ШИМОН ДУБНОВ

"Новейшая История Евреев"

Обсудим?
Жду Ваших писем!

= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС = ОГЛАВЛЕНИЕ =

ИТАЛИЯ

Сгущённый экстракт средневековья сохранился в гетто города Рима. На низком, топком берегу Тигра папское правительство отвело особый квартал-каземат для нескольких тысяч евреев и здесь производило над ними мучительные эксперименты. Крайней степени достигла жестокость экспериментаторов к концу XVIII века, когда угрожаемая атакою Разума церковь находилась на военном положении. Забитым, запуганным обитателям римского гетто как будто мстили за поругание церкви в стране Вольтера и энциклопедистов; среди этой горсти "неверных" церковь ловила неофитов, как бы для возмещения своих потерь в стаде верующих.

"Эдикт о евреях" (Editto sopra gli Ebrei), обнародованный папою Пием VI в 1775 году, принадлежит к числу самых бесчеловечных актов в истории человечества. Собранный из разных канонов и булл, весь змеиный яд римского католицизма сосредоточился в 44 параграфах этой "конституции гетто". Евреям нельзя жить вне гетто; днём они могут выходить по своим делам в город, но ночевать там строго запрещается, под опасением штрафа и телесного наказания. Привратники у ворот еврейского кватрала не смеют пропускать туда никого и выпускать оттуда после часа ночи. Вне стен гетто не должно быть еврейских магазинов; только в редких случаях разрешаетс открывать торговлю вне гетто, неподалёку от него. В дачных окрестностях города евреям нельзя жить ни под каким предлогом, даже для того, чтобы подышать чистым воздухом. Еврею нельзя ездить по Риму в карете. Евреи обоего пола обязаны носить постоянно и повсюду, в гетто и вне его, "знак желтого цвета, для отличия от других"; мужчины пришивают этот жёлтый кусок материи к своим шапкам, а женщины носят его на головном уборе, причём тем и другим запрещено накрывать этот знак шалью или повязкой; еврей же, выходящий из дому в обычной, а не "форменной" фуражке, должен носить её в руках и ходить с непокрытой головой; за нарушение сих законов установлены строжайшие кары, "по усмотрению". Евреям запрещается: продавать христианам мясо и молоко, давать им пасхальный хлеб (мацу), нанимать их в слуги и кормилицы, приглашать повивальную бабку из христиан, вводить христиан в свои синагоги, есть, пить и играть с ними, даже беседовать с ними в домах, трактирах и на улицах, - под страхом телесных наказаний и штрафов для обеих сторон. Особенно охранялись от "тлетворного" влияния обитателей гетто их несчастные братья, сёстры и дети, попавшие в сети католических миссионеров и содержавшиеся, как в тюрьме, в "доме катехуменов" (приготовляемых к крещению). Никому из евреев не разрешалось приближаться к домам катехуменов и к церкви Благовещения св. Марии в Риме, под опасением штрафа в 300 скуди, ссылки на галеры "и прочих телесных наказаний, по усмотрению". Вздёргивание на "столб для пыток" грозило всякому еврею, приютившего у себя беглого катехумена или неофита из своих соплеменников. За склонение же их к иудейству виновный подвергался тюремному заключению, конфискации имущества или ссылке на галерные работы. Узда наложена и на интимнейшую духовную жизнь еврея. Восемь яростных параграфов направлены против "безбожных, осуждённых талмудических, каббалистических и прочих книг, полных заблуждений и хулы против таинств христианства". Такие книги то есть все еврейские книги, кроме молитвенников и Библии запрещается евреям держать у себя, читать, продавать, дарить, и так далее. Еврей не вправе ввозить, покупать или принять в дар какую бы то ни было книгу на еврейском языке, не отдав её предварительно на цензуру Pater Maestro апостолического двора в Риме, епископам и инквизиторам в других местах, под страхом семилетнего заключения в тюрьме. Издевательством над священнейшими чувствами человека является запрещение евреям хоронить своих мертвецов с церемониями, чтением псалмов и зажженными свечами, ставить надгробные памятники на могилах своих покойников и помещать там надписи. Новые синагоги в гетто строить нельзя, но и ремонтировать старые запрещено. В христианские праздничные дни жители гетто могут работать в своих домах лишь при закрытых дверях. Раввин не имеет права носить костюм, присвоенный духовенству, а должен одеваться, как мирянин. Раввины обязаны принимать меры, чтобы на проповедях католических миссионеров присутствовало установленное число евреев, ибо "проповедь наилучшее средство для обращения евреев". Духовные пастыри еврейства были обязаны сами гнать своих овец в пасть волков, - до такой утончённой жестокости доходили проповедники "религии любви". В заключение, папа повелевает настоящий "Эдикт о евреях", для лучшего ознакомления с ним, расклеить на улицах и площадях Рима и в синагогах гетто. 20 апреля 1775 года это приказание было исполнено и жители Рима толпились вокруг громадных плакатов, заключавших параграфы папской "конституции для евреев".

При таком режиме должна была жить община в 7000 душ, сдавленная в римском гетто, не считая евреев, разбросанных в остальных местах Церковной области и в папском Авиньоне. Дюпати, посетивший Рим в 1783 году, писал, что положение евреев там хуже, чем где бы то ни было. "Спрашивают: когда же евреи обратятся в христианство? Я же спрашиваю: когда христиане обратятся к терпимости? Христиане, когда-же вы перестаните играть роль откупщиков божественного правосудия?"… Чёрная армия монахов распространяла гнусные юдофобские памфлеты, разжигавшие фанатизм католиков. Уличные нападения на евреев в Риме стали обычным явлением; они часто сопровождались грабежом и убийствами. В евреев, проходящих мимо церквей, бросали камни и причиняли увечья; однажды камень, попавший в слепого на один глаз еврея, вышиб ему другой глаз и несчастный совсем ослеп (1789). Расправы с обитателями гетто совершались особенно энергично там, где дело касалось новообращенного. Весной 1787 года один бедный еврей в Риме согласился принять крещение. Когда его взяли в приют для новообращённых (casa), он объявил, что в гетто остались ещё двое мальчиков-сирот, его родственники. Мальчики действительно жили там у своих более близких родственников. Когда в общине узнали, что папские аргусы ищут мальчиков для насильственного крещения, их спрятали. Тогда римская полиция арестовала и бросила в тюрьму 60 еврейских мальчиков и приказала подвергнуть пытке старшин еврейской общины. Пришлось выдать несчастных сирот. Их потащили к купели, несмотря на отчаянные протесты старшего мальчика. Община же за попытку спасти их поплатилась большой контрибуцией. Об этом случае римские евреи сообщили своим современникам в Берлине и других местах.

Измученная римская община решилась наконец, в 1786 годуобратиться к папе Пию VI с мольбою облегчить её положение. В записке, представленной папе общинным советом гетто (Congrega), перечисленны все податные тяготы, которые несёт гетто (в длинном перечне податей фигурируют, между прочим, позорный "карнавальный налог" и сбор в пользу "дома катехуменов"), все ограничения в занятиях и промыслах, публичные унижения, которые еврей переносит на каждом шагу. Отчаяние просителей прорвалось в следующем наивном обращении к папе, автору эдикта 1775 года: "Поднимитесь, владыко, и бросьте с высоты своего престола взгляд на лежащее внизу гетто, на этот несчастный остаток Израиля, который ведь есть и ваш народ и который в слезах простирает к вам руки с мольбою!" Пий VI внял мольбе евреев и назначил особую комиссию из семи членов для рассмотрения их жалоб. Комиссия не спешила исполнить возложенное на неё поручение, и ещё в 1789 году рассматривала представленную евреями записку. Конечно, из этого совещания патеров ничего не вышло. На стон измученного гетто отозвалась через несколько лет другая власть: шедшая из революционной Франции победоносная армия, ворвавшаяся в Рим, изгнавшая оттуда папу и поднявшая знамя республики в центре деспотического церковно-полицейского государства.

Не такую мрачную, как в Риме, но всё же безотрадную картину представляло положение еврейских общин в других частях Италии. Многии провинции находились в сфере политического влияния либо Австрии, либо Испании, то есть двух государств с ярко выраженным клерикальным направлением в еврейском вопросе. Влияние эфемерных реформ императора Иосифа II могло сказаться только в таких ближайших к Австрии пунктах, как Триест, да и то не в смысле улучшения гражданской жизни евреев. В больших торговых городах Италии отношения к евреям складывались под влиянием компромиссов с муниципальными властями. Важная коммерческая роль евреев в портовом городе Ливорно (Тоскана) заставляла муниципалитет считаться с еврейской общиной, и муниципальная конституция 1780 года должна была предоставить евреям право избирать своих гласных в городской совет. И здесь, и во Флоренции евреи свободно жили вне гетто. Старый порядок в гетто Венеции, охраняемый бдительностью консервативного правительства республики, не поддавался новым веяниям, хотя промышленная роль венецианских евреев, как экспортёров и банкиров, была весьма значительна. В других же областях, например в герцогствах Пьемонт и Модена, положение евреев ещё регулировалось каноническим правом; клерикально настороенные правители стремились по возможности приближать строй жизни в местных еврейских общинах (universita) к образцу Римского гетто.


= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС = ОГЛАВЛЕНИЕ =