ПИШИТЕ! MD

=Главная=Изранет=ШОА=История=Ирушалаим=Новости=Проекты=Традиции=
=Книжная полка=Музей=Антисемитизм=Материалы=


ОБЩЕСТВО "ЕВРЕЙСКОЕ НАСЛЕДИЕ"


Подольский А.

ГЕНОЦИД ЕВРЕЙСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В СРЕДНЕМ ПОДНEПРОВЬЕ
ВО ВРЕМЯ НАЦИСТСКОЙ ОККУПАЦИИ УКРАИНЫ /1941-1944 гг./
ДНЕПРОПЕТРОВСК. КИРОВОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ. ЧЕРКАССКАЯ ОБЛАСТЬ



Проблема нацистского геноцида евреев Европы и в частности евреев Украины является сегодня для украинской исторической науки актуальной и одновременно малоизученной темой. В советский период в историографии Второй мировой войны тема Холокоста не исследовалась отдельно и, к сожалению, искусственно исключалась из круга вопросов истории второй мировой войны. Это было в фарватере тогдашних идеологических концепций, которые наложили вето на само слово - "еврей". В последние годы историки Украины получили возможность заниматься этой темой и сразу увидели, что изучение проблемы массового геноцида евреев на Украине в 1941-1944 гг. им нужно начинать, по сути, "с нуля" (1)

Однако исследование этой проблемы необходимо для создания объективной картины событий 1941-1944 гг. на Украине. Актуальность поучения Холокоста, я считаю, не требует специальных доводов и аргументов. Человечество не должно забывать трагедий прошлого для того, чтобы они не стали реалиями настоящего и будущего. Особое содержание приобретает эта тема накануне светлой даты в истории всех народов - 50-летия победы над нацизмом и окончания второй мировой войны.

Уничтожение украинского еврейства было составной частью нацистского плана "окончательного решения еврейского вопроса" /т.н. - "эндлезунг"/. Это политика тотального убийства народа. Исходя из нее, все без исключения евреи: мужчины, женщины, дети, старики были обречены на гибель. Сам факт принадлежности к еврейскому народу обуславливал смерть человека.(2) Евреев убивали не за их политические взгляды или какое-то сопротивление нацистскому режиму, а только за то, что они были евреями. Это безусловно выделяет трагедию еврейского народа в годы второй мировой войны. Немецкий фашизм с патологической ненавистью уничтожал евреев, преследуя цель - возможно больше территорий сделать "юденрайн", т.е. свободными от евреев.(3)

20 января 1942 года под руководством Р.Гейдриха в Берлине была проведена конференция высшего нацистского руководства по "еврейскому вопросу". На этом дьявольском "форуме" с садистской откровенностью было заявлено, что уничтожению подлежат более 11 млн. евреев Европы.(4)

Политика геноцида евреев, которую проводили нацисты, была следствием гитлеровского расового антисемитизма. То есть идеологической базой "эндлёзунга" был именно расовый антисемитизм, по которому евреи, в первую очередь, попали в разряд "низшие" расы.(5)

От расового антисемитизма нацисты перешли к расистской идеологии, они создали новый термин по отношению к неарийцам - "унтерменшн" /"недочеловек"/. С самого начала к "унтерменшн" были отнесены евреи. А.Гитлер должен был теоретически доказать будущее физическое тотальное уничтожение еврейского народа и ему это удавалось.

"Цыгане, негры, евреи не люди в точном смысле слова, они результат жадного заиканья жизненной силы... Они отстают от нас дальше чем животные. Сказанное мной вовсе не значит, что я считаю еврея животным. Еврей гораздо далее от животного, чем мы. Это просто существо, чуждое естественному порядку природы".(6) Таким образом, морально оправдывалось убийство миллионов "неарийцев". Гитлеровская расовая антисемитская теория превращалась в ужасную действительность. С нападением фашистской Германии на СССР, в июне 1941. года политика "окончательного решения еврейского вопроса" коснулась и украинских евреев, фактически первые массовые уничтожения евреев Европы происходили на украинских землях. В целом, итоги нацистского геноцида евреев Украине были страшными. По последним сведениям в период немецкой оккупации Украины /1941-1944/ было истреблено около 1 млн. 200 тысяч евреев. На оккупированной украинской земле нашли свою смерть 120 тысяч депортированных сюда евреев - иностранцев. На сегодня известно 248 мест массового уничтожения евреев на Украине.(7)

В последние годы в Украине появились первые научные работы по проблеме Холокоста украинского еврейства.(8) Однако, безусловно, ещё есть много "белых пятен" в исследовании Катастрофы украинских евреев в годы Второй мировой войны.

Сегодня ученые - историки, которые занимаются проблемой геноцида украинского еврейства 1941-1944, почти совсем не касались изучения судьбы еврейского населения Среднего Поднепровья во время нацистской оккупации. Речь идет про современную Черкасскую /в годы войны эти территории входили в состав Киевской области/, Кировоградскую области и город Днепропетровск. Между тем, на долю еврейского населения этого региона выпало трагических испытаний не меньше, чем на евреев Киева, Львова, Харькова, Одессы...

Как известно, с началом войны против СССР и с захватом первых советских территорий /в том числе и украинских/ 17 июля 1941 года вышли приказы А.Гитлера про введение полицейского режима на оккупированных территориях, а также введение гражданского управления этими территориями.(9) Согласно этим приказам, захваченные земли должны были подвергнуться новому /нацистскому/ территориально-административному делению, а также приказом про введения гражданского управления Гитлер назначил Альфреда Розенберга рейхсминистром по делам оккупированных восточных областей.(10) На протяжении августа 1941 года территория Украины фактически была разорвана на большие куски и разделена нацистским верховным командованием на четыре части. 1 августа 1941 года вышло распоряжение генерал-губернатора Франка об организации "дистрикта Галиччины".(11) В этот дистрикт вошли Львовская, Тернопольская, Станиславская и Дрогобычская области. "Дистрикт Галиччина" стал составной частью польского генерал-губернаторства.

19 августа 1941 года Декрет № 1 румынского диктатора И.Антонеску провозглашал создание т.н. "Транснистрии" (12), в состав которой вошли украинские земли между Южным Бугом и Днестром. Еще раньше, в июле 1941 года, с разрешения Гитлера Черновицкая и Измаильская области были присоединены к Румынии.

20 августа 1941 года вышел приказ А.Гитлера о создании захваченных земель Украинской ССР рейхскомиссариата "Украина" и назначении Эриха Коха рейхскомиссаром.(13) В состав рейхскомиссариата "Украина" вошла большая часть УССР. Также на протяжении августа 1941 года с территорий Черниговской, Сумской, Харьковской, Сталинской /совр. Донецкая обл. -А.П./ и Ворошиловоградской /совр. Луганская обл. - А.П./ областей, которые не вошли в состав рейхскомиссариата "Украина", была создана т.н. особая военная зона, власть в которой принадлежала немецкому военному командованию. "Украины нет" (15) - такой итог этому нацистскому разделу подвел Э.Кох.

Таким образом, исходя из гитлеровского территориально-административного раздела Украины, земли Среднего Поднепровья вошли в состав рейхскомиссариата "Украина". В рейхскомиссариат "Украина" входила большая часть оккупированных украинских территорий, он /р/к "Украина" - А.П./ был разделен на шесть генеральных округов /"Волынь", /"Житомир" "Киев, "Николаев", "Таврия", "Днепропетровск"/(16). Земли современной Черкасской области, тогдашней Киевской, входили в состав генерального округа "Киев", Кировоградская область вошла в генеральный округ "Николаев". Город Днепропетровск - находился в составе генерального округа "Днепропетровск".

Я неслучайно уделяю такое большое внимание административно-территориальному устройству Украины в период нацистской оккупации, что может показаться на первый взгляд прямо не касается обозначенной проблемы. Однако, это не совсем так. Суть видимо в том, что, действительно конечный результат антиеврейской политики нацистов почти везде по всей Европе был одинаковым, но методы и способы реализации фашистского "эндлёзунга" в разных местах были разными. Если в Польше методом убийства миллионов людей были гетто и лагеря смерти, то на территории СССР гетто не создавались /за небольшим исключением/ или были временными, евреев уничтожали специальные эйнзацгруппы СС /на Украине действовали две эйнзацгруппы "С", и "Д"/ и коллаборационисты путем массовых расстрелов.

После нацистского расчленения Украины, евреи "дистрикта Галиччина" и "Трамснистрии" были обречены на издевательства в гетто и ужасную смерть в лагерях смерти, евреи рейхскомисnариата "Украина" были уничтожены почти все эйнзацгруппами СС и коллаборационистами на протяжении 1941 - начала 1942 годов путем массовых расстрелов. К иевская, Кировоградская, Днепропетровская области были оккупированы гитлеровцами почти одновременно: в конце июля -начале августа 1941 года,(17) и вошли в состав созданного 20 августа 1941 года, рейхскомиссариата "Украина". И, фактически сразу, евреи этих регионов ощутили на себе нацистскую антисемитскую политику. Их судьба с этого момента зависела от А.Розенберга, Э.Коха, генерал-комиссаров, гебиткомиссаров и многих других гитлеровских палачей, которые распоряжались жизнью миллионов украинцев, русских, евреев, поляков, других народов на оккупированных украинских землях. Однако, с другой стороны она /судьба евреев - А.П./ уже давно была определена А.Гитлером, Г.Герингом, Г.Гиммлером, Р.Гейдрихом, А.Эйхманом, и вопрос стоял только о ее нечеловеческом осуществлении.

ЧЕРКАССКАЯ ОБЛАСТЬ /В ПЕРИОД ОККУПАЦИИ - БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ КИЕВСКОЙ ОБЛ./

Когда в июле - августе 1941 года почти вся Киевская область уже находилась под контролем нацистов /речь далее пойдет только про ту часть Киевской области, которая сегодня входит в состав Черкасской области, а именно: Умань, Тальное, Шпола, Звенигородка, Городище, Смела, Жарков, Каменка/ Г.Геринг 31 июля 1941 года отдал приказ Начальнику полиции и СД Р.Гейдриху о "подготовке всеобщего решения еврейского вопроса.(18)

На следующий день, 1 августа 1941 года появился приказ рейхсфюрера СС Г.Гиммлера 2-му кавалерийскому полку СС, однако он имел, безусловно, и показательный всеобщий характер: "Все евреи должны быть расстреляны. Еврейских женщин надо загонять в болота"(19). В этот же день, 1 августа 1941 года нацистами была оккупирована Умань.

"В городе было больше 15 тысяч евреев после мобилизации и эвакуации. Больше всего тревожило евреев, что везде, повсюду, были надписи: "Вход жидам запрещен!" Еврейские дети, не понимая этого, неоднократно спрашивали: "Что это за жиды, как можно видеть их?" Но родители им на это должны были признаться и сказать, что мы жиды, и нас подразумевают. В это время было приказано немедленно выбрать общину из еврейской интеллигенции и явиться в горуправу для выяснения некоторых вопросов. 13 августа 1941 года община в составе 60 человек мужчин явилась в горуправу. Фашистские варвары жестоко расправились с ними, причем заставляли их физкультуру делать и при каждом движении рубили то руки, то ноги, пока насмерть не замучили. Единичных случаев убийств было очень много и систематически нападали на еврейские квартиры, где грабили, издевались, убивали.

Тут объявляют перерегистрацию всего еврейского населения. Регистрировали каждого еврея большой палкой, прикладом и плеткой, проходящие регистрацию все были избиты, окровавлены.

Для отличия евреев от других народов все, независимо от возраста, должны были носить на правой руке белые повязки с шестиконечными звездами, в отсутствии этих знаков избивали и налагали штраф в неограниченном количестве денег".(20)

Это было начало. Страшное начало. Приведенный отрывок из воспоминаний Мани Файнгольд, одной из немногих, оставшихся в живых, отражает это начало. Как показали следующие события - еврейская община Умани, которая имела свою многовековую историю, была обречена на жестокую гибель от рук нацистов и их пособников. Гитлеровцы после регистрации еврейского населения создали в Умани гетто, которое носило временный характер. Издевательства и убийства евреев продолжались все время существования гетто. Первый погром в Умани нацисты устроили 23 сентября 1941 года. Из рассказа партизанки Р.Дудник: "В этот день я на рассвете ушла в соседнюю деревню. Возвратившись, я никого дома не нашла. Квартира была разгромлена. Я бросилась к городской тюрьме. Из-за ограды доносились крики "Шма Исроэль", рыдания женщин, плач детей... всех мужчин погнали к кладбищу... Женщин и детей - до трех тысяч человек - загнали в жарко натопленный подвал тюрьмы, наглухо закупорив двери и все отверстия. Многие задохлись. Трупы издавали ужасное зловоние. И лишь когда вонь стала разноситься по всей тюрьме, немцы открыли дверь. Все эти дни я не отходила от ограды. Я видела, как из тюрьмы выезжали подводы, груженные голыми телами. Это были задохнувшиеся женщины и дети. Немцы без стеснения, среди белого дня возили эти сваленные и беспорядке трупы. Я увидели среди них курчавые головки трех моих двоюродных сестренок...".(21)

В период первого погрома погибло около 4 тысяч Уманских евреев. Организуя эту акцию нацисты не обошлись без колаборантов. Из свидетельских показаний обер-лейтенанта Бингеля об уничтожении евреев Умани в сентябре 1941 года, "Они /солдаты СС - А.П./ расстреливали целые шеренги людей из автоматов и пистолетов, причем делали это с таким удовольствием... Пощады не было никому: даже женщины с трехнедельными грудными младенцами не избежали страшной участи... Ввиду того, что в верхних эшелонах власти считали, и совершенно правильно, что эта процедура, может сильно уронить престиж немецкого военного командования, ибо выполнение позорных убийств было возложено на т.н. отборные команды - было решено действовать иначе: использовать для массовых убийств специально обученную Уманскую украинскую полицию. Командовали ею несколько офицеров и сержантов СС. Таким образом, массовому убийству пытались придать национальную окраску".(22)

В Умани в период оккупации, как и во многих других местечках Украины, были люди, которые рискуя собственной жизнью прятали и спасали евреев, но были, к сожалению, пособники нацистов, которые издевались и убивали евреев. Из воспоминаний М.Файнгольд о первом уманском погроме: "В этом погроме с целью грабежа активное участие прали больше 50 процентов украинцев города Умань. Меня встретила обыкновенная женщина, которая раздевала, забирала одежду и вместе с тем заявила: "Вот еще одна жидовка, забирайте ее, а то из-за них жить невозможно"... Еврейскому народу деваться некуда было и бежать нельзя было. Кругом нас были германские фашиста, а также украинская полиция. Многие представители Умани помогали немцам разыскивать и уничтожать евреев. Украинцы, которые старались скрывать еврея, были уничтожены".(23)

Через две недели после первого уманского погрома - 8 октября 1941 года, началась вторая нацистская "акция" по уничтожению евреев Умани и фактически во время этой "акции" была истреблена еврейская община Умани.

"В семь часов утра на базарной площади насчитывали больше десяти тысячи евреев, тут же стояли пять грузовых машин, на которые бросали маленьких детей и старых, всех остальных гнали пешком. Старый еврей взял под руку свою жену, с которой прожил пятьдесят лет, и со слезами на глазах он прощается с ней, зная, что через полчаса их убьют, и больше не увидят друг друга". /Из воспоминаний И.Файнгольд/.(24) Уманских евреев вывезли за город, их ждали три вырытые глубокие ямы - гитлеровцы расстреливали и кидали людей в эту яму. "Кровь их еще не застыла, некоторые еще подымали то руки, то ноги, многие по-видимому были тяжело ранены, их быстро засыпали землей, но три дня после этого земля еще подымалась. Этим людям помочь никто не мог, они быстро кончались...среди них попала одна украинка. Она обращалась к немецкому офицеру, показывала документы, что она украинка. Офицер ей ответил только два слова: "Вшистко одно" /Всё равно - польск./. И вместе с тем выстрелил, и она упала, как падали все евреи. Немецкий офицер со смехом обратился к своему другу: "Пусть украинцы не думают, что мы их любим, им также капут, неужели этой украинке не все равно, убью ли я ее теперь или позже?"(25)

Из рассказа партизанки Раисы Дудник: "...По дороге в гетто меня задержал полицейский, который заявил мне: - Иди перед смертью полы в полиции мыть. Там я увидела еще двух евреек-девушек. Целый день мы убирали помещение, а вечером нам всем троим удалось незаметно скрыться. В этот день немцы расстреляли в Умани 10 000 евреев. В их числе была и моя мать". (26) После второго погрома в Умани осталось 1.800 евреев, которые были уничтожены в апреле 1942 года.(27) Красная Армия освободила Умань 10 марта 1944 года,(28) на это время евреев в Умани уже не было. Местечко Шполу гитлеровцы захватили 30 июля 1941 года, (29) и сразу же начались антиеврейские акции. В начале сентября 1941 года /3-го и 9-го сентября (30)/ гестапо определило 160 лиц - представителей еврейской интеллигенции города: "врачей, адвокатов, учителей... все до одного были расстреляны. После этого в Шполе нацисты создали гетто, которое просуществовало до 15 апреля 1942 года" (31). Условия жизни в гетто были ужасными. "Гетто немцы назвали издевательски "Палестина". Евреям одели повязки. Их не выпускали на базар. Хлеб им не выдавали, а население вне гетто получало по 200 грамм ежедневно, Люди платили по 200 рублей за 200 грамм хлеба. В гетто начался голод и ежедневно умирало 10-12 человек. Им не давало электричества".(32)

После "акции" 15 апреля 1942 года в Шполе осталось 13 евреев - специалистов "... которые были оставлены в силу необходимости, по просьбе населения. Но в 1943 году и их расстреляли".(33) Части Красной Армии освободили Шполу 27 января 1944 года.(34)

В Звенигородском районе нацисты создали несколько лагерей по строительству дорог. И эти лагеря разными путями попадали украинские евреи, и не только украинские. "В Брадецкий концлагерь пригнали 255 трудоспособных евреев, которые работали несколько месяцев, а 15 декабря 1942 г. их расстреляли.

15 декабря 1942 г. расстреляли 105 человек, работавших в Шостаковском концлагере. После 15 декабря 1942 г. сюда привели 250 румынских евреев и расстреляли их.

К 35-летней женщине Мане Глейзер пришел немец и велел приготовить себе поесть. Ночью он пришёл с приятелем. Они хотели изнасиловать ее. Женщина сопротивлялась. За это ее закололи, закололи старушку - мать, отрубили голову 14-летнему братишке /это рассказала 16-летняя племянница Мани Глейзер, девушка пряталась с украинским паспортом. Муж Мани на фронте/.

Если температура у человека повышалась до 38°, его расстреливали. За это расстреляли 4-х девушек, и одного двадцатилетнего паренька. Температуру проверяли украинский доктор и немецкий комендант. Больные девушки и юноши сказали, что здоровы и пойдут работать.

- Молчать, тебя не спрашивают, - сказал им врач. Больным сказали, что их ведут в Звенигородскую больницу, но привезли к приготовленной яме. Пока комендант закурил папиросу, полицейский расстрелял трех девушек".(35)

Убийство евреев на украинских землях гитлеровцы проводили с ужасным спокойствием, для них это была "будничная работа", после выполнения которой они курили, разговаривали, шутили, писали письма домой, ели, продолжали свою грязную жизнь.(36) Именно в этом и был весь ужас. Из протокола допроса пленного ефрейтора Альберта Эндорма, который был свидетелем расстрелов еврейского населения в Умани, Кировограде, Днепропетровске: "Гражданское население иногда спрашивало у нас, за что уничтожают евреев. Рядовые солдаты могли только в ответ разводить руками".(37) 29 июля 1941 года был оккупирован город Тальное.(38) На пятьдесят процентов этот город был еврейским местечком. 8 сентябре 1941 г. нацисты начади уничтожение евреев Тального: "19 сентября 1941 года немецкий комендант города Тальное издал приказ о регистрации проживающих в городе евреев. Когда евреи собрались на площади перед зданием комендатуры, им было объявлено, что несколькими партиями они будут отправлены в Умань. Старики, неспособные к работе, были отделены и отведены в кинотеатр и клуб: день спустя они там все были расстреляны. За лесом Кульбида в нескольких километрах от города есть село Белашки. Здесь, возле села Белашки, огромная партия выведенных из Тального евреев была остановлена и вся партия - свыше тысячи человек - расстреляна из пулемета.

Эсэсовцы убивали еврейских детей... Эсэсовец поднимал еврейского ребенка за волосы одной рукой, другой стрелял ему в ухо из пистолета. Мальчика с лишаем на голове - эсэсовец пытался поднять за ухо. Когда это не удалось и мальчик упал, немец содрал с него штанишки и с ненавистью каблуком раздавил придатки. "Теперь размножайся" - сказал он под смех других солдат".(39)

Последние евреи Тального были уничтожены в апреле 1942 года и "...от всего этого еврейского населения остался в живых единственный человек, мясник на городских бойнях - Юлин".(40) Судьба еврейского населения Жашкою, Смелы, Каменки, Городища была похожа на судьбу их соплеменников в Умани, Шполе, Звенигородке, Тальном. В период прихода частей Красной Армии. /декабрь 1943- март 1944 гг./, в этом регионе Украины евреев почти не осталось...(41)

КИРОВОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

Кировоградская область была оккупирована нацистами на протяжении августа 1941 года. Город Кировоград гитлеровцы захватили 14 августа 1941 года. Из документов Чрезвычайной Государственной Комиссии /дальше - ЧГК/ по расследованию немецко-фашистских преступлений на оккупированной территории СССР во время войны: "Вступив в город Кировоград немецкие оккупанты с первых же дней приступили и осуществлению своих гнусных планов по истреблению советского народа. Для большего устрашения населения на улицах вывешивали объявления и приказы, говорящие о расстрелах и взятии заложников".(42) И тут нацисты, к сожалению, нашли коллаборантов. Вот характерный документ, который подтверждает этот факт - Постановление собрания работников умственного труда Кировоградской области: "Собрание, заслушав такое сообщение, исполнено сознанием о необходимости срочного обновления всей хозяйственной и научной деятельности на всей территории Кировоградской области, которая освободилась благодаря немецкой армии от комиссарско-большевистского произвола и жидовского гнета, от народно-хозяйственной разрухи на Украине".(43) Как и во многих других населенные пунктах на Украине и вообще на территории СССР нацисты обвиняли евреев в преданном служении большевикам и на этом провоцировало местное население на еврейские погромы.

Православная церковь на Кировоградщине использовала гитлеровский антисемитизм в своих интересах, но вопрос о помощи или спасении евреев она, к сожалению, не ставила /как это делала Православная церковь в Болгарии - в Софии, Пловдиве - А.П./. Из стенограммы беседы с командиром партизанских отрядов Кировоградской области Скирдою М.М. "...Что можно сказать относительно церкви? Церкви были открыты везде, в каждом селе. Как ставили вопрос церковные общины? Тот, кто не скрестит своих детей, будут считаться евреями и будут расстреливаться. По 70 человек в один день крестили".(44) Трудно что-либо добавить к этому свидетельству. Много было в этот период на Кировоградщине обратившихся к Богу, но каким образом!

В материалах ЧГК есть документ о раскопках мест массового расстрела в Кировограде, которые делали немецкие военнопленные. В результате этих раскопок было установлено количество жертв гитлеровского геноцида в Кировограде - 70 тысяч замученных мужчин, женщин, детей. В эту цифру входит почти все еврейское население Кировограда.

На Кировоградчине, в населенных пунктах Александровка, Златополь, Знаменка, Каменка, Ивангород, Бобринец, в райцентре Александрия во время оккупации было истреблено фактически все еврейское население этих мест.

Из документов Чрезвычайной Государственной Комиссии: "В октябре-ноябре 1941 года в районном центре Александровка происходили массовый расстрел еврейского населения. Расстрелы происходили в овраге в 1 км от Александровки - здесь было расстреляно 49 человек... В районе нет ни одного села, где бы немецкие оккупанты и их сообщники не расстреляли мирных советских граждан...".(46) Из свидетельства колхозницы с.Ивангород Акулины Ивановны Хмель: "Я все время живу в селе Ивангороде. По соседству со мной жила еврейская семья Сердюковского Шая, в составе 3-х человек, которых расстреляли немецкие оккупанты на моих глазах. Остальных евреев, которые жили в селе Ивангороде, увезли в Александровку и расстреляли там, в овраге. Я знаю, и сама видела, что евреев в Александровке морили голодом, согнали в одну конюшню, а потом увозили на машинах в овраг и расстреливали".(47)

Свидетельства жителя с. Александровки Годованика Антона: "Во время немецкой оккупации я и моя семья проживали в Александровке. Сноха моя была еврейка, которая также была арестована. "Я много хлопотал, чтобы её выпустили. Её выпустили, потом снова арестовали и увезли в Кировоград. О судьбе её мне до сих пор ничего неизвестно... Расстрел советских людей /читай: евреев - А.П./ проходил прямо на моих глазах. Я видел как их увозили из Александровки, слышал крики и выстрелы. Мне известно, что в последнее время в Александровке было расстреляно 380 человек еврейского населения". (48) По данным ЧГК в период нацистской оккупации пос. Ивангород Александровского района Кировоградской области было убито "52 лица еврейской национальности. 1941- 4, 1942-4, 1944 - 44".(49)

В поселке Каменка /райцентр Кировоградской области - А.П./ 10 января 1942 г. появился приказ следующего содержания:

Приказываю:... i.3. Всем жидам разрешаю движение по улице от 7 часов утра до 17 часов вечера. Украинскому населению по селам категорически запрещено принимать жидов в своих домах и проводить с ними разговоры. За нарушение этого жиды будут расстреляны, а люди, которые содействуют жидам, подлежат аресту до 30 суток штрафу. Начальник Украинской Национальной Народной Милиции - Нужденко.(50).

Украинскому населению не пришлось принимать "жидов" в свои дома, нацисты и коллаборанты уничтожили еврейское население Каменки на протяжении 1942 г.

Из материалов ЧГК: "...Переводчик при полиции г. Знаменки Шиме Матвей Иванович - немец-колонист, часто избивал мирных граждан. Так, например: мне известно он... расстрелял 3-х женщин - евреек... и этот случай я сам лично видел, когда стоял на посту часовым при полиции. Следователь полиции г. Знаменки Антонов Н.Н. с участием полицейского Кравченко Архипа..., расстрелял одного еврея и одну еврейку за ж/д больницы весной 1943 г...".(51)

Город Бобринцы, райцентр Кировоградской области был захвачен гитлеровцами 6 августа 1941 года".(52) Гитлеровские палачи с первых же дней оккупации начали беспощадно истреблять, уничтожать Советских граждан. Житель г. Бобринцы Глободзинский М.Д. сообщил, что 10 августа 1941 года - на четвертый день оккупации немцы убили 5 человек - мирных евреев... До конца 1941 года и в начале 1942 г. шло массовое истребление еврейского населения. Все евреи были переселены в "гетто", обнесенное колючей проволокой и днем и ночью охраняемое полицией, Ночью туда врывались полицейские, насиловали женщин, избивали, грабили. Потом вывозили партиями в овраг за городом и убивали... так было убито - 358 человек /106 детей, 160 - женщин, 72 -мужчины/".(53)

Одновременно с Бобринцами нацисты захватили 6 августа 1941 года Александрию (54), один из крупных райцентров Кировоградской области. Более двух лет продолжалась оккупация - 5 декабря 1943 г.(55) части Красной Армии освободили Александрию, но евреев в Александрии уже не было "...по данным переписи в городе Александрии по состоянию на 8 сентября 1941 года еврейского населения было 2.572 человека... все население за исключением нескольких человек было зверски уничтожено. Еврейское население полицией, жандармерией и эсэсовцами собиралось просто днем по всему городу, избивалось палками и дубинками или резиновым толстым кабелем и направлялось в городскую тюрьму, где мужчин сажали отдельно от женщин и детей в подвальные помещения, мужчины особо подвергались тяжелым пыткам.... была устроена доска в диаметре 2-х метров, в которую набиты гвозди, и на эту доску загоняли мужчин и заставляли плясать.. таким методом пыток были замучены на смерть многие. Местом расправы над женщинами и детьми являлся тир, расположенный во дворе артполка...".(56)

Ещё один из районных центров Кировоградской области, где была относительно крупная еврейская община со своими давними традициями - город Златополь. Златополь нацисты оккупировали 1 августа 1942 года (57), сразу же устроили там еврейское гетто, т.н. "жидкоммуну": "240 человек евреев находились в так называемой "жидкоммуне". Трудно представить себе жизнь людей, обреченных на муку и тяжелейшую смерть от газов...".(58) Почти все евреи Златополя погибли страшной смертью - от нацистских газов.

На железнодорожной станции Адабаш был лагерь для военнопленных - филиал главного лагеря, который находился в Кировограде. В этом Адабаше было около 120 военнопленных - евреев, которых специально отобрали от остальных, все они со временем были расстреляны.(59)

Судьба евреев Кировоградской области была решена нацистами в течение вт. пол. 1941 - нач. 1942 гг., именно в этот период погибло большинство еврейского населения Кировоградщины. В декабре 1943 - марте 1944 годов, когда советские войска освобождали земли Кировоградщины, на ней остались единицы из еврейских общин многих местечек этой области Украины.

ДНЕПРОПЕТРОВСК

На землях Днепропетровской области /её правобережной части в т.ч./ во время фашистской оккупации /1941-1943/ действовала эйнзацгруппа "С".(60) Именно это подразделение СС в конце 1941 г. - нач. 1942 г. уничтожило большую часть евреев Днепропетровска и области. Роковым днем для евреев Днепропетровска стало 13 октября 1941 г., когда нацисты истребили 11 тысяч человек. Из материалов ЧГК: "13 октября 1941 года по приказу гестапо в городе Днепропетровске на проспекте Карла Маркса под угрозой расстрела было собрано 10-12 тысяч человек - лиц еврейской национальности, у которых гитлеровцы, отобрав все ценные вещи, выстроив в ряд по 8 человек, колоннами, под усиленной охраной головорезов "СД" погнали в направлении Транспортного института, возле которого и овраге все были расстреляны. Среди расстрелянных находились старики... Гитлеровские мерзавцы вырвали из рук отцов и матерей грудных и малых детей, которых в присутствии родителей забрали в овраг и заживо засыпали землёй. Расстрел лиц еврейской национальности продолжался с 5 утра 14 октября до 17 час. 15 октября 1941 года. С целью скрытия своих злодеяний фашистские изверги, наполнив овраг трупами, засыпали сверху землей, после чего на этом месте произвели посадку деревьев".(61) По данным ЧГК в Днепропетровске за время оккупации было уничтожено более 25 тысяч человек и 30 тысяч военнопленных.(62) Преступления совершали жандармерия и Орднунгс полиция, в распоряжении которой находились охранные отряды, которые состояли из латышей, немцев, калмыков. Руководил ими Начальник полиции СС майор Мульде.(63)

Из материалов ЧГК допрос гражданки Кардашовой А.Д.: "...В ноябре 1941 г. я услышала сильные крики в квартирах, где живут евреи. По квартирам ходили полицейские в штатском и предлагали всем евреям с ценными вещами немедленно направиться в универмаг "Люкс" по проспекту Карла Маркса. Все евреи нашего двора направились в "Люкс". Но я воздержалась, осталась дома, т.к у меня был предлог. У меня фамилия, имя, отчество - русские, в паспорте национальность - русская, я крещенная еще в 1903 году... Но по национальности я еврейка, и это меня сильно волновало, я боялась, что меня выдадут и придется идти также, как и всем евреям... Управдом Дроздов тогда же пришел к нам в дом, вызвал моего мужа, Кардашова Тимофея Степановича и заявил ему: "Я знаю, что Ваша жена происходит из евреев, и пускай она уйдет из дому куда хочет" ... я спаслась, вырвавшись из колонны".(64)

Из рассказа Б.Я.Тартаковской: "...с первого же дня их /нацистов - А.П./ прихода начались истязания, грабежи и убийства. Евреи, носившие на рукаве белую повязку / с шестиконечной звездой не могли получить воды из водопроводной колонки, боялись выходить на улицу даже за хлебом. Потом всем евреям приказано было собраться у магазина "Люкс". Мне сказали, что это делается для организации гетто... Когда прошли еврейское кладбище и вышли на пустырь у ж/дороги, впереди послышались выстрелы. Тогда мы поняли, зачем нас сюда привели...Я упала на колени, обняла своих детей, мне казалось, что я схожу с ума от ужаса. В этот момент ко мне подошел какой-то человек и сказал, что он выведет меня с детьми из толпы. Как ему это удалось, я до сих пор не понимаю... Когда я пришла домой, я застала моего мужа в слезах. Ему сказали что нас увели на расстрел. Мой муж украинец и мы надеялись, что ему удастся помочь мне и детям бежать из лагеря... Мы ушли в Сумы, где у мужа были родные... Можно ли описать нашу радость, когда в одной деревне мы встретились с передовыми отрядом Красной Армии...".(65)

Оккупация Днепропетровска продолжалась до октября 1943 г.,(66) за этот период старая еврейская община города была фактически окончательно истреблена. Остались только единицы, которые и рассказали миру о трагедии евреев Днепропетровска. Их свидетельства записали авторы "Черной книги". Это воспоминания супружеской пары Индиков, А.М.Бурцевой, Е.А.Ревенской, Б.Я.Тартаковской.(67)

В целом трагедия еврейских общин Среднего Поднепровья это один эпизод страшного геноцида еврейского народа, который устроил гитлеровский фашизм в середине ХХ века в Европе. Но ради памяти погибших - безвинных жертв нацизма, ради исторической правды, ради будущего, мы не должны забывать ни одного эпизода из истории Холокоста.

Примечания


ПИШИТЕ! MD

=Главная=Изранет=ШОА=История=Ирушалаим=Новости=Проекты=Традиции=
=Книжная полка=Музей=Антисемитизм=Материалы=