ИЕРУСАЛИМ В ВЕКАХ

ПИШИТЕ ПИСЬМА

= ГЛАВНАЯ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = АТЛАС = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = УРОКИ = УЧИТЕЛЮ = О Г Л А В Л Е Н И Е =

Иерусалим между "северным царем" и "южным царем"'

Мы уже упоминали о том, что на протяжении третьего века до н.э. государства Птолемеев и Селевкидов вели многочисленные войны за обладание Землей Израиля. Четыре "сирийских войны" не привели к решительным переменам, и Земля Израиля по-прежнему находилась под властью династии Птолемеев. В 202 году до н. э. разразилась Пятая сирийская война, в ходе которой господство над Землей Израиля перешло в руки Селевкидов. В течение 202-201 гг. до н. э. большая часть страны была захвачена селевкидской армией. Из всех городов наиболее мужественное сопротивление оказала Газа, которая пала лишь в результате продолжительной осады. Птолемейский полководец Скопас вновь сумел овладеть Землей Израиля в 200 году, однако его армия была окончательно разгромлена в битве при Пании (Баниас). Антиох III вновь занял страну в 199-198 гг. до н.э. С тех пор и вплоть до восстания Хасмонеев вся ее территория находилась под властью Селевкидов. Превратности Пятой сирийской войны не обошли стороной Иерусалим. В 200 году до н. э. город был захвачен Антиохом III. В ходе контрнаступления во главе со Скопасом город был возвращен в подчинение Птолемеев, однако после победы Селевкидов в битве при Пании и длительно осады Иерусалима (в городе находился вражеский гарнизон), он окончательно перешел под власть государства Селевкидов.

Эти события причинили немало страданий жителям города. Его население значительно сократилось: часть граждан бежали в другие районы страны, другие были проданы в рабство. В ходе военных действий был нанесен ущерб зданию Храма, и после окончательной победы Селевкидов потребовалось провести серьезные восстановительные работы.

Из документов того времени можно понять, что в период Пятой сирийской войны население Иерусалима разделилось на две партии. Одна из них поддерживала Селевквдов, другая - Птолемеев. В Книге Даниила, составление которой завершилось в разгар восстания Хасмонеев, содержатся несколько туманных намеков на разногласия, охватившие в ту пору иерусалимское общество:

13. Ибо царь северный возвратится и выставит войско больше прежнего и чрез несколько лет быстро придет с огромным войском и большим богатством.

14. В те времена многие восстанут против южного царя, и мятежные из сынов твоего народа поднимутся, чтобы исполнилось видение, и падут.

15. И придет царь северный, устроит вал и овладеет укрепленным городом, и не устоят мышцы юга, ни отборное войско его; не достанет силы противостоять.

16. И кто выйдет к нему, будет действовать по воле его, и никто не устоит перед ним; и на славной земле поставит стаи свой, и она пострадает от руки его.

(Даниил, 11:13-16).

Из данного отрывка исследователи пытались сделать вывод относительно настроений в городе во время Пятой сирийской войны, а также относительно кругов, выступавших против власти Птолемеев с началом ее ослабления в Иудее. Особенно важен здесь следующий стих:

14. В те времена многие восстанут против южного царя, и мятежные из сынов твоего народа поднимутся, чтобы исполнилось видение, и падут.

(Даниил, 11: 14).

Стиль изложения Книги Даниила носит весьма неясный и туманный характер. В связи с этим очень непросто понять, что именно имеет в виду вышеприведенный стих. Кто такие мятежные из сыновей твоего народа , и что означает упоминаемое "видение"? Идет ли здесь речь о каком-либо древнем пророчестве или о политической цели, которую поставили перед собой "мятежные"? Относятся ли "мятежные" к тем, которые "восстанут против южного царя"? Если это так, то речь здесь идет о восстании против Птолемеев в поддержку Селевкидов; однако, возможно, что автор книги попросту связал два отдельных предложения при помощи союза "и", и между ними отсутствует смысловая связь. Возможно ли в этом случае, что мятежники поддерживали как раз Птолемеев?

Мы считаем, что этот отрывок следует истолковать следующим образом. "Мятежные из сыновей твоего народа" - это те круги еврейского общества, которые выступали за передачу власти Селевкидам. Если предположить, что под "укрепленным городом" следует понимать Газу, то восстание "мятежных сынов" нужно отнести к первому этапу Пятой сирийской войны. Вероятно, что сопротивление режиму Птотемеев отражает настроения определенных кругов, зародившиеся еще в дни Четвертой сирийской войны. "Мятежные" вполне могли руководствоваться пророчеством, которое, по их мнению, вот-вот должно было осуществиться. Текст Книги Даниила выражает негативное отношение к действиям восставших. Мы считаем, что не следует видеть в этом проэллинистические позиции автора Книги, как предположили некоторые исследователи. "Мятежные" в той или иной степени помогли установлению власти Селевкндов в Земле Израиля, которая в дни Антиоха Епифана подвергла жестоким гонениям веру евреев. Данный факт заставляет автора Книги безоговорочно осудить противников династии Птолемеев, независимо от того, чем они руководствовалась в своих действиях. Иосиф Флавий также сообщает о страданиях жителей Земли Израиля в дни Пятой сирийской войны:

Во время правления Антиоха Великого над Азией иудеям пришлось претерпеть большие бедствия не только в своей стране, которая подверглась полному разгрому, но и в Келесирии- Дело в том, что продолжение войны, веденной Антиохом с Птолемееи Филопатором и сыном последнего, Птолемеем, известным под именем Епифана, на долю евреев выпало страдать одинаково как в случая победы его, так и в случаях его поражения, так что они вполне уподобились тогда кораблю во время бури, когда он страдает с обеих сторон от волн: они находились, так сказать, посредине между удачами и неудачами Антиоха.

("Иудейские древности", 12, 3, 3)

Каков был социальный состав двух этих партий? Что касается сторонников Селевкидов, то об этом можно узнать из грамоты о правах, которую Антиох III пожаловал евреям после завоевания Земли Израиля. Иосиф Флавий цитирует ее так:

Лишь только я вступил в страну иудеев, последние приняли нас дружественно, при вступлении нашем в их город оказали нам блестящий прием, выйдя к нам навстречу со всеми старейшинами, в изобилии доставили нам припасов для солдат и слонов и помогли нам изгнать египетский гарнизон из крепости. Поэтому и мы решили воздать им за это, восстановить их сильно пострадавший от беспрерывных войн город и дать возможность множеству рассеянных повсюду евреев вернуться в него и вновь поселиться здесь.

("Иудейские древности", 12, 3, 3)

Есть основания предполагать, что во главе сторонников Селевкидов стоял первосвященник Симон Праведный (Шимон Ха-Цадик). К подобному вьшоду можно придти путем сравнения его деятельности, описанной современником Бен-Сирой (в русской традиции Иисус, сьш Сирахов) и приведенным выше текстом грамоты Антиоха.

Симон, сын Онии, великий священник, при жизни своей исправил дом и во дни свои укрепил храм:

2. Им проложено основание двойного возвышения - возведение высокой ограды храма;

3. во дни его уменьшено водохранилище, окружность медного моря;

4. чтобы предохранить народ свой от бедствия, он укрепил город против осады.

5. Как величествен был он среди народа, при выходе из завесы храма!

(Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, 50:1-5).

Бен-Сира подчеркивает труды Симона на благо народа: в дни его пребывания на посту первосвященника был отремонтирован Храм, улучшено водоснабжение города, укреплена стена и т. д. Отсюда следует, что во времена Симона Иерусалим был частично разрушен. Об этом же мы узнаем из грамоты Антиоха, в которой он сообщает о своем желании восстановить его и перечисляет работы, которые необходимо произвести для этого. Обнаруживается, таким образом, соответствие между действиями Симона и планами Антиоха и, учитывая, что Симон был современником Антиоха, можно видеть в предпринятых ими действиях единое историческое событие. Симон Праведный исполнил то, что было записано в грамоте Ангиоха, следовательно Антиох видел в Симоне лидера евреев и их полномочного представителя. Если мы вспомним, что первосвященник занимал центральное место в составе герусии', которая оказала торжественный прием Ан-тиоху по его прибытии в город, то можно с уверенностью предположить, что еще до захвата города Антиохом Симон стоял во главе сторонников Селевкидов. Помимо первосвященника и членов герусии в эту партию входили также многие члены семьи Товия (Тувья), одной из богатейших семей Иудеи.

Семья Товия была обязана своим богатством и положением в тогдашнем еврейском обществе ее тесным связям с птолемеевской администрацией. Наибольшего влияния она достигла при жизни Товия в период царствования Птоле-мея Филадельфа. Товий стоял во главе птолемеевской военной колонии в восточном Заиорданье и поддерживал тесные взаимоотношения с царским казначеем Аполонием. В те годы Товий также упрочил свое положение среди иерусалимской элиты в результате женитьбы на сестре первосвященника Ония Второго.

Тесные связи семьи с птолемеевскими властями продолжались и в дни сьша Товия Иосифа, который враждовал с первосвященником Онией Вторым. Причиной конфликта между ним был отказ первосвященника увеличить размеры налога, который первосвященники платили казне Птолемеев. Иосиф хотел стать представителем народа перед властями Птолемеев, и сумел добиться одобрения народного собрания, которое было специально созвано для обсуждения этого вопроса Выражением прочного положения Иосифа при дворе Птолемеев явилось назначение его сборщиком налогов в Сирии и птолемеевской части Финикии. После смерти Иосифа его сын Гиркан продолжал проводить проптолемеевскую линию. Его положение при дворе Птолемея IV Филопатора было аналогично положению его отца. Однако старшие братья Иосифа принадлежали к проселевкид-екой партии, и политические разногласия привели к ссоре между ними. В результате Гиркан был вынужден уехать из Иерусалима в Заиорданье. Он продолжал поддерживать тесные связи с Птолемеями даже после того, как они утратили власть над Землей Израиля.

Отказ Онии II от уплаты налога и его конфликт с Иосифом свидетельствуют о существовании в Иерусалиме двух противоборствующих фракций еще в дни Третьей сирийской войны (246-241 гг. до и. э.). Раскол произошел и в самой семье Товия: Гиркан сохранил верность династии Птолемеев в то время, как его старшие братья присоединились к партии сторонников Селевкидов, которую поддерживало большинство народа и первосвященник Симон Второй.

Два вывода могут быть сделаны на основании приведенных выше сведений.

1. Во главе сторонников Селевкидов находились представители иерусалимского "высшего общества": первосвященник, члены герусии, часть семьи То-вия

2. Еврейское общество в 201-198 гг. до н. э. не было расколото по культурному признаку, то есть на ассимилированных евреев, воспринявших греческие обычаи, и преданных последователей еврейской религии. Гиркан, сын Иосифа, был не менее эллинизирован, чем его старшие братья. Нет также никаких свидетельств о том, что Симон Праведный, о котором с таким восхищением отзывался Бен-Сира, возглавляя партию ассимиляторов. Еврейское общество было расколото лишь по политическому признаку. Подавляющее большинство аристократии ощущало растущую слабость Птолемеев и стремилось заручиться признанием новых могущественных сил. Большая часть еврейского народа последовала в этом за представителями высших слоев общества.

Укрепление статуса Иерусалима в начале эпохи Селевкидов

С установлением власти Антиоха III в Иудее возникла необходимость официального решения о статусе Иерусалима и Иудеи в империи Селевкидов. Иосиф Флавий приводит в "Иудейских древностях" два документа (первая часть одного из них была процитирована выше), из которых можно узнать о процессе становления нового режима в Иудее и о статусе и правах Иерусалима, его жителей, Храма и священнослужителей. Мы приводим их целиком.

Грамота Антиоха о правах иудеев:

Царь Антиох посылает привет Птолемею. Лишь только я вступил в страну иудеев, последние приняли нас дружественно, при вступлении нашем в их город оказали нам блестящий прием, выйдя к нам навстречу со всеми старейшинами, в изобилии доставили нам припасов для солдат и для слонов и помогли нам изгнать египетский гарнизон из крепости . Поэтому и мы решили воздать им за это, восстановить их сильно пострадавший от беспрерывных войн город и дать возможность множеству рассеянных повсюду евреев вернуться в него и вновь поселиться здесь. Ввиду этого мы для начала решили дать им за их благочестие все необходимое для жертвоприношений, именно жертвенных животных, вина, масла и курений, всего на сумму двадцати тысяч драхм', шесть священных артаб" для пшеничной муки, сообразно их обычаю, одну тысячу четыреста шестьдесят мер- пшеницы и триста семьдесят пять мер соли. Я желаю, чтобы все это по точному моему приказу, было выдано им, равно как повелеваю закончить дело постройки храма, портиков вокруг последнего и всего, что бы потребовалось еще построить. Потерянный для этого строительный материал пусть будет доставлен из пределов самой Иудеи, от других народов и из Ливана, и притом без взимания какой -бы то ни было пошлины.

То же самое касается и всего прочего, что могло бы способствовать украшению храма. Пусть все, принадлежащие иудейскому народу, управляются по собственным своим законам; пусть совет старейшин, священнослужители, ученые при храме и певчие будут освобождены от

подушной, казенной и всякой другой подати. А для того, чтобы город успел скорее отстроиться, я освобождаю настоящих его жителей, равно как всех тех, кто вздумал поселиться в нем до месяца Гиперверетея- от всех повинностей в течение трех лет. Равным образом и впредь мы освобождаем их от третьей части всех налогов, пока жители не оправятся от понесенных ими убытков. Всех же лиц, которые были уведены из этого города в рабство, мы сим отпускаем вместе с их потомством на свободу, повелевая вместе с тем вернуть им их имущество.

(Иосиф Флавий, "Иудейские древности", 12, 3, 3)

Вслед за тем царь издал дополнительный приказ об охране святости Иерусалима и Храма:

... Ни одному иноземцу не позволено вступать в то отделение святилища, которое закрыто и для иудеев, исключая тех из последних, которые посвящены на это и которым это разрешается местными законами. ... Никто не смеет ввозить в город мясо лошадиное или свинину, или диких или домашних ослов, кошек, лисиц, зайцев и вообще всех запрещенных иудеям животных. Воспрещается ввозить в город шкуры таких животных и держать их в городе ; лишь издревле употреблявшиеся для жертвоприношения животные, которые необходимы при богослужении, могут находиться в пределах города. Всякий же нарушивший как-нибудь из этих постановлении, подвергается штрафу в три тысячи драхм серебром в пользу священнослужителей.

(Иосиф Флавий, "Иудейские древности", 12, 3, 4).


В результате победы Ангиоха Ш над Птолемеями евреи оказались под властью династии Селевкидов. Однако на первом этапе смена власти не привела к культурным переменам в среде евреев.

В течение первых ста лет правления Селевкидов в Иудее, центральные власти не вмешивались во внутреннюю еврейскую жизнь Иерусалима. Подобно персидским царям до них, Селевкиды признали особый статус Иерусалима и Храма и право евреев на жизнь в соответствии с их особыми законами. Однако со временем ситуация изменилась. Под воздействием греческой культуры в Иерусалиме зародилось движение сторонников эллинизации, которым противостояли ревнители еврейской религии и традиций Общественная борьба достигла своего пика в дни гонений и притеснений иудаизма, начавшихся по инициативе царя Ангиоха IV Епифана. Результатом этой борьбы стало восстание Хасмонеев и восстановление независимого еврейского государства. Прежде чем продолжить обзор политических событий того периода мы расскажем о жизни Иерусалима в ранний эллинистический период, ознакомимся со статусом города и Храма и с существовавшими в нем учреждениями.


= ГЛАВНАЯ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = АТЛАС = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = УРОКИ = УЧИТЕЛЮ = О Г Л А В Л Е Н И Е =