М.З. МАМИРГОВ. Книга исламских сект и вероучений


I. Учения ранних исламских групп (VII-XII вв.)
II. Исламские течения XII-XX вв.

Жду Ваших писем!

= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС =

 

Часть I. Учения ранних исламских групп

Шииты

Шииты (от арабского аш-шиа - приверженцы, партия) - общее название различных исламских групп, считавших, что только Али ибн Аби Талиб и его потомки достойны быть духовными и политическими наследниками Пророка Мухаммада.

В основе возникновения шиизма лежат исключительно политические причины, и во все времена главным лозунгом шиитов было возвращение власти в руки семейства Пророка.

Существует несколько версий того, в какое время и по каким причинам появилось это исламское течение. Сами шииты утверждают, что "сторонники Али" (шиат Али) было еще при жизни Пророка, но среди мусульман, принадлежащих другим течениям, существуют свои версии этого события.

Согласно одной из версий, первые требования передать власть "семейству Пророка", главой которого был Али, прозвучали сразу после смерти Пророка Мухаммада. Тогда часть сподвижников Пророка объединилась вокруг Али, желая, чтобы именно он занял пост халифа.

Как сообщают нам исторические сочинения, сторонниками Али в тот период были его родственники из семейства Хашим: Аббас, Фадль ибн Аббас, - а также некоторые выдающиеся сподвижники из числа мухаджиров и ансаров: Абу Зарр аль-Гифари, Салман Фарси, Микдад ибн аль-Асвад, Аммар ибн Ясир, аз-Зубайр ибн аль-Аввам, Халид ибн Саид, Абу Аййуб аль-Ансари, Убайй ибн Кааб аль-Ансари, Билял аль-Хабаши, Кайс ибн Саид ибн Ибада аль-Хазраджи, Бурайда аль-Аслами и другие.

Некоторые ученые предпочитают другой вариант, утверждая, что шиизм возник во время совета по выборам третьего халифа. Именно тогда среди мусульман образовалось две партии: "партия Усмана" и "партия Али", - каждая из которых агитировала в пользу своего кандидата на должность халифа.

Халифом стал Усман. Но "партия Али" продолжила пропаганду среди народа. В последние годы правления Усмана обстановка в государстве стала неуклонно ухудшаться. В разных частях халифата накапливалось недовольство методами правления, наместниками, социальным неравенством между арабами и неарабами. Все эти причины привели к мятежу и убийству халифа Усмана. После этого убийства сложилась крайне тяжелая ситуация: в Медине царило безвластие, события могли принять совершенно непредсказуемый оборот. Сторонники Али стали настойчиво требовать, чтобы он наконец-то взял власть в свои руки. Хотя Али не хотел становиться главой мусульман в таких обстоятельствах и несколько раз отказывался от халифата, в конце концов, он внял просьбам народа и принял должность халифа.

Согласно третьей версии возникновения шиизма, его основоположником был иудей, принявший Ислам, Абдаллах ибн Саба (или по имени матери, ибн ас-Сауда). Именно ему приписываются многие положения, впоследствии вошедшие в шиитское вероучение, в частности, утверждение, что у каждого Пророка есть преемник, а преемник Мухаммада - Али; представления о возвращении имама после смерти, о сокрытии имама и некоторые другие. Говорят, что ибн Саба был современником Али, он открыто отрекался от первых трех халифов и говорил о необходимости передачи власти Али.

Также известно, что благоговейное отношение ибн Саба к Али достигло крайностей, недопустимых в Исламе, и Али приказал сжечь Абдаллаха ибн Саба вместе с его последователями. Сами шииты категорически отрицают свое происхождение от Абдаллаха ибн Саба, считая его вымышленным лицом, которое ни разу не упоминается их историками и не имеет никакого отношения к их учению. Хотя в книге шиитского ученого аль-Хасана ибн Мусы ан-Наубахти говорится о том, что именно Абдаллах ибн Саба был первым, кто отрекся от первых трех халифов и стал ругать их.

Еще одна версия говорит о том, что основоположником и разработчиком шиизма был Джафар ас-Садык, правнук аль-Хусайна ибн Али. Именно Джафар разработал многие положения акыды и фикха, ставшие отличительными чертами шиитского учения.

Некоторые исследователи, особенно западные, связывают возникновение шиизма с особенностями персидского национального сознания, приводя в качестве аргумента тот факт, что идея божественности власти, ее связи с Богом, избранности некоторых людей была широко распространена среди персов еще в доисламский период. К тому же, - напоминают сторонники этой версии, - женой имама аль-Хусайна ибн Али и матерью всех последующих имамов была дочь последнего персидского правителя Ездегира.

Таким образом, семейство Пророка пересеклось с семейством персидского правителя. Поэтому шиизм во все времена находил широкую поддержку у персов и получил среди них наибольшее распространение.

Шииты - это приверженцы Али.

Здесь необходимо хотя бы вкратце рассказать о жизни Али ибн Аби Талиба, этого во всех отношениях незаурядного человека, чтобы читатель смог лучше разобраться в политической подоплеке возникновения шиизма.

По свидетельству историков, Али родился на территории священной мечети в Мекке, либо даже в самой Каабе. Когда отец Али и дядя Мухаммада Аби Талиб стал главой рода, он настолько обеднел из-за связанных с этим положением расходов (необходимо было кормить паломников в Мекку), что родственникам пришлось взять на воспитание его младших детей. Так маленький Али попал в дом своего двоюродного брата Мухаммада, где получил от будущего Пророка наилучшее воспитание и образование.

Али, как и Пророк, не поклонялся идолам. Когда Мухаммад начал свою проповедь, Али стал вторым человеком после Хадиджы, принявшим Ислам. Тогда ему было десять (согласно другим источникам, семь) лет. Несомненно, Али занимал особое место в сердце нашего Пророка. При братании мухаджиров, состоявшемся перед хиджрой, Пророк побратался с Али; а при братании между ансарами и мухаджирами в Медине Пророк снова выбрал Али своим братом.

Али был одним из самых лучших и бесстрашных воинов за всю историю Ислама, отличался смелостью, необычайной силой и знанием военного дела. В большинстве сражений Али был поединщиком или знаменосцем мусульман, он не проиграл ни одного поединка, никогда не отступал с поля битвы и прославился как непобедимый воин.

По словам ибн Хишама, в битве за Хайбар Али сорвал ворота этой крепости и воевал против иудеев, защищаясь ими как щитом, после чего бросил их через ров, чтобы мусульмане смогли ворваться в крепость. Потом эти ворота не смогли поднять семь человек. Пророк неоднократно посылал Али для выполнения различных заданий, и тот всегда возвращался с успехом.

Про Али существует огромное количество хадисов Пророка:

"Али для меня занимает такое же положение, как Харун для Мусы, только после меня не будет Пророков" (Бухари),

"Ты от меня и я от тебя" (Бухари),

"Кто любит Али - верующий, кто ненавидит - лицемер" (Муслим)

"Я - город знаний, а Али его врата" (Тирмизи),

"Али - господин всех верующих после меня" (Муснад ибн Ханбаля)

и многие другие. Свою любимую дочь Фатиму Пророк отдал замуж за Али. Их дети Хасан и Хусейн названы Пророком предводителями юношей рая. Всю свою жизнь Али провел рядом с Пророком, помогал ему в деле установления истинной религии, был его правой рукой и доверенным лицом.

После смерти Пророка Али был одним из нескольких претендентов на халифат, но люди избрали халифом Абу Бакра. После убийства третьего халифа народ попросил Али возглавить мусульман. Али стал халифом, но вскоре против его правления поднялось несколько групп людей: нарушители присяги, Муавия и его сторонники, и хариджиты.

Али был убит в 661 г. хариджитом ибн Мулджамом. В Коране нет прямого упоминания его имени, но толкование некоторых аятов подразумевает его.

Явно или тайно они признавали его имамат [то есть признавали его духовное руководство, его толкования Корана, его мазхаб.] и его халифат как божественное указание и завещание, со стороны Пророка Мухаммада.

Шииты убеждены, что имамами не может быть никто, кроме потомков Али. Если же по каким-либо причинам имамом становится не потомок Али, то это происходит либо из-за несправедливости, либо вследствие предосторожности со стороны самого имама.

Шииты говорили:

"Руководство народом (имамат) - не такое дело, которое доверяют народу. Имамат - это основа Ислама. Невозможно, чтобы народ сам выбирал себе имама. Это так же невозможно, как если бы народ сам выбирал себе Пророка. Посланники Аллаха не могут оставить вопрос имамата без внимания и уйти из жизни, не указав на своего преемника и возложив ответственность по выбору имама на плечи простого народа".

Основополагающие моменты, объединяющие всех шиитов:

" шииты твердо уверены в том, что Пророк или предыдущий имам обязательно указывает на своего преемника. Это происходит путем назначения и ясного указания на него;

" имам очищен от малых и больших грехов, то есть обладает полной непогрешимостью и в этом подобен Пророку;

Главные разногласия между шиитами связаны с передачей имамата от одного имама к другому. Путаница в вопросах порядка, правил и способов этой передачи приводила к обилию противоречивых мнений, сталкивающихся в ожесточенных спорах. Чаще всего новые секты возникали в шиизме именно из-за признания или не признания того или иного человека в качестве имама.

Крупнейшие шиитские секты:

1. Кайсаниты.

2. Зайдиты.

3. Имамиты.

4. "Крайние" (гулат).

5. Исмаилиты.

Кайсаниты

Кайсаниты - общее название шиитских сект, признающих переход имамата от Али к его сыну Мухаммаду ибн аль-Ханафии напрямую, либо после аль-Хасана и аль-Хусайна.

[Мухаммад ибн аль-Ханафия - один из сыновей имама Али ибн Аби Талиба.

Как известно, пока была жива дочь Пророка Фатима, Али не женился ни на одной из женщин. Но после смерти Фатимы Али взял жену из племени Ханиф. Ее имя было Хаула бинт Джафар, она стала матерью Мухаммада.

В период правления Али, Мухаммад был одним из предводителей его армии и славным воином. Когда аль-Хусайн решил отправиться в Куфу, чтобы принять присягу своих сторонников, его брат Мухаммад в отличие от многих алидов не только не присоединился к нему, но и отговаривал брата от поездки, напоминая ему о том, как куфийцы до этого предали их отца и брата.

После трагедии в Кербеле Мухаммад уединился в Мекке, не вмешиваясь в политическую жизнь, не претендуя на халифат и имамат.]

В дальнейшем кайсаниты разработали особое учение, которое отличало их от остальных шиитов. Основоположником этой секты был аль-Мухтар ибн Абу Убайда аль-Сакафи по прозвищу Кайсан.

Мухтар первым стал утверждать, что имамат перешел к Мухаммаду ибн аль-Ханафии. На пике своего расцвета кайсаниты были заметной силой в Куфе и даже на некоторое время захватили власть в городе и его окрестностях. Причина широкой популярности Мухтара заключалась в том, что и проповедовал, и действовал он не от своего лица, а от лица Мухаммада ибн аль-Ханафии, который пользовался большой любовью простого народа, благодаря своим высоким нравственным качествам, богобоязненности и смелости в сражениях. К тому же, после событий в Кербеле, где вместе с аль-Хусайном было убито множество его родственников, Мухаммад стал самым старшим и уважаемым из потомков Али.

Стоит подчеркнуть важный момент. Шииты, обосновывая превосходство имамов семейства Пророка, указывают на то, что они были потомками лучших людей своего времени - имама Али и Фатимы бинт Мухаммад, которую Пророк назвал предводительницей женщин рая. Аль-Хасан и аль-Хусайн были фактически потомками самого Пророка. Это выделяет их из остальных людей, дает им преимущество и налагает некоторые ограничения. Но Мухаммад ибн аль-Ханафия, несмотря на свои знания, высокие качества, близость к имаму Али, не был сыном Фатимы, а следовательно, не являлся потомком Пророка. Тем не менее, это не остановило Мухтара, и свое учение он приписал Мухаммаду, заявив во всеуслышание о его правах на имамат.

Кайсаниты - последователи Кайсана, вольноотпущенника эмира верующих Али ибн Аби Талиба. Говорят, что он был учеником Мухаммада ибн аль-Ханафии. Кайсаниты верят в то, что он получил свои знания от Али и Мухаммада ибн аль-Ханафии, знание всего сокровенного, знание явного и скрытого смысла Корана, знание небесных сфер и душ.

Основной постулат кайсанитского вероубеждения - признание того, что религия - это познание имама и повиновение ему. Исходя из этого, кайсаниты иносказательно толкуют основы религии, такие как молитва, пост, закят, хадж и тому подобное, относя их к имаму.

[Например, приверженцы этой секты могли говорить, что закят - это не выплата налога со своего имущества, а выполнение своего долга перед имамом; хадж - это не паломничество в Мекку, а посещение имама; рай - это не место воздаяния верующему, рай - на земле, им обладает тот, кто признал имама; ад - не огонь и наказание, он на земле, это враги имама, его противники, и так далее относительно каждой из основ Ислама. В итоге, основой их религии и целью их жизни становится не признание Аллаха и поклонение Ему, а признание имама и выполнение обязанностей по отношению к нему.].

Из-за таких взглядов у кайсанитов начала ослабевать вера в будущую жизнь, они стали допускать переселение душ, воплощение, возвращение после смерти.

[Аш-Шахрастани говорит о том, что у них ослабла вера в воздаяние, что не удивительно при их убеждении, что рай и ад - это отношение к имаму. Переселение душ не следует понимать так, как это представлено в древнеиндийских религиях. Некоторые шииты верят в то, что во всех избранниках Аллаха присутствует некая божественная частица. Аллах вселил ее в первого человека - Адама, и она последовательно переходила от одного Пророка к другому, пока не дошла до Мухаммада, от него она перешла к Али и далее к его потомкам. Допускать воплощение - считать, что Всевышний Аллах воплощается в некоторых людях, в частности, в имамах. Конечно, это намного более смелое утверждение, чем мнение о существовании "божественной частицы". Вера в возвращение после смерти, широко распространенная среди шиитов, - это вера в то, что имам вернется после смерти, чтобы наполнить мир справедливостью.].

Далее это привело к тому, что кайсаниты стали вольно относиться к исполнению религиозных обязанностей.

Кайсаниты утверждали, что человек, не имеющий имама, не имеет религии.

Расскажем подробнее о каждой из кайсанитских сект.

1. Мухтариты

Мухтариты - приверженцы аль-Мухтара ибн Абу Убайда ас-Сакифи по прозвищу Кайсан. Сначала он был хариджитом, затем некоторое время поддерживал Абдаллаха ибн аз-Зубайра, затем исповедовал шиизм, и в конце концов стал основателем нового учения, приверженцев которого называли кайсанитами.

Он признавал имамат Мухаммада ибн аль-Ханафии после эмира верующих Али или после аль-Хасана и аль-Хусайна. Он призывал людей признать Мухаммада имамом. Себя Мухтар представлял одним из его представителей и доверенных лиц. Часто Мухтар излагал свои выдумки и приписывал их Мухаммаду. Когда Мухаммад узнал обо всем этом, он отрекся от него. Он публично объявил, что не имеет никакого отношения к Мухтару, а тот действует исключительно в своих личных интересах.

Всего, что Мухтару удалось сделать, он достиг благодаря двум вещам.

Во-первых, свое учение и призыв он приписывал Мухаммаду ибн аль-Ханафии.

Во-вторых, он взялся отомстить за кровь аль-Хусайна ибн Али, днем и ночью занимаясь борьбой с теми, кто был замешан в его убийстве.

Одним из основополагающих принципов учения Мухтара было представление об изменении мнения у Всевышнего Аллаха. Мухтар говорил, что изменение мнения бывает нескольких видов:

- изменение мнения относительно знания чего-либо, когда Ему становится очевидным противоположное тому, что Он знал.

Я не представляю, чтобы разумный человек поверил в это!

- изменение мнения относительно желания чего-либо, когда Он желает противоположное тому, что пожелал раньше;

- изменение мнения относительно приказа, когда Он приказывает что-то, но через некоторое время приказывает что-то другое, противоположное первому приказу.

[Изменение приказа - это не то же самое, что изменение мнения. В пользу изменения приказа можно привести случай с Пророком Ибрахимом и его сыном Исмаилом. Аллах приказал Ибрахиму принести сына в жертву, но потом отменил этот приказ, и заменил Исмаила жертвенным животным. Также известно, что со времени ниспослания первого Пророка Адама Всевышний Аллах изменял некоторые предписания Шариата, отменяя какие-либо из его положений, что-то разрешая, а на что-то накладывая запрет.].

Причина того, что Аль-Мухтар уделял так много внимания изменению мнения, была в следующем. Часто он говорил, что через такое-то время произойдет такое-то событие. Это знание он преподносил либо как откровение свыше, либо как сообщение от имама. Если он обещал своим приверженцам, что что-то случится, и оно действительно случалось, то этот факт он преподносил как неоспоримое доказательство истинности своего призыва и помощи от Аллаха. Если же то, что он обещал, не происходило, он говорил:

"Ваш Господь изменил решение".

Аль-Мухтар не различал отмену постановлений шариата и изменение мнения. Он говорил:

"Если допустима отмена постановлений шариата, то допустимо и изменение мнения".

Как было сказано, сам Мухаммад ибн аль-Ханафия отрекся от Мухтара, когда ему стало известно, что тот обманывает людей, выдавая себя за его эмиссара и доверенного человека. Также он отрекся от заблуждений, порочных толкований и приукрашенных выдумок, принадлежащих Мухтару.

Одна из таких выдумок касалась принадлежащего ему старого кресла. Мухтар покрыл его парчой, украсил всевозможными украшениями и заявил:

"Это одна из реликвий эмира верующих Али, да возвеличит его Аллах! - подобная ковчегу завета у израильтян. Когда Кайсан сражался со своими противниками, он ставил это кресло на открытое пространство перед строем и говорил: Сражайтесь, победа и успех за вами! Это кресло занимает среди вас место ковчега завета среди израильтян, в нем благодать и помощь. Ангелы сверху спустятся в помощь вам".

Известен рассказ о белых голубях, которые появились в небе. До этого Мухтар говорил своим людям, что ангелы спустятся в образе белых голубей.

Рифмованная проза, которую он сочинял, известна как самое пустое сочинение.

Связать себя с Мухаммадом ибн аль-Ханафией его заставила добрая вера в него и любовь со стороны простого народа. Мухаммад был человеком большой учености, обширных знаний, обладал проницательным умом. Эмир верующих поведал ему обстоятельства грядущих бедствий и открыл ему пути познания. Мухаммад избрал уединение и предпочел славе безвестность.

Говорили, что он был хранителем знания об имамате, пока не передал это наследие тому, кто его достоин.

Сейд аль-Химйари и поэт Кусайр Аззы были его приверженцами. Кусайр сказал о нем:

Да! Имамов из Курайша, попечителей истины четверо равных:

Али, и трое его сыновей.

Это внуки Пророка,

с которыми у него нет тайн.

Один внук - внук веры и праведности.

Второго внука скрыла Кербела.

Третий внук не вкусит смерти,

пока не встанет во главе конницы,

со знаменем впереди.

Он скрылся невидимый среди них

на время в ущелье Радва.

Мед и вода перед ним.

Сейд аль-Химйари верил в то, что ибн аль-Ханафия не умер, что он пребывает на горе Радва, между львом и тигром, охраняющими его. Перед ним два источника, текущие водой и медом. Он вернется после сокрытия, чтобы наполнить землю справедливостью, как ныне она наполнена несправедливостью.

Именно аль-Химйари первым высказался о сокрытии имама и его возвращении из сокрытия, что затем признали и другие шииты. Это мнение распространилось среди кайсанитов и было признано ими одной из основ религии.

После смерти Мухаммада ибн аль-Ханафии кайсаниты разошлись во мнениях относительно того, кто является следующим имамом, и каждое расхождение стало отдельным учением.

Кайсаниты-мухтариты оставили заметный след в ранней истории Ислама.

Предыстория восхождения Мухтара такова. Мухтар, будучи активным сторонником Абдаллаха ибн аз-Зубайра, с разрешения последнего отправился в Куфу и прибыл туда, ориентировочно, в 684 г. Однако вместо того, чтобы выступать в защиту интересов Абдаллаха, он стал вести пропаганду в пользу Мухаммада ибн аль-Ханафии, называя себя его представителем. Мухтар был задержан властями города, но по просьбе Абдаллаха ибн Умара ибн аль-Хаттаба, который доводился ему родственником, был отпущен с условием не поднимать смуту в городе.

После смерти халифа Язида ибн Муавии центральная власть потеряла контроль над восточной частью халифата. В Куфе вспыхнуло шиитское восстание, направленное на свержение власти Умаййадов, возглавленное несколькими сподвижниками Пророка.

Восставшие выступили под лозунгом: "Месть за смерть аль-Хусайна". Они напомнили куфийцам, что именно они виновны в смерти внука Пророка: это они пригласили его в город, а затем предали, не оказав поддержки. Смыть с себя этот грех куфийцы могли, лишь отомстив убийцам аль-Хусайна. Для этого был сформирован отряд добровольцев-мстителей, называвших себя "таввабин" - кающиеся, который выступил в поход на Сирию, где находились убийцы аль-Хусайна - Убайдаллах ибн Зияд и другие. Там повстанцы вступили в неравный бой с сирийской профессиональной армией, возглавляемой ибн Зиядом, и потерпели сокрушительное поражение, понеся большие потери. Все их лидеры погибли. Немногие уцелевшие по предводительством Мухтара возвратились в Куфу.

В это время формальным правителем Куфы был Абдаллах ибн аз-Зубайра. Мухта, сплотив вокруг себя шиитов Куфы, внезапно поднял восстание против представителей ибн аз-Зубайра и захватил власть в городе. Укрепившись в городе, Мухтар стал планомерно расправляться с куфийцами, замешанными в убийстве аль-Хусайна. Вскоре под контроль Мухтара перешли почти весь Ирак и часть Персии. Исламское государство раскололось на три враждующих между собой области: Сирия и Египет, власть в которых принадлежала Умаййадам; Хиджаз и Басра, которыми правил ибн аз-Зубайр; Куфа и восточные области, контролируемые Мухтаром. Кроме этого, в некоторых районах халифата начинали набирать силу хариджиты.

Мухтар пытался расширить сферу своего влияния. Первым его шагом в этом направлении стал неудачный поход против 80-тысячной сирийской армии. Посланное им войско, увидев огромное численное превосходство противника, без боя отступило в Куфу. Очередная проблема ожидала Мухтара в Куфе, где против него выступило местное население, но это восстание было подавлено силами Ибрахима ибн аль-Аштара.

Желая воспользоваться противостоянием ибн аз-Зубайра и Абд аль-Малика ибн Марвана, халифа династии Умаййадов, Мухтар попытался нанести удар по ибн аз-Зубайру и захватить часть его территорий. Но у ибн аз-Зубайра нашлись силы для того, чтобы нанести поражение армии противника. Лишь в 687 г. войскам Мухтара, возглавляемым Ибрахимом ибн аль-Аштаром, удалось одержать победу над Умаййадами.

Опасаясь дальнейшего усиления Кайсана, Абдаллах ибн аз-Зубайр решил покончить с ним раз и навсегда. Войска басрийцев под командованием брата аз-Зубайра Мусаба выступили в поход против Мухтара. После ряда проигранных сражений Ал-Мухтар с несколькими сотнями последних сторонников был осажден в своем куфийском дворце.

Возможно, решающую роль в поражении Мухтара сыграло то, что его лучший военачальник Ибрахим ибн аль-Аштар после победы над армией Умаййадов отказался подчиняться Мухтару и оставил его без поддержки.

В апреле 687 г. Мухтар погиб во время вылазки из осажденного дворца, после чего его сторонники сдались Мусабу и все, за редким исключением, были казнены.

По мнению некоторых ученых, взгляды Мухтара оказали огромное влияние на шиизм, прежде всего, на развитие его идеологических аспектов. Благодаря этому влиянию, шиизм превратился из политического движения сторонников передачи власти "семейству Пророка", в частности, Али и его потомкам, в обособленную идеологическую школу, учение которой приобрело ряд отличительных признаков.

Мухтар первым высказал идеи, вошедшие впоследствии в вероучение большинства шиитских сект: сокрытие имама, его возвращение после смерти, воплощение в имаме Божественной частицы, переселение душ и, главное, - концепция Махди.

Согласно хадисам, в конце времен появится Махди, последний потомок Пророка, который объединит мусульман и избавит мир от охвативших его ужасающего нравственного падения, бесчестия, несправедливости, лицемерия и горестей.

Несмотря на некоторые различия, веру в приход Махди разделяли большинство мусульман, но именно у Мухтара Махди приобретает сверхчеловеческие черты, существуя вне законов пространства и времени. Это тот, кого люди ожидают, как высохшая земля ждет дождя.

Махди - беспрецедентная личность в истории человечества, он единственный в своем роде, его невозможно сравнить с кем-либо в силу отсутствия какого-либо сходства.

Махди - это тот, кто перевернет имеющиеся представления, он напрямую ведом Аллахом, ему подвластно все сущее, он способен управлять вселенной.

Это тот, кто установит идеальную справедливость и уничтожит всякую несправедливость.

Он - доказательство могущества Аллаха.

Он выше всякого Пророка и Посланника и своим значением затмевает фигуру Иисуса Христа, в приход которого также верят мусульмане. Христос должен решить всего один вопрос - указать христианам на их ошибку, объяснить им, что он не Бог, а только Его Посланник.

Махди, а не Иисус - истинный правитель мира в конце времен.

Пророки Хидр, Иисус и Ильяс станут его помощниками и будут читать молитву позади него. Все это показывает высочайшее положение Махди.

Махди соединит в себе все знания и способности предыдущих Пророков. Он будет обладать такими предметами как

перстень Пророка Сулеймана,

посох Пророка Мусы,

он отыщет ковчег завета.

Он сможет растолковать в Коране то, что не растолковал даже Пророк Мухаммад. Он объяснит значение всего, даже значение и смысл тех букв, которые есть в начале некоторых сур и истинный смысл которых никто не знает. Но и это еще не все. Некоторые полагают, что после победы Махди исчезнет само понятие греха, поскольку Махди уничтожит первопричину всякого греха - проклятого Иблиса, навсегда избавив мир от искусителя.

Эта идея получила такое широкое распространение, что в данный момент приход Махди ждут все мусульмане.

Если для суннитов вера в пришествие ожидаемого, ведомого Аллахом Махди - это просто одна из основ их идеологии, верить в которую обязательно, то для шиитов это краеугольный камень, на котором стоит все их учение.

[Общеизвестно, что в Священном Коране нет ни одного аята, в котором бы упоминался Махди. Что же касается хадисов о Махди, которые записаны в суннитских сборниках, то их существует огромное количество, возможно, более ста. Среди этих хадисов есть выдуманные, слабые, и их большинство, и есть несколько хороших, например:

"Махди из моего рода и из потомков Фатимы".

В тех нескольких хадисах, которые признаны хорошими или даже достоверными, нет никаких конкретных сведений о Махди, а дается только информация, что в последние времена он будет на земле. У шиитов же существует еще б?льшее количество хадисов о Махди, да и в каждой своей книге они уделяют ему отдельную главу. Суннитами и шиитами о Махди написано множество книг и статей, желающие могут подробнее изучить этот вопрос самостоятельно. Правда, некоторые исламские ученые считали, что все пророчества о приходе Махди являются лишь выдумкой шиитов.].

2. Хашимиты

Хашимиты - сторонники Абу Хашима, сына Мухаммада ибн аль-Ханафии.

Хашимиты говорили, что после смерти Мухаммада ибн аль-Ханафии имамат перешел к его сыну Абу Хашиму. Они утверждали, что отец сообщил ему тайные знания и рассказал о способе определения будущих событий с помощью иносказательного толкования Корана.

Также они говорили, что все внешнее имеет скрытый смысл, каждое тело имеет дух, каждое откровение имеет толкование, каждая форма в этом мире имеет сущность в том мире. Частицы мудрости и тайн рассеяны по вселенной. Истинным имамом является тот, в ком соединились эти частицы. Именно это знание Али передал своему сыну Мухаммаду ибн аль-Ханафии, а тот - своему сыну Абу Хашиму.

После смерти Абу Хашима его приверженцы разошлись во мнениях, кого считать имамом после него.

Первые утверждали, что Абу Хашим умер на пути из Сирии в аш-Шарат, но перед этим оставил завещание Мухаммаду ибн Али ибн Абдаллаху ибн Аббасу.

[О передаче власти от Абу Хашима к потомкам Аббаса существует такая история. Как говорят Аббасиды, Абу Хашим жил в Сирии в местечке Хумайм. Перед своей смертью Абу Хашим передал Мухаммаду ибн Али ибн Абдаллаху ибн Аббасу некий желтый свиток. Якобы этот желтый свиток хранился у потомков Али ибн Аби Талиба как доказательство особых знаний, хранящихся у них, и переданных им самим Пророком Мухаммадом.]

Это завещание передавалось в его потомстве, пока халифат не перешел к Аббасидам. Аббасиды утверждали, что имеют право на халифат в силу своей близости к Посланнику Аллаха, ведь когда скончался Посланник Аллаха, его дядя Аббас имел преимущественное право наследования.

[О приходе к власти династии Аббасидов рассказано в главе, посвященной учению ризамитов.].

Вторые утверждали, что после смерти Абу Хашима имамат принадлежал его племяннику аль-Хасану ибн Али ибн Мухаммаду ибн аль-Ханафии.

Третьи говорили, что Абу Хашим оставил завещание своему брату Али ибн Мухаммаду, а Али - своему сыну, аль-Хасану. По их мнению, имамат остается у потомков Мухаммада ибн аль-Ханафии, и не может перейти ни к кому другому.

Четвертые утверждали, что Абу Хашим оставил завещание Абдаллаху ибн Амру ибн Харбу аль-Кинди, и что имамат перешел от Абу Хашима к Абдаллаху, в которого перешла и душа последнего. Этот человек не обладал знаниями, и вскоре люди поняли, что он лжец и отвернулись от него, после чего признали имамат Абдаллаха ибн Муавии ибн Абдаллаха ибн Джафара ибн Аби Талиба.

Согласно учению Абдаллаха, души людей переселяются из одного тела в другое. Именно в телах происходит и наказание, и вознаграждение. Душа может переселиться как в тело человека, так и в тело животного. Божественный дух также переселялся, пока не вселился в него. Абдаллах говорил о своей божественности, пророчестве и о том, что он знает сокровенное. Его глупые приверженцы поклонялись ему. Они не верили в воскресение.

Слова Аллаха:

"Нет греха на тех, которые уверовали и творили благие дела, в том, что они вкушают, когда они богобоязненны…" [Коран, сура 5 "Аль-Маида", аят 93.]

он истолковал так, что если человек познал имама и присягнул ему, то для него становится дозволенной любая пища. Такой человек достигает совершенства и удовлетворения.

От Абдаллаха произошли секты хуррамитов и маздакитов в Ираке. Его приверженцы разошлись между собой после того, как он погиб в Хорасане. Одни из них утверждали, что он не умер и вернется.

Другие - что он умер, а его дух перешел в Исхака ибн Зайда ибн аль-Хариса аль-Ансари. Это - хариситы, которые разрешали запрещенное и не обременяли себя религиозными обязанностями.

Между приверженцами Абдаллаха ибн Муавии и приверженцами Мухаммада ибн Али были разногласия относительно имамата, так как каждый из них притязал на завещание со стороны Абу Хашима, а на самом деле, большой вопрос, было ли вообще это завещание.

3. Байаниты

Байаниты - приверженцы имамата Байана ибн Симана ат-Тамими.

Байаниты утверждали, что имамат от Абу Хашима перешел к Байану. Они относились к "крайним" шиитам, которые верили в божественность эмира верующих Али. Байан говорил:

"В Али воплотилась божественная частица и соединилась с его телом. Благодаря этой частице он знал сокровенное, сообщая о грядущих событиях и бедствиях, и эти сообщения всегда были верными. Благодаря ей он сражался с неверными и победа всегда была с ним. Благодаря силе этой частицы он вырвал ворота Хайбара, сказав об этом: "Клянусь Аллахом! Я вырвал ворота Хайбара не физической силой, а божественной, небесной силой, освещенной светом ее Господа". Небесная сила в его душе - как светильник в нише, а божественный свет - как свет в светильнике".

Байан говорил, что, возможно, Али иногда появляется. Аят Корана:

"Неужели они ждут только, чтобы пришел к ним Аллах вместе с ангелами в сени облаков?" [Коран, сура 2 "Аль-Бакара", аят 210.]

- он истолковал как указание на Али. Это Али придет в сени облаков, гром - его голос, молния - его улыбка.

Потом Байан стал утверждать, что божественная частица перешла к нему в результате переселения души. Благодаря ей он имеет право быть имамом и халифом. Это именно та частица, благодаря которой Адам имел право на поклонение ангелов.

Байан утверждал, что Бог имеет облик человека орган за органом, часть за частью, и говорил, что Он весь погибнет, кроме Его лика, согласно словам Всевышнего:

"Всякая вещь погибнет, кроме лика Его" [Коран, сура 28 "Аль-Касас", аят 88.].

Весь этот постыдный срам он изложил в письме Мухаммаду ибн Али ибн аль-Хусайну аль-Бакиру и призвал последнего признать его власть. Он писал:

"Покорись, и ты спасешься и поднимешься по лестнице к небу. Ведь ты не знаешь, где Аллах поместит пророчество".

Получив это письмо, аль-Бакир приказал гонцу съесть принесенный им свиток. Тот съел его и тотчас умер. Гонца звали Умар ибн Абу Афиф.

Тем не менее, вокруг Байана ибн Симана объединилась группа людей, которые поверили ему и приняли его учение. Тогда Халид ибн Абдаллах аль-Касри убил его. Говорят он сжег его в огне вместе с куфийцем, известным как аль-Маруф ибн Саид.

4. Ризамиты

Ризамиты - последователи Ризама ибн Разма.

Они вели имамат от Али ибн Аби Талиба к его сыну Мухаммаду ибн аль-Ханафе, затем к Абу Хашиму, от него по завещанию к Али ибн Абдаллаху ибн Аббасу. Далее имамат перешел к Мухаммаду ибн Али, Мухаммад завещал своему сыну Ибрахиму, господину Абу Муслима, который агитировал людей в пользу Ибрахима и признавал его имамат.

Учение ризамитов возникло в Хорасане во время Абу Муслима. Говорили, что Абу Муслим поддерживал их, потому что они привели имамат к нему, заявив, что он имеет право на долю в имамате. Ризамиты утверждали, что в нем воплотилась божественная частица. Эта частица помогала Абу Муслиму в его борьбе против Умаййадов, пока он не перебил их всех до последнего. Ризамиты верили в переселение душ.

Первоначально этого учения придерживался аль-Муканна, который, опираясь на придуманный им вздор, приписывал себе божественность. У него появились последователи в Мавераннахре. Это одна из сект хуррамитов, приверженцы которой пренебрегали предписаниями религии. Часть их утверждала, что религия - это только познание имама; часть - что религия состоит из двух вещей: познания имама и верности ему. У кого есть две эти вещи, тот уже достиг совершенства, и с него снимаются религиозные обязанности. Некоторые из них вели имамат к Мухаммаду ибн Али ибн Абдаллаху ибн Аббасу от Абу Хашима ибн Мухаммада ибн аль-Ханафии, признавая завещание и исключая любой другой путь.

Первоначально Абу Муслим придерживался учения кайсанитов. Он искал лучшего из семейства Пророка, того, кто обладал бы обширными знаниями и не нуждался бы в учителе, и нашел такого человека в лице Джафара ибн Мухаммада ас-Садыка. После этого он отправил последнему такое письмо:

"Я уже бросил клич и призвал народ к отказу от покровительства Умаййадов и к признанию покровительства семейства Пророка. Если ты хотел этого, то большего тебе и желать нельзя".

Но ас-Садык написал ему в ответ:

"Ты - не из моих людей, и сейчас не мое время".

Тогда Абу Муслим склонился к Абу аль-Аббасу Абдаллаху ибн Мухаммаду ас-Саффаху и вручил ему власть халифа.

Аббасиды стали второй династией после Умаййадов, возглавившей мусульманское государство. Свою пропаганду против Умаййадов Аббасиды вели под лозунгом: "Возвращение власти семейству Пророка", а свой призыв вели в пользу неопределенного человека из семейства Пророка - "угодного Аллаху".

Свое право на руководство общиной они обосновывали близостью к Пророку. Ведь их предок Аббас ибн абд аль-Мутталиб был родным дядей Мухаммада и в отсутствии сыновей у последнего имел право на наследование своему племяннику. Первоначально движение Аббасидов вышло из шиитских кругов, скорее всего, из кайсанитов. До появления на политической арене Аббасидов, кайсаниты предприняли множество попыток прийти к власти, создав хорошо организованную тайную сеть агентов. Эти агенты подчинялись центру и вели пропаганду против Умаййадов. Возможно, что Абу Хашим передал им руководство этим движением, а "желтый свиток" - это не что иное, как список агентов кайсанитов в различных городах халифата.

Очень дальновидным ходом Аббасидов было то, что они, ведя свою пропаганду, не уточняли конкретно, кого именно они хотели привести к власти. Этим они смогли привлечь на свою сторону большое число шиитов восточных областей халифата, которые считали, что после свержения Умаййадов халифом станет кто-то из потомков Али.

Под руководством перса Абу Муслима Аббасиды совершили переворот сначала в Хорасане, а затем победоносным маршем дошли до Куфы, где в 750 г. Абу аль-Аббас ас-Саффах был провозглашен первым халифом династии Аббасидов.

А уже через год был захвачен последний оплот Умаййадов - Сирия, где было казнено большинство членов семейства Умаййа.

Как известно, Абу Муслим хотел, чтобы пост халифа занял Джафар ибн Мухаммад ибн Али ибн аль-Хусайн ас-Садык - самый уважаемых из потомков Али ибн Аби Талиба в тот момент. Но Джафар, в силу ряда причин, отказался. Тогда Абу Муслим предложил занять пост халифа Абу аль-Аббасу, и получил его согласие.

Шииты, увидев, что халифом стал не алид, а аббасид, поняли, что их обманули. После этого дороги шиитов и Аббасидов разошлись настолько, что аббасидская власть стала преследовать вчерашних союзников и помощников, жестоко расправляясь с алидами.



= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС =