ХАСИДСКИЕ ИСТОРИИ И ПРИТЧИ


=Главная =Изранет =ШОА =История =Иерусалим =Новости =Россия=Традиции =Музей =Учителю= АТЛАС =

ПРИТЧИ И СКАЗКИ

Похлебка из камней

Однажды к Дов Беру, Маггиду из Межирича(1), приехал богатый купец. Ребе как раз вкушал скромную трапезу вместе с учениками, и купец присоединился к ним.
—Скажи мне, — спросил Маггид, — вот ты — человек богатый и благочестивый. Чем ты питаешься?
Купцу польстило то, что Маггид упомянул не только его богатство, но и религиозное рвение. Ведь, действительно, он трудился в поте лица своего и в делах коммерции, и на ниве веры.
— Видишь ли, ребе, — заговорил гость, явно довольный собой, — я мог бы позволить себе самые изысканные яства, но боюсь, как бы они не совратили меня с пути праведного. Поэтому и ограничиваюсь пищей беднейших: кусочком хлеба да щепоткой соли.
— Какое кощунственное пренебрежение к Создателю! — воскликнул Маггид. — Он благословил тебя богатством и могуществом, а ты отказываешься от тех радостей, которые им сопутствуют. Это оскорбляет Бога, даровавшего тебе такие блага. Отныне ежедневно вкушаймясо и пей хорошие вина!
Гость был потрясен. Ученики Маггида тоже пребывали в смятении. Когда купец ушел, они стали просить ребе
объяснить эти слова. Ведь очевидно — купец искренне старался избежать мирских соблазнов, а Маггид упрекнул его именно за это.
— Может, и так, — ответил Дов Бер. — Но вот что я скажу: если этот богач станет вкушать мясо и пить вино, то несомненно поймет, что беднякам нужны по меньшей мере хлеб с солью. Если же сам он будет обходиться хлебом и солью, то скоро придет к выводу, будто бедняку достаточно воды и камней.


1. Ребе Дов Бер из Межирича (1704 [?]—1772) — преемник Бешта. Переосмыслил опыт хасидов в виде законченной теологической доктрины, основанной на учении каббалистов. Прозванный Маг-гидом (Проповедником), Дов Бер обращался главным образом к узкому кругу хасидов, затрагивая вопросы, недоступные пониманию среднего человека. Основой теологии Дов Бера является представление о том, что Бог — единственная реальность и что все вещи суть проявления Бога во времени.


Какая добродетель лежит в основе глубочайшей веры? Самоуничижение? Смирение? Доскональное исполнение ритуалов своей религии? Для Дов Бера эта добродетель — щедрость. Богатый и набожный купец воспринимал свое богатство как искушение, испытание воли. Он мог наслаждаться богатством, но не делал этого, ибо боялся выказать недостаток благочестивого смирения. Потому жил по-нищенски, чем и гордился. Этот купец совершил целый ряд ошибок. Во-первых, не пользовался дарами, которые получал от жизни, и значит, вел себя неблагодарно. Во-вторых, не делился богатством с другими, и значит, проявлял скупость. В-третьих, не понимал истинную природу человеческого служения Богу: делать добро другим. И значит, не мог возлюбить ближнего как самого себя. Или мог? Наверное, он все-таки любил ближнего как самого себя. Но проблема заключалась в том, что себя-то как раз он любил недостаточно. Ребе Дов Бер хотел, чтобы этот человек полюбил себя — тогда он смог бы полюбить Бога и ближнего. Ты здесь для того, чтобы служить Богу, поступая по-божески по отношению к тем, кто тебя окружает, и в конечном счете по отношению к самой жизни. Дарами Творца делись с другими.
Тот, кто по-настоящему любит Бога, любит жизнь и все живое. Принимай дары, приносимые жизнью, радуйся им и используй их наилучшим образом. Тогда обнаружишь в себе щедрость духа, которая раскроет сердце твое и твои ладони, чтобы поделился ты дарами с миром.


=Главная =Изранет =ШОА =История =Иерусалим =Новости =Россия=Традиции =Музей =Учителю= АТЛАС =