УЛИЦЫ ХРАНЯТ ПАМЯТЬ

Рина Неер

ПИШИТЕ ПИСЬМА

= ГЛАВНАЯ = ИЕРУСАЛИМ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = АТЛАС = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = УРОКИ = УЧИТЕЛЮ = О Г Л А В Л Е Н И Е =

БАЛЬФУР

Видный английский политик, Бальфур, возможно, никогда не сыграл бы столь важной роли, как подписание Декларации, которая носит его имя, если бы за одиннадцать лет до этого между ним и Хаимом Вейцманом не состоялась беседа, оказавшаяся решающей.

В 1906г. в Великобритании проходили выборы. Опытный политик Бальфур был премьер-министром как раз в 1903г., когда его министр колоний Джозеф Чемберлен предложил Герцлю создать еврейское государство в Уганде. К своему большому удивлению, Бальфур узнал, что евреи не согласились, и сказал одному из своих друзей, что ему, Бальфуру, было бы любопытно познакомиться с одним из этих евреев, которые отвергли предложение: "Он не понимает их мотивов.

Организовывая предвыборную кампанию, Бальфур отправился в Манчестер. Там оказался Хаим Вейцман. Он был известен как один из противников проекта Уганды. По просьбе их общего друга Бальфур принял Вейцмана, хоть и был очень занят. Беседа, которая должна была занять несколько минут, продлилась час. Вейцман о ней рассказывает в своих воспоминаниях: "Он спросил меня, почему некоторые евреи-сионисты так упорно протестовали против Уганды. Британское правительство ведь действительно хочет сделать что-нибудь, чтобы облегчить бедственное положение евреев. Я долго толковал ему о значении сионистского движения, о его духовной сути, объяснил, что вне глубокой религиозной убежденности, выражаемой в современных политических терминах, ничто не может обеспечить жизнь этому движению; что эта убежденность зиждется на Палестине, и только на ней. Если бы Моисей, добавил я, приехал на Шестой конгресс, когда некоторые уже были готовы принять резолюцию в пользу Уганды, он наверняка еще раз разбил бы Скрижали...". Но Бальфур оставался равнодушным.

Тогда я ему резко сказал: "Господин Бальфур, если бы я предложил вам Париж вместо Лондона, вы согласились бы?"

Он помолчал, посмотрел на меня и ответил: "Но, доктор Вейцман, Лондон у нас есть".

"Верно, сказал я. - Но Иерусалим у нас был, когда на месте Лондона были еще болота".

Он подался вперед и, продолжая внимательно смотреть на меня, сказал две фразы, которые я прекрасно запомнил. Первая: "И много евреев думают, как вы?"

"Полагаю, - сказал я, - что выражаю мнение миллионов евреев, которых вы никогда не встретите и которые сами высказаться не могут, но с которыми я мог бы прокладывать дороги в стране, откуда я приехал".

Тогда он сказал вторую фразу: "Если дело обстоит таким образом, вы станете серьезной силой".

Незадолго до моего ухода Бальфур сказал: "Странно: евреи, которых вижу я, совсем другие". "Господин Бальфур, сказал я, - это потому, что вы не видите настоящих евреев".

В годы перед Первой мировой войной разница между ассимилированными евреями-несионистами и теми, кто как Вейцман и многие другие, страстно хотели вернуть евреям родину их предков, была уже четко видна. Последним отныне были отданы симпатии Бальфура.

Невозможно тут рассказать о всех переговорах, которые предшествовали Декларации Бальфура. Скажем только, что те сионисты, которым она обязана своим появлением, - это Хаим Вейцман и его друзья, а члены британского правительства, которые способствовали ее появлению, - это несколько государственных деятелей, среди которых на первом плане стоят Ллойд-Джордж и Бальфур.

В разгар войны, в декабре 1916 г. сменилось правительство: Эсквит был свергнут, и премьер-министром стал Ллойд-Джордж. Он сделал Бальфура министром иностранных дел. Отныне переговоры о будущей Декларации оживились. Однако возникло неожиданное препятствие, когда лорд Монтегю, совершенно ассимилированный еврей и антисионист, вошел в правительство Ллойд-Джорджа в июле 1917г. Это из-за него и некоторых других в Декларации появились некоторые неопределенности, потому что в то время и в той стране, как и в других странах и по другим поводам, некоторые евреи требовали принятия мер против того, что большинству представляется жизненно важным для еврейского народа.

На самом деле Декларация Бальфура - это просто письмо на английском языке, подписанное Артуром Джеймсом Б альфу ром на бланке Министерства иностранных дел, датированное вторым ноября 1917г.

Письмо адресовано лорду Уолтеру Ротшильду, горячему сионисту, члену Палаты лордов и вице-президенту Ассамблеи представителей английских евреев. Один из негативных результатов вмешательства лорда Монтегю состоял в двойственной формулировке. Первый вариант, принятый Бальфуром, обещал, что "Палестина будет национальным еврейским очагом". Вторая версия, принятая после вмешательства министра лорда Монтегю, которую Бальфур и вынужден был принять, обещала, что "еврейский национальный очаг будет в Палестине". Это изменение в одно слово открыло возможность для всех последующих территориальных изменений1.

Как бы то ни было, Декларация Бальфура была принята с великой радостью всеми сионистскими кругами. Но она была еще и козырем для поддержания британский притязаний на Палестину. Не нужно забывать, что тогда война шла еще полным ходом. Франция и Англия надеялись на победу (которой еще не было) а с нею и на разрушение Турецкой империи, союзницы Германии. Франция и Англия стремились завладеть Палестиной и Ливаном - ключевыми районами, соседствующими с Суэцким каналом и господствующими над восточным Средиземноморьем.

Историки еще и сегодня задаются вопросом, была ли Декларация Бальфура (которая в 1920г. была утверждена на мирных переговорах) плодом идеализма или политических интересов.

Заинтересованность самого Бальфура была двойной: с точки зрения подлинного сочувствия делу сионизма, зародившемуся в нем со встречи с Вейцманом в 1906г., о которой было сказано выше, и вместе с тем с точки зрения политического интереса - впрочем, вполне законного для Англии. г

Создание еврейского национального очага под опекой Британии привело к бурному экономическому развитию. Нарастает строительство - новые кварталы с улицами Бальфура появляются в Иерусалиме и Тель-Авиве, в Хайфе, Нетании, Нагарии, Ришон-Леционе, Беэр-Шеве, Петах-Тикве, Кфар-Саве и Рамле.

В 1922г. в долине Изреэль был создан мошав под названием Бальфурия. В Галилее посажен большой лес в честь Бальфура.

Открытие Еврейского Университета на горе Скопус состоялось в 1925г. Бальфур был почетным гостем на этой торжественной церемонии. Он был счастлив увидеть, как развивается еврейский национальный очаг, появившийся благодаря его подписи. О Декларации он сказал: "Это лучшее, что я сделал в своей жизни".

Когда в 1930г. в возрасте 82 лет Бальфур умер, весь еврейский мир был в глубоком трауре. Появились еще улицы его имени.

Воспоминания о политических деятелях часто улетучиваются вместе с очередными выборами. Возможно, в Англии Бальфура не очень чтут. Но в Израиле его имя остается навсегда почитаемых, потому что оно принадлежит человеку, которому Израиль многим обязан, и евреи хранят ему верность.

Примечания

1. В частности, в 1921г. вся Трансиордания была дарована эмиру Абдулле, и таким образом была создана территориальная база для будущего Иорданского королевства.


= ГЛАВНАЯ = ИЕРУСАЛИМ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = АТЛАС = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = УРОКИ = УЧИТЕЛЮ = О Г Л А В Л Е Н И Е =