья, ни денег, ни ценностей, источником различных выплат, за еду, электричество и прочее, могла быть только работа или производство чего-либо в самом гетто. Производительный труд стал главным источником доходов гетто. Он имел и другую цель - создание условий для нормального существования. Безделье и отсутствие доходов в начале оккупации привели к росту преступности в гетто. Староста лодзинского гетто Румковский провозгласил лозунг: "Работа и спокойствие". В речи, произнесенной 1 февраля 1941 года, он указал на ненормальную классовую структуру населения:

"Большинство зажиточных людей ушло еще до создания гетто. Остались среднее и низшее сословия и рабочий класс... Именно этот слой вызывает самые большие трудности в управлении общиной, поскольку он недисциплинирован, склонен к распущенной жизни и является главным источником преступности. Я принял на себя ответственность за создание в гетто любой ценой условий для нормальной жизни. Эта цель будет достигнута прежде всего путем обеспечения всеобщей занятости. Мой девиз: обеспечить работой как можно большее количество людей. Создание мастерских было непростым делом... Но, все-таки, удалось создать целый ряд фабрик".

В период депортации идеология труда и производства приобрела новое значение: так как производство в гетто работало для властей и некоторые немцы, так называемые трезвые антисемиты, в отличие от фанатиков расизма, были заинтересованы в труде, а не в уничтожении рабочих-евреев, то для надежды на "спасение через работу" имелись, казалось бы, некоторые основания. "От самой страшной беды нас может спасти лишь работа", - сказал Румковский в своей речи на текстильной фабрике в субботу 17 января 1942 года. Днем позже Бараш объявил в Белостоке, что промышленность "будет защитой от бедствий в гетто, и сохранность гетто требует, чтобы промышленность заняла первое место в делах юденрата".

По этой причине в гетто основывались различные производства: текстильные, обувные и прочие, но все это создавалось практически из ничего ввиду острейшей нехватки сырья. Его раздобывали самыми немыслимыми способами. В Белостоке, например, создали особый отряд из сорока сборщиков утиля, собиравших в домах, на помойках и улицах металл, проволоку, стекло, нитки и прочее.

Воспитание и образование. Оккупация и политика создания гетто как бы исторгли еврейских детей из государственных систем образования. Еврейская система образования получила вследствие этого стимул к реорганизации и расширению, но последствия войны - разрушение зданий и прочее - препятствовали этому. В труднейших экономических условиях создание системы образования было невероятным делом, особенно в гетто. Не было ни одной общины, которая не занималась бы этой проблемой - финансированием школ, выделением помещений, подготовкой учителей. В Германии специальный параграф в постановлении о создании "Общеимперского объединения евреев Германии" касался вопроса об образовании. В Генерал-губернаторстве Ганс Франк 11 сентября 1940 года издал распоряжение, уполномочившее юденраты открывать начальные и профессиональные школы, но не обязывающее их это делать. Высшее образование было запрещено, но продолжало существовать нелегально.

В Белостоке, вскоре после создания юденрата, перед началом учебного года школами начали заниматься по собственной инициативе: на совещании 28 августа 1941 года ответственный за отдел образования доложил, что

"создана комиссия по делам школ, объявлено о записи учеников и приеме на работу учителей. Все оборудование для физических и химических лабораторий собрано в одном месте, в здании юденрата. Мы планируем открыть общие и профессионально-технические школы. Юденрат передает помещения и залы в распоряжение школьной комиссии" .

В Голландии, где система еврейского образования традиционно была не велика, все евреи - как учителя, так и ученики - были удалены из общей системы образования в начале 1941-42 учебного года. Тем не менее в 2-3 месяца были созданы начальные и профессиональные школы по всей стране под патронажем "Еврейского совета" Амстердама и других организаций. Они функционировали до лета 1943 года. В конце лета последние евреи были вывезены из страны.

Кое-где оккупационные власти препятствовали деятельности еврейских школ: арестовывали учителей, конфисковывали пособия и учебное оборудование и прочее. Но обычно юденратами предпринимались все усилия, чтобы занятия продолжались. Например, в августе 1942 года власти приказали закрыть профессионально-техническую школу в Каунасе, но юденрат сумел убедить нового коменданта открыть ее заново.

Культурные мероприятия. Культурная жизнь продолжалась при поддержке юденратов. В местах концентрации еврейского населения, где проживали писатели и артисты, выступали хоры, оркестры, шли лекции и дискуссии, действовали театры и кабаре, учреждались литературные премии, работали библиотеки и даже музеи. Множество еврейских деятелей культуры оказались вырванными из общей культурной среды из-за разделения между еврейским и нееврейским обществом. Они смогли вступить в новые творческие коллективы - иногда по собственной инициативе, а иногда по инициативе юденрата. В Вильнюсе, например, при поддержке Генса действовала театральная труппа, сборы которой жертвовались на благотворительные цели.

по материалам курса Открытого Университета Израиля


= ГЛАВНАЯ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ =УРОКИ = УЧИТЕЛЮ =

=