УЛИЦЫ ХРАНЯТ ПАМЯТЬ

Рина Неер

ПИШИТЕ ПИСЬМА

= ГЛАВНАЯ = ИЕРУСАЛИМ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = АТЛАС = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = УРОКИ = УЧИТЕЛЮ = О Г Л А В Л Е Н И Е =

РАХЕЛЬ, ДВОРА И ЭСТЕР

Мы начинаем эту книгу с рассказа о трех женщинах библейской эпохи. В Танахе мы встречаем имена многих других женщин, но роль, которую сыграли Рахель, Двора и Эстер в истории нашего народа, отличается особой важностью. Впрочем, и именем Сары, жены Аврагама, и именем Мирьям1, сестры Моше, насколько нам известно, тоже названы некоторые улицы в израильских городах. Но почему, в отличие от этого, имена Рахель, Дворы и Эстер встречаются в названиях улиц так часто? Видимо потому, что каждая из них стала символом той или иной человеческой судьбы вообще и еврейской в частности.

Красавицу Рахель наш праотец Яаков полюбил с первой же встречи у колодца, когда она была еще совсем юной. Эта трогательная сцена произошла, когда Яаков, уйдя из родительского дома в Беэр-Шеве, где остался его брат Эйсав, пришел в Харан2. Мать Яакова Ривка - жена нашего праотца Ицхака - велела ему покинуть дом, чтобы спастись от гнева Эйсава. А прекрасная пастушка Рахель привела напоить своих овец к тому же колодцу, у которого остановился Яаков.

Это была любовь с первого взгляда. Но у отца Рахели, дяди Яакова, Лавана, была еще старшая дочь, и он хотел, чтобы Яаков женился на ней. Яакову пришлось проработать 14 лет у своего дяди в Месопотамии, чтобы взять в жены Рахель.

Яаков любил Йосефа, своего первого сына от Рахели, больше остальных детей и не скрывал этого. Кончилось тем, что братья возненавидели Йосефа и продали его в рабство. (Кстати, об этом написал замечательную книгу немецкий писатель Томас Манн). Вторым сыном Яакова от Рахели был Биньямин. Она родила его около Эфрата (как Тора поясняет, это Бейт-Лехем), когда Яаков с семьей возвращался в Беэр-Шеву. Но при родах Рахель умерла.

Место захоронения Рахели в Бейт-Лехеме, которое мы знаем сегодня, засвидетельствовано еще в глубокой древности. В 1840г. Моше Монтефиоре после посещения этих мест пожертвовал деньги на реставрацию могилы. Это место свято как для евреев, так и для мусульман и христиан.

Рахель очень долго не могла иметь детей. Наконец, родился Йосеф. Но родив второго ребенка, она умерла. Таким образом, Рахель символизирует великую радость материнства, которая часто сопряжена с опасностью. Она больше, чем любая другая библейская женщина, прежде всего Мать.

Ее именем названы улицы в Тель-Авиве, Хайфе, Тверии, Реховоте. А во многих других городах Израиля к ее имени прибавлено слово имен, то есть "наша праматерь". Так называются улицы в Иерусалиме, Ашдоде, Бней-Браке, Гиватаиме и т.д. Потому что Рахель символизирует не только мать, которой рождение ребенка стоило жизни, но и мать до конца сострадающую своим детям и заботящуюся о судьбе их детей.

Такой описывает ее пророк Ирмеягу спустя тысячу лет, когда вавилонский царь Невухаднецар (Навуходоноссор) гнал евреев в изгнание по той же дороге, по которой когда-то Рахель и Яаков шли в Беэр-Шеву. Когда изгнанники шли мимо Бейт-Лехема-Эфрата и проходили могилу Рахели, они услышали ее плач: Рахель оплакивала судьбу своих потомков. Но тут послышался голос Всевышнего: "Удержи голос твой от рыданий, а глаза твои - от слез... и возвратятся они из земли чужой! Есть надежда на будущее твое... и возвратятся дети в пределы свои!" (Ирмеягу, 31:16-17).

Этот эпизод вдохновляет людей искусства не меньше, чем идиллия у колодца. Тема любви Яакова и Рахели привлекла художников - Рафаэля в Италии, Лоррена во Франции (его картина "Яаков и Рахель" находится в Эрмитаже) и др. Плач Рахели и ее голос, возвещающий о надежде, вдохновил многих писателей и композиторов. Так, в 1851г. венгерский поэт Янош Арань написал "Плач Рахели", а в 1910г. русский писатель и драматург Н.А. Крашенинников - пьесу под тем же названием.

В начале нашего века получила всеобщее признание другая Рахель - Рахель Блувштейн (1890-1931) - одна из великих ивритских поэтесс современности. Она хотела, чтобы ее называли только по имени. Чувствуя глубокую душевную связь с Рахелью Танаха, она в одном из своих стихотворений писала: "Ее голос звучит в моем". Рахель Блувштейн родилась в России. Девятнадцатилетней девушкой приехала она в турецкую Палестину. Здесь она выучила иврит настолько быстро и основательно, что писала на нем свои прекрасные стихи. Многие из них положены на музыку - например, очень известное стихотворение "Кинерет".

Именем Рахели Блувштейн названы улицы в Иерусалиме, Петах-Тикве, Ашкелоне, Хайфе, Рамле, Тель-Авиве. К ее имени обычно добавляют слово "поэтесса", чтобы отличить от Рахели - нашей праматери".

* * *

В отличие от Рахели, предназначение пророчицы Дворы и царицы Эстер было совсем иным.

Обе эти сильные женщины смогли защитить свой народ от врага (Двора) или спасти его от уничтожения (Эстер).

Следуя хронологии, сначала расскажем о Дворе. Двора была женщина, вдохновленная Б-гом - поэтому большинство улиц, которые носят ее имя, названы "Двора-пророчица". Она жила в смутную эпоху Судей в ХIIв. до н.э. Евреи сравнительно недавно завоевали Эрец-Исраэль (которая перед тем называлась Эрец-Кнаан) под предводительством Йегошуа Бин-Нуна3, и со всех сторон на них нападали соседи, стремясь уничтожить народ, совсем недавно вышедший из многовекового египетского рабства.

Двора принадлежала к тем, кого называют судьями в широком смысле этого слова4. Но она и действительно была судьей: в Танахе упоминается: "сидела под пальмой Двора между Рамой и Бейт-Элем... и приходили к ней сыны Израиля на суд". Двора была облечена властью, но не возглавляла армию. На эту должность она назначила полководца Барака - именем которого, кстати, названо много улиц в Израиле5.

Царь Хацора, Явин, угрожал коленам Израиля, жившим на севере. Его полководец Сисра славился своей силой. Барак, однако, наголову разгромил его на горе Тавор. Благодаря отважной молодой женщине Яэль победа евреев была окончательной: она убила бежавшего Сисру в своем шатре, когда тот спал.

В Танахе, в пятой главе книги "Шофтим", приводится поэма "Песнь Дворы", которая прославляет эту победу. Это - благодарственный гимн Б-гу, посвященный только что отгремевшим боям.

История Дворы вдохновляла художников и поэтов средневековья. Но и позднее многие композиторы, воодушевленные музыкальностью и поэтичностью "Песни Дворы", посвящали ее героине свои произведения. Самое известное из них - оратория Генделя "Дебора" ("Двора"), написанная в Лондоне в ХIII в.

Почти во всех израильских городах улицы названы именем Дворы - властной, сильной женщины, спасшей свой народ (в Тель-Авиве, Иерусалиме, Акко, Петах-Тикве, Беэр-Шеве, Холоне, Бней-Браке, Ашдоде, Рамат-Гане и др.)

* * *

Для древних времен вообще и для времен Танаха в частности Двора - редкий образ: женщина, которая держит в своих руках бразды правления, которую обстоятельства вынуждают действовать решительно, чтобы спасти свой народ от врага. Правда, у царицы Эстер тоже была какая-то власть, но она реализовалась не на поле боя, а в смело осуществленном ею дворцовом перевороте.

Эстер жила примерно спустя шесть столетий после Дворы в Сузах - столице громадной Персидской империи, которая простиралась тогда от Индии до Эфиопии.

"Книгу Эстер", "Мегилат-Эстер" по традиции читают в праздник Пурим, один из самых популярных еврейских праздников. Случилось так, что Эстер, победив на своего рода конкурсе красоты, стала женой царя Ахашвероша. Была она сиротой, воспитанницей своего двоюродного брата Мордехая6, который один отказался падать ниц перед всемогущим царским министром Гаманом - в отличие от остальных подданных, воздававших этому негодяю почти божественные почести. Узнав от Мордехая о замысле Гамана уничтожить евреев, живших во всем Персидском царстве, Эстер три дня молилась и постилась, прежде чем войти к своему царственному мужу, которому она затем разъяснила подлый замысел Гамана. Всю эту историю израильские школьники знают с младших классов: им рассказывают ее перед праздником Пурим (14 адара по еврейскому календарю).

На Пурим принято, чтобы дети надевали маскарадные костюмы, потому что, как рассказывает книга Эстер, "все получилось наоборот": бедная сирота стала царицей, министр Гаман был разжалован и повешен на той самой виселице, которую приготовил для Мордехая, а Мордехай стал вместо него министром.

Эстер была не только красива. Это была тихая, скромная, но энергичная и горячо преданная своему народу и своей религии женщина. Ее образ многие века вдохновлял служителей искусств. Художники итальянского Ренессанса Боттичелли, Мантенья и Тинторетто отразили на своих полотнах те или иные события, связанные с жизнью Эстер. Ее писали Рубенс и Рембрандт, ей посвятил свою ораторию Гендель, а великий французский драматург Расин написал трагедию "Эстер".

Почти во всех городах Израиля - от Иерусалима до Раананы, от Тель-Авива до Ашдода и Ашкелона, от Бней-Брака до Хайфы - есть улицы "Эстер-гамалка" ("Эстер-царица"), иногда - "Гамалка Эстер" ("Царица Эстер"). Названы они в честь героини, близкой сердцам евреев как в Израиле, так и в диаспоре.

Примечания

1. Как мне кажется, именем Мирьям названы улицы только в трех городах: в Нетании, Герцлии и Бней-Браке; Рут, именем которой названа целая книга в Танахе, конечно, тоже заслуживает, чтобы ее именем были названы улицы во многих городах.

2. Харан находился на северо-западе Месопотамии. Там жила семья Ривки, в частности, ее брат Лаван. Ривка ушла из Харана в Страну Кнаан, чтобы выйти замуж за Ицхака.

3. Йегошуа Бин-Нун - преемник Моше, вождь еврейского народа. Он разработал этапы покорения Страны Кнаан. Улицы в его честь называются иногда просто "Йегошуа" (в Бней-Браке, в Хайфе), но чаще всего "Йегошуа Бин-Нун" (Иерусалим, Герцлия, Нетания, Петах-Тиква).

4. Тех, кого называли судьями в широком смысле этого слова, были своего рода вождями еврейского народа. Они не столько судили, сколько руководили и возглавляли войны против захватчиков.

5. В Тель-Авиве, Рамат-Гашароне, Нетании, Хайфе, Холоне, Герцлии, Ришон-Леционе.

6. В Иерусалиме есть улица "Мордехай-гайегуди" (Мордехая-иудея).


= ГЛАВНАЯ = ИЕРУСАЛИМ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = АТЛАС = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = УРОКИ = УЧИТЕЛЮ = О Г Л А В Л Е Н И Е =