ИСТОРИЯ АНТИСЕМИТИЗМА И КАТАСТРОФА

КАТАСТРОФА

ЖДУ ВАШИХ ПИСЕМ!

= ГЛАВНАЯ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ =УРОКИ = УЧИТЕЛЮ =

= О Г Л А В Л Е Н И Е =

Высказывания и действия официальных лиц в 1933-1938 годах

       До того, как мы рассмотрим отношение правительственных органов к учреждению центральной еврейской администрации, напомним два важных обстоятельства:

       1) в первые годы нацистского режима еще не существовало единой антисемитской политики. Можно лишь указать на некоторые тенденции, сопровождавшиеся межведомствен- ными конфликтами.

       2) национал-социалистский режим был тоталитарным, и никакая организация не могла существовать и действовать официально, не будучи признанной режимом.

       Теперь можно вернуться к вопросу о том, что думали официальные лица, ответственные за решение еврейского вопроса, относительно создания единого представительства евреев и как они реагировали на действия такого представительства.

       1) Мнение специалиста по исследованию рас министерства внутренних дел, доктора Ахима Герке в ответ на представленный законопроект "Об упорядочении статуса евреев". Лето 1933 года: "Большой ошибкой будет объединить евреев в одной организации, возглавляемой управителем евреев.., ведь так евреи навсегда получат легальный статус в Германии, представительство, защищающее их интересы, и возможность узаконить свои тайные связи, так что создастся впечатление, что они явля- ются национальным меньшинством".

       2) Циркуляр главы СД ко всем центральным филиалам организации о том, как именно следует составлять периодические отчеты о ситуации в стране. Лето 1934 г.: "Заметна ли деятельность "Государственного представительства евреев Германии"? Не отвергают ли ее евреи?"

       3) Высказывание барона фон Бюлов-Шванте, шефа "Германской референтуры" (отдела по делам евреев): "Я предостерегаю от ведения переговоров или составления соглашений с еврейскими организациями или другими еврейскими группами по поводу еврейского вопроса".

       4) Отрывок относительно "еврейского вопроса" из секретного отчета СД о положении в стране, май-июнь 1934 года:

       "2. Еврейские организации.

       ...Состоится ли всеобщее объединение евреев Германии и когда это произойдет, зависит, прежде всего, от противоположной германской стороны. Однако дальнейшее развитие этой тенденции в настоящих условиях, когда мы полностью не уяснили себе ее природу, слишком опасно. Возможно, нам не удастся вынудить всех наших евреев к эмиграции и все усилия в этом направлении зайдут в тупик. Соседние страны, после того, как они приняли первые 50.000 евреев, определенно откажутся принять оставшихся 550.000 евреев, не говоря уже о выходцах из смешанных семей. Попытки переселения евреев до Сих пор не дали должных результатов, как это будет показано ниже, и тогда мы уже не сможем вести себя с ними как с нежеланными гостями в Германии, а должны будем дать им законный статус. Возможно, их придется признать национальным меньшинством, и тогда они навеки останутся гирей на нашей шее. Подобная опасность растет по мере того, как сами евреи все более начинают ощущать себя в Германии национальным меньшинством. Мы сами укрепляем их в такой мысли, когда для облегчения техники переговоров и улучшения контроля признаем из как особое общество, ведем переговоры с их общегосударственными представителями, общегосударственными организациями и т.д. вместо того, чтобы делать это с отдельными группами" .

       5) Цитата из исследования Азриэля Гильдесхаймера о деятельности общегосударственной организаций евреев Германии при нацистском режиме: "Имеется копия письма рейхсминистра просвещения от середины апреля 1935 года к "Государственному представительству" о приеме еврейских и других неарийских учеников в еврейские средние школы. В рамках усилий, направленных на то, чтобы уменьшить число еврейских учеников в нееврейских школах, а также ограничить число евреев, которым будет позволено получать среднее образование даже в еврейских школах, министерство просвещения еще в 1933 году издало циркуляр, запрещавший с нового учебного года переводить учеников-евреев в пятый класс (один из первых классов полного среднего образования в Германии), что, естественно, должно было в итоге прекратить получение германскими евреями среднего образования вообще. После продолжительных переговоров с "представительством" (к которым подключилась и делегация ортодоксальных евреев), министр просвещения в упомянутом письме дал указание отменить прежний Циркуляр, и еврейским школам было позволено вновь даже без предварительного разрешения открывать свои пятые классы без всяких ограничений".

       6) "Директивы государственному объединению еврейских культурных организаций Германии", составленные в результате компромисса между Гансом Гинкелем из министерства пропаганды, возглавляемом Геббельсом, и гестапо, 13 августа 1935 года.

       1. Государственное объединение еврейских культурных организаций Германии представительствует от имени всех культурных еврейских организаций на территории Германского Рейха. Местонахождение его администрации - Берлин, Шарлоттенштрассе, 90/92.

       2. Все культурные еврейские организации, не считая школ и общин, должны состоять в государственном объединении. Только евреи и другие неарийцы в соответствии с духом закона о государственных служащих могут состоять членами этого объединения. Однако в нем могут состоять и супруги членов объединения, являющиеся арийцами.

       3. Только члены объединения могут участвовать в его мероприятиях, поэтому они носят характер "закрытых", на них не допускаются лица без членского билета или специального разрешения, выданного местным отделением политической полиции.

       4. Разрешение на проведение циклов лекций на разные темы будет время от времени выдаваться государственным комиссаром (Staatskomissar) Гинкелем по согласованию с берлинской тайной политической полицией. Циклы лекций, спектакли, фильмы, получившие разрешение от вышеупомянутых органов, не нуждаются в дополнительных разрешениях местных властей, за исключением случаев, когда этого потребуют специфические местные условия и с разрешения берлинской политической полиции.

       5. Мероприятия объединения следует по возможности проводить в помещениях, хозяевами или арендаторами которых являются неарийцы. Только если нет такого помещения, арийцы могут предложить свое. В последнем случае нельзя допустить, чтобы факт аренды помещения объединением причинил какой-либо ущерб его владельцу-арийцу.

       6. Обо всех подобных мероприятиях следует предварительно, за десять дней, сообщить местному отделению политической полиции.

       7. Каждое местное отделение или другая организационная структура объединения обязаны представлять на утверждение политической полиции и государственного комиссара любые персональные или организационные изменения."

       Как видно из изложенного, имелась тесная связь между отношением властей к центральному еврейскому руководству и общей антисемитской политикой. Отсутствие единства в этой политике, более того, отсутствие единого органа, отвечавшего за нее, привели к тому, что не было выработано единой линии и в отношении к центральной еврейской организации. Среди сторонников сильной еврейской организации были консерваторы, прагматики, которым было удобнее вести переговоры с уполномоченными лицами. Другие были против еврейского представительства - в основном, радикальные элементы, стремившиеся отнять у евреев организационную силу, которая могла бы позволить им как-то удержаться на германской земле.

       Эта смесь разных подходов привела к тому, что "Государственное представительство евреев Германии" не получило полного официального признания, однако, с ним время от времени вели переговоры, даже принимали его прошения. Вместе с тем власти признавали и другие представительства, например, "Государственное объединение еврейских - культурных организаций". Еврейские общины и их лидеры, включая объединявшие их структуры в разных землях Германии, вплоть до 1938 года продолжали свое существование, как и в донацистский период.

       Развитие событий на местах. Ситуация в Баварии

       Общая картина событий еще более запутывается, когда мы рассматриваем их на местном уровне. Антисемитская политика развивалась в разных землях Рейха в разном темпе. Существовали "локальные процессы", как они назывались на нацистском служебном жаргоне. В первые годы нацистского режима наиболее активная антисемитская деятельность разворачивалась в Баварии. В значительной степени это являлось следствием личного при- сутствия в этой земле Гиммлера и Гейдриха - руководителей тайной полиции. В Баварии было арестовано больше евреев, чем в других землях Германии, больше наложено ограничений на еврейскую прессу, а летом 1933 года были запрещены те еврейские организации, которые могли еще действовать в прочих землях, например, "Центральное объединение немецких граждан еврейской веры". На фоне этих событий "Национал-социалистическая благотвори- тельная организация" Баварии постаралась взять под свой контроль общую еврейскую благотворительную организацию.

       15 августа 1933 года д-р Ноймайер, председатель земельного объединения еврейских общин, послал в баварские общины следующий циркуляр:

       "Содержание: единые рамки еврейских организаций Баварии.

       Директор национал-социалистической благотворительной организации Баварии потребовал немедленно создать организацию, объединяющую благотворительные и религиозные еврейские учреждения. Цель ее - охранять интересы этих учреждений и обеспечить им государственную защиту. Речь идет не только о чисто благотворительных или религиозных организациях, но и о других, в рамки деятельности которых включена благотворительность. Сюда включаются масонские ложи, например, Бней-Брйт, культурные учреждения и другие организации, представляющие еврейские интересы в целом, например, "Центральное объединение немецких граждан еврейской веры", "Дети еврейских солдат- фронтовиков", сионистские объединения и все другие учреждения, занимающиеся благотворительностью. Сюда присоединяются и те, что имеют независимый юридический статус, такие, как семинар еврейских учителей в Вюрцбурге. Но мы бы не хотели обращаться ни к Центральному объединению, ни к союзу солдат-фронтовиков, потому что в этих случаях заявления должны быть переданы центральными штабами этих организаций...

       По требованию директора Национал-социалистической благотворительной организации во главе нового объединения следует поставить молодых людей с безупречной репутацией..."

       Объединенная еврейская организация была действительно создана, был составлен ее устав, Фриц Ротшильд из Мюнхена стал официальным ее представителем при контактах с нацистскими организациями и правительственными инстанциями. Но во второй половине 1934 года правительство вновь разрешило деятельность большинства еврейских организаций, и тогда объединенная организация прекратила свое существование. Развитие событий в Баварии подтверждает общую картину - наличие расхождений в антисемитской политике между группами, желавшими видеть евреев, как четко сформированную общину, имеющую своих представителей, и теми оппонентами, кто желал бы видеть евреев разобщенными и неорганизованными.

по материалам Открытого Университета Израиля      


= ГЛАВНАЯ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ =УРОКИ = УЧИТЕЛЮ =

= О Г Л А В Л Е Н И Е =