ХАСИДСКИЕ ИСТОРИИ И ПРИТЧИ


=Главная =Изранет =ШОА =История =Иерусалим =Новости =Россия=Традиции =Музей =Учителю= АТЛАС =

ПРИТЧИ И СКАЗКИ

Трапеза в Присутствии Бога

Ребе Барух, Маггид из Рики, был Меламедом(1) в доме ребе Леви Ицхака из Бердичева. Когда пришло время возобновлять их договор, Леви Ицхак внес в него пункт, согласно которому Баруху предоставлялось право есть с ним из одной тарелки — это была большая честь. И тот попросил дать ему время подумать.
В это время в Бердичеве гостили два прославленных мудреца — ребе Элимелех из Лизенска и его брат, ребе Зуся из Аниполя. Барух решил посоветоваться с ними, стоит ли ему есть из одной тарелки со своим наставником-ребе.
Когда он приблизился к двери комнаты на чердаке, где остановились братья, то услышал, как Элимелех говорит Зусе:
— Тора учит: «И пришел Аарон и все старейшины Израиля есть хлеба с тестем Моисеевым пред Богом»(2) . Мудрецы и знатоки Талмуда задаются вопросом, почему Тора говорит «пред Богом», когда следовало бы сказать «пред Моисеем». И они же сами отвечают на свой вопрос, утверждая, что согласно Торе всякий, кто ест вместе с —И вот, брат мой, — продолжал Элимелех, — это толкование вызывает у меня кое-какие вопросы. Неужели эти мудрецы могли сомневаться в том, что они едят пред Богом? Ведь вся Вселенная полна Им(3), поэтому всякий, кто ест, ест «пред Ним» — в Его Присутствии. На мой взгляд, они в действительности задаются вопросом, понимал ли сам Аарон, что он ест в Присутствии Бога, или его отвлекало от этой истины то обстоятельство, что он ел в присутствии самого Моисея.
Услышав такие слова, Барух вернулся к своему ребе и с почтением отклонил его лестное предложение.
—Иногда, — сказал он, — есть в присутствии цадика(4) неразумно.


1. Меламед— воспитатель.
2. Исход 18:12.
3. Псалом 72:19.
4. Цадик (от цедек — «справедливость») — праведник, святой. Хасиды считали своих ребе цадиками.


Мир полон Богом. Бог — самая сущность реальности. Он пребывает во всех вещах, со всеми вещами и в качестве всех вещей. Он присутствует в мире, как влага в воде.
Мы не осознаем Бога, так же как птица не осознает воздух или рыба — море. Именно поэтому люди стремятся к самой суровой духовной дисциплине: нам нужно сделать что-нибудь необычное, чтобы в конце концов открылись глаза на самое обыкновенное. Но иногда мы слишком увлекаемся дисциплиной и забываем, что она служит лишь путем к чему-то другому. Именно в этот момент духовность и религиозность превращаются в идолопоклонство; знак заменяет собой вещь, на которую он указывает.
В хасидизме ребе — это дверь к Богу. Приглашение ребе Леви Ицхака ребе Баруху было приглашением приблизиться к Господу. Барух колебался, принять ли предложение, и ребе Элимелех напомнил ему, что некоторые проникаются таким почтением к двери, что забывают в нее войти.


=Главная =Изранет =ШОА =История =Иерусалим =Новости =Россия=Традиции =Музей =Учителю= АТЛАС =