УЛИЦЫ ХРАНЯТ ПАМЯТЬ

Рина Неер

ПИШИТЕ ПИСЬМА

= ГЛАВНАЯ = ИЕРУСАЛИМ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = АТЛАС = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = УРОКИ = УЧИТЕЛЮ = О Г Л А В Л Е Н И Е =

ЛУЦЦАТТО

Обычай давать имена выдающимся раввинам в виде аббревиатур их полного имени существует с давних времен (Раши, например) и сохранился до наших дней. Улицы, носящие имя Луццатто, в Тель-Авиве, Бней-Браке, Раанане и Петах-Тикве называются также "Рамхаль" (аббревиатура "рабейну Моше-Хаим Луццатто"). Луццатто чтят еще и за самую известную его книгу "Месилат йешарим" ("Дорога праведников""); улицы под таким названием есть в Иерусалиме и в Тель-Авиве (таким образом, в; Тель-Авиве в честь Луццатто названы две улицы, что бывает крайне редко)1.

Возможно, это связано с тем фактом, что Моше-Хаим Луццатто, Рамхаль, был натурой исключительно многогранной. Жил сон недолго - умер в 1746г., когда ему еще не было и сорока лет. "Месилат йешарим" - замечательная книга о классической еврейской морали. Но Луццатто был еще и зачинателем возрождения ивритской литературы - совсем молодым он уже сочинял пьесы. Наконец, глубина его трудов по Кабале ставила его в ряд учителей еврейской мистики спустя два века после Гаари. Таким образом, есть три аспекта его творчества.

И жизнь его протекала в трех местах, очень удаленных друг от друга: в Италии, Голландии и в Эрец-Исраэль.

Родился он в Падуе, на севере Италии в 1707г. В XVIII в. евреи, жившие в этом городе, активно участвовали в интеллектуальной жизни одного из старейших и знаменитейших университетов Италии. Семья Луццатто была одной из наиболее уважаемых еврейских семей Италии. Многие представители этой семьи были известны как поэты, переводчики, ученые в Венеции, Падуе, Триесте еще в XVII в.

Но особенно знаменитые из них - Моше-Хаим (XVIII в.) и Шмуэль- Давид (Х1Хв.).

Как было принято в этой семье, Моше-Хаим Луццатто получил как еврейское образование, так и познания в области общей культуры. Такое сочетание породило в нем желание обогатить ивритскую литературу так, чтобы можно было ее сопоставлять с нееврейской литературой того времени. Первую пьесу на иврите он написал в 19 лет. Это - драма на сюжет из Танаха: история богатыря Шимшона ("Маасе Шимшон"). Видимо, Луццатто был первым драматургом, писавшим на иврите, который увидел свое произведение напечатанным.

Как только Луццатто приступил к написанию пьес, У него начались мистические видения: много ночей подряд ему являлся ангел и диктовал кабалистические тексты. Луццатто собирает вокруг себя учеников и объясняет им свои ночные озарения, завораживая одних и приводя в ужас других.

В Падуе у Луццатто были преданные друзья. Но в Венеции еврейская община была гораздо менее терпимой. И там Луццатто строго осудили. Венецианские Раввины запретили ему публиковать то, что ему диктует по ночам ангел. Луццатто уступает, но спустя некоторое время снова берется за перо. Отсюда - затяжная и мучительная ссора, которая вынудила уязвленного Луццатто покинуть Падую и Италию.

Он поселяется в Амстердаме с женой и детьми в 1735г. Годы, прожитые в Голландии, были плодотворными. В Амстердаме он написал на иврите самую известную из его пьес "Слава праведникам", книгу, посвященную морали ("Месилат йешарим") и свою главную книгу по мистике - "Клах питхей хохма" ("138 ворот мудрости").

Но Амстердам не мог утолить его жажды абсолюта. Он слишком глубоко проникся мистикой Гарри, и его непреодолимо тянуло в Цфат и в Иерусалим.

В 1743г. он со всей семьей отправился в Эрец-Исраэль. Как проходило это долгое путешествие, нам неизвестно. Мы только знаем, что они прибыли в Акко, который в те времена был самым лучшим портом Страны Израиля.

О трех или четырех годах, проведенных в Луццатто в Эрец-Исраэль, нам тоже ничего не известно. Может, он остался в Акко, а может, переехал т в Цфат, или в Тверию, или в Иерусалим. Мы только знаем, что всю семью унесла эпидемия чумы или холеры, которая в ту эпоху часто свирепствовала на Ближнем Востоке. Раввины Тверии сообщили о его смерти в письме, где есть редкая хвала, которая до этого была адресована лишь великому Рамбаму: "От Mоше (Моше-рабейну) до Моше (Луццатто) не было подобного Моше-рабейну". Монументальные произведения Рамхаля - главное его наследие.

Конечно, в наши дни его пьесы мало кто читает. А меж тем они более ста лет служили классическим справочным пособием для тех, кто пытался писать на иврите художественные произведения, чтобы опровергнуть мнение, что это сугубо религиозный язык. Но в наше время богатая ивритская литература затмила драмы Луццатто. Однако следует воздать ему должное как зачинателю.

Вклад Рамхаля в еврейскую религиозную философию полностью выдержал испытание временем. "Клах питхей хохма" изучается всеми, кто хочет углубить еврейскую мистику. Это широкое введение в цфатскую школу Кабалы, обогащенную личным вкладом Луццатто.

Но еще больше его известность связана с книгой "Дорогой праведников". Эта книга принесла ему почет и уважение во всех йешивах - особенно в Польше, где ее было даже принято учить наизусть. Она выдержала бесчисленное количество переизданий, переведена почти на все языки, на которых говорят евреи, рассеянные по всему миру. Сегодня в Израиле этой книгой восхищаются во всех религиозных кругах. Написанная достаточно простым и совершенно прозрачным языком, она в силу своей высокой морали отвечает требованиям и поныне актуальным. Приведем один всего пример: "Когда человек поглощен материальными заботами, мысли его как бы связаны ими; они не дают сердцу оказать действие. Безусловно, человек должен зарабатывать на жизнь, но не обязательно так глубоко погружаться в дела и профессию, чтобы не оставалось времени служить Б-гу".

Книга "Месилат йешарим" заслуживает того, чтобы в ее честь были названы улицы.

Спустя сто лет Шмуэль-Давид Луццатто тоже прославился в Италии. Он тоже удостоился быть названным своими инициалами: Шадал (Шмуэль-Давид Луццатто); многие улицы названы в честь него: в Иерусалиме, Тель-Авиве, Холоне, Бней-Браке, Герцлие. Его жизнь, более безмятежная, чем жизнь Рамхаля, вся прошла в Италии, в Падуе (1800-1865). В Падуе он вступил в переписку с самыми большими еврейскими мыслителями, рассеянными по Европе в середине Х1Хв. Его 700 писем на библейские или философские темы представляют собой как бы главы одной книги; они были изданы во многих томах. Он писал также стихи, комментарии к Танаху, труды по грамматике. Чаще всего на иврите, но и по-итальянски.

В 1829г. в Падуе был основан раввинистический колледж; Шмуэль-Давид Луццатто стал там преподавать Танах, еврейскую историю и философию. Он составил антологию средневековой еврейской поэзии, которая была очень популярна в конце Х1Хв. и внесла большой вклад в пробуждение интереса к ивритской поэзии.

Примечания

1. Мы уже говорили о том, что есть улицы, названные именем Йегуды Галеви и его книги "Кузари".


= ГЛАВНАЯ = ИЕРУСАЛИМ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = АТЛАС = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = УРОКИ = УЧИТЕЛЮ = О Г Л А В Л Е Н И Е =