ИЕРУСАЛИМ В ВЕКАХ

ПИШИТЕ ПИСЬМА

= ГЛАВНАЯ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = АТЛАС = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = УРОКИ = УЧИТЕЛЮ = О Г Л А В Л Е Н И Е =

Осада Иерусалима и разрушение города

      Пророчества Иеремии о провале мятежа и его порицание мятежников не помешали им начать восстание, и реакция Вавилона не заставила себя ждать. Большая вавилонская армия во главе с Навуходоносором и его военачальниками подошла к городу и осадила его.

      1. В девятый год царствования своего, в десятый месяц, в десятый день месяца, пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, со всем войском своим к Иерусалиму, и осадил его, и устроил вокруг него вал.

      2. И находился город в осаде до одиннадцатого года царя Седекии.

      3. В девятый день месяца усилился голод в городе, и не было хлеба у народа земли.

      Книга Царств IV, 25:1-3.

      Осада Иерусалима началась на девятом году царствования Седекии, десятого тевета 588 года до н.э. и продолжалась два года и семь месяцев. Девятого тамуза 586 года до н.э., на одиннадцатом году царствования Седекии, город пал. Библейский текст не содержит однозначного упоминания о предоставлении Иудее военной помощи соседними государствами, за исключением посылки египтянами войск с началом осады.

      5. Между тем войско фараоново выступило из Египта, и Халдеи, осаждавшие Иерусалим, услышавши весть о том, отступили от Иерусалима.

      Иеремия 37:5.

      Прибытие египетских сил и отступление вавилонян от Иерусалима облегчило положение осажденных и пробудило в их сердцах надежду и энтузиазм. Некоторые ученые считают, что именно тогда произошли события, описываемые у Иеремии (порабощение заново рабов-иудеев, которые до этого были торжественно отпущены на волю в ходе церемонии, состоявшейся в Иерусалиме). Освобождение рабов, возможно, с началом осады, объясняют обычно желанием увеличить число защитников города и возможными негативными последствиями рабовладения во время осады. Иеремия и Иезекииль не поддались эйфории, которая охватила Иерусалимцев с появлением египетского подкрепления (Иеремия, 37: 6-11). И, действительно, помощь египтян оказалась несущественной, они отступили и вавилонская армия возобновила осаду города. Она продолжалась до окончательного падения Иерусалима. В городе начался голод, который привел к смерти многих из его жителей. Велики были также потери в результате болезней и ударов врага. Картины жестокой осады запечатлелись в Плаче Иеремии и в Книге Иеремии.

      Иерусалим пал девятого тамуза, в июле 586 года до н.э., Седекия и несколько военачальников бежали через царский сад, расположенный в южной части города, около отводного водоема, в степи Иерихона.

      7. Сделан был пролом в город, и побежали все военные и вышли из города ночью воротами, находящимися между двумя стенами, подле царского сада, и пошли дорогою степи; Халдеи же были вокруг города.

      8. Войско Халдейское погналось за царем, и настигли Седекию на равнинах Иерихонских, и все войско его разбежалось от него.

      9. И взяли царя и привели его к царю Вавилонскому в Ривлу, в землю Емаф, где он произнес над ним суд.

      10. И заколол царь Вавилонский сынов Седекии перед глазами его, и всех князей Иудейских заколол в Ривле;

      11. А Седекии выколол глаза и велел оковать его медными оковами; и отвел его царь Вавилонский в Вавилон и посадил его в дом стражи до дня смерти его.

      Иеремия 52:7-11.

      Через месяц после взятия города, девятого или десятого ава 586 года до н.э. начальник телохранителей" Навузардан начал планомерное разрушение Иерусалима.

      9. И сжег дом Господень и дом царя; и все домы в Иерусалиме, и все домы большие сожег огнем;

      10. И стены вокруг Иерусалима разрушило войско Халдейское, бывшее у начальника телохранителей.

      Книга Царств IV, 25:9-10.

      Все храмовые принадлежности и драгоценности были взяты в качестве трофеев, и значительное число жителей страны было изгнано.

      11. И прочий народ, оставшийся в городе, и переметчиков, которые передались царю Вавилонскому, и прочий простой народ выселил Навузардан, начальник телохранителей.

      12. Только несколько из бедного народа земли оставил начальник телохранителей работниками в виноградниках и землепашцами.

      13. И столбы медные, которые были у дома Господня, и подставы, и море медное, которое в доме Господнем, из" ломали Халдеи, и отнесли медь их в Вавилон.

      Книга Царств IV, 25:11-13.

      Пророк Иеремия так откликнулся на разрушение Иерусалима вавилонянами:

      2. Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: вы видели все бедствие, какое Я навел на Иерусалим и на все города Иудейские; вот, они теперь пусты, и никто в них не живет.

      Иеремия 44:2.

      Завоевание Иерусалима и изгнание царской семьи означали конец госу- дарства Иудея. Надежда на восстановление страны немногими оставшимися в ней еврейскими жителями казалась несбыточной. Однако изгнанники, находившиеся в Вавилоне, не переставали уповать на избавление.

      В заключение приведем отрывок из книги Маламата.

      Вторжение Навуходоносора в Страну Израиля зимой 589/8 года до н.э. поставило Иудею в чрезвычайно серьезное положение. С политической точки зрения, как выяснилось, Иудея осталась без какой-либо поддержки со стороны третьих стран, несмотря на активные дипломатические усилия ее представителей (см.: Плач Иеремии 1:2,7). Лишь Египет с опозданием предоставил ей незначительную помощь в борьбе против Вавилона. С военной точки зрения, готовность Иудеи противостоять врагу была намного меньшей, чем за десять лет до этого, когда в ее распоряжении находилось значительное число потенциальных воинов, впоследствии изгнанных из страны вавилонянами. Жители Иудеи были расколоты по вопросу о войне с Вавилоном. Не- которые из них поддерживали идею решительной борьбы, в то время как другие, в их числе пророк Иеремия и некоторые из военачальников, стремились к проведению политики умиротворения вавилонян после того, как убедились в том, что любое со- противление им бессмысленно. В этой связи остается лишь восхищаться способности противостояния защитников Иерусалима, которые выдерживали осаду в течению длительного времени. Если вести отсчет лет царствования Седекии с месяца нисан, то эта осада длилась около полутора лет. Если же воспользоваться другой системой отчета, начиная с месяца тишрей, то осада продолжалась около двух с половиной лет...

      Осада города началась десятого тевета на девятом году царствования Седекии. Она завершилась разрушением Храма седьмого (по другой версии девятого) ава на одиннадцатом году царствования Седекии, то есть на девятнадцатом году правления. При переводе этих дат на григорианский календарь осада продолжалась с 15 января 588 года до н.э. до 14 или 17 августа 586 года до н.э. Книга Царств рассказывает только о последних этапах осады Иерусалима и о его. Однако многочисленные подробности этих событий приводятся в пророчествах Иеремии и Иезекииля. Понимая, что положение Иудеи стало весьма опасным, царь Седекия отправил гонцов в Египет с тем, чтобы получить у фараона военную поддержку и, прежде всего, боевые колесницы, как свидетельствует об этом пророк Иезекииль (Иезекииль, 17:15). Эту информацию подтверждает также и текст глиняных табличек Лахиша. Фараон Хефру с большим опозданием выслал на помощь Иудее подкрепление, что заставило вавилонян на короткое время снять осаду Иерусалима для того, чтобы сразиться с египетским. Это породило у жителей города иллюзию победы, против которых их предупреждал Иеремия. Иерусалимцы нарушили свои обещания об освобождении рабов, с помо- щью которых, по-видимому, они рассчитывали увеличить число защитников города в начале осады. Однако "экспедиционные силы" египтян были слишком малочисленными для того, чтобы их миссия могла увенчаться успехом. На основании гневных пророчеств Иезекииля о судьбе Египта и их даты можно заключить, что эта неудачная египетская экспедиция состоялась весной 587 года до н.э. Таким образом, египтяне пришли на помощь своим союзникам лишь спустя год после начала осады. Однако и после ее провала, когда кольцо осады все туже затягивалось вокруг столицы Иудеи, ее защитники продолжали сдерживать натиск врага еще в течение года.

      Из слов, сказанных Седекией Иеремии, можно заключить, что некоторые жители города сдались вавилонянам еще до взятия ими Иерусалима, в ходе последнего года осады

      ".., я боюсь Иудеев, которые перешли к Халдеям, чтобы Халдеи не предали меня в руки их, и чтобы те не надругались надо мною".

      Иеремия, 38:19.

      Возможно, что эти перебежчики и были теми 832 жителями города, которые в соответствии с перечнем изгнанников в книге Иеремии, были изгнаны из города на 18- м году царствования Навуходоносора, то есть еще во время осады города. После падения города на 19-м году правления Навуходоносора произошло массовое изгнание жителей Иерусалима, подобно изгнанию во времена Иехонии. Хотя их точное число и не приведено в библейском тексте, там сказано, что

      "... прочий оставшийся народ Навузардан... переселил в Вавилон"

      Иеремия, 39:9; 52:15; Книга Царств IV, 25:11.

      Среди пленников были знатные вельможи, главы священнослужителей и военачальники. Однако на этот раз их ожидало более суровое наказание, чем во времена Иехонии. Все они были казнены в Ривле, где располагалась ставка.

      Успех в битве за Иерусалим был чрезвычайно важен для Навуходоносора. Для того чтобы добиться победы, он направил в Иудею своих лучших полководцев. Некоторые из них занимали впоследствии важнейшие посты в Вавилонской империи, например, Нергал-Шарацар, который в будущем занял вавилонский престол. При помощи наиболее передовой для того времени техники осады (осадные башни, насыпи, орудия и тараны для пролома стен) Иерусалим был взят вавилонянами. Вместе с тем из библейских текстов следует, что основной причиной поражения иудеев был жестокий голод, разразившийся в городе. Население Иерусалима, по-видимому, значительно выросло с вторжением вавилонян в Иудею за счет жителей провинциальных городов, искавших убежище в столице. В конце концов, 9 тамуза 11- го года правления Седекии (18 июля 586 года до н. э.) был сделан пролом в городских стенах, по-видимому, в северной части, которая с топографической точки зрения была наиболее удобна для проникновения в город.

      После штурма Седекия и его свита бежали из Иерусалима через южные предместья города, район царского сада недалеко от Силоамского водоема, по дороге в Заиорданъе. Седекия был схвачен халдеями на иерихонской равнине, доставлен в ставку Навуходоносора в Ривле и оттуда отправлен как пленник в Вавилон. Тогда же, видимо, Навуходоносор и принял решение разрушить Иерусалим и Храм и для этой цели вызвал "начальника телохранителей" Навузардана. Со времени бегства Седекии, его доставки в Ривлу и до появления Навузардана перед стенами города прошло около четырех недель.

      Спустя месяц со дня взятия Иерусалима вавилоняне разрушили городские стены и здания, сожгли Храм и царский дворец. Оставшиеся в Храме культовые принадлежности, а также царские сокровища, остававшиеся во дворце после того, как часть их уже была отправлена в Вавилон во времена Иехонии, были уничтожены или разграблены. Археологические раскопки, проведенные в Верхнем городе и на восточном склоне холма Офель, представили свидетельства катастрофы, постигшей Иерусалим в эти тяжелые дни. Обнаруженные предметы создают картину полного разрушения расположенных там зданий. Масштабы разрушений были столь велики, что и спустя 150 лет Неемия не сумел восстановить городские кварталы, располагавшиеся на этом месте и был вынужден оставить их за пределами городской стены, возведенной им в верхней части кургана. Возле сторожевой башни, которая контролировала северную линию городских укреплений археологи обнаружили сожженный пол со стрелами, которые были на вооружении вавилонской армии. Они свидетельствуют, по-видимому, о последней схватке защитников города с прорвавшимся с севера врагом.

      Захват Иерусалима и падение династии Давида привели к утрате Иудеей политической независимости. Вместе с тем, история борьбы против Вавилона еще не была завершена. Остатки иудейской армии и беженцы из оккупированных районов пытались найти убежище в соседних странах Заиорданья или в Египте, в пещерах Иудейских гор и в Иудейской пустыне. Возможно, что две ивритские надписи, вырезанные на стене погребальной пещеры в Хирбет Бейт-Лей, восточнее Лахиша, были сделаны рукой таких беженцев. В них упоминаются Иудея и Иерусалим и приводятся слова молитвы.

      В отсутствие сочинений, аналогичных книгам Иосифа Флавия, или археологических находок, подобных Масаде и пещерам Иудейской пустыни, относящихся ко Второму Храму, относительно эпохи Первого Храма, нам, по- видимому, не суждено когда-либо полностью узнать трагическую историю беженцев от вавилонских армий. Библия сообщает нам о судьбе группы таких беженцев, которые под руководством Гедалии (Гдалияху) Бен-Ахикама собирались восстанавливать Страну Израиля. Однако с убийством Гедалии и расквартированием вавилонского гарнизона в Массифе (Мицпе), были похоронены последние надежды на возрождение еврейского народа в Стране Израиля (Книга Царств II, 25:25; Иеремия 41:3). Отныне мечты об избавлении народа связывались с общиной, проживавшей в Вавило- не.

      А. Маламат, "Последние годы Иудейского царства", с. 147-148, 149-151, на иврите.


= ГЛАВНАЯ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = АТЛАС = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = УРОКИ = УЧИТЕЛЮ = О Г Л А В Л Е Н И Е =