ХАСИДСКИЕ ИСТОРИИ И ПРИТЧИ


=Главная =Изранет =ШОА =История =Иерусалим =Новости =Россия=Традиции =Музей =Учителю= АТЛАС =

ПРИТЧИ И СКАЗКИ

Прямое видение

С приходом старости ребе Менахем Мендль из Коцка стал видеть все хуже и хуже. Он обратился к окулисту из Варшавы, и тот посоветовал ему читать Тору только в очках. Таким образом, заверил доктор, можно сберечь остатки зрения.
Но ребе наотрез отказался:
— Ничто не должно стоять между моими глазами и Торой(1)!
Ученик Менахема Мендля, ребе Илияху из Вискита, следуя примеру учителя, отказался, с ухудшением зрения, надевать очки при чтении Торы, но во всех остальных случаях носил их из почтения к врачу.


1. Тора (от корня йаро — «учить»). — Самый точный перевод этого слова — «учение», или «назидание». Представление о том, что Тора являет собой прежде всего свод законов, — заблуждение. Тора учит жизни. Да, она содержит в себе законы, но не сводится к ним. В узком значении Тора — это Пятикнижие Моисеево; в более широком смысле Торой называют весь свод иудейского учения.


Почему Менахем Мендль считал чтение Торы через очки неприемлемым? Не разумнее ли было бы все-таки пользоваться очками, чтобы отчетливее видеть Слово? Менахем Мендль обосновал свою позицию так: «Бог дал мне плохое зрение по определенной причине. Что это может быть за причина? Когда я читаю Тору ослабленным взором, мой глаз иногда неверно видит какое-то слово или даже целое предложение. Не заметив ошибки, я, тем или иным образом, интерпретирую прочитанное. Иногда подобные интерпретации оказываются откровениями, благодаря которым я глубоко прозреваю природу жизни и понимаю, как следует ее прожить. Интерпретации приносят огромную пользу, как мне самому, так и моим хасидим. Ничего этого не было бы, если бы я каждый раз, благодаря очкам, читал Тору одинаково. Выходит, Бог дал мне слабое зрение, чтобы видеть то, чего острый глаз не примечает».
Принимая доводы своего учителя, ребе Илияху тоже читал Тору так, как было предназначено ему Господом: подслеповатыми глазами и без очков. Однако в иное время он надевал очки, чтобы отчетливо видеть мир и адекватно на него реагировать. А как ты читаешь Тору — Божье откровение? Предпочитаешь ли видеть мир точно так же, как другие — через линзы общепринятого мировосприятия, гарантирующие «единицу» по таблице Сивцева, что висит в кабинете каждого окулиста? Или же предпочитаешь ошибаться и открывать новые истины? И если ты готов делать это в отношении Слова, готов ли делать то же самое в отношении мира?



=Главная =Изранет =ШОА =История =Иерусалим =Новости =Россия=Традиции =Музей =Учителю= АТЛАС =