М.З. МАМИРГОВ. Книга исламских сект и вероучений
|
Часть II. Секты и учения, возникшие в поздние времена
Исмаилиты в посталамутский период
В первой части книги мы рассмотрели историю исмаилитов до падения низаритского государства с центром в Аламуте.
Вернемся немного назад - в период заката Фатимидского государства Египта, потому что именно тогда начинается новый этап в развитии исмаилитского учения.
Во время правления исмаилитского халифа аль-Азиза Биллаха государство Фатимидов достигло пика своего могущества. Историки свидетельствуют об аль-Азизе как о справедливом и разумном правителе, который благодаря своей мудрой политике сумел укрепить государство и расширить сферу его влияния. Но после его смерти в 996 г. на трон взошел его сын аль-Хакима, которому в тот момент было 11 лет.
Правление аль-Хакима было наполнено смутой, жестокостью, а также непоследовательными
и бессмысленными делами. Он подвергал преследованиям и суннитов, и иудеев,
и христиан. В начале своего правления он приказал разрушить все церкви и синагоги
и жестоко притеснял христиан и иудеев, так что многие из них были вынуждены
скрывать свои убеждения, ложно объявляя себя мусульманами. Но позже аль-Хаким
одумался и разрешил восстановить церкви и синагоги. Что касается суннитов,
то они называют его самым безбожным из фатимидских правителей и вообще считают
его вероотступником, который своими делами вывел себя за рамки Ислама. История
сохранила множество сведений о его зверствах, глупых выходках и странных увлечениях.