ХАСИДСКИЕ ИСТОРИИ И ПРИТЧИ


=Главная =Изранет =ШОА =История =Иерусалим =Новости =Россия=Традиции =Музей =Учителю= АТЛАС =

Раби Леви-Ицхак из Бердичева

Спросили у раби Леви-Ицхака из Бердичева:

– Что ты узнал от своего учителя, великого Магида?

– Я узнал, что Вс-вышний правит миром, – ответил тот.

– Для этого нужно было ехать в Межиреч?! – удивились ученики. – Это знают во всем мире.

– Нет, – ответил раби, – во всем мире говорят так, но только в Межирече это знают по-настоящему.


Однажды в Шаббат, по дороге в синагогу реб Леви Ицхак встретил еврея с сигаретой в руке.

- Шолем Алейхем! – сказал реб Леви Ицхак.

- Алейхем Шолем! – ответил еврей.

- Может быть, Вы не знаете, что сегодня Суббота? – спросил реб Леви Ицхак.

- Знаю, – ответил еврей.

- Может быть, Вы не знаете, что в Субботу нельзя курить? – спросил реб Леви Ицхак.

- Знаю, – ответил еврей.

- Владыка мира! – воскликнул реб Леви Ицхак, – как велик Твой народ, – что с ним ни делай, а соврать он не соврет!


Однажды утором, подойдя к синагоге, р. Леви Ицхак увидел, что один еврей выходит из нее в Талите и Тфиллин, с молитвенником в руках, подходит к телеге и начинает смазывать оси.

Р. Леви Ицхак поднял глаза к небу: «Рибойной шель Ойлом! (Владыка мира!) Твой святой народ молится Тебе даже тогда, когда смазывает оси телеги!!!»


Однажды в своей молитве р. Леви Ицхак произнес: «Владыка мира! Было время, когда Ты бродил повсюду со Своей Торой и стремился выгодно продать ее, подобно яблокам, чтобы они не испортились, но никто не захотел купить ее у Тебя. Никто даже не захотел взглянуть на Тебя! И тогда мы взяли Твою Тору! Поэтому сейчас я хочу предложить Тебе сделку. Мы богаты грехами и проступками, а Ты – милостью и прощением. Так давай поменяемся! Но, возможно Ты скажешь: «менять можно только равное на равное». Я же Тебе отвечу: «Если бы не было у нас грехов, что бы Ты тогда делал со своей милостью? Так что Тебе для равной сделки еще следует давать нам долголетие, детей и пищу!»


Однажды после поста Йом-Кипур реб Леви Ицхак сказал своему ученику Шмуэлю: «Сатана строил сегодня козни против евреев в Небесном суде. "Вы, судьи справедливости, — говорил он, — объясните мне, почему так: когда человек крадет у своего ближнего рубль, вы взвешиваете эту монету, чтобы определить меру его греха. Но когда человек дает своему ближнему рубль без проявления милосердия, вы для определения меры его заповеди взвешиваете того, кто берет деньги, и всех его домашних. Почему бы вам и в этом случае не взвесить монету? Или почему в первом случае вам бы также не взвесить ограбленного и всех тех, кто пострадал от его воровства?». И тогда я вышел навстречу Сатане и сказал: «Благотворитель хочет сохранить жизни людей, которых одаривает, поэтому в случае с ним следует взвешивать людей. Но грабителя интересуют только деньги. Он даже не думает о людях, у которых ворует, в его случае необходимо взвешивать только монету».


Когда рабби Леви Ицхак дошел в пасхальной Агаде до фрагмента о сыне который «не знает, как спрашивать», он сказал: «Тот, кто "не знает, как спрашивать", — это я сам, Леви Ицхак из Бердичева. Я не знаю, как спрашивать Тебя, Владыку мира, но даже если бы я знал это, я не осмелился бы это сделать. Ибо как я могу дерзнуть спросить Тебя, почему все происходит так, как оно происходит, почему мы переходим из одного изгнания в другое, почему враги наши так нещадно преследуют нас?!» Но в Агаде отцу того, кто «не знает, как спрашивать», говорится: «Это для тебя, расскажи ему сам». Владыка мира, разве я не Твой сын? Я не прошу Тебя открыть мне тайну путей Твоих — я не дерзаю сделать это! Покажи мне только одно, я желаю знать не то, почему я страдаю, но страдаю ли я ради Тебя!».


Кому ты молишься?

В синагоге реб Леви Ицхака однажды охрип кантор. Цадик спросил его: "Почему ты охрип?" — "Потому что я молился перед стендером", — ответил чтец. "Да, — сказал рабби. — охрипнуть может тот, кто молится перед стендером, но если бы ты молился перед Б-гом…".


Молитва извозчика

Однажды рабби Леви Ицхак попал на постоялый двор, это происходило далеко от Бердичева, и никто из постояльцев не был знаком с цадиком. Утром извозчики евреи собрались помолиться. Делали они это второпях и слова молитвы произносили неразборчиво. По окончании молитвы реб Леви Ицхак подозвал к себе двух молодых извозчиков. Когда они подошли, он посмотрел на них и произнес: "Ма-ма-ма, ва-ва-ва".

"Что тебе надо?" — спросили торговцы. Реб Леви Ицхак сказал: "Разве вы не понимаете того языка, на котором только что разговаривали с Б-гом?"

На какой-то момент торговцы смутились и замолчали. Но затем один из них сказал: "Разве ты не видел младенца в колыбели? Все мудрецы и книжники мира не в состоянии понять его лепет, но для родителей его нет ничего приятней на свете, чем этот лепет!".

Когда рабби Леви Ицхак услышал такой ответ, он сразу пустился в пляс от охватившей его радости. С того времени, когда он обращался к Б-гу, прося за еврейский народ, он всегда пересказывал Ему этот ответ.


Однажды по окончании молитвы Бердичевский раби подошел к нескольким людям, бывшим в синагоге, и поприветствовал их, сказав: "Шолом Алейхем!" (Мир вам!). Произнес он эти слова с такой интонацией, словно эти люди вернулись из дальнего путешествия. Когда они в недоумении посмотрели на него, он сказал: "Чему вы так удивляетесь? Ведь только что вы были так далеко! Один торговал на рынке, другой плыл на корабле с грузом зерна. По окончании молитвы вы оба вернулись в синагогу, чтоб закрыть молитвенники!"


Однажды Бердичевский раби Леви Ицхак обратился к Б-гу с такими словами: "Владыка мира, Тебе следует простить Израилю его грехи. Если Ты сделаешь это — хорошо. Но если нет, то я расскажу всему миру, что Твои Тфилин сделались ущербными. Ибо какой стих написан в Твоих Тфилин? "Кто подобен Твоему народу Израиля, единственному (в своем роде) на земле!". Но если Ты не простишь Израилю его грехов, он потеряет свою уникальность и стих в Твоих Тфилин станет неистинным, станет ущербным".

В другой раз он сказал: "Владыка мира! Израиль — Твои Тфилин. Когда у простого еврея Тфилин падают на землю, он аккуратно поднимает их, очищает от пыли и целует!»


В Йом-Кипур один из бердичевских евреев раздумывал над тем, о чем попросить Б-га в этот день. Вечером он сказал: «Б-г, дай мне деньги, которые я зарабатываю в течение целого года, сразу, чтобы тяготы и трудности работы не отвлекали меня от учения и молитвы!». Утром он подумал над этим еще раз и решил, что, если получить всю сумму сразу, можно пуститься в новое, еще более крупное предприятие, которое займет гораздо больше времени. Поэтому он стал молить о том, чтобы получать по половине суммы каждые полгода. Перед заключительной молитвой и это показалось ему не слишком хорошим, и он выразил желание получать по четверти суммы раз в три месяца, чтобы спокойно учиться и молиться в течение целого года.

Реб Леви Ицхак подошел к нему и сказал: «Ну почему ты думаешь, что Небесам нужны только твои учение и молитва? Может быть, то, чего Б-г хочет — это чтобы ты почаще ломал голову над тем, за чем и как к Нему обратиться!»


Спросили реб Леви Ицхака из Бердичева: "Тора, описывая необычайную мудрость царя Соломона, говорит: "мудрее глупцов". Не верней ли было сказать «мудрее мудрецов»?

Бердичевский рабби объяснил: "Глупец считает себя мудрейшим из всех, и никто не может убедить его в том, что он глупец. Царь Соломон был настолько мудр, что даже глупцы признавали это, и поэтому он мог указать даже им путь к мудрости»


Фамилия рабби Леви Ицхака была Дербаремдигер (милосердный - идиш). Так было записано в документах у начальства, но получил он ее не от отца, а вот каким образом:

Царь издал указ, что всякий человек должен добавить к своему имени фамилию, а поскольку евреи этого указа не исполняли, то Бердичевский судебный исполнитель сам пошел по домам, чтобы внедрить новый закон. Когда он пришел в дом реб Леви Ицхака, тот молился и на вопрос исполнителя не обратил внимания. Судебный исполнитель не отступился и повторил свой вопрос о фамилии раввина несколько раз. Реб Леви Ицхак не выдержал и воскликнул: «Ой, Дербаремдигер Гот, hелф мир!» (на идиш означает: О, Милосердный Б-г, спаси!).

Судебный исполнитель очень обрадовался: «Ну наконец-то! Зачем же нужно было меня так мучать? Так и запишем, имя – Леви Ицхак, фамилия – Дербаремдигер».


Говорил рабби Леви Ицхак: «Завидую я фараону! Стоило ему всего лишь поупрямиться, а сколько славы Вс-вышнему и еврейскому народу это принесло!!!»


Спросили реб Леви Ицхака: «Почему во всех трактатах Талмуда отсутствует первая страница? Почему каждый из них начинается со второй?»

Цадик ответил: «Человек должен знать, что сколько бы он ни прочитал и ни изучил, он не постиг еще и первой страницы»


Говорил Бердичевский рабби: «Вижу я, что мир перевернулся. Раньше истиной были наполнены все улицы и площади, а синагоги - ложью. Теперь все наоборот: на улицах и площадях лгут, а в Доме Молитвы признают истину.

Раньше, когда торговали на рынке, то от всей души исполняли изреченное: «Пусть будет твое «да» справедливым и твое «нет» праведным», и вся их торговля шла верно. Когда приходили в синагогу, то били себя в грудь, восклицая: «Мы грешили, изменяли, грабили!», и это было ложью. Теперь же все наоборот: в торговле лгут и обманывают, а в молитве произносят истину».


Говорил рабби Леви Ицхак: «Дорог ли человеку идишкайт (еврейство) и Б-г, или это просто тема для очередного спора?! Это можно определить по тому, как он относится к евреям, соблюдающим традиции. Я объясню это на примере такой притчи:

Некая страна страдала от нападений врагов. Генерал, стоявший во главе армии, посланной против неприятеля, потерпел поражение. Царь снял его с должности и назначил на его место другого генерала, который добился успеха в войне. Первого генерала заподозрили в измене. Царь захотел проверить, предан ли ему этот генерал. Вскоре он понял, что единственный способ определить истину будет следующий: если человек, которого он подозревает, выкажет почет к своему сопернику и порадуется его успеху, то ему вполне можно доверять – ему дорога победа страны. Если он будет строить победоносному генералу козни, то это докажет его вину – победа ему важна лишь для утверждения своих амбиций.

Б-г сотворил человека, чтобы он боролся со злом в своей душе. Есть много людей, которые в самом деле любят Б-га, но терпят неудачу в борьбе со злом. Любовь к Б-гу таких людей можно распознать по их способности всем сердцем и без задних мыслей радоваться успеху своих ближних, одержавших над злом победу».


Однажды в субботу рабби Леви Ицхак был кантором в общине города, где он в то время гостил. Как всегда, молился он с душой и неторопливо. После молитвы раввин города спросил его: «Почему бы тебе не быть более внимательным, чтобы не затягивать службу и не испытывать терпение общины? Разве наши мудрецы не говорят о рабби Акиве, что когда он молился с общиной, делал это быстро, а когда один, то впадал в состояние восторга, такого, что часто начинал в одном конце комнаты, а заканчивал в другом?»

Бердичевский рабби на это отвечал: «Как можно думать о том, что рабби Акива со множеством своих учеников мог молиться один?!

Смысл этой истории из Талмуда совсем иной, сказал р. Леви Ицхак: когда рабби Акива подлинно молился вместе с общиной, то есть когда собрание верующих охватывало то же рвение, что и его, то молитва могла быть и короткой, ибо тогда рабби должен был молиться только за себя. Но когда он молился один, то есть хотя и в присутствии собрания, но лишь он один испытывал рвение, то вынужден был молиться долго, пока не возводил их сердца на один уровень с собой».


=Главная =Изранет =ШОА =История =Иерусалим =Новости =Россия=Традиции =Музей =Учителю= АТЛАС =