УЛИЦЫ ХРАНЯТ ПАМЯТЬ

Рина Неер

ПИШИТЕ ПИСЬМА

= ГЛАВНАЯ = ИЕРУСАЛИМ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = АТЛАС = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = УРОКИ = УЧИТЕЛЮ = О Г Л А В Л Е Н И Е =

ШЛОМО ИБН-ГВИРОЛЬ

Имя Шломо Ибн- Гвироля переносит нас в Испанию XI в. - точнее в ту ее часть, где тогда правили арабы и в которой властвовали халифы Кордовы1. Там евреи говорили нА арабском языке. Впрочем, это был язык на котором писали большинство еврейских философов средневековья, в том числе и Шломо Ибн-Гвироль. Но Ибн-Гвироль был еще и поэтом, писавшим стихи на иврите.

Он родился на юге Испании в Малаге в 1020 г. и умер очень молодым, предположительно в возрасте между 35 и 40 годами (точная дата неизвестна). Однако за столь короткую жизнь он написал много произведений.

С 16 лет он уже писал талантливые стихи, что вызывало зависть его сверстников. Рано оставить сиротой, имея слабое здоровье, он прожил нелегкую жизнь. В одной из ранних поэм он описывает себя, тогда еще 16-летнего юношу, с сердцем 80-летнего старика.

О его жизни известно очень мало, а то немногое, о чем рассказывают его произведения или некоторых отрывки из произведений его современников, мало что уточняет. Предположительно, к 16 годам он из Малаги переехал в Сарагосу на северо-востоке Испании. Полагают, что он несколько лет провел в Гранаде и умер в Валенсии приблизительно в 1057г. или несколько позже.

В то время евреям жилось неплохо - несмотря на то, что власть принадлежала арабам. И если жизнь бросала Ибн-Гвироля с места на место, то причины тому были исключительно личные. Решив посвятить свою жизнь философии и поэзии, он был вынужден искать меценатов. Это была одна из причин, по которой он какое-то время провел в Гранаде, где ему покровительствовал Шмуэль Ганагид.

Следует сказать несколько слов о самом Шмуэле Ганагиде (993-1055), чьим именем названы улицы в Иерусалиме, Тель-Авиве, Холоне, Ашдоде. Знатная особа, он был одним из немногих евреев, назначенных мусульманским халифом на самый высокий пост в государстве. Сначала он был секретарем визиря Гранады, а вскоре и сам стал визирем (должность, соответствующая современному премьер-министру). На этом посту он возглавлял армии халифа, что было редким случаем для еврея той эпохи. Гранада в то время вела постоянные войны против Севильи. Шмуэлю Ганагиду, который был еще и поэтом, принадлежат некоторые поэмы о войне, нечасто встречающиеся в еврейской поэзии средневековья. Титул нагид означал, что он официально представлял перед властями еврейскую общину не только Гранады, но и всей Испании. Этот титул ему присудили евреи в 1027г. (ему было тогда всего 34 года) за несколько лет до того, как он стал визирем. Это показывает, каким доверием пользовался у халифа еврей, принадлежавший душой и телом своей общине и известный своими первыми стихами на иврите, как и своими трудами о Талмуде и Галахе (которые, к сожалению, дошли до нас лишь частично).

Видимо, отъезд Шломо Ибн-Гвироля из Гранады был вызван каким-то разногласием с Шмуэлем Ганагидом. Почти на 25 лет моложе своего знаменитого покровителя, Шломо позволил себе критиковать некоторые его поэмы.

Ибн-Гвироль оставил после себя и значительные философские произведения на темы, которыми очень увлекались в средневековье: тут и вопросы мироздания, и взаимосвязи между формой и содержанием, материей и душой и т.п.

Он оказал очень большое влияние - тем большее, что его главное произведение "Источник жизни" постигла странная участь. Книга была написана по-арабски, через сто лет после его смерти была переведена на латынь по повелению архиепископа Толедо; в этом произведении его имя, Ибн-Гвироль, было искажено и превратилось в Авенцеброль, а потом в Авицеброн. С тех пор его книга под латинским названием "Fons vitae" ("Источник жизни") приписывалась мусульманскому философу по имени Авицеброн, которого никто не знал, но книгу которого изучали все христианские философы средневековья. Можно было ее одобрять или критиковать, но в любом случае ее читали и цитировали. В частности, на "Авицеброна" нередко ссылался знаменитый христианский философ Фома Аквинский. Этот Авицеброн, о котором никто не имел никаких биографических сведений, занял почетное место в истории средневековой философии. Понадобилось ждать до XIX века, чтобы в 1846 году, проведя глубокое исследование, французский востоковед Саломон Мунк обнаружил, что Авицеброн - никто иной, как Шломо Ибн-Гвироль, хорошо известный своими стихами на иврите уже много веков.

С тех пор "Источник жизни" распространяется в обратном переводе на иврит, и Ибн-Гвироль как философ занял свое истинное место в истории еврейской философии.

"Ибн-Гвироль, поэт и философ" - вот как нужно писать на табличках с названиями улиц, носящих его имя в Иерусалиме, Тель-Авиве, Ашдоде, Холоне, Нетании, Раанане и в других местах. Это одно из великих имен культурного достояния Израиля.

Примечание

1. Завоевание Испании арабскими халифами закончилось к середине VIII в. До этого времени Испания находилась под властью вестготов, недавно принявших христианство, и евреи там преследовались. Под властью мусульман их положение значительно улучшилось. Между X и серединой XIII в.в. для евреев в Испании был счастливый период (т.н. "золотой век испанского еврейства"). Потом благополучные периоды времени перемежались с периодами яростных антиеврейских гонений вплоть до поголовного изгнания евреев в 1492г.


= ГЛАВНАЯ = ИЕРУСАЛИМ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = АТЛАС = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = УРОКИ = УЧИТЕЛЮ = О Г Л А В Л Е Н И Е =