М.З. МАМИРГОВ. Книга исламских сект и вероучений
|
Часть II. Секты и учения, возникшие в поздние времена
Хабашиты
Хабашиты - последователи Абдаллаха аль-Харари.
[Абу Абд ар-Рахман Абдаллах ибн Мухаммад аль-Харари аль-Абдари родился в 1910 г. в городе Харар, Эфиопия (арабское Хабаш). До сороковых годов проживал в Эфиопии и Сомали, но затем перебрался жить в Шам, где посетил много городов и встретился со многими учеными. В 1950 г. переехал в Ливан, где и обосновался окончательно. Абдаллах аль-Харари являлся наставником (муршидом) в двух тарикатах - аль-Рифаийа и аль-Кадирийа.].
Их учение выделилось рядом особенностей во взглядах на сущность Аллаха и Его атрибуты и мнениях по некоторым другим вероучительным вопросам. Аль-Харари многое заимствовал из суфизма, но, в отличие от большей части суфиев, он проявлял крайние формы такфира, обвиняя в неверии всех, кто был не согласен с ним в отношении Божественных атрибутов.
Хабашиты с уверенностью заявляют:
"Поклонение того, кто имеет искаженную акыду, не принимается Аллахом".
Как будто они могут знать, что принимает, а что не принимает Аллах из дел Своих рабов!
По утверждениям хабашитов, каждый человек в Судный день будет отвечать за свои дела перед Аллахом, даже если до него не дошел исламский призыв и ему никто не говорил, что существует Творец этого мира, Единый Бог. Ведь Аллах дал человеку разум, при помощи которого каждый способен прийти к выводу о существовании и единственности Всемогущего Создателя самостоятельно, без помощи других людей. Поэтому необходимо соотносить веру с разумом и использовать методы логики при решении теологических вопросов.
Разуму и логике последователи этого учения придают огромное значение в обосновании религиозных положений; это становится очевидным даже при беглом знакомстве с их сочинениями. Хабашиты всегда предваряют изложение своих убеждений перечислением их основ:
"На чем основаны наши утверждения? Во-первых, на логике, дарованной нам Аллахом, во-вторых, на Коране и переданных нам изречениях Пророка, а также на словах величайших ученых Ислама. Разум же дан нам Всевышним в качестве инструмента распознавания истинного и средства различения добра и зла" [Знание о Боге - наиважнейшее из знаний, стр. 13.].
Хабашиты признают наличие у Аллаха атрибутов, и называют среди них следующие :
o Главный атрибут - Существование Аллаха;
o Он существует без начала и без конца;
o Единственность Аллаха;
o Аллах ни в чем не похож на свои создания и ничто не похоже на Него, при
этом хабашиты ссылались на такой перевод 60 аята суры "Ан-Нахль":
"Сыфаты Аллаха не подобны сыфатам созданных" [Коран, сура 16 "Аль-Нахль",
аят 60.],
- хотя в этом аяте нет слова "сыфат", и правильнее переводить его как:
"… а описание Аллаха самое возвышенное…";
o Аллах существует сам по себе, в том смысле, что Он не нуждается ни в ком
и ни в чем для Своего существования;
o Аллах Живой;
o Аллах Всезнающ, Он знает все, что было, есть и будет, и даже то, чего не
было, нет и не будет. Это знание не изменяется, не увеличивается и не уменьшается;
o Аллах Слышащ и Видящ, но у Него нет таких органов как ухо или глаз, Он видит
не так как созданные. Его видение и слышание вечное, без начала и конца;
o Речь Аллаха не имеет ни начала, ни конца и не прерывается так как не является
буквами и звуками. Коран - это не речь Аллаха, а выражение вечного сыфата
Аллаха. Ниспосланный текст Корана создан, он имеет начало и конец;
o У Аллаха есть воля и Он делает все, что пожелает. Все в мире происходит
по воле Аллаха согласно Его знанию. Все является предопределенным: добро и
зло, покорность Аллаху и грех, вера и неверие, счастье и горе. Аллах - Создатель
всех дел, намерений и решений человека;
o Всемогущество Аллаха.
Хабашитами много сказано о том, что недопустимо приписывать Аллаху какое-либо
место или направление. При этом они рассуждают следующим образом:
"Как известно, в начале не было ничего, кроме Аллаха. Следовательно, Аллах существовал без места, так Он существует и по сей день".
В дополнение ссылаются также на высказывание Али ибн Абу Талиба:
"Был Аллах и не было места, и Он существует таким (то есть без места) и поныне".
Тех, кто полагает, что Аллах находится наверху или на небе, хабашиты приравнивают к язычниками, а их взгляды объявляют неверием.
Аяты Корана и хадисы Пророка, в которых сказано о восседании, о нахождении на небе, о руках, глазах и тому подобном, они толкуют аллегорически, считая недопустимым их буквальное толкование.
На вопрос: "Где Аллах?", - они отвечают так:
"Он с каждым по Своему знанию, а не по сущности, и над каждым по Своему могуществу. Он не под и над троном, не внутри и не снаружи Вселенной. Сказавший: "Никто не знает Его местоположения, кроме Него" или "Не знаю, на небе Аллах или на земле", - станет вероотступником, так как он клевещет на Вездесущего, приписывая Ему какое-либо место" [Твердость в убеждениях, стр 11.].
О том, как будут видеть Аллаха обитатели рая, хабашиты говорят:
"Мы увидим Его без образа и без подобия, существующим вне какого-либо места. А место будет для видящих с помощью той силы, который им дает Аллах".
Все, кто не согласен с такими убеждениями или колеблется в их принятии, - неверные; в будущей жизни они не обретут ничего, кроме страдания, и никогда не будут прощены.
Хабашиты считают недопустимым называть Аллаха так, как Он не назван в Коране или Сунне. Например, нельзя говорить о Нем: высшая сила, высший разум, абсолют, первопричина, гениальный инженер; нельзя говорить "дух Аллаха", нельзя писать "лик Аллаха", так как Аллаху не приписывается лик, взор, голос; нельзя называть Аллаха светом или источником всего.
Только тех, кто разделяет их убеждения, хабашиты считают мусульманами, всех остальных они считают неверными, которых призывают заново принять Ислам и раскаяться в своем неверии.
Наибольшее распространение взгляды аль-Харари получили в Ливане, где множество хабашитских школ и медресе; последователи этого учения представлены в парламенте и даже выдвигались на должность муфтия Ливана. Растет число хабашитов в западных странах, США, Канаде и Австралии.
Последователем этого учения является нынешний глава духовного управления мусульман Украины - Ахмад ат-Тамим. Из Украины хабашиты распространяют свой призыв и в Россию, где с ними нередко активно сотрудничают местные духовные управления, особенно в Дагестане.
Как было сказано выше, хабашиты проявляют крайнюю нетерпимость к своим идеологическим противникам, прежде всего, к салафитам. Абдаллах аль-Харари обвинил ибн-Таймию, Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба, Саида Кутба и некоторых других салафитских ученых в неверии и запретил все их сочинения.
Нередко именно из-за хабашитов в российских мечетях возникает смута между мусульманами, а спровоцированные ими споры нередко перерастают в драки.
Закончив излагать взгляды хабашитов, я посчитал необходимым указать, какие из содержащихся в них заблуждений кажутся мне наиболее серьезными. Я не испытываю ни малейшего желания подробно рассуждать о тонкостях хабашитского понимания атрибутов Аллаха или о смысловых нюансах значения, которое приобрело у хабашитов слово "иставаа" ("восседание" или "возобладание"); да и мои познания в логике, к которой так часто апеллируют шейхи хабашитов, слишком скромны для подобных изысканий.
Я лишь бегло коснусь того, как в своих якобы логических рассуждениях хабашиты противоречат сами себе, утверждая в одном месте, что
"Аллах - Создатель всех дел, намерений и решений человека",
а в другом - что благодаря дарованному Всевышним разуму каждый человек
"способен прийти к выводу о существовании и единственности Всемогущего Создателя самостоятельно".
Какую же ловкость нужно проявить в жонглировании логическими законами, чтобы увязать полную самостоятельность человека в постижении Всевышнего, и то, что возможность или невозможность этого постижения изначально предопределены Аллахом!
На мой взгляд, одно из наиболее отвратительных заблуждений хабашитов - то, что они считают легитимным "мусульманское" государство, живущее не по законам Аллаха, то есть не по Шариату.