Александр Фридман

РЕЧЬ ПОСПОЛИТАЯ И ФРАНЦИЯ НА ПУТИ К ЭМАНСИПАЦИИ ЕВРЕЕВ
ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII СТОЛЕТИЯ


=Главная =Изранет =ШОА =История =Иерусалим =Новости =Россия=Традиции =Музей =Учителю= АТЛАС =

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Распространение идей Просвещения сделало возможным сближение евреев и христиан и обсуждение еврейской проблемы на самом высоком уровне.

Практически, во всех либеральных проектах были выдвинуты две основные идеи - прав и ассимиляции. Авторы согласны с порочным положением еврейства и пытаются найти наилучший способ "сделать евреев более полезными", "улучшить" или "реформировать" их. Для них, еврей не рождается "порочным" или "вредным". Его таким делает окружающее общество. А следовательно путём реформ можно изменить и евреев.

Перед реформаторами стояла дилемма: что положить в основу проектов права или ассимиляцию? Во Франции выбор был сделан в пользу прав, в Речи Посполитой - в пользу ассимиляции.

Гражданские права и свободы - вот лучшее средство для ассимиляции евреев (Анри Грегуар, Мальзерб). Евреи больше не могут быть государством в государстве, им нужно дать почувствовать себя "французами". Автономное положение еврейской общины ликвидируется, а евреи получают всё многообразие прав граждан. Особняком стоят предложения графа Мирабо - сторонника гражданского равноправия евреев и противника уничтожения традиционных еврейских институтов.

В проектах, выдвинутых в Пруссии и Речи Посполитой и реализованных в Австрии акценты смещены в другую сторону. Одновременно с предоставлением довольно ограниченных прав (как в проекте Х.-В. Дома, так и Безыменного обывателя), евреи должны лишиться не только общинной автономии, но и порвать со своими "вредными" обрядами и традициями. И тогда евреи смогут влиться в состав "польского" мещанства, ибо основа реформы в Речи Посполитой - причисление евреев к одному из сословий государства. На сословную структуру общества местные реформаторы не посягают.

Вторая половина XVIII столетия ознаменовалась появлением "еврейского Просвещения". И если евреи Западной Европы, вооружившись идеями "еврейского Сократа" Моисея Мендельсона шли на слияние с окружающим обществом, то евреи Речи Посполитой остались оплотом традиции, столь негативно оцениваемой реформаторами.

Итак, к концу 80-х годов XVIII столетия на карте Европы мы не находим государства, реализовавшего эмансипацию евреев. Паллиативные меры старых режимов оказались не в состоянии разрешить эту проблему. Она встанет, в частности, перед Учредительным собранием Франции и Сеймом Речи Посполитой (1788-92 гг.). Только решать они её будут по-разному.


=Главная =Изранет =ШОА =История =Иерусалим =Новости =Россия=Традиции =Музей =Учителю= АТЛАС =