УЛИЦЫ ХРАНЯТ ПАМЯТЬ

Рина Неер

ПИШИТЕ ПИСЬМА

= ГЛАВНАЯ = ИЕРУСАЛИМ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = АТЛАС = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = УРОКИ = УЧИТЕЛЮ = О Г Л А В Л Е Н И Е =

ЛЕОН ПИНСКЕР

Леон Пинскер пользуется в Израиле особой известностью. Более дюжины городов назвали его именем свои улицы: Иерусалим, Тель-Авив, Хайфа, Герцлия, Реховот, Хедера, Акко, Нетания, Петах-Тиква, Ришон-Лецион и многие другие.

Пионеры, прибывшие в основном из России в конце Х1Хв., были основателями многих поселений в Эрец-Исраэль. Имя Пинскера им было хорошо знакомо, и, вполне естественно, они чтили его память - даже спустя много лет после его смерти в 1891 году.

Пинскер был своего рода предшественником Герцля - тех идей, которые еще не назывались "сионизм" (поскольку слово это появилось лишь в 1890г. из уст Натана Бирнбаума1).

Он родился в Польше в 1821 году и, хотя был евреем, приехал в Москву изучать медицину, а в 28 лет переселился в Одессу уже как врач. Этот город, еврейская община которого насчитывала почти 100 000 человек, в конце XIX века стал очагом самых горячих сторонников заселения Эрец-Исраэль. Там Пинскер остается до конца своих дней. Его занимает судьба евреев Польши и России. Он уверен, что все могло бы для них сложиться лучше, если бы они осовременились и постарались бы врасти в окружающую среду. Эту мысль он выражает во многих статьях, опубликованных, в частности, в первом еврейском еженедельнике на русском языке "Рассвет", основателем которого он и был.

Но в 1881г. все меняется. После убийства Александра II по России прокатилась волна погромов -особенно на юге, от Киева до Одессы и по всей Украине. Оптимизм Пинскера рухнул. Ассимиляция, как он понял, отнюдь не избавляет евреев от их несчастий. Только создание национальной автономии где-нибудь вне России может дать ответ на так называемый "еврейский вопрос".

Пинскер сближается с уже существующими кружками, которые собирают деньги для посылки эмиссаров в Палестину (в то время под турецким владычеством) в целях подготовки алии. Такие кружки были в разных местах Польши и России, и между ними не было координации. Самым активным был в конце 1881г. харьковский кружок совсем молодых людей, возглавляемый Исраэлем Белкиндом2 и ставивший своей целью поселиться в Эрец-Исраэль и там обрабатывать землю. Они решили назвать себя "Билу" - аббревиатурой слов из книги пророка Йешаягу (2:5) "Бейт Яаков, леху венелха" ("Дом Яакова, давайте пойдем..."). Из этого харьковского кружка примерно в 300 человек только шестнадцать переехали в Эрец-Исраэль в 1882г. Решив обрабатывать землю, они были действительно первыми в деле возрождения еврейского сельского хозяйства, и в этом заключается их историческая роль, хоть их и было крайне мало3.

Были они неумелыми, без денег, и их начинания в Ришон-Леционе, а затем в Хедере и Самарине оказались крайне слабыми и вызвали, в конечном счете, одно разочарование. Чтобы поддержать их, понадобилась помощь барона де Ротшильда, и объединение разрозненных кружков в движение "Ховевей Цион" ("Любящие Сион"). Оно состоялось на конференции в Катовице (1884) под влиянием Пинскера, который согласился быть председателем этого движения.

Бурление идей, которое привело к движению "Ховевей Цион" (или, как его еще называют "Хибат Цион"4) началось на 30 лет раньше, вместе с движением "Гаскала"5 (просвещение). В то время, когда началось обновление иврита (которое было блистательно закончено потом Элиэзером Бен-Йегудой), Гаскала проповедовала идеи национального обновления, благодаря первым журналам на иврите - "Гамелиц" (который выходил в Одессе, начиная с 1860г., потом, после погромов в 1871г., в Одессе и Санкт-Петербурге), "Гамагид" и "Гашахар"6. Последний издавался в Вене под редакцией Переца Смоленскина, который тоже был среди тех, кто возрождал иврит7.

Термин "Хибат-Цион" распространился после выхода в свет романа, написанного Аврагамом Maпу на иврите и названного: "Агават-Цион". Этот роман начал сразу же пользоваться огромным успехом. Тотчас же после его опубликования в 1856г. он был переведен на шесть или семь языков, поскольку тогда еще очень мало евреев могли прочесть его на иврите. Действие романа происходит в Иудее, в эпоху царя Хизкиягу и пророка Йешаягу в Иерусалиме. Отсюда и название, которое выражает традиционную любовь евреев к святому городу Иерусалиму. В Израиле много улиц Maпy в честь этого популярного в свое время автора - в Иерусалиме, Тель-Авиве, Холоне, Реховоте, Петах-Тикве, Ришон-Леционе и в других).

Пинскер плохо знал иврит. Его программная книга "Автоэмансипация" вышла по-немецки (1882), но она подвела серьезную идеологическую базу под движение "Ховевей Цион". Однако Пинскер не был уверен, что "тот клочок земли, который мы получим в собственность и откуда никто нас не сможет выгнать, будет Эрец-Исраэль. Возможно, что вся святая страна и станет нашей собственностью. Тем лучше. Но не в этом суть. Речь идет раньше всего о том, чтобы выяснить, какая страна готова предложить убежище евреям, вынужденным покинуть их страны."

6 этом отношении Пинскер высказывал мысль, которую спустя двадцать лет выскажет Герцль. Но не такая идеология двигала евреями, когда они требовали только Эрец-Исраэль. Эти евреи принадлежали к народным массам, любившим Сион всем своим существом. Это были кружки "Ховевей Цион", поддерживаемые такими людьми, как Лилиенблюм* и Макс Мандельштам9, которые стимулировали основание первых сельскохозяйственных центров в Эрец-Исраэль.

Пионеры 1881-1890гг. получали моральную и материальную поддержку "Ховевей Цион". Благодаря им сионистское политическое движение Герцля обрело конкретное основание. "Практический сионизм" предшествовал сионизму политическому. Рождение таких поселений, как Реховот, Ришон-Лецион, Зихрон-Яаков, осуществилось благодаря "Ховевей Цион" и поддержке Эдмонда де Ротшильда. Но в конце концов Пинскер стал их защитником. Эдмонд де Ротшильд сказал ему прямо, когда тот приехал в Париж с настоятельными просьбами, что он, Ротшильд, будет сотрудничать с "Ховевей Цион", помогать пионерам в Эрец-Исраэль при условии, что Пинскер будет председателем этого общества. Вот почему Пинскер, который собирался уйти с этого поста, остался несмотря на пошатнувшееся здоровье.

Когда к 1890г. турки наложили ограничение на еврейскую иммиграцию, Пинскер пал духом. Он задался вопросом, не нужно ли усматривать хороший выход из положения в эмиграции евреев в Аргентину, которую устраивал барон Морис де Гирш10. Но у Пинскера не осталось времени на размышления: он скончался в 1891г. Его похороны в Одессе вылились в церемонию воздаяния почестей за заслуги.

В 1934г. его останки были перевезены в Иерусалим и погребены на горе Скопус рядом с университетом.

"Автоэмансипация" Леона Пинскера остается еще и сегодня обязательным чтением для того, кто хочет понять процесс развития национального самосознания у евреев.

Примечания

1. Натан Бирнбаум (1864-1937) философ и журналист, жил, в основном, в Вене и в Берлине. Сначала был последователем Герцля и приверженцем политического сионизма, он затем перешел на сторону "культурного сионизма" Ахад-Гаама и, наконец, пришел к строгой ортодоксии "Агудат-Исраэль". В Иерусалиме и Тель-Авиве есть улицы его имени.

2. Он переехал в Эрец-Исраэль в 1882г. с группой билуйцев и стал одним из первых воспитателей в стране. Улицы носят его имя в Тель-Авиве, Ришон-Леционе, но фамилия Белкинд может относиться и к другим членам семьи, которые играли большую роль в Палестине - особенно между 1882 и 1918гг.

3. В Израиле есть много улиц "Билу" - в частности, в Иерусалиме, Тель-Авиве, Хайфе, Нетании, Петах-Тикве. Мошав под Реховотом носит название "Кфар-Билу". Он был основан в 1932г. в честь пятидесятилетия со дня приезда билуйцев в Эрец-Исраэль.

4. Два названия-синонима - "Ховевей-Цион" и "Хибат-Цион" - даны улицам в Иерусалиме, Тель-Авиве, Холоне, Рамат-Гане, Петах-Тикве и т.д.

5. От ивритского корня сехель - "ум", слово Гаскала" аналог термина "просвещение", вошедшему в употребление в Европе с XVIII в.

6. В Иерусалиме улицы носят названия этих журналов, а также в Тель-Авиве, Хайфе, Петах-Тикве и т.д.

7. Журналист и талантливый прозаик, Смоленский (1842-1885) жил сначала в Одессе, потом в Вене. В его честь названы улицы во многих городах Израиля: в Иерусалиме, Тель-Авиве и т.д.

8. Моше-Лейб Лилиенблюм (1843-1910) родился под Ковно, но в 25 лет переехал в Одессу. Талантливый журналист, он резко критиковал раввинов и йешивы. Почти все его статьи написаны на иврите. После погромов 1881г. он становится горячим сторонником "Ховевей Цион" и пишет много статей в "Гамелице" и "Гашахаре") в поддержку еврейского национализма и "практического сионизма". Его именем названы улицы в Тель-Авиве, Холоне, Ришон-Леционе и т.д.

9. Макс-Имануэль Мандельштам (1839-1912) был из семьи в которой многие (его отец, дядья) были горячими сторонниками "Гаскалы". Он изучал медицину и стал известным офтальмологом- В его клинику в Киеве приезжали издалека. Погромы 1881г. толкнули его на борьбу в рядах "Ховевей Цион". Позднее он был горячим последователем Герцля но после Сионистского конгресса 1903г. стал последователем Зангвилля и других сторонников "территориализма". В Тель-Авиве и в других городах есть улицы его имени.

10. Барон Морис де Гирш (1831-1896) из семьи немецких евреев исключительно богатой, сначала финансировал строительство железной дороги "Восточный экспресс", соединившей Константинополь с Парижем. Свое огромное состояние он употреблял на филантропические дела - в частности, помогая жертвам погромов эмигрировать из России. В 1891г. он основывает Ассоциацию еврейских колонизаторов которая дает возможность еврейским беженцам селиться в различных странах - в основном, в Аргентине, но также и в США и в Канаде. План создания еврейского государства в Палестине он считал утопией и поэтому не поддерживал "Ховевей Цион". В Тель-Авиве есть улица его имени.


= ГЛАВНАЯ = ИЕРУСАЛИМ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = АТЛАС = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = УРОКИ = УЧИТЕЛЮ = О Г Л А В Л Е Н И Е =