М.З. МАМИРГОВ. Книга исламских сект и вероучений


I. Учения ранних исламских групп (VII-XII вв.)
II. Исламские течения XII-XX вв.

Жду Ваших писем!

= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС =

 

Часть I. Учения ранних исламских групп

Зайдиты

Зайдиты - последователи Зайда ибн Али ибн аль-Хусайна ибн Али ибн Аби Талиба.

Зайд говорил, что имамом мусульман обязательно должен быть потомок Али и Фатимы. Он считал недопустимым, чтобы имамом был человек из другого семейства.

Любой знающий, храбрый, щедрый фатимид (потомок Фатимы), будь он из потомков аль-Хасана или аль-Хусайна, имеет право на имамат, если он открыто выразил желание стать имамом мусульман. Такой человек является истинным имамом, повиновение ему обязательно.

Позже зайдиты стали допускать имамат двух имамов - Мухаммада и Ибрахима, сыновей Абдаллаха ибн аль-Хасана ибн аль-Хасана, которые восстали во время правления аль-Мансура, но их восстание было подавлено, а они убиты. Зайдиты говорили, что если в двух разных странах (местностях) одновременно выступят два фатимита с претензиями на имамат, и оба они будут обладать необходимыми качествами (отвечающими требованиям зайдитов), то они оба будут считаться законными имамами. Подчиняться приказам этих имамов становится обязательным для жителей страны, в которой находится имам.

Высказав такое мнение об имамате, Зайд ибн Али захотел овладеть "корнями" (усул) и "ветвями" (фуру) религии, чтобы быть не только военным, но и религиозным лидером.

В "корнях" он стал учеником предводителя мутазилитов Васила ибн Ата аль-Газала аль-Алсага, несмотря на мнение Васила, что дед Зайда - Али ибн Аби Талиб - не был глубоко убежден в правильности войн, которые он вел со "сторонниками верблюда" и сирийцами, и что одна из двух сторон непременно совершила ошибку. От Васила Зайд перенял учение мутазилитов, и все его последователи стали мутазилитами.

У зайдитов было одно убеждение, отличавшее их от остальных шиитов. Они считали, что можно допустить имамат превзойденного [Превзойденный - то есть не самый лучший. Есть те, кто превосходит его.] при наличии достойнейшего. Зайд говорил:

"Али ибн Аби Талиб был достойнейшим из сподвижников Мухаммада, однако халифат был передан Абу Бакру ради общего блага, которое они понимали, ради религиозного принципа, о котором они заботились, чтобы погасить пожар смуты и успокоить сердца людей. Ибо недалеко было время войн, проходивших при Пророке, а меч эмира верующих Али еще не обсох от крови многобожников из числа курайшитов и других, злоба в сердцах людей от жажды мести оставалась такой же, как она есть. Сердца людей не питали к нему полной симпатии, головы не повиновались ему полной покорностью. И ради общего блага этим важным делом должен был ведать тот, чьи кротость, спокойствие, старшинство по возрасту, первенство в Исламе, близость к Посланнику Аллаха, были широко известны. Разве ты не знаешь, что, когда незадолго до своей смерти Абу Бакр хотел вручить власть Умару ибн аль-Хаттабу, люди закричали: "Ты назначил правителем над нами грубого, жестокого человека!" И не соглашались избрать эмиром верующих Умара ибн аль-Хаттаба из-за его суровости и твердости в религии, жестокости к врагам и грубости, пока Абу Бакр не успокоил их, сказав: "Если бы Господь мой спросил меня, то я сказал бы: "Я назначил правителем над ними лучшего из них для них". Таким образом, допустимо, чтобы имамом являлся превзойденный, в то время как существует достойнейший. К достойнейшему обращаются за советом по каким-либо вопросам, признают его решения в судебных делах".

Когда шииты Куфы услышали это мнение и поняли, что Зайд не отрекается от обоих шейхов [Оба шейха - подразумеваются Абу Бакр и Умар.], они покинули его, оставив без поддержки, и его постигла предписанная ему судьба. Этих шиитов назвали рафидитами - покинувшими.

Между Зайдом и его братом Мухаммадом ибн Али аль-Бакиром [Мухаммад ибн Али ибн аль-Хусайн аль-Бакир - внук имама аль-Хусайна. Будучи ребенком, он стал свидетелем событий в Кербеле. Считался одним из самых знающих людей своего времени. С его слов передано множество хадисов Пророка. Всю свою жизнь провел в Медине, где занимался обучением людей религиозным наукам. Его прозвище аль-Бакир означает "вскрывающий суть знаний". Как и его отец, аль-Бакир не вмешивался в политику, не поднимал восстаний и не претендовал на халифат.] происходили споры.

Эти споры были вызваны не мнением Зайда относительно имамата, а тем, что Зайд был учеником Васила ибн Ата. Аль-Бакир не одобрял это. Он считал неправильным учиться у того, кто утверждал, что их дед совершил ошибку, борясь с клятвопреступниками, несправедливыми и отступниками. Также аль-Бакир говорил, что учение Васила о предопределении расходится со взглядами, которых придерживается семейство Пророка. Кроме этого, аль-Бакир не соглашался с мнением Зайда, что истинным имамом может быть лишь тот, кто открыто выступил с оружием в руках против несправедливой власти, сказав:

"По-твоему выходит, что твой отец не был имамом, ибо он никогда не выступал и не вмешивался в выступление".

Отцом Мухаммада и Зайда был Али ибн аль-Хусайн ибн Али. Али был вместе со своим отцом в Кербеле, но в день сражения тяжело болел, и не смог принять участие в битве. Из всего отряда аль-Хусайна он остался практически единственным выжившим мужчиной.

Как пленный мятежник, вместе со своими родственницами он был сначала доставлен к наместнику Куфы, а затем отправлен в столицу к халифу Язиду. После встречи с халифом Али ибн аль-Хусайн был помещен под домашний арест.

Всю свою жизнь Али прожил, не вмешиваясь в политику, не участвуя в восстаниях и не претендуя на пост халифа. Возможно, это было обусловлено большим нажимом на него со стороны правящего режима, не дававшего ему ни малейшей возможности как-либо влиять на политическую обстановку в государстве, а возможно, и позицией самого Али ибн аль-Хусайна, считавшего, что любое восстание обречено на поражение или что в восстании вообще нет необходимости.

В народе Али ибн аль-Хусайн славился своим праведным образом жизни, аскетизмом, богобоязненностью, усердием в поклонении. Его часто называли "имам Саджад" - поклоняющийся - из-за того, что он много времени уделял молитве. Также его называли Зайн аль-Абидин - украшение богобоязненных.

Шииты-имамиты считают его своим четвертым имамом.

Но факт состоит в том, что сам Али ибн аль-Хусайн никогда не принимал имамат в том виде, который подразумевают шииты.

В доказательство приведем следующую историю: Когда Зайд ибн Али ибн аль-Хусайн Зайн аль-Абидин приехал в Куфу, то очень удивился тому, что местные шииты во главе с Мумин ат-Таком (один из идеологов шиизма) считали его отца имамом. На это Зайд сказал Мумину:

"О Абу Джафар, я сидел вместе со своим отцом за столом. Он клал мне в рот жирный кусок и остужал горячий из сострадания ко мне. И выходит, что он не испытал сострадания ко мне, оставив пред жаром ада, если сообщил о религии тебе, а не мне?!"

На это Мумин ат-Так ответил ему:

"Да стану я выкупом за тебя! Из сострадания к тебе пред жаром ада он не поведал об этом тебе, опасаясь, что ты не примешь его и войдешь в ад. Но он сообщил мне, и если я приму, то спасусь. Если же нет, то не беспокоюсь оказаться в аду. Это (то, что Али ибн аль-Хусайн скрыл знание) подобно тому, как Йакуб утаил сон от своих сыновей".

Эта история приводится в одной из самых авторитетных шиитских книг - "Аль-Кафи".

Что тут можно сказать? Почему-то Пророк Мухаммад, чтобы первыми спасти от огня ада к Исламу призвал свою семью: жену, детей, Али ибн Аби Талиба, а Зайн аль-Абидин довел религию до чужих, а свою семью оставил в неведении?

После того, как Зайд ибн Али был распят, имамом стал Яхья ибн Зайд. Яхья переселился в Хорасан. Много народа объединилось вокруг него. Вскоре до него дошло предсказание Джафара ибн Мухаммада ас-Садыка о том, что он будет убит, как был убит его отец, и распят, как был распят его отец. И действительно, с ним случилось предсказанное.

После Яхьи имамат был доверен двум имамам - Мухаммаду и Ибрахиму.

[На этом примере видно, что зайдиты на практике последовали своему учению о том, что имамом может быть любой праведный, смелый, щедрый фатимид, не важно, будь он потомком аль-Хасана или аль-Хусайна. Первым и вторым имамами зайдитов были Зайд ибн Али и Яхья ибн Зайд, которые были потомками аль-Хусайна. А Мухаммад, которого называли "ан-Нафс аз-Закий" - чистая душа, и Ибрахим были потомками аль-Хасана.].

Оба выступили в Медине, но Ибрахим уехал в Басру. Люди объединились вокруг них, но они оба также были убиты.

Здесь аш-Шахрастани допустил неточность. Мухаммад и Ибрахим не были имамами одновременно. Вначале имамом был Мухаммад, а Ибрахим был его представителем в Басре и принимал присягу в пользу Мухаммада. Но когда до него дошла весть об убийстве брата, он стал принимать присягу себе как имаму.

События того времени развивались следующим образом. Как было сказано выше, после прихода к власти Аббасиды первым делом занялись устранением своих политических конкурентов.

Сначала Аббасиды расправились с Умаййадами. По приказу халифа его дядя, Абдаллах ибн Али, пригласил к себе во дворец около 80 самых видных членов семейства Умаййа. Когда все гости собрались, в зал ворвалась группа вооруженных людей и жестоко расправилась с приглашенными.

Всем наместникам в областях был приказано поголовно истребить Умаййадов. Выжить удалось лишь Абд ар-Рахману, внуку халифа Хишама. Он бежал в Магриб (запад Халифата), а оттуда в Испанию, где позже основал государство Умаййадов.

Второй жертвой стал Абу Муслим. Он был главным вдохновителем и организатором аббасидского переворота, благодаря его усилиям Аббасиды смогли собрать армию и захватить власть в стране. Абу Муслим обладал огромным авторитетом, армия подчинялась ему безоговорочно. Халиф аль-Мансур не хотел видеть рядом с собой такого конкурента и принял решение расправиться с Абу Муслимом. Аль-Мансур пригласил последнего в свой дворец, где тот был убит верной стражей.

Следующими пострадали от Аббасидов потомки имама Али. Халиф аль-Мансур прекрасно знал настроения и желания этих людей. Ведь они боролись за то, чтобы передать власть одному из Алидов, но никак не Аббасидам.

Еще до свержения Умаййадов в Хиджазе вокруг потомка Али Мухаммада ибн Абдаллаха собралась группа недовольных, которые отказались признать правление Умаййадов. Они присягнули имаму Мухаммаду.

Присягал ему и будущий халиф Абу Джафар аль-Мансур. Но через несколько лет ситуация изменилась коренным образом. Халифат оказался в руках аль-Мансура. Мухаммад и его брат Ибрахим уехали из Хиджаза.

Халиф приказал Абдаллаху ибн Али выдать своих сыновей Мухаммада и Ибрахима, которые в свое время были в числе самых активных противников Умаййадов. Абдаллах сообщил, что он не знает о том, где они, но даже если бы он и знал, то не сообщил бы аль-Мансуру.

Это вызвало гнев халифа, и он приказал посадить в тюрьму Абдаллаха и множество его родственников, потомков Али. Абдаллах ибн Али пробыл в тюрьме несколько лет, многих Алидов перевезли в Ирак, многие подверглись репрессиям, многие погибли.

Узнав о случившемся, Мухаммад ибн Абдаллах поднял восстание. Он объявил, что аль-Мансур деспот, не соблюдающий Шариат.

Мухаммад захватил власть в Медине и начал принимать присягу. Затем он отправил своих представителей в Сирию и Ирак с призывом помочь ему. В Басру отправился его родной брат Ибрахим, который первоначально принимал присягу в пользу Мухаммада.

Вскоре войска аль-Мансура подошли к Медине. Несмотря на то, что осажденная армия Мухаммада вырыла вокруг города ров и проявила чудеса героизма, она все-таки потерпела поражение от превосходящих сил противника. Мухаммад ибн Абдаллах был убит.

Тем временем Ибрахим находился в Басре, где ему удалось собрать вокруг себя достаточно большое количество народа. Узнав об убийстве брата, он стал принимать присягу себе. Его восстание нашло поддержку в Ахвазе, Рейе, Фарсе и других областях на востоке халифата. Ибрахим попытался получить поддержку в Куфе, но ее население обмануло его ожидания, что уже испытали на себе многие предки Ибрахима.

В 763 г. войска халифа Мансура, которыми командовал Иса ибн Муса, встретились с армией Ибрахима. Несмотря на неравенство сил - 10.000 воинов Исы против 3.000 Ибрахима - противостояние продолжалось несколько месяцев и закончилось разгромом восстания. Халиф Абу Джафар аль-Мансур добился поставленной цели, уничтожив всех своих возможных конкурентов.

Джафар ас-Садык сообщил Зайду и его сторонникам обо всем, что с ними произойдет, о том, что они потерпят поражение. Он сказал им, что его предки сообщили о том, что семейство Умаййа так превознесутся над людьми, что если бы даже горы пожелали соперничать с ними в росте, то они вознеслись бы и над горами. Умаййады испытывают ненависть ко всем членам семьи Пророка, но они не должен поднимать восстание, пока Аллах не прекратит умаййадское правление.

Говоря об Абу аль-Аббасе и Абу Джафаре, сыновьях Мухаммада ибн Али ибн Абдаллаха ибн аль-Аббаса, Джафар ас-Садык сказал:

"Мы не возьмемся за это дело, пока в нем хозяйничают этот человек и его дети",

- и указал на аль-Мансура.

[После того, как был совершен переворот и Умаййады были свергнуты, предводитель восстания Абу Муслим предложил имаму Джафару ас-Садыку занять пост халифа. Но ас-Садык отказался, поскольку действия восставших, а именно: заговоры, убийства без суда, и прочее, противоречили нормам шариата. Имам, который был одним из самых праведных и богобоязненных людей своего времени, не желал иметь никакого отношения к преступлениям Аббасидов. Поэтому на письмо Абу Муслима ас-Садык ответил так:

"Ты - не из моих людей, и сейчас не мое время".]

Зайд ибн Али был убит в окрестностях Куфы, его убил Хишам ибн абд аль-Малик.

Яхья ибн Зайд был убит в Джузджане в Хорасане, его убил эмир Джузджана.

Имам Мухаммад был убит в Медине Исой ибн Мусой. Имам Ибрахим был убит в Басре также Исой ибн Мусой. Оба они были убиты по приказу аль-Мансура.

После этого дело зайдитов не ладилось, пока в Хорасане не появился один из их предводителей по имени Насир аль-Утруш. Люди халифа пытались найти и убить его, но он скрылся от них. Он отправился в страну Дайлам и Джабал, где еще не было мусульман, и стал активно призывать ее жителей к Исламу, проповедуя учение Зайда ибн Али. Люди откликнулись на его призыв, и через некоторое время у аль-Утруша появилось множество сторонников.

В той стране зайдиты жили спокойно, один зайдитский имам сменял другого. Но со временем большинство зайдитов отошло от первоначальных убеждений. Они отказались признавать имамат превзойденного, стали ругать сподвижников Пророка Мухаммада и уподобились шиитам-имамитам.

У зайдитов три секты:

1. Джарудиты;

2. Сулайманиты;

3. Салихиты и бутриты.

1. Джарудиты

Джарудиты - последователи Абу аль-Джаруда Зияда ибн Абу Зияда.

Джарудиты говорили, что Пророк не давал ясного указания на Али, как на своего преемника и халифа. Пророк указал на Али описательно, не называя его имени, а лишь сказав о тех качествах, которые присущи имаму. Люди же проявили небрежность, так как не приложили усилий, чтобы найти человека, наделенного такими качествами, а, следуя лишь своим предположениям, избрали правителем Абу Бакра и поэтому стали неверными. В этом вопросе Абу аль-Джаруд разошелся со своим имамом Зайдом ибн Али, который ничего подобного не говорил.

Джарудиты признавали следующих имамов: Али ибн Абу Талиба, аль-Хасана ибн Али, аль-Хусайна ибн Али, Али ибн аль-Хусайна Зайн аль-Абидина, затем имамом был его сын Зайд ибн Али, затем имамом они признали Мухаммада ибн Абдаллаха ибн аль-Хасана ибн аль-Хасана ибн Али ибн Аби Талиба.

Абу Ханифа был сторонником Мухаммада и призывал людей присягать ему. Говорят, Абу Ханифа присягнул имаму Мухаммаду ибн Абдаллаху во времена правления аль-Мансура. Когда аль-Мансур узнал об этом, он приказал заточить Абу Ханифу в тюрьму, где тот и умер. Несмотря на то, что Мухаммад был убит в Медине, Абу Ханифа остался верен данной ему присяге и признал покровительство семейства Пророка

[Подробнее об Абу Ханифе рассказано в главе о мурджиитах, в части, посвященной учению гассанитов.].

После убийства имама Мухаммада ибн Абдаллаха его последователи разошлись во мнениях.

Первые говорили, что он не убит и вскоре восстанет, чтобы наполнить землю справедливостью.

Вторые признали смерть Мухаммада ибн Абдаллаха и присягнули как имаму Мухаммаду ибн аль-Касиму ибн Али ибн Умару ибн Али ибн аль-Хусайну ибн Али. Через некоторое время он был схвачен и доставлен к халифу аль-Мутасиму, в заключении у которого и находился до самой своей смерти.

Некоторые из них признали имамом Яхью ибн Умара ибн Яхью ибн аль-Хусайна ибн Зайда ибн Али, властителя Куфы. Он восстал и призвал людей объединиться вокруг него. Много народа поддержало его. Он был убит во время правления аль-Мустаина, его голова была доставлена Мухаммаду ибн Абдаллаху ибн Тахиру. Один из Алидов сказал о нем:

Ты убил самого славного всадника.

Я же пришел к тебе, стараясь смягчить тебя в беседе.

Огорчает меня, что, встречая тебя,

Вижу лишь острие меча между нами.

Что касается Абу аль-Джаруда, то его называли "Сурхуб", такое прозвище ему дал Абу Джафар Мухаммад ибн Али аль-Бакир. Как разъяснил аль-Бакир, Сурхуб - это слепой дьявол, живущий в море.

У джарудитов существуют расхождения относительно знаний имамов.

Одни утверждают, что знание потомков аль-Хасана и аль-Хусайна подобно знанию Пророка. Оно дается им без обучения и является их врожденным свойством.

Другие утверждают, что их знания ничем не отличаются от знаний остальных людей. Не обязательно получать знания именно у имама, допустимо учиться и у любого другого знающего человека.

2. Сулайманиты

Сулайманиты - сторонники Сулаймана ибн Джарира.

Сулайманиты говорили, что имама необходимо избирать путем совета среди людей. Имам может быть выбран даже двумя людьми, но эти двое обязательно должны быть богобоязненными. Имамом не обязательно должен быть самый лучший из числа мусульман. Допустимо выбрать имамом превзойденного при наличии достойнейшего.

Ибн Джарир признавал законным имамат Абу Бакра и Умара, поскольку община мусульман выбрала их, приняв самостоятельное решения.

Иногда Сулайман ибн Джарир говорил, что община совершила ошибку, присягнув Абу Бакру и Умару, ведь у общины был Али, достойнейший из людей. Но эта ошибка не делала Абу Бакра и Умара, а также тех, кто им присягал, неверными.

Однако Усмана ибн Аффана Сулайман ругал за его нововведения и считал его неверным. Неверными он называл также Аишу, Тальху и аз-Зубайра за то, что они выступили против имама Али. Также он ругал рафидитов, говоря, что их имамы выдумали для своих приверженцев два невиданных учения.

Одно из них - признание изменения Божественного мнения. Если они предсказывали, что они будут иметь силу, могущество, победу, а на самом деле этого не происходило, то они говорили: "Аллах изменил мнение".

Второе - такыййа. Они пользуются этим как им угодно. Но когда им скажут, что это неверно, покажут им ложность их утверждений, то они говорят:

"Мы сказали это исключительно из предосторожности",

"Мы сделали это исключительно из предосторожности".

С мнением Сулаймана о возможности признания имамата превзойденного при наличии достойнейшего согласилась часть мутазилитов. Среди тех, кто принял его: Джафар ибн Мубашшир, Джафар ибн Харб, Кассир ан-Наваа, последний из "сторонников хадиса".

Они говорили:

"Имамат входит в число религиозных основ. В имамате не нуждаются для признания Аллаха и Единобожия, это достижимо разумом человека, для этого не требуется помощь имама. Имам необходим: для осуществления правосудия, решения споров, защиты сирот, сохранения исламского правления, ведения войны с врагами мусульман, поддержания единства общины. Имам не обязательно должен быть самым знающим, мудрым, религиозным либо старшим по возрасту. Достаточно просто иметь имама, и не важно, что он не будет самым лучшим в его общине".

Часть также суннитов склонялась к этому мнению. Они допускали, что имамом может быть даже тот, кто не обладает большими знаниями в вопросах применения права. В этом случае при нем обязательно должен быть тот, кто сведущ в шариате и имеет право выносить решения по возникающим проблемам, и у кого имам мог бы спросить о запретном и дозволенном. Для имама же главное - иметь твердое мнение и обладать проницательностью.

3. Салихиты и бутриты

Салихиты - приверженцы аль-Хасана ибн Салиха ибн Хаййа; бутриты - приверженцы Кассира ан-Навва аль-Абтара.

У салихитов и бутритов одно учение. Их мнение об имамате такое же, как у сулайманитов, за одним исключением.

В отношении Усмана они колебались: считать ли его верующим или неверным?

Они говорили:

"Когда мы слышим имеющиеся о нем хадисы, что он один из десяти, которым обещан рай, мы говорим, что следует признать истинность его Ислама, его веры и его пребывания среди обитателей рая. Но, когда мы видим нововведения, которые он привнес, как он слепо был предан умаййадам и марванитам и тратил на них деньги из казны, как он занимался самоуправством в делах, открыто противореча тому, как поступали сподвижники Мухаммада, мы говорим, что следует считать его неверным.

Видя сложность этой ситуации, мы не решаемся судить о нем, и не знаем, верующий он или неверный. Решение об Усмане мы оставляем самому мудрому из судей - Аллаху.

Али являлся лучшим из людей после Посланника Аллаха. Он был самым достойнейшим, чтобы быть имамом. Но Али уступил свое право на власть добровольно, передал им ее покорно и отказался от своего права. Мы занимаем такую же позицию, которую заняли мусульмане, когда Али уступил имамат. А если бы Али не дал на это своего согласился добровольно, то Абу Бакр бы пропал".

Это как раз те, кто допускал имамат превзойденного и отодвижение того, кто его превосходит, если превосходящий был согласен на это.

Салихиты говорили:

"Имамом мы считаем того, кто открыто выступил с притязанием на имамат, готов защищать свое притязание с оружием в руках, знающ и смел. Неважно, является ли он потомком аль-Хасана или аль-Хусайна".

Некоторые из них ставили условием еще и красоту лица.

Если одновременно с оружием в руках выступят два человека, и они оба будут удовлетворять условиям имамата, то необходимо смотреть на их дополнительные качества. Выбирать имамом лучше самого достойного и набожного. Если и в этом они равны между собой, то смотрят, кто из них более тверд в суждениях и отдает более разумные приказы. Если же и в этом они равны, и ни один из них не желает уступать другому, то имамом следует выбрать кого-либо третьего.

В случае если одновременно выступят два имама в двух странах, то каждый из них может быть имамом в своей стране. Повиновение имаму обязательно для людей его страны. Если один из них вынесет решение противоположное решению другого, то каждый из них будет прав, даже если он прикажет убить другого имама.

В наше время в основах религии салихиты и бутриты шаг за шагом следуют мнению мутазилитов, и почитают мутазилитских имамов больше чем имамов семейства Пророка. Во второстепенных вопросах религии и фикхе они придерживаются Абу Ханифы, за исключением некоторых вопросов, в которых они согласны с аш-Шафии и с шиитами.

Перечислим ученых, пользующихся авторитетом у зайдитов: Абу аль-Джаруд Зийад ибн аль-Мунзир аль-Абди, аль-Хасан ибн Салих ибн Хайй, Мукатил ибн Сулайман, проповедник (даи) Насир аль-Хакк, аль-Хасан ибн Али ибн аль Хасан ибн Зайд ибн Умар ибн аль-Хусайн ибн Али, другой даи, властитель Табаристана аль-Хусайн ибн Зайд ибн Мухаммад ибн Исмаил ибн аль-Хасан ибн Зайд ибн аль-Хасан ибн Али, Мухаммад ибн Наср.

Среди ученых, занимающихся изучением различных исламских течений и общин, зайдитов принято считать самым "умеренным" направлением в шиизме. Причины этого в следующем.

Зайдиты - единственное шиитское течение, которое не считает, что имам назначается людям напрямую Аллахом, посредством ясного указания и назначения со стороны Пророка или предыдущего имама.

Зайдиты не разделяют и многие другие шиитские убеждения, например, изменение Божественного мнения (учение кайсанитов), сокрытие и возвращение имама (учение всех шиитов); зайдиты не признают сокрытия религиозных убеждений (такыййа, у всех шиитов).

Из вышесказанного становится ясно и то, что зайдиты не признавали непогрешимость имама и наличие у него врожденных знаний. Это подтверждается тем, что в даже Зайд ибн Али учился основам религии у стороннего человека - главы мутазилитов Васила ибн Ата. Это видно и на примере джарудитов, которые сомневались относительно того, что имамы обладают врожденным знанием. Напротив, часть их считала, что имам такой же человек, как и все остальные, который учится и обучает; можно учиться религии у него, а можно - у кого-либо другого. Над остальными людьми имам имеет лишь то преимущество, что он является главой своей общины.

Таким образом, имам зайдитов - это прежде всего политический лидер, амир, воин, готовый лично с оружием в руках отстаивать правое дело и бороться за справедливость.

Он не обязательно самый знающий и достойнейший.

Тогда как в понимании других шиитов, имам - это религиозный лидер, знаток всех тонкостей религиозного закона, факих, толкователь Корана, пример для его последователей, безгрешный заместитель Пророка.

Приняв во внимание все вышесказанное можно сделать следующие выводы. Зайдиты - это община, которая в разных основополагающих вопросах имеет общие мнения с другими исламскими группами и сектами, но соединение всех этих отличий составляют их собственную уникальность. Зайдитов относят к шиитам из-за их убеждения в том, что Али самый достойный человек после Пророка, и мнения, что имама мусульманам лучше выбирать из потомков Али по линии его сыновей аль-Хасана или аль-Хусайна.

С хариджитами зайдиты разделяют мнение о допустимости или даже обязательности вести войну против несправедливого правителя. С суннитами они похожи тем, что придерживаются правила о выборности халифа, и тем, что во второстепенных вопросах религии следуют одному из суннитских мазхабов. В то же время в вопросах предопределения, атрибутов Аллаха и прочих основ богословия, зайдиты следуют учению мутазилитов.

Конечно же, больше всего зайдиты запомнились в истории не своим религиозным учением, а активной военной борьбой с целью создания своих государств.

Как было сказано выше, первое восстание поднял правнук Али ибн Аби Талиба - Зайд ибн Али ибн аль-Хусайн в 739 г. Это восстание длилось недолго. После очередного предательства ненадежных куфийцев бунт Зайда был быстро подавлен.

Через некоторое время сын Зайда - Яхья - вновь поднял восстание в провинции Хорасан, но оно также было разгромлено. О восстании, организованном братьями Мухаммадом и Ибрахимом, я рассказал выше. Но вскоре зайдиты добились желаемой цели.

После очередного неудачного восстания Алидов в Хиджазе, младший брат имамов Мухаммада и Ибрахима, Идрис ибн Абдаллах тайно бежал в Магриб.

[Магриб - область на северо-западе Африки, где на данный момент располагаются Марокко и Алжир.].

При поддержке местных племен берберов ему удалось создать независимое государство. Идрис основал свою династию, а его потомки заложили город Фес, который стал столицей их государства. С конца VIII века имамы династии Идрисидов сменяли друг друга, правя до того момента, когда набравшие силу Фатимиды не прекратили существование этого государства.

В другом конце исламского государства, на южном побережье Каспийского моря потомок аль-Хасана ибн Али в 865 г. основал другое государство, во главе которого стояли имамы зайдитов. Это государство просуществовало до 928 г., пока их земли не были захвачены и разделены между соседними государствами. Небольшие общины зайдитов в этих областях сохранились до наших дней.

Третьим крупным успехом зайдитов было основание своего государства на юго-западной оконечности аравийского полуострова. Тяжело однозначно указать на точную дату основания этого государства из-за противоречия в источниках, называющих цифры от 894 до 897 г.

В это время одному из Алидов дала присягу большая группа людей в Йемене. Этот регион не был похож на Магриб или другие отдаленные области Халифата. В Йемене зайдитам постоянно приходилось вести борьбу за существование своего имамата. Иногда они одерживали вверх над соседними династиями, а иногда их территории оккупировались более сильными государствами, такими как аюбиды или карматы.

Одно время зайдитские имамы даже признали верховенство династии Аббасидов и хутбы в мечетях Йемена читались с упоминанием имен халифов Аббасидов. На данный момент большинство зайдитов проживает именно в Йемене, где до 1926 г. с разными промежутками зайдизм имел твердую опору.


= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС =