УЛИЦЫ ХРАНЯТ ПАМЯТЬ

Рина Неер

ПИШИТЕ ПИСЬМА

= ГЛАВНАЯ = ИЕРУСАЛИМ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = АТЛАС = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = УРОКИ = УЧИТЕЛЮ = О Г Л А В Л Е Н И Е =

ГИЛЕЛЬ

Выходец из Вавилонии (современный Ирак), Гилель очень молодым отправился в Страну Израиля (примерно в 50г. до н.э.). Он прославился своим терпением и великодушием. Хотя жил он почти две тысячи лет назад, но хорошо знаком почти каждому еврею и сегодня. Есть учреждения в Израиле и в странах рассеяния, которые названы его именем. Оно очень распространено среди евреев, и им названы улицы в Иерусалиме, Тель-Авиве1, Хайфе, Беэр-Шеве, Герцлии.

О Гилеле очень много написано в Талмуде. Известен рассказ о том, как он прибыл в Иерусалим, одержимый страстным желанием изучать Тору. Но, увы, Гилель был крайне беден. Когда сторож не впустил его в помещение, где шли занятия, он ловко влез на крышу и стал слушать урок через слуховое окошко. Тот день был одним из тех редких дней, когда в Иерусалиме шел снег. Коченея от холода, Гилель прильнул к слуховому окну и закрыл его собой - в комнате сразу стало темно. Ученики забеспокоились и полезли на крышу посмотреть, в чем дело. Там они обнаружили Гилеля - замерзшего, но с горящими от восторга глазами. С тех пор Гилель был допущен к занятиям бесплатно.

Вскоре на него обратили внимание и доверили ведение занятий с учениками, а в дальнейшем он стал одним из самых почитаемых мудрецов своего поколения.

Как мы уже отмечали, Гилель отличался безграничным терпением, в отличие от своего современника, знаменитого учителя Шамая2. В Талмуде есть очень интересный рассказ об этом. Пришел однажды к Шамаю язычник и сказал: "Я хочу перейти в иудаизм". Шамай вообще не любил принимать таких посетителей и посмотрел на гостя недоверчиво. "Но с одним условием, - добавил посетитель. Я хочу, чтобы ты объяснил мне суть иудаизма за то время, пока я смогу стоять на одной ноге". "Ты надо мной издеваешься" -разгневался Шамай и выставил язычника за дверь.

Тот, не долго думая, отправился к Гилелю. "Учитель, - сказал он, - я хочу перейти в иудаизм". "Прекрасно, сын мой, - улыбнулся Гилель, - входи". "Нет, я хочу, чтобы ты просветил меня ровно за то время, пока я могу стоять на одной ноге". "Прекрасно, -улыбнулся снова Гилель. - Не делай ближнему того, чего ты не хотел бы, чтобы сделали тебе. Вот суть иудаизма, все остальное - комментарии. Теперь приступай к их изучению!".

В Иерусалиме перед Кнесетом стоит семисвечник работы скульптора Бено Элькана, украшенный барельефом с различными эпизодами из еврейской истории. Один из них изображает Гилеля, участливо наклонившегося к человеку, стоящему на одной ноге.

Гилель прославился мудростью и пониманием человеческой души. Это очевидно из его, очень известного высказывания: "Кто же позаботится обо мне, если не я сам? Но кто же я такой, если буду заботиться только о самом себе? И если не сейчас, то когда?" Это изречение вошло в Мишну ("Пиркей Авот" - "Изречения отцов нашей мудрости") и стало жизненным критерием для каждого человека.

Гилель, к которому все прислушивались и которого глубоко уважали, был назначен главой Сангедрина (Синедриона)3 и получил титул наси. Гилель и его ученики во многом расходились во взглядах на некоторые религиозные установления с Шамаем и его последователями, но и те, и другие опирались на серьезные доводы. Однако мудрецы той эпохи в основном всегда придерживались взглядов Гилеля, хотя никогда не осуждали решений Шамая. "Устами обоих, - говорили они, - глаголет живой Б-г." В наши дни действуют установления (Галаха) школы Гилеля, но в будущем, когда придет Машиах, когда люди станут лучше и восторжествует справедливость, вступят в силу установления школы Шамая.

Приведем один пример дебатов наших мудрецов. Во времена Гилеля и Шамая, то есть к концу I века до н.э. еще не был установлен порядок празднования Хануки. Шамай считал, что нужно зажигать все восемь свечей в первый вечер, чтобы начало праздника было торжественным, и в каждый следующий вечер зажигать на одну свечу меньше - вплоть до восьмого вечера, когда должны зажечь только одну свечу. Гилель, наоборот, полагал, что в первый вечер должны зажигать одну свечу, во второй - прибавить еще одну и так далее до восьмого, когда следует зажечь все восемь свечей. К святости не спускаются, считал он, к ней поднимаются. Мнение Гилеля принято к руководству, и вот уже две тысячи лет ханукальные свечи зажигают согласно установлению Гилеля.

Примечания

1. В Тель-Авиве и Беэр-Шеве улицы называются Гилель Газакен (Гилель Старший), чтобы отличить его от мудрецов талмудических времен, носивших то же имя, но живших намного позже.

2. Его именем названы улицы в Иерусалиме, Беэр-Шеве, Хайфе, Герцлие. О школе Шамая будет сказано позже.

3. Сангедрин был Верховным судом, состоящим из 70 членов и председателя ("наси"). Этот суд занимался вопросами юрисдикции, религии, а иногда и политики. В Рамат-Гане, Беэр-Шеве, Холоне есть улицы под названием "Сангедрин".


= ГЛАВНАЯ = ИЕРУСАЛИМ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = АТЛАС = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = УРОКИ = УЧИТЕЛЮ = О Г Л А В Л Е Н И Е =