ИСТОРИЯ АНТИСЕМИТИЗМА И КАТАСТРОФА

СРЕДНИЕ ВЕКА

ЖДУ ВАШИХ ПИСЕМ!

= ГЛАВНАЯ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ =УРОКИ = УЧИТЕЛЮ =


Положение евреев Европы в раннее средневековье

Византия

      Государство, возникшее в 395 году в восточной части Римской империи. Оно просуществовало до XV века. К моменту возникновения Византии на ее территории существовали многочисленные еврейские общины. В поздней Римской империи иудаизм считался разрешенной религией. В Византии положение формально оставалось прежним. Однако враждебное отношение византийских правителей, общества и христианской церкви привело к значительному ограничению прав евреев. В период, предшествовавший возникновению Византии, римское законодательство часто обращалось к еврейским проблемам, особенно после того, как христианство окончательно укрепило свои позиции.

      Император Константин, 306 - 337, и его мать Елена стремились превратить Палестину в христианскую страну. Его сын, Констанций, запретил браки между иудеями и христианами и вновь ввел в действие закон, запрещавший евреям вход в Иерушалаим. В его царствование было жестоко подавлено восстание евреев в Палестине в 351 году.

      При Юлиане Отступнике, пытавшемся восстановить языческую империю, положение евреев на некоторое время улучшилось, однако конечным результатом его царствования было усиление вражды к евреям со стороны христиан.

      С момента возникновения самостоятельного государства Византия религиозный фанатизм стал характерной чертой всей последующей его истории вплоть до падения Константинополя в 1453 году. Церковь, раздираемая внутренней борьбой, занялась слежкой и вылавливанием еретиков при поддержке императорской власти. Вырабатывался все более грубый и злобный язык по отношению к христианским оппонентам.

      На протяжении IV века христианская церковь создала воинственную антиеврейскую полемическую литературу. В восьми проповедях, произнесенных Иоанном Златоустом в Антиохии в 387 году, евреям были приписаны все мыслимые пороки. Ядовитая злоба, воплощенная в этой литературе и проповедях отцов церкви, в значительной степени легла в основу средневековой ненависти к евреям и распространилась за пределы Византии и ее культуры.

      Следующим шагом византийских властей на пути уничтожения иудаизма было упразднение должности наси. Последний наси, раббан Гамлиэль VI, был обвинен в нарушении законов империи, запрещающих строительство новых синагог, обрезание рабов-христиан и отправления правосудия в делах, касающихся христиан. Он был лишен звания "почетного префекта". После смерти наси власти отказались утвердить назначение нового. Еврейский народ утратил центральный институт власти, который просуществовал почти 300 лет после разрушения Храма. Так закончилась эпоха патриарахата в Эрец Исраэль.

      Синедрион еще продолжал существовать, однако утратил свое первенство в диаспоре. Принято считать, что до 527 года жизнь евреев была сравнительно спокойной. В это время все свои силы христианская церковь бросила на борьбу с внутренними оппонентами.

      Кодекс Феодосия II, 438 год, свел воедино все более ранние антиеврейские законы и добавил запрет на строительство новых синагог.

      В VI веке, в царствование Юстиниана I, антиеврейская кампания вспыхнула вновь. Он составил новый кодекс законов, в который не были включены некоторые законы Феодосия, подтверждающие права евреев, и ввел ряд новых законов, ограничивающих их права. Новое законодательство стремилось искоренить еврейскую религию. Вновь было запрещено строить синагоги, евреев принуждали креститься. В синагогах было запрещено чтение Торы на иврите, обсуждение Устного Закона, празднование Песаха, если он выпадал на дату, предшествующую христианской Пасхе. Ряд законов Юстиниана лишал евреев различных гражданских прав: им было запрещено занимать муниципальные посты; право евреев выступать в суде в качестве свидетелей ограничено; официально поощрялось обращение еврейских детей в христианство.

      При Юстиниане I Византия помогла Эфиопии разгромить Химьяритское царство в юго-западной Аравии, правители и часть населения которого исповедывали иудаизм. Евреи были обложены тяжелыми налогами, им было запрещено свидетельствовать в суде против христиан и занимать почетные должности. Император пытался вмешиваться во внутреннюю жизнь еврейских общин и даже поставить иудаизм вне закона.

      В ослабленной империи VI-VII веков усилились антиеврейские выступления и участились случаи насильственного обращения евреев в христианство. Эти притеснения привели евреев к ряду вооруженных выступлений против Византии. Подавление восстаний самаритян в 485 и 529 годах явилось прелюдией к беспощадным религиозным гонениям, направленным и против евреев. Политика Юстиниана продолжалась всеми византийскими императорами вплоть до Ираклия, 610-641.

      После изгнания персов из Иерушалаима Ираклий под нажимом христианского духовенства отказался выполнить свои обещания, данные в свое время евреям Начались жесточайшие погромы, после которых уцелели лишь немногие евреи, бежавшие в Египет или укрывшиеся в горах. Другие были изгнаны из Иерушалаима и его окрестностей. Именно в это время многие евреи, утратив веру под влиянием страшных испытаний или просто пытаясь спасти свою жизнь, перешли в христианство. Те же, кто спасался от завоевателей в пустыне или соседних странах, приветствовали новых завоевателей Эрец Исраэль, арабов.

      Самым важным культурным достижением этого времени стало более широкое употребление ивирита как живого языка в Эрец Исраэль. Сузилось употребление греческого и арамейского языков. Многие тексты переводились на иврит. Почти все галахические постановления записывались также на иврите. Детям стали давать еврейские имена.

      Главную роль по-прежнему играла иешива Тверии, авторитет который не был поколеблен отменой патрархата. Законоучители Эрец Исраэль создали множество аггадических произведений, притч, полных скрытых намеков на текущие события, открытой или замаскированной полемики с христианством.

      Евреи на территории Италии.

      Число еврейского населения Италии значительно возросло в результате Первой Иудейской войны. Тит привел в Рим около 1 500 человек, еще 5 000 были отправлены в Апулию. Через некоторое время они были выкуплены, но остались жить в Италии.

      Веспасиан, обложивший римских евреев особым налогом, Домициан, жестоко взимающий эти налоги и Адриан, свирепо преследовавший еврейскую религию, значительно ухудшили положение евреев.

      Поражение восстания Бар-Кохбы, похоже, не повлияло на положение евреев империи. Императоры относились к евреям большей частью терпимо. Эдикт Караколы 212 года, предоставивший римское гражданство всем свободным гражданам, распространялся и на евреев.

      К началу II века численность еврейского населения достигала 50 000 человек. Более половины из них проживало в Риме. Средоточием еврейской жизни стали синагоги, которых в одном Риме было около 12. Вне Рима евреи селились в портовых городах Остия, Порто, Помпеи, Таранто, Отранто. Еще через два века они уже жили в Кампании - Неаполь, Капуя, Салерно, на острове Сицилия. Заметные поселения появились и на севере страны.

      Сохранилось очень мало достоверных сведений о научной и литературной деятельности евреев. Также мало известно и о хозяйственной деятельности евреев.

      Положение евреев заметно ухудшалось с укреплением позиций христианства. Проповеди высокопоставленных представителей церкви против иудаизма и евреев не редко имели характер открытого подстрекательства к беспорядкам.

      Когда Италия попала под власть Византии в VI веке, на евреев распространились постановления Кодекса Феодосия II 438 года и "Свода цивильного права" Юстиниана I в 529-534 гг., согласно которым евреев относили к низшему классу граждан, обязывали выполнять ряд особых повинностей, закрывали доступ к государственной и общественной службе и запрещали заниматься отдельными профессиями.

      Испания

      Надгробные надписи свидетельствуют о присутствии евреев в Испании, возможно, уже в I веке н.э. или ранее. Следущие двести лет на полуостров активное проникало христианство, что привело к разделению жителей. Церковный собор в Эльвире в 305 году запретил хистрианам жить в домах евреев, есть с ними за одним столом и т.п.

      Вестготы, завоевавшие страну в 412 году, стали притеснять еврейское население Испании вскоре после того, как король Рекаред I принял католичество в 586 году.

      Третий церковный собор в Толедо, 589 год, постановил крестить детей от смешанных браков. Евреи сильно ограничивались в правах, а при короле Сизебуте, 612-621, тысячи евреев, отказавшихся принять христианство, были изгнаны из страны в 613 году. Свинтила, 621-631, был более либерален и разрешил изгнанникам возвратиться на родину. Большинство евреев, принявших крещение, вернулись к своей вере.

      В это время сложилась официальная позиция церкви, касающаяся обращения в христианство, которая была узаконена на четвертом соборе в Толедо в 633 году. Насильственное крещение евреев запрещалось, но те, кто был обращен в христианство при Сизебуте и вернулся в иудаизм при Свинтиле, должны были оставаться христианами. Евреям и "лицам еврейского происхождения" запрещалось занимать должности, которые давали бы им власть над христианами.

      При короле Хинтиле гонения возобновились, под его давлением шестой собор в Толедо в 638 году постановил, что лишь католики могут жить в Испании. Многие евреи приняли христианство, другие предпочли покинуть страну. Позже этот закон практически не применялся, но в 653 году вопрос об их присутствии в Испании был поставлен перед восьмым собором в Толедо. Король распорядился вернуть крещеных евреев в христианство, если необходимо, то и силой. Новообращенные должны были подписать обязательства быть добропорядочными католиками, оставить все еврейские обычаи и казнить тех, кто попытается вернуться в иудаизм. Единстенной уступкой было разрешение не употреблять в пищу свинину.

      Евреев, не принявших ранее христианство, не обращали силой, но им было запрещено праздновать субботу, еврейские праздники и делать обрезание. Однако выполнение королевских указов наталкивалось на нежелание феодалов притеснять евреев. Феодалы видели в евреях союзников в борьбе против усиления королевской власти.

      До начала VIII века предпринимались попытки насильственного крещения евреев, а при короле Эгике, 687-702, евреям было запрещено владеть землей, заниматься судоходством и внешней торговлей, а также и торговать с христианами. Евреев, лишенных средств существования, обвинили в подготовке восттания, и король, объявив их рабами, распорядился отдать еврейских детей на воспитание христианам.

      Германия.

      В Талмуде и Мидрашах называется "Германия" или "Аллемания" и служит общим обозначением стран Северной Европы. Не позже IX-X вв. к ней начали применять библейское название "Ашкеназ".

      В Германии евреи впервые оказались вместе с римскими легионами. Они занимались торговлей и осели в основанных римлянами прирейнских городах. Первые документальные сведения о поселениях евреев в Германии содержатся в указах Константина 321 и 331 года. Они относятся к еврейской общине Кельна. В частности, в 331 году евреям предписывалось сдать деньги на строительные работы в Константинополе.

      Данные о постоянных поселениях имеются лишь с X века. После прекращения династии Карла Великого утвердилась Саксонская династия. Германский король Отон Великий присоединил к своим владениям Северную Италию и получил звание императора.

      Считая себя наследниками Римской империи, германские императоры смотрели на евреев как на собственность своего государства, полученную в наследство от древнего Рима. Они часто уступали земельные угодья с живущими на них евреями своим феодалам: графам, баронам или епископам. Евреям разрешалось заниматься торговлей и ремеслами, но при этом они платили высокие налоги в казну.

      Во многих городах евреи жили отдельными общинами, во главе которых стояли раввины. Наиболее благоустроенные находились в Майнце, Вормсе, Шпейере, Кельне. Здесь возникали талмудические школы и появлялись авторитетные законоучители, предписаниями которых евреи руководствовались в своей жизни.

      В начале XI века прославился Майнцский ученый рабби Гершом. Он стоял во главе высшей талмудической школы, обучающей раввинов Франции и Германии. Подобно гаонам, рабби Гершом разрешал спорные вопросы еврейского законодательства и издавал новые. Он запретил многоженство евреев, которое еще встречалось на Востоке, и постановил, что муж не может дать развод своей жене без ее согласия. Эти постановления были одобрены съездом раввинов в Вормсе.

      Эпоха мирного сосуществования на территории Галлии.

      В Римский период сохранилось лишь несколько упоминаний о еврейских торговцах в Марселе, Арле или Нарбонне. В это время евреи пользовались правами "римских граждан" и мирно уживались со своими соседями-язычниками. Распространение христианства среди этих воинственных народов должно было привести к смягчению их нравов, христианская религия, вышедшая из иудаизма, могла сблизить их с евреями. В первое время новообращенные племена не видели большой разницы между двумя этими религиями. Это не нравилось высшему духовенству, которое повело борьбу против иудеев.

      Начиная с франкской эпохи, когда священники принялись за составление исторических хроник, контуры событий стали проясняться. Многочисленные решения церковных соборов V и VI вв. констатируют положение евреев и их влияние: они запрещают христианам принимать пищу вместе с евреями, выступают против смешанных браков, предостерегают против соблюдения по воскресеньям многочисленных субботних запретов, запрещают евреям присоединяться к толпам христиан во время праздника Пасхи. Подобные предосторожности предназначались прежде всего для защиты верующих от соблазнов еврейской религии, а также для борьбы против иудаистских ересей, которые часто распространялись среди недавно обращенного в христианство населения. По этим документам можно предположить, что еврейские поселения встречались в Марселе, Орлеане, Клермоне, Париже, Кельне.

      Епископ Авит из Клермона, 576 год, долго увещевал местных евреев отречься от веры отцов. Его проповеди не имели успеха, и только один еврей решил принять крещение. Вероотступник навлек на себя ненависть своих прежних единоверцев. Однажды, когда он шел по улице в церковной процессии, какой-то еврей вылил ему на голову прогоркшее масло. Тогда разъяренная толпа в присутствии епископа разрушила синагогу, угрожая перебить всех евреев. На другой день епископ призвал к себе клермонских евреев и предложил им принять крещение или покинуть город. После трех дней колебаний около 500 евреев согласилось принять крещение, а прочие бежали в Марсель.

      Единственный дошедший до нас полемический антиеврейский трактат этой эпохи принадлежит перу Евагрия и представляет собой скорее предостережение христианам, чем попытку евангелизации евреев. Все это позволяет сделать вывод, что в эту эпоху евреи Галлии были многочисленны, влиятельны, поддерживали хорошие отношения и тесные контакты с христианами, что вызывало озабоченность церковных лидеров.

      Более подробные сведения мы имеем благодаря Григорию Турскому, VI в. Его сочинения позволяют нам составить достаточно полное представление о евреях того времени. Он, вместе с франкским королем Гильперихом, особенно усердно старался обратить иудеев в христианство. Из его записей мы узнаем, что евреи были коммерсантами, землевладельцами, чиновниками, врачами и ремесленниками. Вместе с “сирийцами”, которых автор упоминает обычно заодно с евреями, они составляли многочисленную часть населения городов, где эти космополиты должны были занимать первостепенные позиции на фоне плохо отесанных варваров. Сирийцы были христианами. Иудеи же являлись для церкви врагами, что объясняет некоторые стилистические обороты, допускаемые автором в их адрес: “обманщики Б-га”, “упрямцы, недоверчивые люди”, “злой и вероломный народ”. Но это не мешало церковным властям поддерживать с евреями дружеские отношения и пользоваться их услугами.

      Старания духовенства увенчались успехом во Франкском королевстве, где управляли уже христианские короли из династии Меровингов. Они предоставили евреев в полное распоряжение духовенства и подчинили их церковному законодательству.

      Григорий Турский подробно пересказывает откровенный богословский диспут, который состоялся у него в 581 г. с иудеем Приском, фаворитом и финансистом короля Хильперика. Король очень ценил ум и честность Приска, но не мог смириться с его еврейским вероисповеданием. Он и епископ Турский уговаривали Приска принять крещение, но еврей упорно отказывался. Однажды король, шутя, взял Приска за голову, наклонил ее и сказал епископу: "Приди, служитель Божий, и возложи на него руки". Приск с ужасом отшатнулся от епископа. Григорий Турский начал с ним спор об истинности веры. И король и епископ стремились убедить его в необходимости креститься, когда же все доводы были исчерпаны, король воскликнул: "Если еврей не уверует добровольно, я силой заставлю его верить!" Приск под разными предлогами откладывал крещения, не желая даже притворно отступить от веры отцов. Из продолжения рассказа следует, что этот Приск был убит крещеным иудеем Патиром в 582 году, когда в субботу безоружным он направлялся в синагогу. Вскоре сам Патир был убит родными Приска. Это означает, что евреи не только носили оружие, но и в случае необходимости с успехом применяли его. Другие эпизоды, приводимые Григорием Турским, показывают, что в ту открытую эпоху евреи составляли часть населения, которая была уверена в себе, процветала и не являлась объектом особых неблагоприятных предрассудков.

      Разумеется, первые короли меровингской династии, лишь недавно ставшие христианскими монархами, придавали большое значение мнению римских императоров Византии. Видимо, в результате подстрекательства Византии было предпринято несколько попыток насильственного обращения в христианство в конце VI и в начале VII веков при правлении Хильперика и Дагоберта. Принято считать, что гонения Дагоберта были вызваны письмом византийского императора Гераклия, который сообщал о предсказаниях астрологов о том, что Византия будет опустошена "обрезанным народом". Пророчество сбылось, но обрезанным народом оказались арабы.

      Затем, на протяжении двух столетий исторические хроники хранят молчание. Но в начале IX века появляется масса точных и откровенных документов.

      Начиная с правления Пипина Короткого, церковные постановления, законодательные уложения и даже сообщения арабских путешественников констатируют присутствие в каролингской империи значительного числа процветающих иудеев - крупных коммерсантов, знаменитых путешественников, а также землевладельцев и крестьян.

      Падение государства Меровингов и создание империи Карла Великого на время освободили евреев от преследований, 768-814. Этот могущественный монарх не поддавался влиянию духовенства и покровительствовал евреям, которые тогда были главными двигателями торговли и промышленности в Европе. Карл поощрял их торговые предприятия, позволял приобретать недвижимость и заниматься различными промыслами, в особенности судоходством. Некоторые образованные евреи были в числе приближенных императора. Один из них, Исаак, участвовал в посольстве к багдадскому халифу.

      Сын Карла, Людовик Благочестивый, 814-840, также защищал евреев против враждебного им католического духовенства. При нем они добились получения “защитных грамот”, разрешавших им жить по их собственным законам и, в частности, запрещавших крестить их рабов. Пользуясь покровительством при дворе, они не упускали возможности обратить в свою веру христиан, что вызывало наибольшее беспокойство духовенства и служило причиной направленных против них яростных обвинений.

      Лионские архиепископы Агобард и Амолон оказались на острие этой битвы. Акции Агобарда можно рассматривать как начало евангелизации иудеев. Многочисленные антиеврейские произведения обоих авторов дошли до нас почти полностью, и мы можем оценить по ним как положение евреев, так и отношение к ним христиан.

      Архиепископ Агобард, 778 - 840, считается “самым просвещенным человеком своего времени”, принадлежащим к числу образованных и энергичных реформаторов эпохи, которую принято называть “каролингским возрождением”. Будучи глубоко обеспокоенным тем влиянием на свою паству, которое приобрела еврейская колония в Лионе, он обратился к императору Людовику Благочестивому с напоминанием о решениях церковных соборов и просьбой разрешить крещение рабов евреев. Вместо того, чтобы удовлетворить эту просьбу, император специально подтвердил привилегии евреев, а в Лион был послан представитель императора, чтобы обеспечить их выполнение. Но Агобард не сдавался и продолжал свои усилия против евреев. В этих условиях были написаны пять антиеврейских посланий, из которых мы узнаем, что евреи жили в Лионе в условиях свободного общения с христианским населением, проявляли широкое гостеприимство, держали слуг-христиан... Вот что пишет Агобард:

      “С какой бы благожелательностью мы к ним ни относились, нам не удалось привлечь их к чистоте нашей духовной веры. Напротив, многие из нас охотно делили с ними плотские яства, позволяя соблазнять себя и их духовной пищей ... положение дошло до того, что невежественные христиане утверждают, будто евреи проповедую лучше, чем наши священники,... некоторые христиане доходят до того, что празднуют субботу вместе с евреями и не соблюдают святой отдых в воскресенье. Многие женщины живут как служанки или наемные работницы у евреев, некоторых они отвращают от выполнения своего долга. Люди из народа, крестьяне позволяют увлечь себя в такой океан ошибок, что они видят в евреях единственный народ Б-га, и полагают, что только у евреев можно встретить соблюдение чистой религии и гораздо более твердой веры, чем наша... Иудеи злоупотребляют простотой христиан, обманно кичатся своей ценностью в ваших [императора] глазах, ссылаясь на патриархов, от которых они происходят... Они демонстрируют ордонансы, подписанные вашим именем, украшенные вашей золотой печатью и содержащие слова, в истинность которых я не могу поверить. Они показывают платья, которые, как они уверяют, якобы их жены получили в дар от вашей семьи и придворных дам; они похваляются, что получили от вас в нарушение закона право строить новые синагоги...”

      Агобард с ужасом сообщал, что даже день базара был перенесен с субботы на другой, более удобный для евреев день, который они пожелают выбрать.

      Каково бы ни было благородное возмущение Агобарда, он был далек от обвинения евреев в тех дьявольских занятиях, которые в дальнейшем станут лейтмотивом антиеврейских кампаний. Здесь конфликт развивается исключительно в плане религиозной полемики. Он активно борется с “иудейскими предрассудками” и советует для защиты душ христиан обеспечить лишь максимально возможную изоляцию евреев с помощью строгого соблюдения решений прежних соборов. Предлагалось запретить совместные трапезы, запретить евреям иметь слуг-христиан, и остальное в том же духе.

      Двадцать лет спустя его последователь Амолон повторит и усилит эти увещевания:

      “...проклиная неверность евреев и стремясь защитить христианский народ от их заразы, я трижды публично требовал, чтобы верные христиане держались от них подальше, чтобы ни один христианин не работал на них ни в городе, ни в деревне, чтобы они обеспечивали себе работников только из числа своих рабов-язычников. Затем я запретил прикасаться к их еде и питью. Я опубликовал еще несколько строгих распоряжений, чтобы вырвать это зло с корнем, следуя примеру нашего благочестивого пастора, учителя и предшественника Агобарда”...

      Проповеди Амолона нашли поддержку и несколько архиепископов потребовали применения прежних канонических решений и эдиктов Феодосия II.

      Необходимо отметить, что применение на практике подобных решений обязательно ведет к ухудшению экономического положения евреев. Пока мы еще не дошли до этого, и призывы Агобарда, Амолона и других к властям, похоже, не вызвали практических результатов. Тогда было время для этого мало подходящее: то была эпоха верденского договора и хаотичной феодальной раздробленности, которая за ним последовала. Но нельзя игнорировать связь между этими проповедями и одним нововведением, имевшим тяжелые последствия.

      -Формирование неприязненных отношений между евреями и христианами.

      В IX веке отмечается важное изменение в римско-католической литургии в части, касающейся евреев. если до этого во время богослужения в день Святой пятницы полагалось последовательно молиться за новообращенных, за евреев и за язычников, совершая коленопреклонение после каждой молитвы, то отныне указывалось, что не преклоняют колени за евреев. Таким образом подчеркивалось, что евреи принадлежат к особой категории, что это нечто иное и более серьезное, чем простые язычники. Рождалась концепция, последствия которой смогут проявиться лишь через несколько веков.

      В это же время в христианской традиции появляется еще одно нововведение: незаметно позабыли о запрете церкви превращать в спектакли большие религиозные праздники. Церковная служба получила свое продолжение на паперти перед собором. Начинает развиваться искусство постановки, и в результате рождается религиозный театр, в котором на Пасху самыми распространенными сюжетами станут распятие и воскресение, а также победа церкви над синагогой.

      Следует ли видеть за этим разрешением массовых стремлений неспособность духовенства полностью выкорчевать остатки язычества? Идет ли здесь речь о праздновании вечного мифа о победе Весны над Зимой, Жизни над Смертью, к которому церкви пришлось приспосабливаться и которому она вынуждена была придать новую форму? Это не имеет значения. Остается фактом, что отныне эта тема становится все более популярной: теперь ее пластическое выражение можно найти на бесчисленных молитвенниках и предметах культа, где церковь и синагога персонифицированы: церковь представлена в образе молодой прекрасной женщины, а синагога в образе вдовы с завязанными глазами. Эта тема была известна докторам богословия еще во времена Августина, но для широких народных масс она оставалась недоступной. И вот теперь им внушают в самой впечатляющей манере понятие особенности и исключительности евреев. необходимо добавить, что здесь речь идет пока только о неверии и спесивости евреев. Нет ни одного текста того времени, где говорилось бы о злобе и вероломстве народа- богоубийцы.

      Таким образом можно сделать вывод: содержание антиеврейской пропаганды IX века показывает, что в эту эпоху не было и малейшего следа специфического народного антисемитизма. Напротив, похоже, что иудаизм сохранял для христианского населения неоспоримую привлекательность. Пока христианство полностью не утвердило свою власть над душами людей, на них легко могла оказать и, видимо, оказывала, влияние иудейская пропаганда. В каролингской Франции обращение в иудаизм должно было получить особое распространение, поскольку привилегированное положение позволяло евреям оказывать давление на своих рабов и слуг. Разумеется, статистикой мы не располагаем. Но очень показателен пример с высокопоставленным служителем церкви. Бодон, духовник Людовика Благочестивого, принял иудаизм и нашел убежище в Испании, где взял имя Елиазара и в 829 году женился на еврейке.

      Благоприятное положение евреев в каролингской Франции вело к быстрому увеличению числа их колоний. Процветающие общины возникли в Шампани, Лотарингии, в рейнских городах и вплоть до Праги: колонизация шла с запада на восток, и до XII века французский был обиходным языком еврейских общин Германии точно так же, как и во Франции. Короли, сеньоры и епископы представляли евреям широкую автономию: они имели свою систему самоуправления и жили по своим собственным законам.

      Талмудическая наука расцветает на берегах Рейна и Сены в то самое время, когда она приходит в упадок в Вавилоне. В Труа знаменитый Раши пишет свои комментарии к Библии и Талмуду. Как и в предыдущие столетия евреи образовывали настоящую коммерческую гильдию с широкими международными связями. Предпочитая жить в отдельных кварталах, они продолжали поддерживать свободные отношения с христианами, с которыми они находились в полном согласии. Разумеется, все чаще и чаще хронисты проявляли склонность к тому, чтобы присоединить к слову “еврей” какой-нибудь грубый эпитет, а обвинение в колдовстве стало под их пером общим местом. Но все эти люди, формировавшие общественное мнение, принадлежали церкви. Тем самым они представляли заинтересованную сторону, так что по самому большому счету следует считать показательным тот факт, что до XI века ни одна хроника не упоминает о вспышках народного гнева против евреев.

      Вскоре после тысячного года смутные слухи начали волновать христианский мир. Якобы, по наущению евреев, “князь вавилонский” разрушил гроб Иешуа, обрушил на христиан Святой земли чудовищные преследования и приказал отрубить голову патриарху Иерушалаима. На самом деле восточный халиф Хаким жестоко преследовал и христиан и иудеев, но на Западе князья, епископы и вилланы немедленно начали мстить евреям. В Руане, Лиможе, Орлеане, в Майнце и, конечно, в других рейнских городах, и, возможно, в Риме евреев насильно обращали в христианство, убивали и изгоняли в 1010-1011 гг., а наделенный богатым воображением монах Рауль Глабер уверяет нас даже, что

      “во все мире все христиане были единодушны в своем решении изгнать всех евреев из своих земель и своих городов.”

      Это было безусловное преувеличение, и волна гнева улеглась так же быстро, как и поднялась. Она была лишь предвестником того подъема религиозного энтузиазма, который послужит необходимым цементом для здания средневекового христианства, но также даст сигнал для массовых преследований евреев.

      Пока положение евреев продолжало оставаться достаточно прочным, чтобы по-прежнему происходили имевшие большой резонанс обращения в иудаизм. В 1005 году обратился Вецелин, капеллан Конрада, родственника императора Генриха II. В 1015 - Ренат, герцог Санский.

      Когда в 1084 году Рюдигер, епископ Шпейра, вручает евреям хартию, он специально оговаривает, что их присутствие “многократно увеличивает славу города”, и разрешает им в нарушение традиционных запретов иметь христианских слуг, владеть полями и виноградниками и носить оружие.

      Хартия Рюдигера датирована 1084 годом. Уже через несколько десятилетий она была бы невозможна. Европа стояла на пороге кризиса христианства эпохи крестовых походов.

      -Как складывались отношения между евреями и европейским населением в эпоху раннего средневековья?

      -Объясните причины, заставлявшие европейцев, с одной стороны, терпимо относиться к евреям, а, с другой - усиливать давление на еврейские общины.

      -Какие антиеврейские законы стали «нормой жизни» к концу X века?

      -Почему данный период можно характеризовать как эпоху мирного сосуществования?

      -Обратите внимание на географию расселения евреев.


= ГЛАВНАЯ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ =УРОКИ = УЧИТЕЛЮ =