М.З. МАМИРГОВ. Книга исламских сект и вероучений


I. Учения ранних исламских групп (VII-XII вв.)
II. Исламские течения XII-XX вв.

Жду Ваших писем!

= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС =

 

Часть I. Учения ранних исламских групп

Мурджииты

Вначале следует рассказать о предыстории возникновения мурджиизма. Лозунг "ирджа" (откладывание) был обращен к мусульманам, разделившимся после смерти Усмана и последующих событий на несколько непримиримых групп. Как говорят, первым высказал подобные взгляды внук Али - Хасан ибн Мухаммад ибн аль-Ханафия - с целью примирить враждующих Алидов и Умаййадов.

Он призывал оставить споры и пересуды друг о друге; перестать обвинять друг друга в неверии, оставив решение этого вопроса до Судного дня, когда Всевышний Аллах сам вынесет суждение о человеке; говорил, что до этого момента любого, кто засвидетельствовал свою веру, следует считать мусульманином.

Такая позиция была выгодна, прежде всего, правящему умаййадскому режиму. Большинство мусульман понимали, что умаййадские халифы виновны во множестве больших и малых грехов. И для государственных лиц, и для народа было очевидным, что их образ жизни и методы правления имеют мало общего со следованием Пророку и первым халифам. В такой ситуации возникал логичный вопрос - достойны ли эти правители должности халифа - заместителя Посланника Аллаха?

Хариджиты утверждали, что правитель, нарушающий шариат, - перестает быть мусульманином; свергнуть его - прямая обязанность мусульман.

Мутазилиты, хотя и говорили о промежуточном состоянии, тоже не отрицали возможности свержения нечестивого правителя.

Шииты считали незаконной власть любого правителя, не являющегося членом семейства Пророка, - неважно, был ли он справедливым халифом или грешный угнетателем. История - свидетель многочисленных шиитских восстаниях против различных мусульманских династий.

На фоне непримиримой позиции вышеприведенных групп мурджииты резко выделялись своей терпимостью. Они заявили:

"Главное - словесное признание Ислама, а то, что совершает тот или иной человек, имеет второстепенное значение; в Судный день с этим вопросом разберется Всевышний Аллах. Вера либо есть, либо ее нет".

Мурджииты предлагали закончить бесконечные выяснения правоты той или иной стороны, которые начались с момента убийства халифа Усмана и ввергли исламскую общину в пучину первой гражданской войны, фактически расколовшей государство на несколько враждующих областей (умаййадский Шам, зубайритский Хиджаз, шиитский Ирак и возникающие в разных местах хариджитские эмираты).

Так как достоверно установить правоту той или иной стороны не представлялось возможным, мурджииты предлагали принять существующую власть как должную и признать ее законность.

Такая позиция, безусловно, было весьма выгодна для власть имущих и получала их поддержку. Интересно заметить, что, несмотря на принципиальное несогласие суннитов с мурджиитами в отношении определения понятия и сущности веры, они сходились в своем отношении к верховной власти, проповедуя несопротивление ей и запрет на вооруженный мятеж.

Понятие "ирджа" имеет два значения. Одно из них - "отсрочивать", как в словах Всевышнего:

"Отсрочь ему и его брату" [Коран, сура 7 "Аль-Араф", аят 111.],

- то есть дай ему время, дай ему отсрочку.

Второе - "давать значение". Именно первое значение и необходимо брать во внимание для понимания идеологии мурджиитов.

Общее учение мурджиитов строится на следующих положениях:

" при всех обстоятельствах мурджииты предлагали смотреть, прежде всего, на намерение и веру человека, а не на то, что он говорит и какие дела совершает.
"
" также мурджииты были твердо убеждены, что если в душе человека есть искренняя вера в Аллаха, то совершение греха не причинит ему вреда, также как не принесет пользы совершение благих дел при отсутствии у человека веры в Аллаха и Его религию.
"
" мурджииты призывали не выносить немедленное решение о вере или неверии какого-то человека, и предлагали отложить решение о нем до Судного дня, предоставив его Аллаху - самому справедливому судье. Также мурджииты старались не судить о каком-либо человеке и не говорить о том, где он будет в раю или в аду, на основании поступков и слов человека в этой жизни.
"
Мурджииты бывают четырех видов:

1. Мурджииты хариджитские.

2. Мурджииты кадаритские.

К кадаритским мурджиитам относятся Мухаммад ибн Шабиб, аль-Салихи, аль-Халиди, а также последователи Гайлана ад-Димашки [Гайлан ад-Димашки - был казнен около 742 г. в Дамаске.], первым соединившего кадар и ирджа.

3. Мурджииты джабаритские

4. "Истинные" мурджииты.

На этом моменте я бы хотел немного заострить внимание читателя. Авторы, занимавшиеся описанием исламских течений, имели разные взгляды на то, какие из них являются основополагающими или материнскими, а какие - их ответвлениями. Некоторые авторы выделяли 5 больших групп, а именно: мутазилитов, суннитов, шиитов, хариджитов и мурджиитов. Другие придерживались мнения, что крупнейших групп 6, и к указанным выше добавляли джабаритов. Есть и такие, кто считает "крайних" шиитов отдельной крупной группой.

Но, на мой взгляд, в Исламе существуют 4 основные религиозные группы:

сунниты,

шииты,

мутазилиты и

хариджиты;

они самодостаточны, религиозно независимы, имеют совершенно раздельные научные и религиозные основы. Конечно же, в наше время никто не выступает с восстанием, называя себя хариджитами.

Также можно заметить, что хотя хариджиты еще формально и существуют, например, в Омане, но по сути это совсем не те воинственные хариджиты, которые наводили страх на жителей всех концов Халифата. Современные хариджиты отказались практически от всех своих былых постулатов.

Сегодня Оман - это открытое государство, которое активно занимается торговлей со всеми возможными партнерами. Перечислить количество международных торговых, да и не только торговых, организаций, в которых состоит Оман, просто не представляется возможным. Оман - это средоточие спокойствия. За последние десятилетия это одна из немногих арабских стран, которой удалось избежать участия в каких-либо войнах или конфликтах; внутри государства также не замечается острых социальных и политических конфликтов. Со стороны Омана не было не только каких-то агрессивных действий по отношению к соседям, но даже и угроз в их адрес. В Омане спокойно проживают крупные общины суннитов-ханбалитов, шиитов-имамитов, работают десятки тысяч иммигрантов, в том числе и немусульман. Таким образом, можно сделать вывод, что хотя Оман и считают ибадитским (хариджитским) государством, на самом деле, - это по сути обычное светское государство. Сунниты утверждают, что многие ибадиты отказываются от своей идеологии и своего мазхаба и становятся суннитами.

Но когда где-то возникает группа мусульман и начинает вести вооруженную борьбу, совершать переселение, стремиться свергнуть существующую исламскую или неисламскую власть - этих людей характеризуют как хариджитов. Хотя, на самом деле, общего с хариджитами VII-X вв. у них ничего и нет - они не следуют их методу, не читают книги их авторов и т. д. Хариджитами их называют, например, за жестокое обращение с несогласными, обвинение в неверии своих противников, стремление прийти к власти насильственным путем и т.п. Именно это является основными чертами "истинного" хариджизма. Таким образом, можно сделать вывод, что хариджизм - такое течение, которое наверняка будет существовать во все времена.

Мутазилизм, - несмотря на многочисленные внутренние разногласия и различные мнения, - это религиозное учение, имеющее ряд постулатов, четко отличающих его от остальных религиозных групп. Только тот, кто одновременно признает эти основы, может считаться мутазилитом. Это так называемые пять основ:

Единобожие,

Божественная справедливость,

обещание и угроза,

промежуточное состояние и повеление одобряемого и

запрещение осуждаемого.

В свое время мутазилиты были одной из самых активных и образованных групп среди мусульман. Невозможно отрицать то влияние, которое оказали на исламское богословие мутазилитские идеи. До сих пор при изложении убеждений все мусульманские общины следуют некой основной программе, которая была разработана во времена идеологического противостояния мутазилитов, суннитов и шиитов.

Большое влияние со стороны мутазилитов испытали не только традиционалисты, вследствие чего появились такие школы как ашаритская и матурудитская, но и шиизм. В наше время я не встречал и не слышал о том, чтобы кто-то говорил, что он является мутазилитом. Хотя говорят, что в некоторых отдаленных горных районах Памира существуют их небольшие общины.

Но идеи мутазилитов продолжают жить и занимать умы мусульман. Время от времени среди мусульман возникают группы, которые в некоторых вопросах соглашаются с мутазилитами, хотя при этом они и не называют себя таковыми. Но для нас должно быть понятно, что если вдруг возникнет группа, утверждающая, полную свободу воли или сотворенность Корана, то это не придумано ими, а умышленно или невольно заимствованно у мутазилитов.

Сложность ситуации в наше время состоит именно в том, что сейчас никто не говорит:

"Мы полностью возвращаемся к учению хариджитов или мутазилитов".

Нет. Каждая отдельная секта называет себя "людьми Сунны и согласия", но к этим убеждениям может быть незаметно добавлено что-то из идеологии хариджизма или мутазилизма. Это явление возникло минимум в X в.

В связи с этим приведем слова одного из известнейших мутазилитов своего времени аль-Хаййата:

"Многие люди согласны с нами в отношении Божественной справедливости, но признают антропоморфизм.

Многие согласны с нами относительно Единобожия [Имеется в виду согласны с мутазилитами в их понимании Единобожия.], но признают предопределение.

Многие согласны с нами относительно Единобожия и Божественной справедливости, но расходятся с нами относительно Божественных обещаний.

Никто из них не может считаться мутазилитом, пока не признает все эти пять основ вместе".

На самом же деле ситуация такова. У каждой из этих четырех крупных исламских групп есть свои отличительные особенности, которые практически ни в чем между собой не совпадают. Таким образом, получается несколько десятков таких особенностей, и все остальные секты получаются путем их комбинирования. Поэтому их трудно назвать самостоятельными и трудно отнести к какой-либо из сект. В подтверждение сказанного приведем несколько примеров.

Первый - дирариты. От мутазилитов они взяли отрицание атрибутов Аллаха, а от суннитов - то, что человек не обладает свободой воли.

Другой пример - каррамиты. В отношении имамата и предопределения они были согласны с суннитами; в том, что разум способен различать добро и зло, - с мутазилитами.

Еще пример - зайдиты. По сути, они не придерживались одного из основополагающих убеждений шиитов о Божественной природе власти. Они не утверждали, что имам устанавливается для людей непосредственно Аллахом. А их требование к имаму обязательно защищать свои притязания с оружием в руках: разве они не ближе к хариджизму, чем к шиизму?

А вот ан-Наззам, который считался одним из самых авторитетных мутазилитов, в некоторых вопросах разделял мнение шиитов, предъявляя претензии первым халифам.

Шиизм - это и вовсе религиозная община, настолько отличная от суннитов, что можно смело сказать, что речь идет о совершенно другой религии. И хотя, бесспорно, существуют некие объединяющие моменты: вера в Аллаха, Коран, Пророк Мухаммад, некоторые общие ритуалы, - но даже здесь между шиитами и суннитами существуют громадные разногласия. Различные толкования Корана, отсутствие общих сборников хадисов, принципиальные различия не только в "основах", но и по "второстепенным" вопросам, наличие присущих только для шиитов трауров и праздников, разница есть даже в форме молитвы, азане, - все это свидетельствует о том, что это самодостаточные религиозные общины.

Таким образом, можно сделать вывод, что, начиная с VIII в., в мусульманской общине, на самом деле, не возникало течений, принципиально отличных от четырех основных. А все вновь возникшие либо выходили одно из другого (из мутазилитов - суммамиты, из шиитов - исмаилиты), либо перерождались одно в другое (исмаилиты - в карматов), либо появлялись путем совмещения некоторых вопросов одного из четырех основных течений с некоторыми вопросами другого из четырех (либо добавления своего собственного взгляда), как было сказано выше.

Поэтому ученые при изложении новых учений часто используют такие фразы, как:

"В этом они согласились с мутазилитами";

"В этом они последовали за шиитами";

"Здесь они рассуждали как хариджиты"

- это дополнительное подтверждение того, что вновь возникшие секты в любом случае сравнивали с первыми четырьмя. Не являются исключением из этого правила и мурджииты, о которых пойдет речь ниже.

Расскажем об "истинных мурджиитах".

1. Юнуситы

Юнуситы - последователи Юнуса ибн Ауна ан-Нумайри.

По его мнению, вера - это знание об Аллахе, покорность Ему, отказ от гордыни перед Ним и любовь к Нему в сердце. И если в человеке есть все эти качества, то он является верующим. Религиозные обязанности [например, обязательная молитва, пост, закят и т. п.] не относятся к вере, их невыполнение не наносит вреда сущности веры и не влечет за собой наказание, если вера была чистой, а убеждение искренним.

Юнус считал, что Иблис знал о том, что Аллах Един, но из-за своей гордыни перед Ним он стал неверным. В подтверждение этого Юнус приводил слова Аллаха:

"Он отказался и превознесся и стал одним из неверующих" [ Коран, сура 2 "Аль-Бакара", аят 34.].

Юнус говорил:

"Тот, чьим сердцем искренне и убежденно овладела покорность Аллаху и любовь к Нему, не будет проявлять непокорность. Но если он все-таки ослушается, то это ослушание не причинит ему вреда благодаря его глубокому убеждению и искреннему исповеданию Единобожия. Верующий попадет в рай не благодаря своим делам и исполнению религиозных обязанностей, а именно благодаря своему искреннему исповеданию Единобожия и любви к Аллаху".

2. Убайдиты

Убайдиты - названы по имени своего предводителя, Убайда аль-Муктаиба.

Передают такие слова Убайда:

"Мы знаем, что Аллах может простить любой грех, кроме многобожия. И если раб Божий умер, признавая Единобожие, то не причинят ему вреда совершенные им грехи и плохие поступки".

Аль-Яман рассказывал со слов Убайда и его последователей, что они считали:

"Знание Аллаха Всевышнего не перестанет быть иным, нежели Он сам, и речь Его не перестанет быть иным, нежели Он ам, и религия Аллаха также не престанет быть чем-то иным, нежели Он сам".

Они полагали, что Аллах по облику - человек, - да возвысится Он над их словами! - приводя в доказательство хадис Пророка:

"Воистину, Аллах сотворил Адама по образу Милосердного!"

3. Гасаниты

Гасаниты - последователи Гасана аль-Куфи.

У Гасана было свое мнение о том, что такое вера. Он полагал, что вера - это знание об Аллахе, Его Посланнике, а также признание того, что ниспослал Аллах, и того, что сообщил Посланник, в общем, без подробностей. Вера или есть, или ее нет, она не увеличивается и не уменьшается. Гасан утверждал, что если некто скажет:

"Я знаю, что Аллах запретил есть свинью, но я не уверен в том, что свинья, мясо которой Он запретил, - это именно свинья; может, это овца или другое животное?"

- то он все равно является верующим.

Если некто скажет:

"Я знаю, что Аллах предписал паломничество к Каабе, но я не знаю, где Кааба. Может быть, она в Индии?"

- то и такой человек тоже является верующим. Этими примерами Гасан стремился показать, что вопросы, подобные этим, не касаются основ веры, и их незнание не выводит человека из Ислама и не лишает его веры. Но это не означает то, что Гасан сомневался в чем-то из этого.

Это удивительные слова! Ведь разумный человек не может сомневаться, в какой стороне находится Кааба, и не видеть разницы между свиньей и овцой.

Гасан к тому же утверждал, что Абу Ханифа тоже был мурджиитом и разделял его взгляды, - да помилует его Аллах! Возможно, он оболгал его. Абу Ханифу и его приверженцев ерисиографы обычно называли суннитскими мурджиитами, возможно, из-за слов Абу Ханифы:

"Вера - это признание истинности Аллаха сердцем, она не увеличивается и не уменьшается"

- понятых в том смысле, что без искренней веры благие дела не приносят пользы, как совершение греха не причиняет вреда искреннему верующему. Но разве можно представить себе, чтобы ученый, разработавший огромное количество положений фикха [наука, занимающаяся разработкой норм исламского права во всех областях жизни человека и государства.] для жизни и деятельности мусульман, придавал делам человека лишь второстепенное значение?

Скорее всего, мурджиитские взгляды были приписаны Абу Ханифе, поскольку он был противником кадаритов и мутазилитов, а последние называли мурджиитами всех, кто выступал против них в вопросе о свободе воли.

Так же поступали и ваидиты [рассматривают как одну из хариджитских сект, считали, что совершивший тяжкий грех обречен на вечное пребывание в аду.]. Вероятно, прозвищем "мурджиит" Абу Ханифа обязан именно мутазилитам и хариджитам. А лучше всего знает Аллах!

Абу Ханифа ан-Нуман - один из крупнейших исламских ученых. Он родился в 699 г. х. в Куфе. В молодые годы Абу Ханифа прославился участием в диспутах между различными группами мусульман, но затем оставил это поприще и занялся изучением фикха. Со временем Абу Ханифа стал самым авторитетным ученым в этой области не только в Куфе, но и во всем Ираке.

Он разработал свои методы и приемы выведения правовых норм, отличные от тех, которые использовали его современники. Абу Ханифа считается основателем школы права и мазхаба, получившего название ханафитский. В настоящее время именно ханафитский мазхаб наиболее распространен среди мусульман.

Сейчас трудно сказать однозначно, каких взглядов придерживался Абу Ханифа. Некоторые считали его мурджиитом, как упомянул аш-Шахрастани.

Кроме того, известно, что Абу Ханифа был приверженцем Зайда ибн Али ибн аль-Хусайна; он помогал ему деньгами и поддержал его восстание в 740 г. Ученый выступал против Умаййадов и высказывался за передачу власти потомкам Али ибн Абу Талиба. Несмотря на многочисленные просьбы, уговоры и угрозы он отказывался занимать при Умаййадах какие-либо посты, за что подвергся жестоким преследованиям со стороны умаййадского наместника Куфы. Абу Ханифа был брошен в тюрьму, прошел через пытки, но так и не отказался от своих убеждений.

Однако под давлением общественного мнения наместник был вынужден отпустить ученого, после чего тот вместе с семьей переселился в Мекку. Там он прожил до свержения династии Умаййадов. Первоначально Абу Ханифа, как и многие другие, поддерживал приход к власти Аббасидов, считая, что имам должен быть потомком Пророка, к которым себя относили Аббасиды. Но, когда Аббасиды проявили свою враждебность к потомкам Али, Абу Ханифа рассорился с халифом и отвернулся от Аббасидов, не желая принимать от них ни должности, ни деньги.

После кровавого подавления восстания потомков Али в 762 г, Аббасиды начали жестоко преследовать Алидов, убивая их и забирая их имущество. Когда Абу Ханифа активно выступил против такой несправедливости, разгневанный халиф приказал высечь старого ученого. До самой своей смерти он подвергался различного рода репрессиям со стороны Аббасидского режима.

Сунниты считают Абу Ханифу одним из своих величайших ученых. С огромным уважением относятся к нему и зайдиты из числа шиитов, основывая на его мнении многие положения своего мазхаба.

Возможно, в течение жизни позиция Абу Ханифы изменялась, и в вопросе сущности веры он склонялся к мнению мурджиитов, а в вопросе имамата - к зайдитам. К сожалению, сквозь толщу веков мы не можем определить, каковы на самом деле были взгляды этого ученого. После себя Абу Ханифа оставил множество детально разработанных положений фикха и целую плеяду талантливых учеников, продолживших его дело в области изучения исламского закона.

4. Саубаниты

Саубаниты - сторонники Абу Саубана аль-Мурджии.

Они говорили, что вера - это познание и признание Аллаха и Его Посланников. Делам саубаниты придавали второстепенное значение.

Среди тех, кто признавал учение Абу Саубана, - Абу Марван Гайлан ибн Марван ад-Димашки, Абу Шимр, Мувайс ибн Имран, аль-Фадл ар-Ракаши, Мухаммад ибн Шабиб, аль-Атаби, Салих Кубба.

Вот основные моменты в учении Гайлана ад-Димашки:

" добро и зло исходят от раба Божьего;
"
" имам не обязательно должен быть курайшитом;
"
" имамом может стать любой человек, который будет руководить государством, основываясь на Коране и Сунне;
"
" право выбора имама принадлежит общине мусульман
"
Поистине, его слова удивительны! Ведь община мусульман сошлась в том, что имам обязательно должен быть курайшитом. По этой причине мухаджиры отклонили призыв ансаров, когда те сказали:

"От нас эмир, и от вас эмир!"

[Аш-Шахрастани говорит о событии, произошедшем сразу после смерти Пророка Мухаммада: ансары и часть мухаджиров собрались под навесом Сакифа, чтобы выбрать имама, который возглавил бы мусульман. Ансары хотели выбрать халифа из своей среды, но Абу Бакр напомнил им слова Пророка о том, что после Пророка халифы будут из племени курайш.]

В своем учении Гайлан соединил три вещи: свободу воли (кадар), откладывание (ирджа) и выступление (хурудж).

Кроме этого, саубаниты утверждали, что если в Судный день Аллах простит какой-либо грех одному человеку, то Он обязательно простит и всех остальных, совершивших такой же грех. И если Аллах выведет из ада одного грешника, то Он выведет оттуда и всех, кто повинен в таких же грехах.

Странно, что они стали утверждать, что верующие из числа сторонников Единобожия обязательно будут выведены из ада.

[Такая точка зрения удивляла Аш-Шахрастани. Но в наши дни представление, что все, кто засвидетельствовал свою веру, будут рано или поздно выведены из ада, широко распространилось среди мусульман. И это не только мнения людей. Как и по всем остальным вопросам, мусульманские ученые разошлись и в этом. Одни ученые, опираясь на некоторые аяты Корана и хадисы Пророка, говорят, что мусульмане непременно будут выведены из ада, хотя и могут пробыть там миллионы лет. Другие же полагают, что не только мусульмане, но и неверные рано или поздно выйдут из ада, приводя в защиту этой позиции свои доводы. В разделе о мурджиитах я не буду излагать суть этого разногласия, поскольку оно не относится к теме этой главы.].

Со слов Мукатила ибн Сулаймана передают мнение саубанитов, что ослушание воле Божьей не причиняет вреда человеку, который признает Единобожие и имеет веру, и что верующий никогда не попадет в ад.

Далее он предположил, что верующий, ослушавшийся своего Господа, в Судный день будет наказан на мосту, проходящем над адом. Огонь и жар ада будут касаться его, и он будет страдать в соответствии со своими грехами. После этого он попадет в рай. Мукатил сравнил такого человека с зернышком на раскаленной сковороде.

[Мост - наряду с весами, один из объектов, который будет присутствовать в Судный день. Этот мост, толщина которого меньше, чем толщина человеческого волоса, ведет в рай, пролегая над пламенем ада. Каждый должен пройти по мосту, но этот переход будет происходить у всех по-разному: Пророки и искренне верующие, не совершавшие больших грехов, преодолеют его за доли секунды; тем из верующих, кто совершил много грехов, будет стоить больших трудов пройти этот путь до конца; те же, чьи грехи были слишком велики, не смогут удержаться на мосту и упадут в ад.]

Со слов Бишра ибн Гийаса аль-Мариси передавали:

"Если совершившие тяжкие грехи попадут в ад, то они обязательно будут выведены из него после того, как получат наказание за свои грехи. А вечное нахождение в аду невозможно и несправедливо".

Говорят, что впервые понятие "ирджа" употребил аль-Хасан ибн Мухаммад ибн Али ибн Аби Талиб в своих письмах.

[Действительно, аль-Хасан ибн Мухаммад написал несколько писем, одно из которых было зачитано его представителем в мечети Мекки. Интересно, что перед этим аль-Хасан был участником алидских восстаний, но, видимо, либо он сам отказался от былых убеждений, либо его вынудили это сделать.].

Он утверждал, что совершивший тяжкий грех не становится неверным, так как исполнение религиозных обязанностей не является основой веры, и, следовательно, с прекращением исполнения этих обязанностей вера не исчезает.

5. Туманиты

Туманиты - последователи Абу Муаза ат-Тумани.

Абу Муаз придерживался мнения о том, что вера - это совокупность определенных качеств, благодаря которым верующий и отличается от неверного. Тот, у кого нет этих качеств, является неверным; человек является неверным, даже если у него нет хотя бы одного из этих качеств. Каждое из этих качеств, взятое в отдельности, само по себе, нельзя назвать верой или частью веры. Абу Муаз говорил:

"Таковыми качествами являются знание об Аллахе, признание Его всеобщей власти, любовь к Нему, искреннее исповедание Единобожия, и признание того, что сообщил Посланник Аллаха".

Человека, совершившего грех, большой или малый, по поводу которого не было единодушного решения мусульман, что он приводит к неверию, не называют неверным, а говорят о нем:

"Он сбился с правильного пути, он ослушался воли Божьей".

Абу Муаз так пояснял это положение:

"Кто оставил молитву или пост и говорит о дозволенности этого, тот становится неверным; но кто оставил их с намерением исполнять их в будущем, и не отрицает, что это его обязанность, тот не становится неверным. [В наши дни этого мнения придерживается большинство мусульман. Но трудно однозначно сказать, повлиял ли это мурджиизм на суннизм или наоборот.]. Но если кто-то убьет Пророка или побьет его, тот становится неверным, но не из-за убийства или избиения, а из-за неуважения, враждебности и ненависти к Посланнику Аллаха".

Это мнение разделяли ибн ар-Раванди [Ибн ар-Раванди - бывший мутазилит, затем, по некоторым данным, шиит. Автор многочисленных опровержений, в том числе и опровержений мутазилизма.] и Бишр аль-Мараси. Оба они говорили:

"Вера - это признание истинности Аллаха сердцем и языком, а неверие - непризнание Его".

6. Салихиты

Основателем этого учения был Салих ибн Умар ас-Салихи.

Ас-Салих, Мухаммад ибн Шабиб, Абу Шимр, Гайлан - все они в своем учении совместили кадар (свободу воли) и ирджа (откладывание). Хотя салихитов нельзя причислить к "истинным мурджиитам", мы все-таки упомянем и об их учении.

Ас-Салих говорил:

"Вера - это знание о существовании Аллаха, достаточно знать хотя бы то, что этот мир имеет Творца. Неверие - это незнание даже этого".

"Знание об Аллахе - это покорность и любовь к Нему. При этом допустимо, что человек верит в Аллаха, но не верит в Его Посланника, ведь разум допускает это".

Это удивительное утверждение, ведь Посланник говорил:

"Кто не верит в меня, не верит в Аллаха".

Далее ас-Салих говорил, что молитва не является служением Аллаху. По его мнению, служением Ему является лишь вера в Него, а вера - это знание о Нем. Вера не уменьшается и не увеличивается. Точно так же и неверие - единое свойство, оно не увеличивается и не уменьшается.

Что касается Абу Шимра аль-Мурджии аль-Кадари, то он полагал, что вера - это знание об Аллахе, любовь к Нему, покорность Ему в сердце, признание того, что Он Единственный, нет ничего подобного Ему. Таковы основы веры, пока на земле нет доказательства (худджи), а именно, Пророка от Аллаха. Если же появляется доказательство (Пророк), то к вере прибавляется обязательство признать этого Пророка.

Знание и признание того, что сообщил Пророк от Аллаха, не являются основами веры.

[Здесь требуется дать два разъяснения.

Во-первых, знание всего, что сообщил Посланник Аллаха, просто невозможно, следовательно, оно не может быть основой веры.

Во-вторых, ас-Салих говорит о необязательности признания того, что пришло от Посланника. Видимо, это следует понимать так, что человек не обязан безоговорочно признавать все хадисы, положения фикха, нормы шариата и тому подобные вещи, дошедшие до него через сотни лет после смерти Пророка; а не так, что человек имеет право не признать или не выполнить какой-либо приказ Пророка, который был отдан ему лично, или в существовании и достоверности которого он уверен.].

Каждое из качеств веры само по себе не является ни верой, ни ее частью, но когда они соединяются, то в совокупности становятся верой. Условием при наличии всех качеств веры салихиты ставили знание о справедливости. Под знанием о справедливости они подразумевали признание свободы воли, добро и зло которой исходит от человека, а не предопределено Аллахом.

Что касается Гайлана ибн Марвана из мурджиитов-кадаритов, то по поводу сущности веры у него было следующее мнение. Он говорил, что вера бывает двух видов.

Первый вид - это природная вера, которая от рождения есть в каждом человеке. Это знание того, что у мира есть Творец, знание об Аллахе в общем. Такая вера не делает человека верующим.

Второй вид веры - это знание об Аллахе, любовь и покорность Ему, признание того, что сообщил Посланник от Аллаха. Лишь тот, кто обладает такой верой, и является истинным верующим.

Среди авторитетных ученых и авторов мурджиитских трактатов были: аль-Хасан ибн Мухаммад ибн Али ибн Абу Талиб, Саид ибн Джубайр, Талик ибн Хабиб, Амр ибн Мура, Мухариб ибн Зияд, Мукатил ибн Сулайман, Зарр, Амр ибн Зарр, Хаммад ибн Абу Сулайман, Абу Ханифа, Абу Юсуф (ученик Абу Ханифы), Мухаммад ибн аль-Хасан, Кудайд ибн Джафар. Все они были знатоками хадисов.

В отличие от хариджитов и кадаритов, мурджииты не считали неверными совершивших тяжкие грехи и не осуждали их на вечное пребывание в аду.



= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС =