АШКЕНАЗСКИЕ ЕВРЕИСоломонас Атамукас, ЕВРЕИ В ЛИТВЕ ХIV-ХХ века |
В ЛИТОВСКОЙ ССР. 1944-1990 гг. 1944-1970 годы.
Победа в войне Советского Союза и его союзников - США, Англии, Франции, разгром гитлеровской Германии спасли народы СССР и других стран Европы. Во всей еврейской историографии отмечаются заслуги Советского Союза и его армии в спасении от гибели оставшихся в Европе евреев. В восточные районы СССР в годы войны было эвакуировано 2 млн. евреев.
Однако сорокалетний послевоенный период явился для всего Союза ССР и для Литвы временем разнообразных сложных и противоречивых процессов и явлении. Одним из них, наиболее болезненным, явился сталинизм, преступные злодеяния которого коснулись всех сфер жизни, в том числе и национальных проблем. Были грубо попраны и нарушены права и свободы народов, их традиции и патриотические чувства. Это испытал на себе и литовский народ, вся Литва.
По-своему это испытали евреи. Из 5 млн. евреев, проживавших к началу войны на территории СССР, немецкие оккупанты уничтожили 1,5 млн. Из 500 тыс. евреев, принимавших участие в боях на фронтах войны, 200 тысяч погибли. Евреи, которые находились в тылу, внесли весомый вклад в развитие военной и других отраслей промышленности, а также науки. Десятки тысяч евреев за воинские и трудовые подвиги были награждены орденами и медалями. Около 150 еврейских воинов, от рядовых до генералов, {104} были удостоены высокого звания Героя Советского Союза, немало - Героя Социалистического Труда. 1
(см. книги на http://ldn-knigi.lib.ru/JUDAICA/EvrSold.htm; ldn-knigi)
Несмотря на большой вклад, который советские евреи внесли в достижение победы и в послевоенное возрождение народного хозяйства и культуры, Сталин и его приспешники, осуществляя свои преступные цели и планы, развернули подстрекательские политико-идеологические антисемитские кампании, в частности под видом борьбы против космополитизма, проводили далеко идущие антиеврейские провокации, в частности, "дело врачей".
Самым грубым, административным образом вскоре была прервана какая-либо еврейская общественная и культурная деятельность, физически уничтожены виднейшие представители еврейской творческой интеллигенции, многие из них репрессированы. Возникла серьезная и реальная опасность массовой депортации евреев в отдаленные районы СССР, к которой уже проводилась практическая подготовка. Во многих отраслях евреи были сняты с различных руководящих постов, многие были изгнаны из учреждений науки и культуры.
Евреям в ряде мест стало трудно, а подчас невозможно поступить на учебу в высшие учебные заведения, защитить диссертации и добиться присвоения ученых степеней.
После смерти Сталина в 1953 г. и после XX съезда КПСС в 1956 г., когда в целом были осуждены культ личности Сталина и его преступления, проводившаяся им политика антисемитизма и ее различные проявления все же не были публично вскрыты и осуждены.
Анализ послевоенной жизни евреев в Литве затруднен тем, что эта проблема по сути дела в республике совершенно не исследовалась. По этому вопросу не опубликовано никаких обобщенных данных, оценок, никаких научных или публицистических работ. В периодических и других изданиях и в исторических трудах о жизни евреев почти ничего не написано. Поэтому пока можно представить лишь фрагментарные материалы и положения, отражающие определенные аспекты жизни евреев Литвы.
С начала освобождения территории республики от захватчиков {105} летом 1944 г. в ней оказалось относительно небольшое число евреев. Это были оставшиеся в живых узники гетто и партизаны. Точное число нам неизвестно, но ориентировочно их могло быть примерно до тысячи. Позже из Германии вернулось несколько тысяч оставшихся в живых узников лагерей смерти Дахау, Штутгоф и других, которые были вывезены немцами перед отступлением их войск из Литвы. Вернулись из восточных районов СССР литовские евреи, бывшие в эвакуации. Всего, как уже было сказано, их было 8,5 тыс. (около трети от всех 23 тыс. человек, эвакуированных из Литвы).
В 1943 г. в советском тылу их было 5,5 тыс.2 Часть умерли, а некоторые остались там жить. Можно утверждать, что вместе с оставшимися в живых воинами 16-й литовской стрелковой дивизии вернулось всего 5-6 тыс. евреев Литвы. В Литву приехало также несколько тысяч польских евреев, которые осенью 1939 г. ушли из Вильнюсского края с Красной Армией в Белоруссию, а затем оттуда на Восток, или те, которые жили в Литве в 1940-1941 гг. В 1945-1946 гг. 2.284 из них, как и многие люди польской национальности, по межгосударственному соглашению уехали на постоянное жительство в Польшу.3
По направлению центральных органов Союза ССР в Литву среди людей других национальностей для работы в подведомственных учреждениях прибыли специалисты еврейской национальности. Кроме того, по собственной инициативе приехали демобилизованные из армии, а также служащие, рабочие из соседних областей Белоруссии и России. Постепенно стали возвращаться и те, кто был сослан в 1941 г.
Следует отметить, что в период второй половины 40-х -начала 50-х годов, когда в Москве, Ленинграде и других местах начались антиеврейские кампании, в Литве нашли дружественный приют немало специалистов евреев. В Вильнюсской консерватории работали опытные педагоги, профессора: пианист Я. Гинзбург, скрипач Я. Таргонский, виолончелист Л. Сейдель, которые внесли большой вклад в подготовку молодых литовских музыкантов. Необходимо {106} отметить и опытных специалистов-медиков - профессоров Л. Басман, О. Ласса, В. Шлапоберского, Я. Казакевича.
Не имея исчерпывающих данных, невозможно определить точное число евреев после войны. По свидетельству одного из участников антифашистской организации вильнюсского гетто и партизанского движения в Литве писателя Ш. Качергинского в сентябре-октябре 1944 г. в освобожденном Вильнюсе проживало около 2 тыс. евреев, весной 1945 г. - от 4 до 5 тыс. По его данным, в то время в Каунасе и Шяуляй было около 3-4 тыс. евреев. По данным члена антифашистской организации каунасского гетто и участника партизанского движения Э. Зильбера, в Каунас из Германии вернулись 1,5-2 тыс. бывших узников гетто. Ш. Качергинский указывает, что в конце 1945г. - начале 1946 г. в Литве было 10-12 тыс. евреев.4
По точным официальным данным государственной статистики на 14 ноября 1947 г. среди 57,3 тыс. занимавших должности руководителей и специалистов народного хозяйства евреев было 2520 (4,4%), среди 24,5 тыс. дипломированных специалистов с высшим и средним специальным образованием - 1412 (5,7%).5 На 1 января 1948 г. среди 22159 коммунистов был 1691 еврей (7,6% ).6
В годы войны и оккупации Литва понесла большие материальные потери и человеческие жертвы. Большие разрушения были в Вильнюсе, Клайпеде, Шяуляй и многих других городах и местечках, также было много разрушено промышленных предприятий, электростанций. Погибло 370 тыс. человек гражданского населения. 70 тыс. человек было угнано на принудительные работы в Германию, многие из них не вернулись. К концу военных действий в Литве на Запад отправилось 60 тыс. человек. Среди них, кроме многих активных пособников гитлеровских оккупантов, военных преступников, в т.ч. убийц мирных людей, была также значительная часть литовской интеллигенции, служащих государственных учреждений, не пожелавших оставаться на занимаемой Советской армией территории. Литва крайне нуждалась в различных квалифицированных {107} работниках и рядовых рабочих.
Большинство евреев жили в Вильнюсе, Каунасе и других городах. Некоторые обосновались в старых периферийных родных уездных городах и местечках. Многие работали в артелях промысловой кооперации, в торговле, на промышленных предприятиях, в строительных организациях. Создались довольно значительные группы инженеров, медиков, преподавателей высших учебных заведений, особенно специалистов по языкам, музыкантов, журналистов. В партийных, советских и административных органах работников евреев было мало. Редактором газеты "Тиеса" снова работал Г. Зиман, заместителем секретаря ЦК КП Литвы, позже министром рыбной, а затем пищевой промышленности - Э. Билевич, председателем радиокомитета - М. Бордон; заместителями министров: юстиции Х. Айзен, здравоохранения - В. Мицельмахер. Немало еврейских сотрудников было в министерствах хозяйственно-экономического профиля, особенно в технических и экономических службах, в подразделениях бухгалтерского учета.
Необходимо отметить деятельность большой группы квалифицированных и опытных инженеров-строителей, которые в довоенное время работали на стройках в Каунасе, а в годы войны часть из них воевала в составе 16-й литовской стрелковой дивизии, остальные же находились в гетто. Такие, например, как начальник Главного управления строительства республики В. Брун и его заместитель, затем в течение нескольких десятилетий первый заместитель министра по строительству М. Дульман, начальник управления промышленности стройматериалов, позже один из руководителей ведомства по материально-техническому снабжению республики Х. Альперович. Вильнюсским и каунасским строительными трестами руководили И. Кисин и Ш. Любецкий. Под руководством последнего в Вильнюсе был построен первый в Литве и один из лучших в Союзе вильнюсский домостроительный комбинат.
За создание жилого массива Лаздинай в Вильнюсе Ш. Любецкий вместе с группой литовских архитекторов и строителей был {108} удостоен Ленинской премии. Инженер И. Губезский несколько десятилетий успешно руководил республиканским строительным трестом Министерства коммунального хозяйства, который возводил и восстанавливал коммунальные предприятия.
Немало важных объектов спроектировал бывший узник каунасского гетто талантливый архитектор Литвы Я. Пер. А бывший узник каунасского гетто инженер А. Розенблюм еще до войны являлся крупным проектировщиком-конструктором различных сооружений. По его проектам были построены мост через Неман у Алитуса и большой каунасский спортивный зал. После войны он работал преподавателем Каунасского университета, заведующим кафедрой Каунасского политехнического и Вильнюсского инженерно-строительного институтов. А. Розенблюм являлся инициатором научно-исследовательской работы в области технологии железобетона.
В 1940-1941 гг. специалист банковского дела С. Мовшович, прибывший в республику, создал Стройбанк Литвы, которым он более сорока лет руководил и много сделал для своего нового родного края. Поэтому С. Мовшович пользовался всеобщим уважением.7
Все упомянутые и многие другие инженеры-строители помогли воспитать талантливых литовских строителей: инженеров, прорабов, организаторов строительных работ крупного масштаба.
Плодотворно трудились врачи-евреи, вернувшиеся из 16-й литовской дивизии и из эвакуации, а также вновь прибывшие врачи, которые обосновались в Вильнюсе; терапевты Х. Кибарский, Ш. Маркович, М. Витен, О. Янов, хирурги Ш. Пташек, И. Рабинович, Э. Савич, Б. Эфрос (первый в 1958 г. осуществивший в Литве успешную операцию на сердце), психиатры Й. Гутман и И. Глауберзон, рентгенологи Р. Ивантер,, Д. Кунцевич, М. Шнейдер, невропатологи И. Хорах и Т. Турецкая, фтизиатр А. Арш, педиатры К. Блехер, С. Дульмаи, Я. Фейгенберг, М. Ед, Г. Каган.
В конце сороковых - начале пятидесятых годов, когда в {109} Советском Союзе проходили инспирированные центральными партийными органами шумные антисемитские кампании под видом борьбы с космополитизмом, когда было сфабриковано печально известное "дело врачей" и евреев стали изгонять с руководящих должностей, в Литве эти явления не получили широкого одобрения и распространения. Но в связи с господствовавшей в то время атмосферой, работники-евреи ряда республиканских учреждений были переведены на другие должности, евреев все реже стали выдвигать на ответственные участки работы. Некоторые евреи, обвиненные в пропаганде сионизма, были репрессированы. Среди них упоминавшийся инженер-строитель Ш. Любецкий, поэты Г. Ошерович и Е. Лацман.
С лета 1944 г. еврейская духовная жизнь постепенно возвращалась. В Вильнюсе и Каунасе начали действовать синагоги. Преодолев нежелание и волокиту представителей центральных органов СССР в Литве, а под их воздействием и местных деятелей, в Вильнюсе и Каунасе были созданы небольшие еврейские детские сады и дома для сирот, начальные школы. О возрождении ИВО не могло быть и речи. В 1945 г. в Вильнюсе был создан Государственный еврейский музей.
Была начата кропотливая работа по поиску, сбору и упорядочению сохранившихся культурных ценностей. Музей стал важнейшим центром увековечения истории и культурной жизни евреев Литвы, их катастрофы и героизма. В числе других многое сделали для этого писатель Ш. Качергинский и поэт А. Суцкевер.
К сожалению, вскоре и указанные ограниченные еврейские культурно-просветительные институции были властями закрыты. На основании постановления Совета Министров Литовской ССР от 10 июня 1949 г. еврейский музей был формально "реорганизован" в Вильнюсский краеведческий музей, которому был передан краеведческий материал еврейского музея. Материалы исторического характера должны были быть переданы Государственному историко-революционному музею в Вильнюсе, книги - Книжной палате, экспозиции искусства - Управлению по {111} делам искусства Литовской ССР, инвентарь и здания -библиотечному техникуму.
Немало еврейских книг вновь как макулатура были свезены на бумажно-картонажные фабрики.
Большая вильнюсская синагога - объект исторической и архитектурной ценности, несмотря на возможность ее восстановления, была окончательно разрушена и сравнена с землей. Кроме того, было ликвидировано старинное еврейское кладбище, находившееся в центре города и представлявшее большую историческую ценность. Улицы -Еврейская, Гаона, Страшуна - были переименованы.
Необходимо отметить, что во многих местах массового уничтожения евреев, среди них в Панеряй, родственники, еврейская общественность, а кое-где и местные государственные органы воздвигли памятники. Ежегодно там собирались люди, чтобы почтить память погибших. Памятник с надписью на еврейском языке об убитых здесь евреях в Панарах, построенный в 1945 г., был снесен в 1952 г. В начале 60-х годов был поставлен новый невыразительный памятник, на
котором отсутствовали надписи на еврейском языке. Общая надпись гласила,
что здесь было убито 100 тыс. "советских граждан". |
В связи с запретом любой публичной общественной и культурной деятельности национальное общение евреев проходило во время семейных и дружеских встреч на квартирах, в ресторанах, во время празднования традиционных еврейских праздников, свадеб, дней рождения, совершеннолетия детей, дня Победы и т.п.
Постепенно происходило сближение прибывших из различных мест групп евреев, их содружество и породнение. Вновь прибывшие воспринимали дух литовского еврейства, осваивали идиш, литовский язык, полюбили Литву и привязались к ней.
В Вильнюсе и Каунасе жили и творили местные еврейские писатели: Г. Ошерович, Г. Хацкелес, Я. Йосаде, Е. Лацман, Ш. Белис Легис, М. Елин, певцы М. Александрович, Н. Лифшиц, Б. Хаетовский, пианисты Н. Дукстульская, Х. Поташинский, художник Р. Хволес, С. Розин, Л. Мергашилский, {112} а также переселившиеся из других республик писатель прозаик Б. Галперн и поэт Й. Котляр.
В условиях запрета публичной общественной и культурной жизни особенно большое значение для сохранения и укрепления национальной духовности имело создание в 1948 г. государства Израиль и его успешное развитие.
Ярко проявился вновь сформировавшийся традиционный дух Литовского Иерусалима после смерти Сталина и XX съезда КПСС. Длительные упорные усилия энтузиастов, особенно скрипача, музыканта симфонического оркестра Государственной филармонии Б. Цесаркаса, помогли преодолеть различные помехи и в 1956 г. в Вильнюсе при клубе Республиканского совета профсоюзов были созданы еврейские коллективы художественной самодеятельности:
драматический, танцевальный, хоровой, народных инструментов. Ими соответственно руководили Й. Догим, С. Рабинович, С. Блехерович, Ш. Меерович. Здесь быстро сплотились около 200 энтузиастов еврейского народного искусства. Первый концерт этих коллективов состоялся 27 декабря 1956 г., а в июле 1957 г. драматическому коллективу на первом фестивале самодеятельного искусства Литвы за спектакль по пьесе классика еврейской литературы Шолом-Алейхема "200.000" было присуждено звание лауреата. Вильнюс вновь проявил себя как определенный центр еврейской культуры в Литве и СССР. Еврейские коллективы были созданы и в Каунасе.
Историческая значимость этого явления заключалась в том, что была продемонстрирована решимость сохранить и развить еврейскую культуру и еврейский национальный дух. Созданные в Вильнюсе еврейские художественные коллективы были первыми после очень длительного перерыва во всем Советском Союзе. Пример оказался заразительным.
Постепенно удалось преодолеть сопротивление местных властей и такие коллективы были созданы в Риге, Таллинне, Кишиневе, других городах. Но просуществовали они недолго, их лишили возможности продолжить работу. А еврейские художественные коллективы Литвы ус- пешно {113} продолжали расширять свою деятельность, стали базой еврейской общественно-культурной жизни в Литве. Участники этих коллективов выступали со спектаклями и концертами не только на литовских курортах Друскининкай и Паланга, которые посещали тысячи евреев со всего Союза, отдыхавших здесь, но также в Ленинграде, Риге, Таллинне, Гродно. Однако и им была закрыта дорога в другие республики.
В 1965 г. драматическому коллективу было присвоено звание народного театра. Художественным руководителем театра и всех остальных самодеятельных коллективов являлся заслуженный деятель искусств Литовской ССР Е. Лурье. Хором в то время руководила воспитанница Вильнюсской консерватории А. Блехерович, танцевальным коллективом - народный артист Литовской ССР Б. Келбаускас.
По данным переписи населения, проведенной в январе 1959 г., в Литве было 24.672 евреея (0,9% населения). Это были впервые опубликованные данные о численности еврейского населения (следует иметь в виду, что во второй половине пятидесятых годов происходил новый выезд бывших польских граждан в Польшу, среди них выехала и определенная часть евреев). Согласно переписи, мужчин было 11.478 (46,5%), женщин - 13.194 (53,5%). 24.401 являлись городскими жителями, 271 проживали на селе. Язык своего народа назвали родным языком 17.025 (69%), литовский - 640 (2,6%), русский - 5912 (28%), другие языки - 95 (0,4%).
В Вильнюсе проживало 16.154 евреев (6,9% населения города), в Каунасе - 4792 (2,2%), в Клайпеде - 751, в Шяуляй - 845, в Паневежисе - 281, в Неменчине - 143, в Плунге - 138, в Друскининкай - 128, в Швенченском районе - 125, в Тельшяй - 124, в Тракай - 97; остальные 945 по несколько десятков или меньшими группами жили в 49 районах.
Евреи отличались довольно высоким уровнем образования. В среднем на 1000 человек всего населения республики приходилось 158, имевших высшее, среднее и неполное {114} среднее образование, а среди имевших занятие - 250. Среди евреев соответственно 464 и 703. На 1. декабря 1960 г. в народном хозяйстве республики трудилось 2667 специалистов евреев (2,9%), из них 1500 с высшим образованием (4,8%), со средним специальным - 877 (1,5%). 163 являлись научными работниками (4,9%). В высших учебных заведениях учились 413 (1,5%), в специальных средних - 294 (0,9% ).7
В целом евреи и в дальнейшем продолжали активно участвовать в политической, экономической, технической, научной и культурной жизни республики. На 1 января 1959 г. в рядах КП Литвы было 2074 коммуниста еврея (4,2% ).8 Евреи руководили промышленными, строительными, торговыми предприятиями и учреждениями, преподавали в высших учебных заведениях, работали учителями общеобразовательных школ. Немало евреев было среди медицинских работников. Было несколько известных председателей колхозов. Выросла большая группа талантливых музыкантов, учившихся в Вильнюсской и Московской консерваториях.
Окончив еще в тридцатые годы Каунасский университет им. Витовта Великого, стали видными литуанистами:
Х. Лемхен - составитель русско-литовского словаря, Б. Серейский - составитель литовско-русского словаря, автор учебников литовского языка, И. Кисин - библиограф.
В вузах и научных учреждениях плодотворно трудились доктора наук, профессора Х. Кибарский, М. Шнейлер (медицина), А. Айзинбуд (биология), А. Нафталевич, Ш. Стрелиц, А. Темпельман (математика), А. Боднев и Г. Розовский (химия), А. Болотин (физика) и ряд других.
В культурной жизни республики активно проявили себя композиторы А. Кленицкий и Б. Горбульский, дирижер и пианист Х. Поташинский, скрипач А. Ливонт, пианистка О. Штейнберг, виолончелист М. Шендеров, хормейстер Г. Перельштейн, создавший прославленный хор мальчиков "Ажуолюкас" ("Дубок"), С. Свердиолас, руководивший Домом народного творчества, П. Мендельсон - один из многолетних {115} руководителей республиканской филармонии, художники С. Розин, Н. Альперт, Л. Мергашильский. М. Розенталь, С. Лукацкий, М. Перцов, режиссеры Й. Шейн, В. Головчинер, Е. Лурье. Видным писателем стал М. Слуцкис. На литовском и русском языках по литовской, еврейской и другой тематике творили писатели И. Мер, М. Рольник, М. Елин, Я. Йосаде, Г. Канович, Я. Склютаускас. Продолжал трудиться еврейский писатель Б. Гальперн. В печати работали многие журналисты.
Казалось, для того, чтобы проявить себя в промышленности, строительстве, различных областях культуры, просвещения и науки для евреев были еще благоприятные условия, но выявились уже и определенные трудности.
(из книги на лит, слева.: пианистка О. Штейнберг, скрипач Ф. Ливонт, пианист и дирижер Х. Поташинский, композитор Беньямин Горбульский; ldn-knigi)
1970-1987 годы
По данным новой переписи населения в Литве в январе 1970 г. было 23,6 тыс. евреев (0,8%), в Вильнюсе 16,6 тысячи (4,4% населения города) в Каунасе - 4157 (1,4%), Клайпеде 811 (0,6%), Шяуляй - 756 (0,8%). Паневежисе - 159 (0,2%), Друскининкай - 160 (1,5%). Евреи проживали во всех районах республики; в Тракайском - 112, Швенченском - 100, Скуодасском - 90, Вильнюсском - 81, Тельшяйском - 77, Плунгеском и Зарасайском - по 45.
Среди 13.378 евреев (в Вильнюсе их было 9536), занятых в народном хозяйстве, рабочих было 40,7%, служащих - 59,3%. В машиностроении и металлообработке трудились 1516, из них в Вильнюсе - 1092, в текстильной, швейной, обувной и кожевенной промышленности -1073 (в Вильнюсе - 699), в торговле, общественном питании, снабжении и сбыте 1070 (в Вильнюсе - 623). Медицинских работников было 798 (в Вильнюсе - 584), научных работников, педагогов, воспитателей - 1022 (в Вильнюсе - 781); работников культуры, литературы, искусства, печати было 401 (в Вильнюсе - 317); планирования и учета, канцелярии и делопроизводства - 1395 (в Вильнюсе - 1090); {116} юристов было 162 (в Вильнюсе - 126). Руководителями предприятий и их структурных подразделений работали 749 (в Вильнюсе - 581), инженерно-техническими работниками - 2371 (в Вильнюсе - 1831). Среди руководителей органов государственного управления и их структурных подразделений всего было 45 евреев (все в Вильнюсе) в партийных, комсомольских, профсоюзных, кооперативных и других общественных организациях и их структурных подразделениях - 33 (в Вильнюсе - 20).
На 16 ноября 1970 г. 4498 евреев были специалистами народного хозяйства (4,2%), из них с высшим - 2983 (3,7%) и средним специальным образованием - 1515 (1,2%). Научных работников было 342 (3,8%), студентов вузов - 1517 (2,7%), учащихся средних специальных учебных заведений - 461 (0,7%). Родным языком назвали язык своей национальности 61,9%, русский - 35%, литовский - 2,8%, другие языки - 0,3%.9
Не анализируя подробно приведенные данные, следует сказать, что они представляют обобщенную картину еврейского населения на начало семидесятых годов, т.е. в почти наибольшем его составе, т.к. за этим последовало резкое его сокращение.
Евреи трудились во всех сферах жизни. Однако постепенно стало накапливаться и открыто проявляться, особенно среди еврейской молодежи, недовольство сложившимся положением. В отношении евреев практически существовали всякого рода ограничения и притеснения. Вышеприведенные данные о работе евреев на руководящих должностях в государственных, партийных и общественных организациях могут служить одним из примеров.
Центральные органы СССР длительное время после войны извращали и нарушали национальную политику и законность в Литве. Проявлялось недоверие к местным литовским работникам, проживавшим ранее на оккупированной территории, имевшим родственные связи с репрессированными лицами. Это коснулось и воспитанных в советской школе молодых специалистов. После смерти Сталина, {117} устранения Берия и после XX съезда КПСС произошло быстрое выдвижение дипломированных и квалифицированных молодых литовских специалистов во всех сферах управления и производства.
В условиях широкого развития промышленности, строительства, транспорта, сельского хозяйства, науки, просвещения и других отраслей для работников всех национальностей хватало работы и возможностей применения своих знаний и способностей. Однако в сложном процессе устройства на работу и выдвижения на руководящие должности все чаще проявлялись субъективистские тенденции, более всего задевавшие евреев, особенно молодое поколение, их национальные чувства.
Основными виновниками проявления указанной тенденции являлись центральные партийные и советские органы СССР. В политике и после XX съезда и особенно во времена брежневизма вновь стала все больше ощущаться антисемитская линия. В условиях государственной конфронтации с Израилем и под предлогом идеологической борьбы с сионизмом все больше недоверия проявилось к евреям своей страны. Преднамеренно ограничивался их прием на ответственные участки работы, в высшие учебные заведения. Некоторые учреждения и учебные заведения были полностью закрыты для евреев.
Недовольство вызвал и фактический запрет любой общественной и культурно-просветительской деятельности, организованного изучения своего языка (языка иврит; ldn-knigi) и преследования за такую деятельность. На различных форумах преднамеренно не указывалось число участников евреев. В нарушение Конституции евреи во многом были лишены подлинного гражданского равноправия. Безнаказанно росло число издаваемых книг, брошюр, статей открыто антисемитского характера. Сознательно замалчивались тотальный гитлеровский геноцид еврейского народа в СССР, участие советских евреев в войне против фашистской Германии и большой вклад евреев в развитие советской науки, техники, культуры. (выделено нами; ldn-knigi)
В Литве положение было более благоприятным, но указанные {118} тенденции по тем или иным причинам стали проявляться и здесь. И в Литве в русле общей политики, за исключением самодеятельных художественных коллективов, не разрешалась еврейская общественно-культурная деятельность. Различные ограничения и притеснения применялись в отношении проведения мероприятий в местах массового уничтожения евреев в Вильнюсе и Каунасе, посвященных их памяти.
В Литве, как и в Советском Союзе в целом, долго и упорно не хотели учитывать того, что создание в 1948 г. государства Израиль значительно укрепило у большей части евреев, особенно у еврейской молодежи страны, чувство национального достоинства и самосознания, возбудило интерес к прошлому и настоящему своего народа. Все это в свою очередь усиливало нежелание властей открыто, публично признать сталинско-бериевские преступления против еврейского народа, его культуры и интеллигенции, а также продолжавшееся национально-культурное бесправие, насильственную ассимиляцию, применяемые меры административного запрета и преследования за организованное изучение родного языка, дискриминацию евреев и при поступлении в вузы, аспирантуру, устройстве на работу и при выдвижении в различных отраслях деятельности.
Приведем лишь один пример, ярко отражающий общее положение.
В Литве евреи очень уважали своего земляка полковника Вульфа Виленского. Всю войну он участвовал в боях в составе 16-й Литовской дивизии. В тяжелых боях за освобождение территории Литвы летом и осенью 1944 г. он был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. После войны, окончив военную академию в Москве, будучи способным и квалифицированным офицером, командовал одним из полков 16-й дивизии, дислоцировавшемся в Вильнюсе, позже полком 8 й Панфиловской дивизии в Эстонии. Его однокурсники по академии уже давно были генералами, командовали дивизиями, корпусами. А он, еще не достигший 40 лет, имевший большой опыт военного и мирного {119} времени, академическую подготовку и огромное желание и дальше служить военному делу, фактически был лишен этой возможности.
На курсы по подготовке командиров дивизии одни не хотели его направить, другие - принять, лишь потому, что он был евреем. Таким образом завершилась военная карьера этого незаурядного человека.
В своих мемуарах, изданных в Израиле, В. Виленский пишет: "Я этот день пережил очень болезненно и думал, что все мои усилия никому не нужны, как бы ни работал (по инспекторским проверкам считался вторым командиром в округе (военном Прибалтийском.- С.А.), сколько бы ни старался, никакого продвижения по службе не дождусь".
В. Виленский работал потом заведующим военной кафедрой в Вильнюсском университете, военным комиссаром в Каунасе, затем вновь на военной кафедре в Вильнюсском университете. Наконец, казалось, произошло чудо, восторжествовала справедливость - неожиданно руководство военного округа, по согласованию с Министерством обороны СССР предложило В. Виленскому должность начальника штаба гражданской обороны Литвы. Но новый моральный удар пришел с той стороны, откуда он его совсем не ждал:
по настойчивому требованию руководства Литовской ССР на эту должность был назначен неопытный, квалифицированный строевой командир, полковник, а начальник политотдела республиканского военкомата, литовец, во время войны командовавший ротой под началом В. Виленского. Именно ему предоставили высокий пост и произвели в генералы. В очередной раз сыграл свою роль печально известный 5 й параграф - национальность - еврей.
Постепенно созрело решение оставить родной край и большое желание уехать на родину праотцов, но и это удалось осуществить не сразу, а ценой долгих и трудных усилий.
В 1983 г. больной, но сохранивший человеческое и национальное достоинство Вульф Виленский стал почетным полковником армии Израиля. 10
Если смотреть шире на дискриминацию евреев, то самым страшным стало то, что окружающие, общество {120} привыкли к тому, что еврея, несмотря на его способности и заслуги, не следует выдвигать или можно и не выдвигать на руководящую работу различного уровня. Во имя правды следует отметить, что было немало руководителей гуманных взглядов - среди них - министры, которые надлежащим образом ценили своих работников-евреев, но это в большинстве случаев касалось старых работников, кроме того, они не в силах были преодолеть господствовавшего в руководящих сферах отношения к евреям. Общая кадровая политика и царившая в то время атмосфера привели к значительному сокращению числа работников евреев в республиканском и местных звеньях руководства, кое-где их вообще не стало.
Годами копившееся и усиливавшееся недовольство евреев существующим положением в начале семидесятых годов вылилось в различные выступления, требования и, наконец, вызвало эмиграцию в Израиль, которую уже не в силах были остановить ни жесткие административные меры, ни различные шумные идеологические кампании в печати.
В 1971-1972 гг. в ЦК КП Литвы, в обществе "Знание" было проведено несколько совещаний, на которые были приглашены группы работников еврейской национальности. Им было заявлено, что по отношению к евреям были допущены ошибки и несправедливость, что евреи, как и любой другой народ, имеют право на культурную жизнь в своей национальной среде. Было признано, что имеются извращения в кадровой политике и дано обещание, что положение будет исправлено. Однако вследствие того, что центральные органы СССР продолжали старую политику, в Литве никаких существенных положительных сдвигов не последовало, несколько терпимее стали относиться к эмиграции.
Бюро ЦК КП Литвы в начале 1972 г. приняло постановление, суть которого заключалась преимущественно в мерах по усилению борьбы с сионизмом. Вопросы эмиграции в свою очередь стали постоянным фактором, волнующим евреев Литвы. Среди уезжавших было и немало евреев, {121} занимавших различные ответственные посты и являвшихся членами Коммунистической партии.
В 1970 г. из Литвы выехало 0,8 тыс. евреев, в 1971 г. - 2,3 тыс., в 1972 - 4 тыс., в 1973 г. - 1,9 тыс., в 1974 г. - 0,9 тыс., в 1975 г. - 0, 6 тыс. Всего за 6 лет покинули Литву 10,5 тыс. евреев, в т.ч. за 1971-1973 гг. - 8,2 тыс. - одна треть их общей численности на начало 1970 г.
Мы не располагаем точными данными о количестве евреев, выехавших в другие республики СССР и эмигрировавших за границу. Однако можно с уверенностью утверждать, что абсолютное большинство эмигрировало за пределы СССР. В те же 1970-1975 гг. в Литву из других республик на постоянное место жительства прибыло 3,7 тыс. евреев.
Между тем жизнь не стояла на месте. После выезда в Израиль основного костяка еврейского народного театра и других самодеятельных коллективов, их состав был обновлен.
В 1971 г. певец Я. Магид создал новый ансамбль еврейской эстрадной песни "Фаерлех" ("Огоньки"), с которым и сейчас продолжает выступать. В 1973 г. ансамбль объединился с танцевальной группой. С 1976 г. ансамблем руководил талантливый русский музыкант В. Глушков. В концертах ансамбля с большим успехом выступали профессиональные еврейские актеры Борис Ландау и Геня Лев. В народном театре долго и вдохновенно играли Юлий Кац, Татьяна Горелик, Цалел Франк и другие энтузиасты художественной самодеятельности. Значительную работу по сплочению всех еврейских художественных коллективов и их участников провел Заслуженный деятель культуры Литвы Янкл Винницкий.
В январе 1979 г. в Литве насчитывалось 14.629 евреев (0,4%), из них в Вильнюсе 10.723 (2,5% населения города), в Каунасе - 1853 (0,5%), в Клайпеде - 710 (0,4%), Шяуляй - 467 (0,4%), в Паневежисе - 91 (0,1%). В январе 1989 г. количество евреев в Литве снизилось до 12.314 (0,3%). Эти данные не отражают действительных размеров эмиграции.
Различные условия, в том числе более высокий уровень жизни в Литве и в то же время {122} сравнительно более легкие возможности для поступления в вузы и для эмиграции, вызвали приток в Литву евреев из Белоруссии, Украины, Молдавии и других мест. Но при этом общее число евреев в республике за период 1970-1989 гг. сократилось на 11 тыс., т.е. почти вдвое.
Очень мало евреев осталось на периферии. Почти все в 1989 г. проживали в Вильнюсе (9109 - 1,6% населения города), Каунасе (1359 - 0,3%), Клайпеде (681 - 0,3%), Шяуляй (420 - 0,3%). В 1979 г. из 13.211 евреев старше 10 лет 3741 имели высшее образование, неполное высшее - 565, специальное среднее - 1853, общее среднее - 2750, неполное среднее - 1948, начальное - 1870, не имели начального образования - 474. В ноябре 1989 г. было 3387 специалистов народного хозяйства, из них 2407 с высшим, 980 со специальным средним образованием. На 1 января 1988 г. было 15 докторов и 89 кандидатов наук.11
1987 - 1990 годы
Новый подъем в общественной и культурной жизни евреев Литвы наступил в конце 80-х годов, когда в СССР усилились процессы перестройки и в Литве мощно проявилось национальное возрождение литовского народа.
Еврейская общественность Республики и особенно Литовского Иерусалима - Вильнюса, первой в Советском Союзе выступила инициатором широкого возрождения еврейской общественной и культурной жизни. Несмотря на то, что в Вильнюсе осталось всего около 10 тыс. евреев, большая часть которых была в значительной степени ассимилирована и не знала своих национальных языков, здесь продолжали жить традиционный национальный дух и активные творческие силы, горячо и решительно стремившиеся возродить и расширить свою общественную и культурную деятельность. Эти стремления были поддержаны поощряющим одобрением со стороны литовских интеллектуальных сил.
{123} В октябре-декабре 1987 г. представители еврейской и литовской интеллигенции обратились в республиканские официальные организации с предложениями, которые сводились к следующему: публично признать значение многовековой истории культуры евреев Литвы, создать благоприятные условия для дальнейшего ее развития, восстановить Государственный еврейский музей, осуществить мероприятия, создающие представление о Вильнюсе как о Литовском Иерусалиме - важном центре еврейской культуры, а также надлежащим образом отметить район вильнюсского гетто, воздвигнуть достойный памятник евреям, уничтоженным в Панеряй.
Выступая 13 ноября 1987 г. на съезде художников Литвы, будучи секретарем ЦК КП Литвы Л. Шепетис в общем контексте развития культуры республики впервые заявил: "Пришло время найти подобающее место для еврейского культурного наследия, которым особенно славен Вильнюс..." 12
(из книги на лит. - первое собрание еврейской общественности в Вильнюсе, 1988.01.05;)
2 декабря 1987 г. была создана Еврейская инициативная {124} группа в составе 9 человек при вновь организованном Фонде культуры Литвы. Председателем группы был избран молодой преподаватель литовской литературы Каунасского филиала Вильнюсского университета Эммануил Зингер. Первоначально важнейшими направлениями деятельности были определены следующие: сбор и сохранение памятников истории и культуры литовских евреев, восстановление Государственного еврейского музея, расширение еврейской культурной деятельности, ознакомление общественности Республики с историей и культурными ценностями евреев Литвы...13
Началась активная организационная и культурная работа. Перед республиканскими органами были поставлены конкретные вопросы о необходимости отмены ранее принятого постановления о ликвидации Государственного еврейского музея и воссоздании его, о решении ряда других проблем. В апреле 1988 г. было опубликовано постановление ЦК КП Литвы "О дальнейшем развитии общественно-политической активности проживающих на территории Литвы национальных групп и более полном удовлетворении их законных интересов и запросов в области языка и литературы". Большое внимание в этом постановлении было уделено евреям. 14
В постановлении состоявшегося 4 апреля 1988 г. открытого партийного собрания Союза писателей Литвы, обсуждавшего вопрос "Литература и проблема национального и интернационального", была выражена поддержка предложению Литовского фонда культуры и его Еврейской инициативной группы о восстановлении в Вильнюсе еврейского музея.
При активном содействии республиканских органов 16-19 апреля 1988 г. делегация евреев Литвы в составе 9 человек впервые приняла участие в проводимых в Польше мероприятиях, посвященных 45-й годовщине восстания в Варшавском гетто. Это была единственная еврейская делегация из Советского Союза.
9 мая 1988 г. при участии широкой общественности во время поминовения погибших в {125} Панеряй впервые было официально сказано, что из 100 тыс. жертв гитлеровцев и их пособников, около 70 тысяч были евреи.
Все это приходило в то время, когда в других союзных республиках официальные власти упорно продолжали препятствовать организации еврейской общественно-культурной деятельности.
Стремясь ознакомиться с опытом развития такой работы в Литве, весной и летом 1988 г. Вильнюс посетили представители еврейской общественности Латвии, Эстонии, Белоруссии, Украины, Молдавии, Москвы, Ленинграда, ряда областей России. Были приняты совместные заявления, направленные против запретов общественно-культурной деятельности евреев, против антисемитизма. Преодолевая сопротивление местных властей, в ряде республик стали создаваться еврейские культурные общества.
8 июня 1988 г. было принято решение о создании Общества культуры евреев Литвы (ОКЕЛ). До учредительного съезда инициативная группа при Фонде культуры была преобразована во временное правление общества. 10 июня 1988 г. в Каунасской картинной галерее была открыта выставка "Еврейское искусство Литвы XVII-XX веков". Осенью того же года выставка была развернута в Вильнюсе. Она была хорошо воспринята общественностью Литвы и Советского Союза. 15
Летом 1988 г. в Вильнюсе была создана и другая еврейская организация - Общество возрождения еврейского национального самосознания "Ткума" (возрождение - древнееврейский).
Его председателем являлся инженер Григорий Альперн.
Это общество и его руководители проделали большую работу по организации изучения языка иврит. Были подготовлены и новые молодые преподаватели этого языка.
Откликнувшись на длительные и настойчивые просьбы ОКЕЛ и литовской общественности Совет Министров Литовской ССР своим распоряжением от 26 октября 1988 г. обязал Министерство культуры передать еврейскому обществу {126} здание кинотеатра "Пионерюс", принадлежавшее до войны еврейскому культурному учреждению. В этом здании стало работать правление ОКЕЛ.
Во второй половине 1988 г. в Вильнюсе и Каунасе, во многих районах при участии широкой общественности состоялись различные массовые мероприятия, посвященные памяти уничтоженных во время оккупации евреев. В Вильнюсе были организованы вечера еврейской литературы и музыки и впервые массовые вечера, посвященные празднику Ханука, для взрослых и детей.
Осенью 1988 г. в двух школах Вильнюса для еврейских детей стали факультативно проводиться занятия по изучению языка идиш. В системе общества "Знание" были организованы курсы по изучению языков иврит и идиш.
7 января 1989 г. по литовскому радио началась ежемесячная воскресная трансляция еврейских программ. Их организатор -Заслуженная журналистка Литвы З. Эрбштейн. 8 января на учредительном собрании был восстановлен спортивный клуб "Маккаби", существовавший до 1940 г. Его председателем стал экономист С. Финкельштейн. Свою концертную деятельность начал созданный преподавателем консерватории, скрипачом А. Траубом детский этнографический ансамбль еврейской народной песни. С концертами выступил и камерный музыкальный ансамбль "Вилне" под руководством Заслуженного артиста Литвы скрипача Б. Трауба.16
С осени 1988 г. проводилась большая организационная работа по подготовке учредительного собрания ОКЕЛ. Были образованы комиссии временного правления, региональные отделения общества в Каунасе, Клайпеде, Шяуляй и более 50-и групп содействия на крупных предприятиях, в научных учреждениях и по месту жительства в Вильнюсе.
Были созданы объединения - коллективные члены общества - бывших узников гетто
и партизан, ветеранов войны и труда, медицинских работников, журналистов, общество
работников просвещения "Билдунг", руководителями которого стали педагоги
С. Лалицкая и С. Зибуц.
{127} В разностороннюю деятельность ОКЕЛ вовлекалось все больше активистов.
В конце 1988 г. был создан организационный комитет по созыву учредительного собрания ОКЕЛ, которым руководил известный писатель Григорий Канович. Собрание (конференция) состоялось 5 марта 1989 г. Оно стало важным явлением не только в жизни евреев Литвы, но и во всей общественной жизни Литовской Республики. Этот высокий форум евреев Литвы приветствовали видные государственные и общественные деятели Республики, а также руководители еврейских общественных и научных институций Израиля, США, Польши, вновь созданных еврейских культурных обществ ряда союзных республик. Были утверждены Программа и Устав ОКЕЛ, избрано правление и его председатель - Э. Зингер. Создание Общества культуры евреев Литвы было отмечено в еврейской печати Израиля, США, Польши и других стран как историческое событие в жизни евреев Литвы и всего Советского Союза.
Накануне учредительного собрания в Вильнюсе были возвращены старые названия двум улицам - Еврейской и Гаона.
{128} В 1989-1990 гг. происходило дальнейшее расширение еврейской общественно-культурной жизни.
При содействии государственных органов и литовской общественности развернулась работа по приведению в порядок и благоустройству запущенных еврейских кладбищ и мест массового уничтожения евреев. Осенью 1989 г. начались занятия в еврейской национальной школе. Директором ее стал педагог С. Левин. В 1989 1990 учебном году в ней учились 800 человек. 700 из них изучали иврит, 100 - идиш. Были прочитаны лекции по истории еврейского народа и его катастрофы в годы гитлеровской оккупации.
В марте 1989 г. в Книжной палате Литвы был создан сектор еврейской литературы, который возглавила Э. Брамсон Альперн. Благодаря большим заботам и усилиям бывшего многолетнего руководителя Книжной палаты А. Ульписа и других ее сотрудников в течение многих десятилетий были сохранены несколько десятков тысяч книг на древнееврейском и идиш, часть архива ИВО и другие материалы (большая часть спасенных и сохранившихся документов ИВО находится в Центральном государственном архиве Литвы). Немногочисленный коллектив сектора успел проделать значительную работу по упорядочению и каталогизированию имеющихся книг и документов. При осуществлении этой деятельности поддерживаются творческие контакты с институтом ИВО в Нью-Йорке и его научными сотрудниками, которые посещают Вильнюс.
По распоряжению Совета Министров Литовской ССР от 6 сентября 1989 г. с 1 октября 1989 г. восстановлен Государственный еврейский музей. Директором его назначен Э. Зингер. Государство выделило средства, на которые начаты ремонт и реконструкция здания музея (бывший кинотеатр "Пионерюс"). Группа штатных сотрудников музея приступила к работе.
В 1988-1990 гг. в республиканской печати, выходящей на литовском, русском, польском языках, было опубликовано {129} много материалов по вопросам истории и культуры евреев Литвы, а также информационные материалы о проводимых различных еврейских мероприятиях. В октябре 1989 г. начала выходить газета ОКЕЛ "Ерушолаим д'Лита" ("Литовский Иерусалим") на идиш, литовском и русском языках.
Ее редактор - Заслуженный журналис Литвы Г. Смоляков.
Осуществляется большая культурная работа. В ней активно участвует Еврейский народный театр, художественным руководителем которого с 1979 г. является М. Херсонский, ансамбль песни и танца "Фаерлех", которым с 1985 г. руководят Г. Кравец и А. Кравец, Этно-графический детский ансамбль под руководством А. Трауба. Эти коллективы в 1988-1990 гг. принимали участие во многих массовых мероприятиях, в том числе посвященных традиционным еврейским праздникам пурим, пейсах, ханука и другим. Народный театр успешно гастролировал в Белоруссии, Молдавии, Ленинграде, ансамбль "Фаерлех" - в Грузии, Азербайджане, Крыму, Польше, Израиле, ГДР, ФРГ, Англии, Этнографический ансамбль - в Польше, Израиле. Летом 1989 г. большая спортивная делегация литовского клуба "Маккаби" участвовала в XIII спортивной маккабиаде в Израиле.
Активную общественную и культурную работу развивает каунасское отделение ОКЕЛ. Его председателем является бывший узник гетто, партизан Элиезер Зильбер. При участии представителей литовской общественности в городе проводились различные мероприятия, посвященные памяти погибших евреев, по благоустройству старых еврейских кладбищ, а также культурного характера.
Выявляются лица литовской и других национальностей, спасавшие в годы немецкой оккупации евреев, им или их детям выражается благодарность. Осуществляются меры по созданию в Каунасе еврейского культурного центра. В городе в течение нескольких десятилетий успешно действуют различные коллективы еврейской художественной самодеятельности. Их организаторами и руководителями являлись {130} М. Шаевич, И. Йонес, Ю. Рондер, профессиональный еврейский актер Я. Бельцер.
ОКЕЛ сотрудничает с еврейскими организациями Москвы, различных городов Советского Союза. Совместно решаются общие вопросы культурной деятельности, борьбы с расширяющимися в СССР проявлениями антисемитизма.
ОКЕЛ установил творческие связи с различными еврейскими общественными, культурными организациями и институтами Израиля, США, других стран.
Многие видные деятели различных всемирных еврейских общественных, религиозно-духовных организаций, также Израиля, США, Канады и других стран, известные деловые люди регулярно посещают Литву. При встречах с руководителями Республики они всегда поднимают вопросы еврейской общественной и культурной жизни, приведения в надлежащий порядок старых еврейских кладбищ и мест массовых убийств евреев во время оккупации, оказывают всяческое содействие Обществу культуры евреев Литвы, религиозным общинам в Вильнюсе и Каунасе. Все это способствует созданию благоприятной атмосферы для всей еврейской общественно-культурной деятельности в Литве.
Отдельно следует отметить активную и плодотворную деятельность американского Еврейского научного института ИВО и его директора Шмуэля Нориха. О их помощи в организации работы отдела иудаизма Книжной палаты Литвы уже сказано. Благодаря их усилиям совместно с Академией Наук Литвы и Государственным еврейским музеем Литвы проводится большая международная конференция "Вильнюс - исторический центр еврейской культуры".
Она состоится осенью 1990 г. в Нью Йорке и весной 1991 г. - в Вильнюсе.
Ученые и преподаватели Израиля систематически читают лекции и ведут занятия в еврейской национальной школе в Вильнюсе, в Литве выступают отдельные музыкальные исполнители и коллективы из Израиля. Израильские организации систематически принимают группы еврейских учащихся, студентов, учителей из Литвы, организуют для них {131} различные курсы, в том числе - изучения иврита, истории еврейского народа и другие.
Евреи - выходцы из Литвы, среди них и спасенные в годы оккупации, проживающие
в Израиле, США, других странах, приезжают в Литву, посещают могилы, места гибели
родных, близких, отдают дань уважения благородным спасителям, их родственникам.
Многие из них приглашаются в гости в Израиль, где принимаются спасенными, которые
остаются вечно им благодарными.