ИСТОРИЯ АНТИСЕМИТИЗМА И КАТАСТРОФА

РИМСКАЯ ЭПОХА

ЖДУ ВАШИХ ПИСЕМ!

= ГЛАВНАЯ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ =УРОКИ = УЧИТЕЛЮ =


ЭРЕЦ ИСРАЭЛЬ ПОСЛЕ ПОРАЖЕНИЯ В ПЕРВОЙ ИУДЕЙСКОЙ ВОЙНЫ

      Последствия Первой Иудейской войны

      Война против Рима, падение Иерушалаима и разрушение Храма принесли тяжелые бедствия еврейскому народу. Десятки тысяч евреев погибли в боях, еще десятки тысяч попали в плен. Значительная часть земель, принадлежавших евреям, попала в руки римлян или римского государства. Евреи становились лишь арендаторами этой земли. Население было обложено тяжелыми налогами. Самым унизительным из них был налог в пользу Юпитера Капитолийского. Этот налог должны были платить даже женщины и дети. Императорским эдиктом евреи лишались общинных и религиозных прав, они становились жертвами неограниченного произвола со стороны римлян.

      Иерушалаим перестал быть одним из самых густонаселенных и хозяйственно важных центров страны. Разрушено много деревень и городов, а из многих городов, населенных преимущественно греками, евреям пришлось уйти еще в начале войны. Некоторые населенные пункты, не оказавшие серьезного сопротивления римлянам, пострадали меньше других. Это были Циппори, Тверия, города Галилеи.

      Восстание заставило римлян внести ряд изменений в систему военно-административного управления страной. Иудея была объявлена обычной римской провинцией и переходила под непосредственный контроль римской администрации. Обычно римские легионы размещались лишь в приграничных зонах, но теперь Веспасиан разместил в Иудее постоянные оккупационные силы - 10 легион. Его главный лагерь находился среди развали Иерушалаима. Резиденция командующего находилась в Кесарии. Из Иудеи были выведены вспомогательные войска. Они формировались обычно из местного языческого населения и отличались жестоким отношением к евреям. В разных частях Иудеи были поселены римские ветераны войны рядом с евреями. Рим решал сразу и проблему вознаграждения своих солдат за службу и проблему безопасности Рима от новых восстаний.

      Мы обладаем немногочисленными сведениями о положении в городе после поражения Великого восстания. Как мы помним, Иосиф Флавий сообщил о приказе Тита:

      Тогда Тит приказал весь город и Храм сравнять с землей; только башни, возвышавшиеся над всеми другими, Фасаил, Гиппик, Мариамна и западная часть обводной стены должны были остаться: последняя для образования лагеря оставленному гарнизону; а первая из трех - чтобы служить свидетельством для потомства, как величественен и сильно укреплен был город, который пал пред мужеством римлян. Остальные стены города разрушители так сравняли с поверхностью земли, что посетитель едва ли мог признать, что эти места некогда были обитаемы... В качестве гарнизона Тит назначил десятый легион и несколько отрядов конницы и пехоты.

      "Иудейская война", 7:1:1-2.

      По свидетельству Иосифа Флавия десятый легион, который превратился теперь в постоянный гарнизон провинции, разместился лагерем в верхнем городе, в районе нынешнего Армянского квартала. В его функции входило поддержание порядка в городе ("Иудейская война", 7:1:1-2). Сельскохозяйственные угодья в окрестностях Иерушалаима служили для солдат своего рода "подсобным хозяйством".

      Командующий этим легионом являлся также и наместником провинции. Со времени окончания восстания на этот пост назначались представители сословия сенаторов, а не всадников, как это было ранее, которые до того успели побывать на посту претора. Впоследствии, около 117 года, должность наместника стала уделом еще более высоких по своему положению должностных лиц. Отныне им мог стать лишь человек, который до этого занимал пост консула, а в провинции был размещен еще один легион.

      Археологические раскопки, которые проводились на предполагаемом месте лагеря десятого легиона, не дали каких-либо существенных результатов. Непросто заключить сегодня, каковы были границы лагеря и в соответствии с каким планом он был построен. Некоторые исследователи считали, что строение лагеря соответствовало схеме аналогичных лагерей в других частях римской империи. Однако Г. Гева отметил, что отсутствует какое-либо археологическое свидетельство того, что где-либо на территории Иерушалаима находился большой укрепленный лагерь, похожий на те, какими были лагеря легионов в различных частях империи. По его мнению вследствие того, что город был фактически разрушен и его еврейское население было очень небольшим, в Иерушалаиме размещалась лишь небольшое подразделение, во главе которого стоял офицер высокого ранга, однако не было нужды в укрепленном лагере. Поэтому не был создан в городе лагерь обычной формы и размеров. С другой стороны, отсутствие археологических свидетельств не является достаточным основанием для гипотезы об отсутствии подобного лагеря на территории Иерушалаима.

      Вопрос о численности римских сил, размещавшихся в городе, представляет особую важность для объяснения захвата города Бар-Кохбой в начале его восстания. Во всяком случае можно предположить, что подобно другим местам в Римской империи, вокруг римского воинского лагеря в Иерушалаиме образовалось гражданское поселение. Не исключено также, что среди его жителей были и евреи. В сочинениях "отцов церкви" (Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген, Августин, Амвросий, Евсевий (2-5 вв. н.э. и другие) сообщается о существовании в Иерушалаиме в тот период общины иудеев-христиан, а также немногочисленного еврейского населения.

      Талмудическая традиция рассказывает о том, что даже после разрушения города некоторые евреи продолжали совершать паломничество в Иерушалаим и даже приходили на место развалин Храма. Действующими лицами большинства подобных рассказов являются мудрецы "поколения Явне" и их ученики, однако можно предположить, что среди паломников были и представители других слоев еврейского народа. Одно из подобных преданий сообщает о визите в город мудрецов Гамлиэля, Ехошуа, Элеазара бен Азарии и Акивы:

      Однажды отправились они в Иерушалаим. Когда они поднялись на гору Сафа (Цофим), то разорвали свои одежды. Пришли на Храмовую гору и увидели, что лисица выходит из Святая Святых Храма. Начали они плакать, а рабби Акива смеется. Сказали ему: "Акива, всегда ты нас удивляешь. Мы плачем, а ты смеешься". "А почему вы плачете", спросил их Акива. Ответили они ему: "Как же нам не плакать о месте, про которое сказано: "а если приступит [к нему] кто посторонний, предан будет смерти" (Числа, 1:51), ведь лисица выходит из него! Ибо о нас сказано "от сего-то и изнывает сердце наше... от того, что опустела гора Сион, лисицы ходят по ней" (Плач Иеремии, 5:17-18). Сказал им Акива: "Так ведь над этим я и смеялся. Ведь сказано: "И взял я себе верных свидетелей: Урию священника и Захарию, сына Варахнина" (Книга Исайи, 8:2). Что сказал Урия? "...Сион будет вспахан как поле, и Иерушалаим сделается грудой развалин, и гора дома сего - лесистым холмом" (Иеремия, 26:18). А что сказал Захария? "... опять старцы и старицы будут сидеть на улицах Иерушалаима, каждый с посохом в руке от множества дней... И улицы города сего наполнятся отроками и от- роковицами, играющими на улицах его" (Захария, 8:4-5). Сказано "и взял я верных свидетелей". А поэтому, если исполнятся слова Урии, то исполнятся и слова Захарии. А если не исполнятся слова Урии, то не исполнятся и слова Захарии. Вот я и радуюсь, что свершились слова Урии, потому что свершатся и слова Захарии". Так сказали ему [остальные]: "Акива утешил нас".

      Вавилонский Талмуд, трактат Макот, 24:71.

      Разрушение Иерушалаима и Храма было в высшей степени тяжелым ударом для евреев Эрец Исраэль и диаспоры. Тяжелое чувство охватило почти всех евреев. Следует, однако, различать духовную жизнь нации от ее повседневного материального существования.

      Некоторые обычаи, связанные с Храмом, продолжали существовать после 70 года. Должность первосвященника перестала существовать, однако остались отделения (смены) священнослужителей. Священнослужители продолжали играть важную роль в еврейской общественной жизни на протяжении нескольких последующих столетий. Сохранился также обычай посылки даров священнослужителям. Некоторые люди, в основном мудрецы, приходили на место развалин Храма, что зависело от того, позволяли ли им это местные условия, не раз менявшиеся на протяжении той эпохи.

      Наряду с центральным местом, которое по-прежнему занимал Иерушалаим в сознании большинства евреев Эрец Исраэль, в течение первого века новой эры получили развитие концепции, способствовавшие дальнейшему существованию иудейской религии в отсутствии Храма. Среди них следует отметить влияние си- нагог, превратившихся в место публичной молитвы евреев и изучения Торы. Синагога превратилась в место, где индивидуум мог совершать богослужение вдали от иерушалаимского Храма или в его отсутствие, как это было после разрушения. В большинстве частей провинции Иудеи жизнь начала возвращаться в нормальное русло еще до начала осады Иерушалаима. Весной 69 года прекратились военные действия в большинстве районов страны. За исключением Иерушалаима и некоторых других мест физические последствия войны не были тяжелыми и были быстро преодолены. Не приходится отрицать и тот факт, что даже после разрушения Храма еврейская жизнь в стране была восстановлена во всех ее сферах. Дух евреев не был сломлен в результате поражения в войне и жестокого кризиса.

      Следует отметить, что иудаизм быстро приспособился к существованию без Храма. Возникли новые органы национального руководства. Образы Иерушалаима и Храма не исчезли из сознания евреев, однако все больше и больше они превращались в объект душевных чаяний, связанных с избавлением евреев в конце времен (в особенности после провала восстания Бар-Кохбы).

      Духовный кризис, связанный с гибелью Храма, вызвал к жизни многочисленные попытки объяснения и оправдания случившегося. Иосиф Флавий написал "Иудейскую войну" спустя несколько лет после данных событий. Для него и его друзей картина происшедшего была ясна: Б-г наказал народ за его одобрение безумия и жестокостей мятежников. Христиане также видели в разрушении Храма воплощение пророчества, которое они приписывали Иисусу Христу, и наказание евреев за их отказ признать Иисуса мессией.

      Разрушение Храма и его причины волновали также и еврейских мудрецов, последователей фарисеев. Содержащиеся в еврейских источниках изречения и истории по этому поводу были записаны лишь спустя несколько поколений. Поэтому мы не можем с точностью утверждать, что они отражают настроения со- временников гибели Храма. Приняв это во внимание, отметим, что причины случившегося они искали в моральных и общественных пороках, сравнивая разрушение Второго Храма с разрушением Первого Храма.

      -Объясни смысл отрывка:

      -Сгорел ли Храм до того, как Тит там появился, или его подожгли войска по распоряжению Тита, точно неизвестно. И хотя в еврейской традиции Тита называют "Тит- злодей", обращаясь к нему мудрецы говорят: "Тит, не думай, что ты разрушил Храм. Ты разрушил только камни и бревна. Храм был разрушен до тебя, и не тобой, а евреями. Когда от Храма осталось лишь здание, оно попало к тебе в руки, и ты сделал свое. Не в твоих силах было разрушить Храм. Храм могли разрушить только те, кто его построил."

      Подробнее см.: Агада, с. 248-251, 289-294.

      Школа в Явне - один из путей выхода из кризиса. Сохранение национального и духовного единства еврейства.

      Несмотря на печальное состояние Иерушалаима и Храма, а может быть и вследствие него, они продолжали находиться в центре душевных чаяний и надежд на избавление представителей "поколения Явне". Ведущие духовные лидеры этого поколения раббан Иоханан бен Заккай, а вслед за ним раббан Гамлиэль, приложили немало усилий для возрождения религиозной жизни нации после разрушения Храма. Им принадлежит заслуга создания новых форм и способов религиозной практики, которые не требовали богослужения в Храме. Несмотря на то, что центром их деятельности служили иные районы страны, они не перестали подчеркивать тот факт, что отсутствие Храма является лишь временным положением дел, которое изменится в будущем. Благодаря этому образ Храма прочно сохранился в исторической памяти еврейского народа. Разрушение Храма и римские законы привели к тому, что теперь только иешива могла быть духовным центром еврейского народа. Самая значительная из действовавших вне Иерушалаима иешив была иешива в Явне, существовавшая еще во времена Второго Храма. До восстания Бар-Кохбы она занимала важнейшее положение центра талмудической учености и религиозной жизни еврейского народа. Теперь город стал резиденцией духовных вождей. Наряду с ним известностью и авторитетом пользовался Лод, где жили Элиезер бен Гиркан и Тарфон. Сохранились после войны Эммаус, Гофна, Гимзо, Иерихон.

      Своим расцветом иешива в Явне обязана Иоханану бен Заккаю. Он создал в Явне школу, которая могла решить главную задачу - сохранение иудаизма. Сюда он пригласил многих учителей и учеников. Как только прибыли его коллеги, он основал и суд - бейт-дин. В Явне ученые продолжали свои прежние занятия, а также руководили службой в синагоге, где собиралась община этого городка.

      Так возникла первая в мире религия без храма, в которой молитва заменяла жертвоприношение в качестве главного элемента культа, а законоучители-раввины заняли место священников-кохенов. Такое развитие дел было подготовлено еще реформой царя Иошияху в 622 году до н.э., когда Иерушалаим стал единственным местом жертвоприношения. В эпоху Второго Храма развивались новые формы религиозной и общественной жизни евреев, самой важной из которых стала синагога. В рамках синагоги выработались новые формы богослужения, освобожденные от сложного и дорогостоящего ритуала жертвоприношения. Замена жертвоприношения молитвой и соблюдением множества мицвот позволила еврейской религии пережить разрушение своего центрального святилища.

      Среди мудрецов того поколения были и такие, кто не смирился с гибелью Храма и ожидал его скорого восстановления. В подобном духе они воспитывали своих учеников. Тот факт, что римляне сочли нужным поместить в Иерушалаим гарнизон, несмотря на небольшую численность городского населения, свидетельствовал в их глазах о скором воссоздании города, которое приведет к росту его населения и к необходимости поддержания в нем порядка. И. Бен-Шалом так описывает эти мессианские воззрения, с которыми были тесно связаны эмоции, религиозные и национальные чаяния поколения Бар- Кохбы:

      "Алон указал в свое время на диалектический характер деятельности фарисейского руководства в Явне. С одной стороны, его представители всеми силами стремились добиться нормализации еврейской религиозной жизни путем создания новых форм отправления культа, не требующих жертвоприношения в Храме. С другой стороны, они искренне верили в то, что "скоро будет построен Храм", и воспитывали своих учеников в этом духе. Однако под этим они не подразумевали, что прежний режим со всеми его пороками вернется в Иерушалаим и продолжится власть "империи зла". Отсюда лозунг о скором воссоздании Храма мог иметь лишь один единственный смысл: прекращение чужеземного правления в Стране Израиля!

      На этом лозунге воспитывалось молодое поколение евреев, которому в скором времени было суждено принять участие в восстании Бар-Кохбы. Он был, таким образом, своего рода "бомбой замедленного действия", которая рано или поздно должна была взорваться, тем более, что и методы управления страной, которые практиковали римские власти, не изменились после Иудейской войны 66-70 годов.

      Таким образом, фарисейское руководство эпохи Явне продолжало неосознанным образом придерживаться линии зелотов, сторонников и членов "школы Шаммая" в прошлом. Их идеи и эмоциональные чаяния полностью проявились в дни восстания Бар- Кохбы. Решение императора Адриана о постройке на месте Иерушалаима города Элия Капитолина вне всякого сомнения ускорило эти процессы. Однако оно ни в коей мере не являлось их причиной. Вышеупомянутые факторы в любом случае привели бы рано или поздно к открытому столкновению с Римской империей.

      И. Бен-Шалом, "Исторические процессы и идеология в эпоху Явне", в А. Оппенгеймер, А. Раппопорт (ред.), 'Восстание Бар-Кохбы - новые исследования", Иерушалаим, 1984, стр. 11-12.

      Следует, однако, иметь в виду, что лозунг "скоро будет построен Храм" выражал мессианскую надежду, которая должна была осуществиться в будущем, и не являлся программой действий еврейских руководителей из Явне. Вскоре школа в Явне превратилась в центр притяжения для ученых и учащихся, а также в место, где вершилось правосудие.

      Через некоторое время Иоханан бен Заккай основал здесь Синедрион по образцу Иерушалаимского. В нем заседал 71 ученый. Синедрион решал все вопросы, касавшиеся Закона, изучения и верного толкования Торы.

      Иоханан бен Заккай понимал, что новые судьи, учителя и ученые должны проходить особую подготовку и посвящение, как это было в дни Великого Синедриона. Эти мудрецы назывались рабби (отсюда и произошло слово - раввин), т.е. “мой господин”, “мой учитель”. Со времен Моше этот обряд стал символом посвящения. Рабби, рукоположенные Иохананом бен Заккаем, должны были передать следующим поколениям Устную традицию. Будучи рукоположен, ученик становился учителем других. Эти новые рабби были звеньями великой неразрывной цепи учителей Закона.

      Иоханан и ряд последующих поколений ученых получили название таннаи, “повторяющие учение”. Потому и период, в течение которого они руководили народом, известен как эпоха таннаев.

      ЭПОХА ТАННАЕВ, 40 г.до н.э. - 220 г.н.э.

      Взоры евреев всего мира были теперь обращены к небольшому городку Явне. Еврейские общины Египта, Вавилонии, Аравии и Рима, как и евреи Иудеи, искали совета и руководства в Явне. Никто не принуждал их исполнять принятые в явненской академии законы и решения, однако евреи всего мира добровольно следовали им.

      Многие рабби оставались в Явне и после рукоположения, пополняя состав ученых и учителей академии или становясь судьями при Синедрионе. Другие отправлялись в различные районы Иудеи, чтобы учить народ Торе и соблюдению Закона. Хотя сотни тысяч иудеев погибли во время войны Римом, в стране сохранялось еврейское население, и Иудея по-прежнему звалась Землей Израиля - Эрец-Исраэль.

      В Явне начался новый этап объединения и систематизации теоретических основ еврейского законодательства, опирающегося на принципы Торы. Там происходили решающие дебаты по вопросу канонизации отдельных книг ТаНаХа и закладывались основы Мишны.

      Восстание Бар-Кохбы.

      Антиримское восстание 132-135 гг. Известно также под названием Вторая Иудейская война.

      Сведения о вожде восстания крайне скудны и легендарны. Настоящее имя было, видимо, Шимон Бар Косва (Косева). Имя "Бар-Кохба" получено или во время восстания, или дано раби Акивой и означает "сын Звезды". Это имя отражает мессианские чаяния евреев в данную эпоху. Оно было итерпретацией слов ТаНаХа о звезде Яакова. Акива, а вслед за ним и большинство населения Иудеи, были склонны видеть в нем Мессию. Но Бар-Кохба не принял царского титула и предпочел именоваться наси.

      Противники или те, кто разочаровался в нем после поражения восстания, называли Бар-Кохбу еще и Бар-Козива, сын лжи. Хотя, возможно, именно это имя было получено по наследству в память о каком-то не очень надежном родственнике.

      Традиция повествует о вожде, который руководил и экономикой подвластных территорий и армией. Он правил властно, вдаваясь во все мельчайшие подробности управления. Для поддержания дисциплины Бар- Кохба прибегал к угрозе наказания даже по отношению к ведущим военачальникам своей армии, а порой применял и устрашающие наказания. На документах и монетах его времени Бар-Кохба именуется "наси Исраэль" - князь Израиля.

      О самом восстании наши сведения скудны. Основным источником служат заметки греческого историка Диона Кассия, жившего около 155-229 гг. и написавшего "Римскую историю" между 194 и 216 гг. Документы времен восстания обычно имеют экономический и административный характер и не содержат сведений о военных действиях.

      Вероятнее всего восстание вспыхнуло в 132 году после декрета римского императора Адриана, которым предписывалась смертная казнь всякому, кто совершит обряд обрезания. Формально декрет касался не только евреев, но именно для евреев он был принципиально значимым. По этому же декрету было начато строительство города Элия Капитолина на месте разрушенного Иерушалаима. Сигналом к восстанию послужил отъезд императора со своими легионами из Сирии, где он прожил со 129 до 132 год, в Грецию в 132 году. До этого срока евреи ограничивались только актами террора и саботажа; например, они портили оружие, которое должны были поставлять для римских легионеров. Это восстание было своеобразным продолжением антиримских восстаний евреев диаспоры в 115-117 годах и было последней крупной вооруженной борьбой евреев как нации до наступления современной эпохи. Кассий сообщает, что евреи начали заранее готовиться к восстанию, ожидая удобного случая для его начала, который представился после отъезда Адриана. Они захватили несколько городов и укрепили их, возведя стены и прорыв подземные переходы. Восстание поддержали самаритяне и жители диаспоры, но главные силы были сосредоточены в Иудее, и только там восставшие оказали упорное и длительное сопротивление.

      В короткий срок Бар-Кохбе удалось установить контроль над всей Иудей, включая Иерушалаим, а также над значительной частью остальной территории Эрец Исраэль. Попытки правителя Сирии подавить восстание не удались; 22 легион, прибывший из Египта, был уничтожен.

      Восстание застало римлян врасплох. Они глубоко заблуждались в отношении готовности евреев к сопротивлению, в их способности в третий раз подняться на войну. К ужасу императора евреи наносили римским легионам одно поражение за другим. Адриан прекрасно понимал, какие сокрушительные последствия может иметь для империи поражение в этой войне. Опасаясь этого и не желая рисковать, Адриан прибег к чрезвычайным мерам; призвал своего лучшего полководца Юлия Севера и перевел под его командование около 12 легионов. Тот был в Британии, где подавлял восстание кельтов. Адриан решил, что с британцами может справиться и менее способный военачальник и с меньшим количеством войск.

      Север вторгся в Святую землю во главе 35-тысячной отборной армии. Север плохо представлял себе силы восставших, но понимал, что они будут мужественно бороться до конца. Он навязал сражение численно уступавшим ему силам Бар-Кохбы. В этой битве имперские легионы потерпели позорное поражение. Бар- Кохба избегал осад со стороны римлян. Сражения на открытых местностях служили цели задержания продвижения римских войск. На третий год восставшим удалось захватить Иерушалаим, служивший символом объединения всех сил в борьбе за господство над Иудеей.

      Теперь и Север понял, что не может победить в открытом бою, поэтому он решил использовать тактику тотального уничтожения, т.е. разрушения и сожжения городов и деревень, жилищ, посевов. К этому прибавлялось и уничтожение всего живого: солдат, женщин, стариков, детей, домашнего скота. Это была медленная, грязная, отвратительная, позорная борьба. Римлянам нужна была победа любой ценой. После двух лет кровавой и беспощадной войны на уничтожение, поставившей целый народ на грань исчезновения, еврейское сопротивление было сломлено. Север принудил восставших к отступлению в крепости, которые затем одна за другой сдались.

      Юлий Север осадил горную крепость Бетар к юго-западу от Иерушалаима. Это был последний оплот Бар-Кохбы и его отважных бойцов. Еврейские воины сражались отчаянно и римляне несли большие потери, в ходе боев римляне разрушили 50 крепостей, уничтожили 985 деревень, убили 580 000 человек. Много евреев погибло от голода, болезней и пожаров.

      Но и римские потери были весомыми, вот почему Север не смог начать свое сообщение о победе в Сенате словами: "Я и моя армия здравствуем". Историк пишет о том, что восстание охватило всю Иудею. Его поддержали евреи всего мира и даже неевреи; "казалось, что весь мир пришел в неистовство". По своим масштабам это восстание напоминало войну, угрожавшую устоям Рима, поэтому в Иудею были стянуты легионы из самых удаленных уголков империи.

      В конце концов пал и Бетар. Голод и жажда ослабили его защитников. Враг обнаружил, откуда они доставляли воду и отрезал идущие в город каналы. Положение осажденных стало безнадежным. Бар-Кохба и его лучшие воины погибли в последней битве, защищая крепость.

      Последней крепостью восставших принято считать Бетар, но документы показывают, что и после падения этой крепости существовало множество очагов сопротивления Риму. Возможно, Бетар была цитаделью всего восстания в силу своего выгодного географического положения. Осаду этой крепости римляне начали после захвата Иерушалаима, но даже во время осады крепости ее защитники поддерживали связь с восставишим в разных концах Иудейской пустыни.

      Смерть Бар-Кохбы окружена ореолом легенд и преданий. Рассказы об учиненной римлянами резне в Бетаре показывают крайнюю ожесточенность борьбы.

      В еврейской традиции падение Бетара было несчастьем, равным разрушению Храма.

      О Бетаре см.: Агада,с.254-256.

      Напомним, что по свидетельству Диона Кассия, в ходе войны было разрушено 50 крепостей, 985 селений, около 580 000 человек было убито. Невольничьи рынки в Эрец Исраэль и в других странах были переполнены пленными евреями. Были распространены продажа в рабство и выселение из родных мест.

      После поражения восстания большая часть еврейского населения Иудеи была уничтожена. Поскольку основные военные действия разворачивались здесь, то и наибольшие разрушения были тоже в Иудее. Уцелевшие подвергались жестоким преследованиям. Евреям было запрещено соблюдать свою традицию.

      В результате поражения восстания Иудея окончательно утратила свою независимость. Так закончилась последняя и, вероятно, величайшая из войн, которую вели евреи древнего мира.

      Положение евреев после подавления восстания Бар-Кохбы.

      Для народа Израиля настали тяжелые времена. Адриан хотел навсегда истребить мятежный дух Иудеи. Он понимал, что сила евреев заключается в их религии, в их школах и синагогах, в их раввинах и учителях. Поэтому он запретил изучение Торы, велел закрыть синагоги и академии.

      О злодействах Адриана см.: Агада,с.257-261.

      Теперь еврейская религия оказалась в еще более сложном положении - римские власти объявили ее вне закона. Евреи могли лишь втайне и под угрозой расправы соблюдать заповеди, читать Тору, раввины и ученые встречались лишь в потаенных местах, чтобы продолжать изучать и истолковывать законы Торы.

      Когда после подавления восстания Бар Кохбы император Адриан, 117-138 гг., запретил изучение Торы и исполнение обрядов иудаизма, Акива утверждал, что первое должно быть предпочтено второму:

      Можно отказаться от обрядности, если следование ей угрожает жизни, но даже ради спасения жизни нельзя отказаться от изучения Торы. Тора, народ Израиля и Эрец Исраэль неразрывно связаны друг с другом, поэтому еврею не следует покидать свою землю, чтобы не стать идолопоклонником.

      Объясните, почему мудрецы в Явне "неосознанно" воспитывали в своих слушателях будущих борцов против Рима после того, как именно Рим нанес сокрушительное поражение Иудее, поставив на грань исчезновения еврейский народ?

      “Новый курс” для диаспоры.

      ЗАДАНИЕ:

      -Вспомни, что спасло еврейский народ в Вавилонском плену?

      -Какие действия по реорганизации общины были тогда предприняты?

      См. подробнее: Живая связь,с.54-59,130-133.

      В небольшом городе Лоде, где в свое время рабби Акива организовал свою школу, теперь тайно собирались раввины, чтобы решить, в каком объеме евреи должны соблюдать заповеди Торы в создавшейся ситуации. При этом надо было избежать как физического, так и духовного уничтожения еврейского народа. После долгих обсуждений они утвердили решения, принятые после разрушения Второго Храма; евреи могли не соблюдать большинство заповедей, все же неукоснительно соблюдать три важнейших принципа:

      не поклоняться идолам;

      не проливать невинной крови;

      соблюдать чистоту и святость еврейской семьи.

      За соблюдение этих принципов евреи должны быть готовы в случае необходимости принять мученическую смерть. Подтверждено было и правило о том, что во время массовых гонений на еврейскую религию евреям запрещалось отходить и от самых малых заповедей, даже если подобные действия повлекут за собой смерть. Так в сознании евреев укреплялся символ "Кидуш Гашем".

      -Подумай, почему именно эти три принципа были положены в основу веры еврейского народа в те мрачные времена ?

      -Было ли решение в Лоде актуально для евреев в последующие времена? Приведи примеры.

     

      Евреи пытались сопротивляться законодательству Адриана. Согласно преданию, десять мудрецов погибли из-за неповиновения римским властям. Среди них был, возможно, и рабби Акива. Последним из бесстрашных мучеников был рабби Иехуда бен Бава. Он продолжал нарушать законы Адриана до тех пор, пока его не заточили в темницу - посвящал учеников в раввины, продолжал их обучение, уговаривал прятаться или покинуть страну. Многие из молодых раввинов действительно долго скрывались в пещерах или в горах, а часть из них ушли в Вавилонию, где была основана новая академия в городе Нехардеа.

      Третья война с Римом привела евреев на грань экономической и социальной катастрофы. К началу второго века большинство их было изгнано из своей родины. Они расселились по всем уголкам римского мира, от Индии до Атлантики, по трем континентам, и были вынуждены жить среди десятков чужих народов. К этому времени евреи уже имели двухтысячелетнюю историю. По законам логики и истории им давно было положено утратить свое этническое единство и исчезнуть с лица земли. Но они не исчезли. И теперь, чтобы выстоять, они изобрели очередную формулу спасения - “диаспорный иудаизм”, (“диаспора” - греческое слово, означающее “рассеивание” или “рассеяние”).

      Часто смешивают понятие “диаспора” с понятием “изгнание”. На самом деле диаспора начинается лишь тогда, когда евреям было разрешено вернуться на родину. В случае с Вавилонией это относится к приходу персов, которые разрешили евреям отправиться в Эрец-Исраэль. См. Указ Кира). Пребывание евреев в Вавилонии было изгнанием до прихода персов к власти, оно было вынужденным. После же указа Кира их пребывание становилось добровольным. Существует еще одна очень важная проблема. Народ в изгнании, которому запрещено вернуться на родину, либо постепенно исчезает, смешиваясь с местным населением, либо деградирует. Такова была судьба всех изгнанников.

      Евреи стали единственным исключением из этого правила. Диаспора породила новые еврейские культуры, но их внутреннее ядро всегда оставалось иудейским. Евреи научились сосуществовать с тем народом, с которым их сводила судьба. Они всегда становились значительной частью окружающей их культуры, но при этом они всегда были отличаемой частью.

      Во времена господства греков возникло два новых центра еврейской культуры - в Иерушалаиме и в Александрии. С 200 г.до н.э. по 100 г.н.э. интеллектуальное первенство принадлежало общине Александрии. Затем эта община стала постепенно приходить в упадок и к IV веку последний огонек ее культурной жизни окончательно угас. Во II и III веках первенство удерживала вавилонская община. Но когда в это время евреи были поставлены на грань национальной катастрофы, истинный свет воссиял из крохотного городка Явне, на окраине разоренной Иудеи. Стремление спасти основные идеи иудаизма от угрозы полного растворения в диаспоре руководили Иохананом бен Заккай, когда он удалялся от пылающего Иерушалаима. Что нужно было предпринять для предотвращения исчезновения целого народа, который утратил родину, рассыпался по всему миру. Какими средствами заставить народ следовать по пути сохранения национального лица, когда у вас в распоряжении нет ни политической власти, ни армии, ни полиции - этих основных орудий принуждения?

      Иоханан бен Заккай, а вслед за ним десятки поколений мыслителей, разрабатывали средства, которые позволили евреям выжить. На протяжении десяти веков были сформулированы законы, которые легли в основу раввинистического кодекса. Эти законы были доведены до сведения евреев с помощью удивительной, уникальной “курьерской службы”, известной под названием “респонсов”, которая не нуждалась ни в каких государственных средствах принуждения. К тому времени еврейский народ развил в себе такую строгую внутреннюю дисциплину, благодаря которой еврейские общины добровольно подчинялись законам, решениям и распоряжениям. Сила харизмы в еврействе последовательно переходила от Б-га к Моше, от Моше к Торе, от Торы к священнослужителям и вот теперь - к мудрецам-раввинам. Наступило время еврейских интеллектуалов.

      Чтобы избежать опасности ассимиляции, законодатели сформулировали принцип, по которому

      каждый еврей - страж брату своему, а все евреи - братья друг другу.

      Тогда же было принято решение о том, что

      каждый еврей, попавший в рабство должен быть обязательно выкуплен ближайшей общиной.

      Чтобы евреи не утратили свой язык, мудрецы засели за словари и превратили иврит в понимаемый всеми евреями язык, независимо от того, где они проживали.

     

      Иврит стал языком общения евреев всего мира и языком передачи еврейской традиции от поколения к поколению. Каждый еврей без помощи словаря мог читать еврейские книги.

      Чтобы не дать еврейской религии измениться в различных странах до неузнаваемости, были стандартизированы правила литургии в синагоге. Постановление Эзры и Нехемии, повелевавшие евреям дважды в неделю и по субботам читать вслух отрывки из Торы, было вновь подтверждено и дополнено нововведениями. Теперь Тору мог читать не только раввин, но и всякий достойный член общины. Было принято празднично одеваться во время посещения синагоги в знак уважения к Б-гу и Его Слову.

      Но для того, чтобы дисциплинировать евреев, необходима было социальная организация. Мудрецы разработали структуру такой организации на нескольких уровнях. Было установлено, что

      10 еврейских мужчин старше тринадцати лет, которые живут на таком расстоянии, что могут общаться друг с другом, обязаны создать религиозную общину - миньян. Если на таком расстоянии проживает 120 мужчин старше тринадцати лет, они имеют право образовать социальную общину, в которой будет собственный суд. Община должна была облагать себя налогом сверх назначенного государством. Налог этот предназначался для того, чтобы евреи могли сами себя обеспечивать и не обращаться за помощью к языческому или христианскому правительству. Собранные деньги шли на образование и благотворительные цели. Каждая община отвечала за создание школьной системы, которая позволяла обеспечить всеобщее образование.

      Сироты и другие нуждающиеся учились бесплатно. Обучение было обязательным для всех мальчиков, но если продолжить образование желала девочка, ей в этом не отказывали. В законах особенно подчеркивалось, что оплата учителей должна была быть достаточно высока, чтобы сделать их профессию привлекательной и почетной. Ни один член общины не должен был жить впроголодь. Благотворительность распространялась на всех нуждающихся. Ни один еврей не должен просить помощи государства. Для сохранения численности народа были предусмотрены суровые наказания за безбрачие и убийство младенцев. Община должна была обеспечить приданым бедных девушек. Именно евреи отказались от браков с язычниками и христианами.

      Чтобы оградить общину от возможных обвинений в нарушении законов государства проживания, были сформулированы правила, уникальных в истории человечества:

      Первое. Ни один еврей не обязан подчиняться такому еврейскому закону, который превосходил бы возможности верующего еврея.

      Второе. Евреи обязаны подчиняться как решениям еврейского, так и нееврейского суда. Они были ответственны за произнесение любой клятвы, на любом языке.

      Третье. Евреи обязаны повиноваться всем законам страны проживания, до тех пор, пока они не противоречат требованиям их религии, не принуждают к кровосмешению, обожествлению идолов или убийству.

      Законы против иудаизма проводились со всей безжалостностью: иешива и Синедрион в Явне официально распущены; все синагоги, школы и суды закрыты; раввинов и учителей бросали в тюрьмы, подвергали пыткам, предавали мучительным казням. Но они до конца оставались верны своему учению и часто шли даже на казнь, читая молитвы и распевая псалмы.

      Напишите, что по-Вашему, спасло еврейский народ после трагических событий 1и 2 веков н.э.?


= ГЛАВНАЯ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ =УРОКИ = УЧИТЕЛЮ =