М.З. МАМИРГОВ. Книга исламских сект и вероучений


I. Учения ранних исламских групп (VII-XII вв.)
II. Исламские течения XII-XX вв.

Жду Ваших писем!

= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС =

 

Часть II. Секты и учения, возникшие в поздние времена

Предисловие ко второй части книги

Во второй части книги я с помощью Аллаха постараюсь рассказать о религиозных общинах, сектах и учениях, возникших в течение последних нескольких веков и об их отдельных представителях.

Моей главной целью является объективное изложение учений той или иной общины, без предвзятости, опровержений и обвинений в неверии или заблуждении. По мере возможности я основывался на данных, полученных из книг или интернет-сайтов описываемых групп либо из личных бесед с их представителями. Если же взгляды каких-либо групп известны лишь по критическим сочинениям их оппонентов, я излагал их, стараясь отделить ложь от истины.

Я долго размышлял над тем, какая последовательность подачи имеющегося материала будет наиболее удачной. Чаще всего в Исламе выделяют четыре основных идеологических направления: сунниты, шииты, хариджиты и мутазилиты, - каждое из которых имеет свои отличительные черты.

При этом следует заметить, что сунниты и шииты в целом сохранили свои идеологические основы со времени разделения между ними. Эти две большие группы представляют собой два основных религиозных направления в современном мусульманском мире. Обе имеют свою устоявшуюся идеологию, сборники хадисов, религиозную литературу, методы фикха, мазхабы, научные центры, медресе, определенные места распространения. Сунниты и шииты являются самодостаточными и полностью независимыми друг от друга общинами.

В отличии от первой пары "материнских общин" мутазилизм, и хариджизм не имеют в наше время четкого религиозного оформления; не существует какой-либо значительной общины, придерживающихся этих взглядов. Ни мутазилиты, ни хариджиты не имеют своих научных центров, не ведут свой призыв, не стараются распространять свои учения под названием мутазилизма или хариджизма.

Тем не менее, нельзя сказать, что они полностью исчезли. Нет, они живут в виде "идей" в умах некоторых исламских деятелей. Время от времени эти идеи оформляются в концепции, в которых несложно узнать характерные черты мутазилитского или хариджитского направлений.

Сегодня новые течения возникают одним из двух путей.

1. Некая община из числа, например, суннитов по всем позициям идеологии следует суннитской традиции, но в одном или нескольких вопросах отказывается от нее и вольно или невольно склоняется в пользу мутазилитских или хариджитских воззрений.

2. Какая-либо группа из числа шиитов или суннитов вносит в свои учения такие невиданные ранее нововведения, что невозможно однозначно определить, у кого они почерпнули столь абсурдные взгляды - например, объявляет своего лидера Пророком или претендует на то, что написанная им книга способна заменить Коран. Подобное однозначно и единогласно признается отступлением от веры и немедленно выводит и того, кто это говорит, и того, кто этому верит, из Ислама.

У многочисленных ученых, посвятивших свои труды описанию различных исламских течений, не было единого правила и единого метода отделения одной общины от другой, поскольку вновь возникшие группы зачастую совмещали в своем учении идеологические положения разных "материнских общин".

Так, одна группа могла одновременно признавать существование у Аллаха реальных и вечных атрибутов, наличие у человека свободы воли и допустимость выбора имама из числа некурайшитов. Так к кому же следует отнести эту группу: к суннитам, мутазилитам или к хариджитам? И тут право выбора оставалось за автором описания.

Поэтому помимо первых четырех групп стали выделять мурджиитов, затем джабаритов; некоторые авторы считали отдельными группами хашвитов и исмаилитов (или батынитов). Со временем таких "гибридов" становилось все больше, и все сложнее было отнести возникающие идеологические комбинации к той или иной крупной группе или даже подгруппе. Это не прибавляло ясности в вопросы классификации, а лишь усугубляло существующую путаницу.

По этой причине я решил отказаться от идеи "загнать" те или иные из вновь возникших течений в рамки какой-либо одной из ранее существовавших религиозных общин, и изложил имеющийся материал в простой последовательности: поставив рядом схожие между собой учения.

Прошу Аллаха помочь мне в этом, защитить от ошибок, направить по Его пути и простить мои грехи.


= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС =