ХАСИДСКИЕ ИСТОРИИ И ПРИТЧИ |
Как-то раз Моня Монисзон, богатый торговец бриллиантами, приехал к своему ребе,
Шалом Беру из Любавичей. Ему не терпелось показать наставнику недавно приобретенные
бриллианты, в надежде, что тот похвалит его за успехи в бизнесе. Однако ребе
почему-то восторженно превозносил при нем добродетели совсем других людей —
простых работников, которых Моня Монисзон даже отчасти презирал за недостаток
образованности.
— Ребе, — наконец не выдержал Моня, — не понимаю, что вы нашли в этих людях.
Это же просто хамы и невежды.
— Но у каждого из них, — ответил ребе, — есть и немало достоинств.
—Не знаю, не знаю, лично я не вижу ни единого. Воцарилось недолгое молчание,
а затем ребе Шалом сказал:
—Ну что ж, Моня, покажите-ка мне ваши новые камни.
Моня Монисзон с готовностью развязал бархатный мешочек и высыпал на письменный
стол мерцающие как звезды бриллианты. Выбрав один из них, он поднес камень к
солнечному лучу из окна и сказал:
— Взгляните, ребе. Вот этот особенно хорош.
— Что-то я не вижу в нем ничего такого особенного, — заметил ребе.
— Да оно, наверное, и неудивительно, дорогой ребе. Нужно быть хорошим знатоком
драгоценных камней, что бы понять, что именно придает им особую ценность.
Так вот, мой дорогой Моня, каждый из нас — драгоценный камень, — сказал ребе.
— И чтоб увидеть истинную ценность человека, нужно быть знатоком людей, как
и в случае с вашими бриллиантами.
Что значит быть знатоком людей? Это значит видеть истинную ценность каждого.
А видеть истинную ценность каждого вовсе не означает закрывать глаза на недостатки.
Совсем наоборот: их нужно отчетливо осознавать, и все же находить в человеке
то доброе, за что он достоин уважения.
Откуда берутся недостатки? Рожден ли человек уже с ними? Тора говорит: «Помышление
сердца человеческого — зло от юности его» (Бытие 8:21). Отсюда можно заключить:
недостатки свойственны не нам самим, а нашим помыслам. Однажды, на заре своей
жизни; лет примерно в шесть-семь, каждый из нас помыслил, вообразил себе, что
он отдельное, независимое существо, вынужденное бороться за выживание — бороться
с другими существами и даже с самой Жизнью. «Я — это я, — подумалось нам тогда,
— а остальной мир — это далекое "другое"». Но по мере того как усиливается
чувство отчуждения от мира, усиливается и стремление оправдывать свое злое,
потребительское отношение к окружающей действительности. И все это порождено
изъяном помыслов.
Ребе Шалом Бер разбирался в людях. Знал толк в изъянах людских помыслов и понимал,
как искажают они видение мира. Но, в отличие от Мони Монисзона, он не считал
изъяны веской причиной «отбраковать материал». В ремесле Мони бриллианты с изъянами
ценности не имеют. В ремесле же ребе Шалома ущербные люди подобны необработанным
алмазам: их нужно гранить и полировать — до блеска. Ребе обрабатывает человеческий
материал, обнаруживая ущербные помыслы, а заодно и порождаемые ими тревогу и
боль; он полирует огрубевшую человеческую натуру справедливостью и состраданием,
обращаясь при этом не к изъянам, но к тому чистому божественному бриллианту,
что скрыт за ними.
Что ты видишь, знакомясь с человеком, — изъяны или драгоценный камень? Чем определяется
твое отношение к людям — собственными ущербными помыслами или же Истиной?