УЛИЦЫ ХРАНЯТ ПАМЯТЬ

Рина Неер

ПИШИТЕ ПИСЬМА

= ГЛАВНАЯ = ИЕРУСАЛИМ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = АТЛАС = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = УРОКИ = УЧИТЕЛЮ = О Г Л А В Л Е Н И Е =

НАХУМ СОКОЛОВ

Видный писатель и сионистский деятель, он был самой крупной фигурой сионистского движения первой половины 20-го века после Герцля и Вейцмана. Вот почему в Израиле практически везде есть улица Соколова, начиная с больших городов: Иерусалима, Тель-Авива, Хайфы, Беэр-Шевы, и кончая небольшими городками и поселениями: Год-Гашарона, Кирьят-Аты, не говоря, разумеется, о городах средних - Реховоте, Афуле, Ришон-Леционе, Нетании, Герцлии, Бней-Браке и т.д.

Родился он в польском местечке в 1859г., но в 20 лет переехал в Варшаву. Там проявился его талант писатели и журналиста. У него были и выдающиеся лингвистические способности. Кроме идиша, русского и польского, он разговаривал на иврите, французском, итальянском, немецком и английском.

Известность ему сначала принесла статья в ивритской газете "Гацфира" ("Рассвет")1, выходившей в Варшаве. Вскоре он стал ее главным редактором. Действительно, большинство статей писал в ней он. Газета стала ежедневной и просуществовала практически до Первой мировой войны как главный орган информации польских евреев, направленный на их объединение. Человек огромной общей и еврейской культуры, Соколов привлекал всякую публику, от самой консервативной до самой модернизованной. Став горячим последователем Герцля после Первого конгресса в Базеле, он придает газете сионистское направление.

Его участие в сионистском движении становится все более деятельным, и в 1906г. его выбирают генеральным секретарем движения. Тогда же учащаются его поездки в Палестину и в Америку. Он налаживает связи со многими руководителями государств и очень убедительно излагает им цели сионизма. В этом смысле он действительно продолжает политику Герцля. Знание языков в этом деле ему помогает.

Когда вспыхнула Первая мировая война, он поселился в Лондоне и остался там уже до самой смерти (1936г.). В Англии, как и Вейцман, он сыграл большую роль в переговорах, предшествовавших Декларации Бальфура. В июне 1917г. он поехал в Париж заручиться согласием Франции на проект "еврейского национального очага" в Палестине. С той же целью ездил он и в Италию, где получил аудиенцию у римского папы Бенедикта XV.

На исходе войны сионистская делегация выступила по делу "еврейского национального очага" в Палестине перед "мирной конференцией", поскольку Декларация Бальфура не могла вступить в силу без ратификации со стороны великих держав. 27 февраля 1919г.2 сионистская делегация получила слово; во главе стоял Нахум Соколов, чье выступление было выслушано очень внимательно. Рассказывая об этом в своих воспоминаниях, Вейцман писал: "Он говорил, избегая сентиментальности, но так, будто нес на плечах 2000 лег страданий евреев. Его спокойствие и достоинство произвели большое впечатление".

В 1920г. сионистская конференция в Лондоне обсудила новые явление, возникшие в связи с войной. Тогда-то Вейцман и был избран председателем Всемирной сионистской организации. Но, когда в 1931г. Вейцман ушел с этого поста из-за протеста против ограничений англичанами иммиграции, на его место выбрали Соколова; он оставался на этом посту четыре года, пока Вейцман не стал снова председателем. Но на этой Лондонской конференции Соколова назначили председателем исполнительного комитета, который осуществлял все решения Организации.

Когда в 1931г. он покидает этот пост, чтобы заменить Вейцмана, председателем исполнительного комитета становится Бен-Гурион и остается им до образования государства Израиль (1948г.).

Здесь трудно входить в подробности, но все же нужно сказать, что Нахум Соколов принимал самое деятельное участие в развитии сионистского движения. Он, например, написал "Историю сионизма" (в двух томах по-английски), которая вышла в 1919г., в самый острый момент, когда решалась судьба "еврейского национального очага" в Палестине, который существовал лишь в обещаниях, записанных в Декларации Бальфура 1917г. Книга имела огромный успех.

Упомянем важную заслугу Соколова, о которой мало кто знает и которая связана с самим названием Тель-Авива. Соколов был талантливым переводчиком, и ему поручили перевести на иврит книгу Теодора Герцля "Altneuland", как только она вышла в 1902 году в Германии. В ней Герцль писал о том, что в наши дни называется научной фантастикой: наступит день, когда в Палестине будет еврейское государство. Многие его мечты, казавшиеся тогда утопическими, осуществились. Скажем, помощь, которую еврейское государство будет оказывать малоразвитым странам Черной Африки (о ней писал Герцль еще в 1902г.). Соколов с легкостью перевел всю книгу, а вот название никак не удавалось перевести.

Он, конечно, мог перевести дословно "Древняя и новая земля". Но как хороший переводчик он хотел сохранить трех ударный ритм; более того, немецкое название содержит в себе четкую связь с понятием культуры, в нем есть аллюзия на пражскую "Altneuschule", очень известную и самую древнюю синагогу в Европе.

Соколову пришла мысль поискать в Танахе, и там он действительно нашел решение. Пророк Йехезкель, изгнанный в Вавилон, жил в селении, которое называлось Тель-Авив (Йехезкель, 3:17). Это название, во-первых, трехсложное и, во-вторых, содержит в себе связь с понятием культуры, содержит также и понятие "древняя" (тель - это холм в археологических раскопках) и "новая", поскольку авив на иврите - весна. Книга Герцля в переводе Соколова на иврит была названа "Тель-Авив". Такое же название выбрали для города на границе с древней Яффо, когда на песчаных дюнах, доходивших до берега Средиземного моря, построили в 1909г. первые дома. Таким образом Тель-Авив назван в неявном виде в честь Герцля. Только спустя пятнадцать лет, когда утихло брожение в сионистском движении, Герцлию назвали в честь Герцля в явном виде.

Впрочем, Соколов был горячим последователем Герцля, даже когда не соглашался с ним. После смерти Герцля Соколов играл огромную роль и как политический руководитель, и как журналист. В Тель-Авиве Дом журналистов назван его именем. И киббуц Сде-Нахум в долине Изреэль тоже. Киббуц был основан после его смерти. Останки Соколова, умершего в Лондоне, спустя двадцать лет, в 1956г. были перевезены в Иерусалим и перезахоронены на горе Герцля - там, где места отведены для тех, кто были председателями Всемирной сионистской организации.

Примечания

1. В честь этой очень важной в деле возрождения литературы газеты названы улицы в Иерусалиме, Тель-Авиве, Хайфе, Холоне, Нетании, Ришон-Леционе.

2. В этой делегации находился и Усышкин, и Вейцман в оппозиции Герцлю в связи с планом Уганды.


= ГЛАВНАЯ = ИЕРУСАЛИМ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = АТЛАС = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = УРОКИ = УЧИТЕЛЮ = О Г Л А В Л Е Н И Е =