ШИМОН ДУБНОВ"Новейшая История Евреев" |
II. Главные процессы новейшей истории евреев
ЭМАНСИПАЦИЯ И РЕАКЦИЯ
Два ряда процессов параллельно проходят перед нами в новейшей истории евреев, взятой в гранях 1789 1905 годов, от первой французской революции до первой русской революции. В политической истории народа чередуются гражданская эмансипация (или борьба за неё) и реакция (общая или специально-антиеврейская). В культурной истории этому соответствует чередование или соперничество ассимиляции и национального движения. Эти два ряда процессов переплетаются между собою в цепи событий новейшей истории множеством нитей, и в свою очередь имеют свои источники в более ранних стадиях исторической жизни еврейства.
Термин "эмансипация", для обозначения законодательного уравнения евреев в правах с прочими гражданами страны, есть продукт новейшего времени. При старом порядке, когда евреи в каждой стране занимали положение не группы граждан, а чужой внегражданской касты, которой государство отпускало по особой концессии ограниченное количество прав или "привелегий", могла идти речь о правах, но не о праве, не о гражданском равенстве. "Эмансипация" могла стать политическим фактором только с момента возникновения современного правового государства, пришедшему на смену старому, сословно-полицейскому. В Европе такой момент наступил для Франции в 1789 году, для других стран Запада в течение XIX века, для России он только наступает в XX веке.
По мере утверждения нового конституционного строя в разных странах, процесс эмансипации проходил обыкновенно через ряд ступеней (5). При самом установлении нового порядка, эмансипация только подразумевалась, как вывод из общей догмы гражданского равенства, начертанной в основных законах ("Декларация прав", первые статьи европейских конституций). Общие формулы гражданского равенства оказывались однако недостаточными для юридического равноправия евреев. Громко раздавались голоса, что на евреев не следует распространять основной закон о равенстве; так было и при самом рождении гражданского равенства, после обнародования Декларация прав.
Тогда начиналось специальное парламентское обсуждение еврейского вопроса (во французском Национальном собрании 1789-91, в германских и австрийских парламентах 1848 г.), и после некоторых колебаний равноправие евреев формально узаконялось в силу необходимости, ибо невозможным оказывалось совместить бесправие одной части населения с обновлённым государственным строем. Но и это специальное признание еврейского равноправия наталкивалось на препятствия двоякого рода: либо после революции, вырвавшей у правительства конституционную хартию, наступала реакция с отменой основных законов, либо христианское общество не мирилось с фактическим осуществлением еврейского равноправия. В первом случае равноправие юридически отменялось, в последнем проведение его в жизнь фактически тормозилось.
Правительственные реакции имеют характер временный, и отменённые конституции в полном или урезанном виде, после некоторого перерыва, вновь вступают в силу. Гораздо более длительны общественные реакции, то есть противодействие христианского общества осуществлению юридически уже признанной эмансипации. Такая реакция часто проявляется в форме организованной борьбы (антисемитизма на Западе). Местами она является враждебным откликом не на признанную уже эмансипацию, а на предварительную борьбу евреев за свою свободу, против упорно держащегося старого режима (Россия).
В силу указанных сейчас процессов, в новейшей политической истории еврейского народа можно установить следующее деление на эпохи, в общем совпадающие с делением новейшей истории Европы:
1. Эпоха первой эмансипации французской (1789-1815), когда Франция эмансипировала своих евреев, а другие государства под влиянием победоносной республики и Наполеоновской империи, либо установили равенство граждан, либо делали шаги к улучшению гражданского положения евреев (Голландия, части Италии и Германии, до некоторой степени Россия в начале царствования Александра I);
2. Эпоха первой реакции общеполитической (1815-1848), когда эмансипация сменилась повсюду, кроме Франции и Голландии, полным или частичным возвратом к прежнему гражданскому бесправию евреев;
3. Эпоха второй эмансипации германской (1848-1881), когда установление конституционного режима преимущественно в странах германской культуры привело к юридическому (но не везде к фактическому) равноправию евреев на Западе, а "эпоха великих реформ" в России вызвала движение к эмансипации и борьбу за неё в восточном еврействе;
4. Эпоха второй реакции антисемитской (1881-1905), когда общественный антисемитизм в западной Европе сделался силою, препятствующею во многих странах проведению в жизнь полного гражданского и политического равноправия евреев, а юдофобия реакционной России создала для ядра еврейства режим погромов и полнейшего бесправия.
Примечания.
(5)В стороне от этой континентальной системы эмансипации стоит Англия, политический строй которой не находился в зависимости от революций новейшего времени. Эмансипация евреев имела здесь особую, религиозную окраску, приближаясь к типу эмансипации английских католиков (1829), с которой она отчасти исторически связана