ИСТОРИЯ АНТИСЕМИТИЗМА И КАТАСТРОФА |
КАТАСТРОФА |
       Нацистское правительство не навязывало евреям тип их внутренней организации и методы руководства. Эта политика была следствием самого характера антисемитсткой политики тех лет - как противоборства различных центров власти, так и, главным образом, чистой формалистики в установлениях и указах, издававшихся властями с целью нанести вред евреям.
       Модель "юденрата", сформировавшуюся в более поздние годы, характеризуют совсем иные элементы: строгий контроль властей за деятельностью евреев и приказы, обычно устные и не ориентировавшиеся на какие-либо законы, но беспрекословно выполнявшиеся. Особенно важно первое, поскольку это означало слежку и контроль за любой деятельностью, создававшими почти полную зависимость от властей. Контроль носил полицейский характер. Это неудивительно, потому что был разработан в органах, о которых мы уже упоминали, - в СС и полиции. Усиление этих органов в общей системе учреждений Рейха тем самым приобретало особое значение именно для существования евреев.
              Вызовы руководителей еврейства в гестапо и СД
       С 1937 года начались вызовы еврейских руководителей для докладов о, текущей обстановке в гестапо и СД. В 1938 году эти вызовы быстро превратились в "Допросы отдельных руководителей еврейских организаций" и в рутинные "Обыски в конторах еврейских организаций". "Государственное представительство", "Общество взаимопомощи" и прочие, начиная с 1938 года, были обязаны регулярно докладывать о всех важных событиях в своих организациях. Эти вызовы еврейских руководителей в гестапо и СД создали, таким образом, новую систему отношений между властями и евреями.
       Эйхман в Вене
       В предыдущей части курса мы упоминали о важнейшем значении присоединения Австрии для развития антисемитской политики. Оно послужило поворотным пунктом для Гиммлера, его аппарата и особенно для еврейского отдела СД и Эйхмана. Реорганизация еврейских общин после аншлюсса позволила отделу Эйхмана установить строгий контроль над австрийским еврейством. Его целью тогда было - подтолкнуть евреев к эмиграции. Изменилась не только структура общинной жизни - изменился самый ее стиль: Эйхман без всяких формальных церемонии назначил Ливенгерца главой общины, в то время, как настоящий ее глава сидел в концлагере. Правда, Ливенгерц занимал и ранее высокий пост в общине и разбирался в особенностях еврейской жизни в Австрии, однако, главой ее он не был. Еще деталь: во время собеседований Эйхман сидел в кресле, а Ливенгерц, бывший на двадцать лет старше его, вынужден был часами стоять перед ним.
       Итак, в нацистском взгляде на евреев совершилась значительная перемена: теперь нацисты хотели, чтобы евреи были организованы в рамках одного объединения, которое можно было бы контролировать и держать под постоянным наблюдением. А что же происходило на еврейской стороне, как действовала еврейская община в ее новых структурах?
       При главе общины Ливенгерце действовала совещательная комиссия, состоявшая из восьми руководителей отделов. Ливенгерц имел право принимать или отклонять их предложения по своему усмотрению, но обычно в важных случаях предпочитал советоваться с коллегами. Община имела легальный статус, поскольку закон о его отмене пока не распространялся на Австрию - это давало возможность для более широкой деятельности. Кроме того, именно тот факт, что целью новой еврейской организации считалась эмиграция евреев, давал ей, как ни удивительно, дополнительные козыри в игре. Например, в начале декабря 1939 года, когда Эйхман стал угрожать насильственным выдворением всех австрийских евреев в Польшу, если они не выедут из страны добровольно в течение трех месяцев (исключение делалось только для стариков), глава европейского отделения Джойнта предостерег, что его организация в качестве ответной меры прекратит всякую поддержку еврейства Вены. Инициатива этого демарша исходила от Ливенгерца, и, как ни странно, она помогла: Эйхман отложил исполнение своей угрозы до конца 1940 года. В процессе работы по осуществлению разных проектов, прежде всего в сфере эмиграции, между людьми Ливенгерца и Эйхмана развернулось довольно тесное сотрудничество, хотя, естественно, каждая сторона действовала в своих интересах. Поэтому-то многим - хотя далеко не всем! - евреям удалось тогда эмигрировать. Когда же настала эпоха депортации (в 1942г.), еврейскую религиозную общину преобразовали в Совет старейшин Вены, работавший в рамках реализации "Окончательного решения". Но об этом речь пойдет позже, в главах, посвященных другим событиям.