АШКЕНАЗСКИЕ ЕВРЕИСоломонас Атамукас, ЕВРЕИ В ЛИТВЕ ХIV-ХХ века |
В ЛИТОВСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ. 1918-1939 гг.
Независимое Литовское государство, вновь образованное в 1918 г., преодолевало большие военные, экономические, социальные и другие трудности.
В декабре 1918 г. была провозглашена Советская власть и до лета 1919 г. на части территории Литвы действовало возглавляемое В. Капсукасом советское правительство. Советская власть особенно проявлялась в Вильнюсе. Левые еврейские силы активно участвовали в революционных действиях. Два еврея входили в состав советского правительства - С. Диманштейн и А. Вайнштейн.
В 1919-1920 гг. Вильнюс неоднократно попеременно занимали войска то Польши, то Советской России. Наконец, в 1922 г. Вильнюс был военной силой инкорпорирован в состав Польши. В короткое время 1918-1922 гг. при неоднократных изменениях власти - Литовской Республики, Советской Литвы, армий Польши и Советской России, еврейской общине вновь пришлось претерпеть большие экономические трудности и национальные беды.
Еврейская община Литвы в целом, в том числе Каунасская и Вильнюсская общины недвусмысленно высказались за независимость Литовского государства и возражали против любого его союза с Германией или Польшей. Они приветствовали образование Литовской Республики и выражали желание, чтобы Вильнюс и Вильнюсский край остались органической, неотъемлемой ее частью. Это мотивировалось тем, что: 1) Вильнюс и Вильнюсский край постоянно принадлежали Литовскому государству; {51} 2) евреи Вильнюса и Вильнюсского края в течение многих веков были привязаны к Литве и ее земле. Они выражали надежду и убеждение, что, если Вильнюсский край будет принадлежать Литовской Республике и Вильнюс вновь станет ее столицей, сложатся наиболее благоприятные условия и возможности для продолжения традиции "Литовского Иерусалима". Евреи надеялись получить государственно-правовую основу для существования и развития еврейской национально-культурной автономии, а также рассчитывали на возможность участия во вновь развивающейся экономической и культурной жизни молодой республики.
Еврейские демократические силы резко высказывались против союза Литвы с Германией, т.к. это могло превратить ее в экономическую колонию последней и привести к онемечиванию культуры живущих на территории Литвы народов. Столь же отрицательным было отношение к унии Литвы с Польшей, поскольку Литва в экономическом плане никогда не тяготела к Польше, к тому же Литве грозила бы опасность полонизации.
Для евреев же опасность заключалась в том, что в общественной жизни Польши антисемитизм пустил глубокие корни. Еврейский народ, проживавший на протяжении многих веков в Литве, был тесно связан с ней. Присвоение Вильнюсу названия "Литовский Иерусалим" было не случайным явлением.
И евреи здесь были не случайными гостями, а издавна поселившимся и сросшимся с Литовским государством народом. Евреи Вильнюса были готовы сотрудничать с литовским народом во имя развития и процветания свободной экономики и культуры Литвы.1 Исторические обстоятельства не дали евреям Виленщины осуществить свое желание.
Еврейская община Литвы, центром которой стала временная столица Каунас, различные ее представители активно включились в создание, укрепление и военную защиту Литовского государства и в дипломатическую деятельность, направленную на его международное признание. В этой области особенно проявили себя члены {52} Государственного Совета Ш. Розенбойм и Н. Рахмилевич, министр М. Соловейчик, член Учредительного сейма (парламента) Н. Фридман, еврейский общественный деятель Л. Финкельштейн, главный раввин Литвы А. Б. Шапиро. В боях за независимость Литвы участвовало более 500 евреев добровольцев.
Правительство Литвы заверило евреев, как и людей других национальных меньшинств, что будет уважать их национально-духовные ценности и права, веру, язык, культуру, школы. В первые годы своего существования правительство Литовской Республики и сейм много сделали для утверждения правовой основы национальной и культурной автономии евреев и других национальных меньшинств. Этим были практически осуществлены обязательства, взятые правительством Литвы во время Версальской мирной конференции в 1919 г. и при вступлении в Лигу Наций.
В Конституции Литовской Республики 1922 г. имелось положение, провозгласившее равноправие всех граждан Литвы перед законом. В специальном разделе "Права национальных меньшинств" было указано, что в пределах, установленных законом, эти меньшинства автономно ведают делами своей национальной культуры: народным образованием, благотворительностью, взаимной помощью. Для ведения этих дел они выбирают свои представительные органы. В "Разъяснениях" к Конституции было указано следующее: "...чтобы большинство граждан (литовцы. - С.А.) не могло бы обижать меньшинство, национальным меньшинствам даны определенные права самостоятельно (автономно) ведать своими культурными делами".
С конца 1918 г. в составе правительства Литвы был министр по еврейским делам
- вильнюсский доктор Я. Выгодский, а с октября 1919 г. - каунасский доктор М.
Соловейчик, вице-министр иностранных дел Ш. Розенбойм, вице-министр торговли
и промышленности Н. Рахмилевич. Они, как и различные еврейские общественные
силы много потрудились, добиваясь международного признания {53} Литовской Республики
и при заключении 12 июля 1920 г. мирного договора между Советской Россией и
Литвой.
Большая заслуга в признании 28 июля 1922 г. Литовской Республики де-юре правительством США наряду с выходцами из Литвы литовской национальности принадлежала и евреям-эмигрантам из Литвы.
1919-1922 годы отмечены в историографии литовских евреев как "золотой" или "медовый период". Кроме министров, евреи имели своих представителей в сейме. По закону 1920 г. за еврейскими кагалами были признаны широкие права в руководстве духовными религиозными делами, благотворительностью, социальной помощью, народным образованием, а также ведением актов гражданского состояния. Первый съезд представителей кагалов, состоявшийся 5 января 1920 г., избрал Еврейский Национальный Совет Литвы - высший орган еврейской автономии. Почти 300 лет спустя Совет вновь образовал свой рабочий Ваад. Председателем Совета был избрал доктор Ш. Розенбойм. Второй съезд представителей кагалов состоялся в феврале 1922 г. Очередная сессия Национального Совета в августе 1923 г. приняла решение упразднить съезды представителей кагалов и проводить Национальные Собрания евреев Литвы, делегатов на которые избирать всеобщим голосованием.
Национальное Собрание евреев Литвы, как его {54} называли "Еврейский парламент", приступило к работе в Каунасе 20 ноября 1923 г. Такого высокого, избранного всеобщим голосованием при участии всех еврейских партий, за исключением ортодоксальной религиозной партии "Ахдут" ("Единство"), собрания у евреев Литвы ранее не было.
По словам Рижского историка Ш. Дубнова, поздравившего Собрание, оно, после 300 лет коренных изменений в жизни литовских евреев, было призвано создать новую организацию, соответствующую новому времени, новым условиям и новым задачам. Были заслушаны отчеты Национального Совета, еврейской фракции сейма, других еврейских организаций, обсужден широкий круг вопросов еврейской жизни и приняты соответствующие решения. Это было первое (и последнее) Национальное Собрание евреев Литвы.
За короткое время еврейские организации проделали большую работу по налаживанию жизни тысяч евреев, вернувшихся из Советской России, их поселению и обеспечению работой, по восстановлению разрушенного края, созданию широкой сети своих школ, учреждений здравоохранения, благотворительности, социальной помощи и культуры. Большую помощь в этом оказали различные международные еврейские организации. Доктор А. Мукдуни писал о кратком периоде начала двадцатых годов:
"Обе стороны были тогда одна по отношению к другой честными и откровенными. Никто не имел плохих или скрытых намерений. Литовцы учителя, врачи, адвокаты верили в способности и возможности евреев, а евреи действительно желали создать вместе с литовцами хоть небольшой, но родной угол. И возобновилась теплая дружба евреев и литовцев.
К сожалению, в Литве в то время укреплялись правые реакционные силы, слабела либерально-демократическая тенденция развития. Постепенно суживалась и, наконец, была ликвидирована в правовом отношении признанная государством еврейская национальная автономия со всеми ее органами. Это повлияло и на представительство евреев в {55} Государственном сейме, на употребление еврейского языка в государственных органах. Начиная с 1924 г. в правительстве не стало министра по еврейским делам. Была запрещена деятельность еврейского Национального Совета. В марте 1926 г. были упразднены кагалы еврейских общин. Функции регистрации актов гражданского состояния были переданы раввинам.
Председатель еврейской фракции в сейме Литвы адвокат Я. Робинзон сказал в 1926 г., что за короткий период был достигнут высокий уровень еврейской национальной автономии и политического равноправия, а быстрая ликвидация всего этого была связана с изменениями, которые произошли в положении Литовского государства и с внутренними процессами, которые в нем происходили. Еврейский фактор поначалу имел большое значение в борьбе за упрочение и международное признание Литовской Республики. После разрешения этого вопроса и после того, как 120 тыс. евреев Виленщины остались в составе Польши, еврейский фактор больше не являлся столь важным ни с точки зрения внешней политики, ни с точки зрения внутренней консолидации. Сказалось и стремление к укреплению позиций литовского капитала в экономике. В Литве в целом проходил процесс ликвидации демократического либерализма, конституционных прав и гарантий. Это оказало отрицательное влияние и на права евреев. Однако все, что было совершено, не пропало даром. В жизни евреев было и осталось немало достижений, особенно в области народного просвещения и воспитания.
После подписания мирного договора из Советской России вернулось в Литву около 100 тыс. евреев. По данным переписи населения 1923 г. в Литве (без Клайпедского края) было 2,03 млн. жителей, литовцев - 1,7 млн. (84,2%), евреев 153,7 тыс. (7,6%). В городах литовцев было 57,1%, евреев - 32%, в местечках - 23%. В Укмерге их было 37%, в Паневежисе - 36%, в Каунасе - 27%, в Шяуляй - 25%. Они проживали почти во всех волостях. По отраслям производства и роду занятий 84 тыс. {56} самодеятельных евреев подразделялись следующим образом: в земледелии - 4996 (6%), в промышленности и ремеслах -18102 (21,6%), в торговле и кредите - 25132 (30%), на транспорте - 2348 (2,8%), среди работников свободных профессий и служащих - 4180 (5%), в различных других отраслях (слуги, поденные рабочие, пенсионеры, жившие на сбережения) - 29028 (34,6%). Из указанных 84 тыс. самодеятельного населения - евреев 41 тыс. являлись хозяевами и 21,4 тыс. членами их семей (всего 75,6%), 16,01 тыс. (19,2%) - рабочими, 4,4 тыс. (5,2%) - служащими. Среди трудившихся в торговле Литвы, евреи составляли 77%, в промышленности, главным образом в ремеслах -21,1%. Значительную часть среди занятых в свободных профессиях и служащих составляли дипломированные врачи, юристы, педагоги, инженеры. Среди последней группы-хозяев евреи составляли 31,8%, а среди служащих - лишь 7,4%.
В своем большинстве евреи Литвы были мелкими торговцами, ремесленниками, которые трудились вместе с членами своих семей. Был небольшой слой крупной и более многочисленный слой средней буржуазии. В целом евреи Литвы могли активно проявлять себя в экономической жизни страны.
Первый период восстановления и развития экономики и культуры Литвы был весьма трудным. Все жители Литвы проявляли творческую энергию и добрую волю в преодолении трудностей. Сфер для приложения труда, способностей и капиталов в послевоенный период хватало для всех. Большую помощь своим родственникам оказали литовцы и евреи, жившие в США и других странах. Присланные ими десятки миллионов долларов и фунтов стерлингов не только помогли восстановить и расширить экономику, но также создать валютную основу для лита - литовского денежного знака.
За короткое время евреи смогли восстановить или вновь построить свое жилье. Во многих областях торговли, промышленности, ремеслах евреи проявляли себя как важная {57} сила развития новых предприятий и мастерских. Они стали крупнейшими строительными подрядчиками. Большим был их вклад в развитие междугородного автобусного сообщения. Помощь в экономической деятельности евреев оказывали Центральный еврейский банк и руководимые им 88 местных народных банков. Значительная часть евреев по-прежнему была занята мелкой и средней торговлей, ремеслом. За исключением вновь созданных государственно-кооперативных объединений торговли и промышленности, куда евреев не допускали, около половины остальной торговли и промышленности в 1936 г. принадлежало евреям. В 1937 г. 6675 ремесленных мастерских (56% всей их численности), в которых трудились 12,1 тыс. работников, принадлежали евреям. Немало евреев было среди лиц свободных профессий - врачей, адвокатов, инженеров-строителей.
В Литве существовала широкая сеть еврейских школ и культурно-просветительных учреждений. В 1935 г. действовали 14 детских садов, 290 классов начальных школ, которые посещали 13271 ученик, а преподавателями работали 331 учитель. 90% этих школ содержало государство. 2385 еврейских детей учились в литовских, польских, русских начальных школах. В 1938 г. в Литве было 122 еврейских начальных школы, 14 гимназий (из 60), 4 прогимназии (из 29). 17,6% учащихся школ более высокого уровня составляли еврейские дети. Еврейские гимназии и прогимназии были частными. Некоторые из них государство поддерживало пособиями. В большинстве школ преподавание велось на древнееврейском языке, в части - на идиш. Во всех изучался государственный литовский язык, который в целом усваивался хорошо. В Каунасе действовала еврейская гимназия с литовским языком преподавания. В конце тридцатых годов во всех гимназиях и прогимназиях училось 6 тысяч еврейских школьников.
В 1928 г. в Каунасском университете учились 1000 еврейских студентов (25%), в 1931 г. - 1078 (23,7%), в 1935 - 496 (14,9%), в 1938 - 488 (16%).10
В {58} университете действовала кафедра семитологии, которой руководил сын главного раввина Литвы доцент Н. Шапиро. В Каунасе существовала большая, технически хорошо оборудованная ремесленная школа (техникум) ОРТ (Общество распространения труда среди евреев, образованное в России в 1880 г.). Директором ее был агроном Я. Олейский. Во время войны и оккупации он являлся узником каунасского гетто. После войны - руководил всей системой школ "ОРТ" в Израиле.
Литва продолжала славиться своими религиозными школами-ешиботами. После первой мировой войны Тельшяйский ешибот стал одним из наиболее почитаемых центров изучения Торы во всем мире. Туда приезжали учиться из всех стран Европы, из Северной и Южной Америки, из Южной Африки. Здесь совершенствовались также уже практикующие раввины, которые по окончании ешибота занимали почетные места раввинов в мире. В 1927 и 1933 гг. были построены новые здания ешибота. В конце тридцатых годов здесь обучалось 500 человек.
При нем существовали религиозная гимназия для девушек и учительская семинария, ешиботом продолжали руководить члены прославленных семей раввинов Блохов и Рабиновичей. Под попечительством Тельшяйского ешибота во многих городах и местечках действовали небольшие ешиботы. Продолжал свою деятельность старый ешибот в каунасском пригороде Вилиямполе (ранее - Слободка).
Евреев называли народом книги. Им традиционно было присуще стремление к образованию, уважительное отношение к умным и просвещенным людям. Эти свойства, кроме других причин, воспитывали и поддерживали исторический путь, проживание среди других народов, специфическая борьба за существование. Ранее упоминавшийся доктор А. Штейнберг с большой долей иронии писал о литваках: "Если не тяжелая бедственная жизнь, все литовские города и местечки являлись бы своими просвещенными евреями такими же прославленными как Тяльшяй или Ковенская Слободка".
Синагога в Шаукенай
- образец архитектуры XVIII века, шедевр строительства из дерева.
{59} В конце тридцатых годов в Каунасе действовали два еврейских театра, издавались шесть ежедневных газет, один журнал, были активны различные культурные, просветительские и спортивные общества, литераторы, художники. Упомянем лишь общества истории и этнографии, еврейских почитателей науки, "Рабочий дом им. Борухова, распространения науки на литовском языке, литовско-еврейской дружбы; библиотеки Балошера, Мапу, "Почитателей знаний", наиболее крупную спортивную организацию "Маккаби"; литераторов Г. Ошеровича, Д. Уммру, Г. Хацкелес, Е. Лацмана, Я. Йосаде, X. Едина, М. Елина, И. Каплана, Э. Геймана, Й. Готлиба, Л. Гольдберг, Л. Рудницкую; художников З. Бекера, Х. Файнштейна, И. Штрайхмана, Э. Лурье.
В 1924 г. в Каунасе умер первый и крупнейший еврейский литературный критик И. Эльяшев (Бал Махшовес). Признание во всем мире получили художники-живописцы выходцы из Литвы Х. Сутин, М. Банд, Н. Арбитблат, скульптор Ж. Липшиц.
В Литве активно развивалась и общественно-политическая жизнь евреев. Ярче всего в ней выделялись два направления: сионистское и фолкистское (народно-демократическое). Первые утверждали, что жизнь в Литве носит временный характер, {60} что главное стремление евреев - оставить галут и переселиться в Палестину для построения там Эрец Исраэль (государство Израиль). В ведении сионистских организаций находилось большинство школ, газет, обществ культуры, просвещения, спорта. Особое внимание они уделяли древнееврейскому языку. Фолкисты же преимущественно руководствовались взглядами о постоянном проживании и построении жизни евреев на месте, в Литве. Они во всей своей деятельности отдавали предпочтение языку идиш, на котором говорили, писали, читали широкие массы. Радикально левонастроенные евреи активно участвовали в деятельности подпольной Коммунистической партии и Комсомола Литвы, в организации помощи политзаключенным революционерам 'Красная помощь" либо являлись их сторонниками.
Наиболее известными деятелями сионистского направления являлись адвокаты Л. Горфункель и Я. Робинзон, редакторы Р. Рубинштейн, Н. Гринблат, А. Гринберг, педагог Ц. Фельдштейн; фолкистского направления - доктор М. Сударский, адвокат Е. Финкельштейн, языковед и педагог Ю. Марк, доктор М. Матис, педагог Ш. Левин.
Благотворительные организации и организации социальной помощи, руководимые деятелями различных политических и религиозных взглядов, такие, например, как общество ОЗЕ (Общество здравоохранения евреев), возглавляемое доктором Б. Блюдзом, проводили значительную работу.
В свете дальнейшего развития жизни литовских евреев очень важно отметить, что как в социальном, так и в политическом, идеологическом отношении еврейский народ, как и другие народы, не являлся однородным. Одним из специфических идеологических и политических различий и противоречий между евреями являлась борьба между сторонниками древнееврейского языка и языка идиш, как их называли по-еврейски гебреистами и идишистами. По существу на этих языках создавались две культуры, не лишенные многих существенных общих черт. Рассматривая вопрос исторически, можно сделать вывод, что это обогатило {61} культуру еврейского народа, значительно расширило возможности самовыражения в условиях новой эпохи. Однако в национальном отношении это принесло и немало вреда.
Руководители Пен Клуба (с лева): З. Рейцен, Еврейские газеты в Вильнюсе: |
Для одних, обучавшихся на языке идиш и воспитанных в духе этой культуры, древнееврейский язык и культура, созданные на их основе национальные ценности, в том числе Тора - величайший памятник культуры и истории еврейского народа, нередко оставались далекими или даже чуждыми. Другие подчас были оторваны от новой и богатой литературы и культуры мирового уровня, которая особенно расцвела в конце XIX в. - первые десятилетия XX в. Противоречия между гебреистами и идишистами были не только в сфере языка и культуры. Между ними происходила ожесточенная мировоззренческая борьба сионистов и антисионистов. Среди сионистов, в свою очередь, проявлялись партии и организации различного социального направления. Развитие еврейской жизни в условиях Литовской Республики в целом следует оценить положительно. Но в свете конкретно исторического процесса она все же была противоречивой и в ней уже появились опасные тенденции, проявления которых вначале затемняли, а позже потрясли судьбу евреев. Долгое время литовский народ был порабощенным народом, что отрицательно сказалось на экономике и культуре. В новых условиях литовский народ начал энергично строить свое национальное государство, его экономику и развивать культуру. Появились свои умелые национальные литовские торговцы, промышленники, банкиры, лица свободных, интеллигентских профессий. Все это естественно суживало сферу деятельности евреев в этих областях. Под влиянием экономической политики правительства, особенно в 30-е годы широкое развитие получили экономические монополистические государственно-кооперативные объединения, которые сосредоточили в своих руках большую часть закупок, переработки и продажи продуктов {62} земледелия внутри страны и их экспорта за рубеж, а также снабжение крестьян необходимыми промышленными изделиями. Все это несомненно принесло пользу национальному хозяйству Литвы. |
В нормальных либерально-демократических условиях это могло лишь способствовать
усилению экономической конкурентной борьбы. Однако положение усложнило укрепление
правых реакционных сил в жизни государства. 17 декабря 1926 г. произошел военный
переворот. Возник и упрочился авторитарно-полицейский режим. Постепенно были
ликвидированы ранее уже суженные демократические права и свободы. Еще до переворота,
в первой половине двадцатых годов, когда упрочилось Литовское государство, в
нарушение международных обязательств и конституционных положений была ликвидирована
еврейская национально-культурная автономия.
Жившие вместе с литовцами едиными добрыми чувствами возрождения родного края, немало сделавшие для становления Литовского государства, евреи были очень обижены свершившейся несправедливостью. Во время проведения земельной реформы евреям не дали землю. За незначительным исключением, евреи на работу в аппарат органов государственного управления, а позже и государственно кооперативных {63} объединений и подведомственных им предприятий не допускались. Постепенно все явственнее проявлялись и усиливались различные антиеврейские акции.
Еще в феврале 1923 г. тысячи вывесок с надписями на еврейском языке в Каунасе были вымазаны дегтем. Против таких действий по отношению к лояльным гражданам 12 августа 1924 г. выступил один из виднейших деятелей возрождения Литвы доктор Йонас Басанавичюс.12
В связи с появившимися и обостряющимися экономическими трудностями в условиях экономического кризиса в конце двадцатых и начале тридцатых годов, а также с приходом к власти в 1933 г. в соседней Германии Гитлера, в Литве все ощутимее стал проявляться антисемитизм. После девятилетнего перерыва в 1936 г. избранный сейм представителей национальных меньшинств не было. В Конституции 1938 г. уже не было ранее посвященных им положений.
Выросло новое поколение литовцев, часть из которых не знала о традиционной многовековой дружбе литовцев и евреев, о заслугах последних перед Литвой и не хотела учитывать этого. Больше всего отличился "Союз литовских предпринимателей", "Лиетувю вярслининку саюнга", орган которого "Вярслас" ("Промысел") призывал срочно литуанизировать торговлю и промышленность, города, покупать товары только у литовцев, вытеснять евреев со всех экономических позиций. Это послужило сигналом, предупреждением для евреев. То в одном, то в другом месте возникали антиеврейские выпады.
Необходимо подчеркнуть, что ни широкие деревенские и городские слои литовского населения, включая интеллигенцию, ни католическая церковь в целом в антисемитских действиях не участвовали. Однако евреи в сложившихся неблагоприятных для них условиях все более болезненно ощущали чувство неуверенности в завтрашнем дне. Возникла озабоченность перспективами жизни еврейской молодежи в Литве. Единственный реальный выход виделся только в эмиграции.
По данным доктора исторических наук А.Эйдинтаса в {64} период 1920-1940 гг. из Литвы всего эмигрировало 102,5 тыс. человек, в том числе около 20% евреев. Из 41,3 тысяч эмигрировавших в 1928-1939 гг. 13,9 тыс. (33,6%) составляли евреи. В 1920-1940 гг. в Южную Африку уехали 7,2 тыс., в Палестину - 5 тыс. человек13, почти все - евреи. Еврейская эмиграция в 30-е годы могла быть значительно большей, но ее сдерживали ограничения, введенные США и некоторыми другими странами, а также политика Англии, препятствовавшая переселению евреев в Палестину.
Характерной для периода середины тридцатых годов была оценка, сложившейся ситуации, данная департаментом государственной безопасности Литвы осенью 1936 г. в секретном докладе правительству. Он был посвящен усилению революционной борьбы, влиянию подпольной Коммунистической партии, участию евреев в ее деятельности. В нем отмечалось, что возможности эмиграции ограничены, против евреев выступают вярслининкай (предприниматели), а накатывающаяся с Запада антисемитская волна находит в Литве все больший отклик. Об этом свидетельствуют и имевшие место антиеврейские эксцессы в Таураге и Тельшяй. Департамент предлагал "поощрять и поддерживать эмиграцию евреев в другие страны". 14
Уже немало было сказано об эмиграции литовских евреев, начавшейся в середине XIX в. и продолжавшейся до конца 30-х годов, в США, Канаду, Палестину, Южную Америку, Южную Африку, Австралию. Это была не наиболее многочисленная еврейская эмиграция, но она в историографии выделяется особо. Указывается, что литваки, покидая родной край, как правило, увозили не богатство и знатное происхождение, а знания, как религиозные, так и светские, а также жизненную смекалку, и опыт, на протяжении веков выработанное умение приспосабливаться к новой среде, использовать в этой среде свои способности. Все это помогало успешно обосноваться на новом месте и включиться в производственную и экономическую деятельность. Одновременно, и это самое важное, они из старых {65} насиженных литовских городов и местечек привозили свой ничем не испорченный национальный образ жизни. В их "багаже" духовности имелась теплая, глубокая привязанность к старым традициям еврейского народа.
Поэтому в новых местах "литваки" среди выходцев из разных стран становились и долго сохранялись как духовное ядро. Они еще с последних десятилетий XIX в. проявили себя как пионеры и основатели, строители и путеводители новых молодых еврейских общин, как организаторы и руководители еврейских религиозных, культурных, социальных, благотворительных институций, а также политических сионистских, левых рабочих, позже фолкистских объединений.
Литваки во многих местах, в том числе в США и Канаде, были первыми издателями и редакторами, журналистами еврейских газет и журналов на древнееврейском и на идиш. Они заняли почетное место во всей еврейской печати, литературе, искусстве. Во всех этих областях первоначально великие заслуги принадлежали маскилим-просветителям из Литвы.
Выходец из северного литовского местечка Обяляй (Абель-идиш) П. И. Зак, приехавший с родителями в Канаду в 1901 г., в середине 60-х годов писал, что из семей литваков в этой стране вышли многие видные организаторы еврейских институций, наиболее знаменитые раввины, медики, писатели и художники, разумеется, немало и разных крупных предпринимателей. Первые евреи прибывшие из Литвы в Канаду в 1840 г. были из Ковно - А. Бильский и члены его семьи.
Первыми основателями еврейской общины в Южной Африке являлись литовские евреи, прибывшие в XIX в., а позднее значительную часть евреев этой страны составляли выходцы из Ковенской губернии. Большое и почетное место в возрождении и расширении исторического национального очага евреев в Палестине принадлежало также евреям Литвы. 15
{66}