М.З. МАМИРГОВ. Книга исламских сект и вероучений


I. Учения ранних исламских групп (VII-XII вв.)
II. Исламские течения XII-XX вв.

Жду Ваших писем!

= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС =

 

Часть I. Учения ранних исламских групп

Хариджиты

Хариджиты - мятежники, раскольники, выступающие. Первоначально эта группа выступила с сугубо политическими требованиями. В основе их учения лежали вопросы легитимности власти, выбора имама и отношения к нему. В дальнейшем они развили некоторые другие основы идеологии, присущие именно этой группе, как, например, отношение к своим противникам, признание человека неверным и другие, о которых будет подробно рассказано при изложении их учений.

В начале рассказа о хариджитах требуется сделать оговорку. Практически все секты хариджитов рассматривали вопрос о признании тех или иных категорий людей многобожниками.

В настоящее время мы понимаем многобожие как придание сотоварища Аллаху, признание равного Ему, поклонение чему-либо, кроме Аллаха. У хариджитов же особое мнение по этому вопросу.

Многобожие они понимали как подчинение кому-либо, кроме Аллаха.

Согласно мнению мусульман, шайтан толкает людей к совершению грехов, ослушанию приказам Аллаха, сопротивлению Божьей воле. Тот же, кто выполняет приказы шайтана, по мнению хариджитов, берет его себе в качестве господина и становится его слугой, в то время как человек может быть слугой (рабом) одного лишь Аллаха. Именно это хариджиты считали многобожием. Они говорили, что человек, знающий Аллаха, не может подчиняться кому-либо, кроме Аллаха.

Хариджитом принято называть того, кто восстает против истинного имама, которого избрала мусульманская община. Не имеет значения, когда произошло это восстание, было ли оно направлено против праведных имамов во времена сподвижников Пророка, либо против его последователей в более позднее время.

История возникновения хариджитов такова. Впервые со взглядами, которые впоследствии стали называть хариджитскими, выступили люди из числа сторонников имама Али, которые воевали на его стороне в битве Сиффин.

Наиболее известные из них и их предводители: Ашас ибн Кайс аль-Кинди, Мисар ибн Фадаки ат-Тамими, Зайд ибн Хусайн ат-Таи.

[Вот, что нам стало известно о личности Ашаса ибн Кайса. Ашас был вождем племени киндитов. Когда халифом стал Абу Бакр, он послал своих представителей и сборщиков закята к племени Ашаса, но последний отказался присягнуть Абу Бакру и сказал:

"Мухаммад ушел своим путем, и арабы вернулись к тому, чему поклонялись прежде. Мы обитаем дальше всех от Абу Бакра, так неужели он пошлет на нас войска как на других?"

Тогда наместник, посланный Абу Бакром, вступил в сражение с непокорными, но Ашас разбил его. Некоторое время ибн Кайс оказывал ожесточенное сопротивление войскам мусульман, но, в конце концов, его силы иссякли. Тогда он пошел на переговоры и сдался с условием сохранения жизни ему и его родственникам.

После этого мусульмане вошли в крепость Ашаса и убили более 700 его воинов, забрали женщин и рабов. Таким образом, Ашас предал свое племя, за что его возненавидели люди. Потом Абу Бакр в Медине простил его.

Когда халифом стал Усман, он назначил Ашаса наместником Азербайджана. Став халифом, Али сместил его и вызвал к себе. Ибн Кайс хотел было перейти на сторону Муавии, но родственники сказали ему: "Смерть для тебя лучше, чем это", - и Ашас приехал к Али. В битве Сиффин Ашас воевал на его стороне. Когда Муавия и его сторонники пошли на хитрость и предложили мирные переговоры, то Ашас активнее всех стал спорить с Али и требовать, чтобы тот ответил на требование сирийцев. Ашас поехал к Муавии, и именно он договорился о третейском суде и убедил Али послать со своей стороны Абу Мусу аль-Ашари. Когда же третейский суд закончился, то первым, кто выразил недовольство этим судом, стал именно Ашас.

Он стал говорить, что недопустимо было вообще вести какие-либо переговоры и соглашаться на третейский суд. Таким образом, Ашас стал зачинщиком движения, впоследствии названного "хариджизмом".]

Сначала они сказали:

"Народ призывает нас к Книге Аллаха, а ты призываешь нас к мечу!",

- на что Али сказал:

"Я знаю, что в Книге Аллаха! Поспешите против неверных, против тех, кто говорит: "Аллах и Его Посланник лгали", - тогда как вы говорите: "Аллах и Его Посланник были правдивыми"".

Недовольные продолжали настаивать и требовали:

"Отговори аль-Аштара от борьбы с мусульманами, а иначе мы поступим с тобой так, как поступили с Усманом!" И Али был вынужден вернуть аль-Аштара, после того, как тот разбил армию противника и обратил ее в бегство - от сирийцев остался лишь небольшой отряд, сохранивший немного сил. И аль-Аштар подчинился приказу халифа.

[Малик ибн аль-Харис аль-Аштар - был верным сподвижником Али, и величайшим воином своего времени, он был командиром армии Али. Али говорил про него: "Малик для меня, занимает такое же место, как я для Пророка". Малик был отравлен по приказу Муавии, когда, Али отправил его в Египет наместником].

История третейского суда такова.

Вначале хариджиты вынудили Али согласиться на избрание третейских судей. Али хотел послать со своей стороны Абдаллаха ибн Аббаса. Но хариджиты не согласились на эту кандидатуру, сказав: "Он от тебя!" [Абдаллах ибн Аббас ибн Абд аль-Мутталиб доводился Али двоюродным братом.], - и вынудили его послать Абу Мусу аль-Ашари, чтобы он рассудил согласно Корану.

Исход суда оказался не таким, как того ожидал Али, и он отказался признать решение третейского суда. Тогда хариджиты выступили против него и сказали:

"Почему ты назначил третейскими судьями людей? Решение принадлежит только Аллаху!".

[В четвертом предисловии, касающемся разногласий между Али и Муавией, я по мере возможности подробно рассказал о развитии Сиффинской битвы, третейском суде и последующих событиях, произошедших с Али, Муавией и хариджитами.]

Это отступники, которые собрались в Нахраване [По договору между Али и Муавией, на время переговоров стороны должны были отойти на свои исходные позиции, соответственно, в Ирак и Сирию. Хариджиты отделились от основной армии Али и направились в местечко Харура, из-за чего их первоначально называли харуритами. В июле 658 г. Али разгромил хариджитов в сражении при Нахраване в Ираке.].

Крупнейшие секты хариджитов:


1. Мухаккимиты

2. Азракиты

3. Наджиты

4. Байхаситы

5. Аджрадиты

6. Саалабиты

7. Ибадиты

8. Суфриты

Все остальные - это ответвления от них.

Общим для всех хариджитских сект стал отказ признать Усмана и Али достойными халифами. Это положение для них важнее и выше любого религиозного предписания. Только при условии согласия с ним обоих супругов, их брак будет действительным. Хариджиты называют неверными совершивших тяжкие грехи и считают обязательным выступление против имама, если он нарушил Сунну.

1. Мухаккимиты

Мухаккимиты - это те, кто выступил против эмира верующих Али после истории с третейским судом. Они собрались в Харура, в окрестностях Куфы. Их возглавили Абдаллах ибн аль-Кавва, Аттаб ибн аль-Аввар, Абдаллах ибн Вахб ар-Расиби, Урва ибн Худайр, Язид ибн Асим аль-Мухарриби и Харкус ибн Зухайр аль-Баджали, известный как Зус-Судаййа. В день Нахравана они были во главе 12.000 человек - "людей молитвы и поста".

О них Пророк сказал:

"Молитва одного из вас презренна сравнительно с их молитвами, пост одного из вас презрен сравнительно с их постами, но их вера не превышает их возвышений".

Это отступники, о которых было сказано:

"Из многочисленного потомства этого человека выйдут люди, которые пронзят веру насквозь, как стрела пронзает дичь".

Это те, первый из которых Зуль-Хувайсира [Здесь аш-Шахрастани вспоминает Зуль-Хувайсира - того, кто первый выразил недовольство своим предводителем Пророком Мухаммадом и сказал ему: "Будь справедлив", - когда Пророк занимался разделом имущества среди мусульман.

Пророк сказал, что

"из многочисленного потомства этого человека выйдут люди, которые пронзят веру насквозь, как стрела пронзает дичь".], а последний - Зус-Судаййа.

Первоначально их выступление имело две основы.

а) Мнение относительно имамата. Они говорили, что имам не обязательно должен быть курайшитом. Имамом может быть тот, кого они избрали, и кто праведно управляет людьми на основе Корана и Сунны и на основе их убеждений. С теми же, кто выступит против избранного имама, необходимо вести борьбу.

В случае, если имам изменится, станет несправедливым, будет совершать грехи, то допустимо сместить его либо даже убить.

Хариджиты - самые упорные из людей в следовании собственному мнению. Они говорили о том, что в мире может и не быть имама. Если же все-таки возникнет необходимость его выбрать, то им может быть и раб, и свободный, и африканец, и курайшит.

б) Хариджиты говорили:

"Али ошибся, разрешив третейский суд и передав решение вопроса людям, тогда как решение принадлежит только Аллаху".

По поводу этих слов Али сказал:

"Изречение истины, под которым подразумевается ложь".

На самом деле они оболгали Али в двух отношениях.

Во-первых, в отношении того, что он избрал третейскими судьями людей. Это неправда, потому что именно сами будущие хариджиты вынудили Али к назначению третейского суда, хотя он и не хотел этого.

Во-вторых, избрание третейскими судьями людей дозволено, так как именно народ выносит решения по таким вопросам. От обвинения в ошибке хариджиты перешли к тому, что стали называть Али неверным, отошедшим от Ислама.

Хариджиты прокляли Али за то, что он боролся с клятвопреступниками, несправедливыми и отступниками. Сражаясь с клятвопреступниками, он захватывал в качестве добычи их имущество, но не брал в плен их детей и женщин. Убивал воинов из числа несправедливых, но не брал в качестве добычи их имущество, а в качестве пленников - их женщин и детей. Также они прокляли Али за то, что он ожесточенно сражался с отступниками, захватывал в качестве добычи их имущество и брал в плен их детей.

Этому моменту стоит уделить особое внимание. Пророк никогда не воевал против мусульман, следовательно, мы не имеем достоверных данных, как поступать с противником, его имуществом, женщинами и детьми. Это весьма тонкие вопросы фикха, в которых расходятся мусульманские правоведы. Критерием отношения к человеку служит именно его действие. То есть, как относиться к человеку, считать его мусульманином или вышедшим из рамок Ислама, зависит от действия, которое он совершил. Поэтому события, связанные с войнами в период халифата Али, служат хорошим источником права и примером того, как нужно поступать с разными группами лиц в зависимости от характера их деяний.

Пророк предсказывал Али, что он будет сражаться с тремя группами людей. Здесь указаны именно эти три группы:

Первая группа, "клятвопреступники" - те, кто дали присягу Али, но затем выступили против него. Прежде всего, это Тальха, аз-Зубайр, Марван и другие. Следствием этого стала Верблюжья битва. Как говорит аш-Шахрастани, Али сражался с людьми этой группы и разрешал захватывать их имущество в качестве трофеев. Но забирать в плен их женщин и детей не разрешал.

Вторая группа, "несправедливые" - это Муавия, Амр и их сторонники. Они не давали присяги Али, и этим отличались от предыдущей группы. Сражаясь с ними в битве Сиффин, Али запрещал захватывать имущество убитых, кроме оружия, и не разрешал брать в плен женщин, в качестве рабынь.

Третья группа "отступники" - это хариджиты, которые не только нарушили присягу, но еще и обвинили имама в неверии. Тем самым они вышли из рамок Ислама. В войне с ними Али разрешил убивать их, захватывать их имущество и брать в плен их женщин и детей.

Хариджиты осуждали Усмана за нововведения, которые они приписали ему, а также ругали участников Верблюжьей битвы и битвы Сиффин.

Али сразился с хариджитами в ожесточенной битве при ан-Нахраване. Из их числа спаслись не более десяти человек, такое же количество людей погибло со стороны Али. Из спасшихся хариджитов двое сбежали в Оман, двое - в Керман, двое - в Сиджистан, двое - в аль-Джазиру и один - в Талл Мурун в Йемене. От них началось движение хариджитов в этих местах и сохранилось до нашего времени.

[Появившись в VII в., хариджиты в разные исторические эпохи с разным успехом вели свою борьбу. Иногда они образовывали свои государства в разных частях халифата. В большинстве случаев их власть была недолговечной по причинам несогласованности, отсутствия единой идеологии и другим. Хариджиты вели войны со своими идеологическими соперниками, между собой, с центральной властью, или просто занимались мелкими набегами и грабежами. В настоящее время существует единственное государство, официальной идеологией которого является хариджизм ибадитского толка - это Оман.].

Первым из хариджитов, которого признали как имама в доме Зайда ибн Хусайна, был Абдаллах ибн Вахб ар-Расиби. Ему присягнули Абдаллах ибн Кавва, Урва ибн Худайр, Язид ибн Асим аль-Мухарриби и группа хариджитов. Ар-Расиби не хотел принимать эту присягу, опасаясь за свою жизнь, но собравшиеся настояли на этом. Он отличался рассудительностью и храбростью, поддерживал позицию хариджитов, отрекся от обоих третейских судей и от тех, кто согласился с их мнением. Хариджиты обвиняли в неверии эмира верующих Али, заявляя, что он пренебрег решением Аллаха и назначил третейскими судьями людей. Говорят, что первым произнес это обвинение Хаджадж ибн Убайдаллах по прозвищу аль-Барак. Это он ударил Муавию по заду, услышав о предложении привлечь третейских судей, и сказал:

"Ты предоставляешь людям решение о религии Аллаха? Решение принадлежит только Аллаху! Так давайте судить сообразно с тем, что предписал Аллах в Коране".

Это услышал некий человек и сказал:

"Он нанес удар и пронзил!"

Так их прозвали мухаккимитами.

[Мухаккимиты - то есть пронзающие. Возможно, имелось в виду предсказание Пророка:

"Из многочисленного потомства этого человека выйдут люди, которые пронзят веру насквозь, как стрела пронзает дичь".]

Когда эмир верующих Али услышал их лозунг:

"Решение принадлежит Аллаху", он сказал:

"Слово истины, но подразумевают под ним ложное! Да, истинно, нет суждения кроме как у Аллаха, но эти же говорят: ни у кого нет права приказывать, кроме как у Аллаха, но у людей непременно будет повелитель, праведный или неправедный…"

Говорят, что первый меч, обнаженный хариджитами, - это меч Урвы ибн Худайра. Дело в том, что именно он подошел к аль-Ашасу ибн Кайсу и сказал:

"О Ашас, что это за подлость? И что за третейские судьи? Разве решение одного из вас более надежно, чем постановление Аллаха?"

Затем он обнажил меч, Ашас уклонился и меч ударил по муллице, на которой сидел Ашшас. Когда люди увидели это, они подошли и потребовали у ибн Худайра меч, и он отдал его.

Урва ибн Худайр уцелел в битве при ан-Нахраване и дожил до времени правления Муавии ибн Абу Суфьяна. Затем он вместе со своим слугой был доставлен к Зияду ибн Абихи.

[Зияд ибн Абихи - известная личность в ранней истории Ислама. Ибн Абихи буквально означает "сын отца". Он был сыном рабыни, и не было известно, кто являлся его отцом. В те времена это было величайшим позором для арабов. Тем не менее, он сумел проявить себя. Во время правления Усмана он стал помощником наместника Басры. Когда халифом стал Али, Зияд сначала не хотел присягать ему, но встретившись и поговорив с Али, присягнул. Новый наместник Басры, ибн Аббас, назначил его заведовать финансами. Али посылал его для выполнения некоторых поручений и доверял ему. Когда халифом стал Муавия, Зияд оставался верен присяге Хасану ибн Али как следующему халифу. Но Муавия смог убедить Зияда в бесполезности сопротивления, и под гарантию сохранения жизни Зияд дал присягу Муавии. Через некоторое время Муавия вызвал к себе Зияда и совершил удивительный поступок: он публично заявил в мечети, что ибн Абихи является его сводным братом, предоставив свидетелей того, что Абу Суфьян во времена джахилии был близок с матерью Зияда. Не совсем понятно, зачем это было нужно Муавии и Зияду, но после этого Зияд стал правой рукой халифа и был послан наместником в Басру. Там Зияд начал устанавливать свои порядки. Сотни людей были казнены, укрыться или получить защиту не удавалось никому. Зияд боролся и с политическими противниками власти - шиитами и хариджитами. Многие из них были казнены или бежали из города. Муавия был так доволен его службой и так доверял ему, что назначил управлять всем востоком халифата. Зияд переехал в Куфу, там ему нужно было решить шиитский вопрос. Он пришел к одному из самых влиятельных шиитов в Куфе Худжру ибн Ади, который не так давно был его приятелем и с которым они были на одной стороне. Зияд сказал: "Дело, за которое мы стояли вместе с Али, было ложным, а должно быть таким как сейчас". Так сильно изменились взгляды Зияда. Он прославился своей кровожадностью: но таков уж он выбрал метод для установления власти. Его сыновья были назначены наместниками во многие местности и также были верными слугами Умаййадов. Особенно отличился его сын Убайдаллах, который самым жесточайшим образом поступил с аль-Хусайном ибн Али.].

Зияд спросил его об Абу Бакре и Умаре, и ибн Худайр хорошо высказался о них. Тогда Зияд спросил его об Усмане, и тот сказал:

"Я защищал Усмана при всех обстоятельствах его правления в течение шести лет, но после этого я отрекся от него из-за нововведений, которые он ввел".

И сказал о том, что считает его неверным. Зияд спросил его об Али, и тот сказал:

"Я признавал его своим покровителем до тех пор, пока он не избрал двух третейских судей, а после этого я отрекся от него".

Али он тоже назвал неверным. Зияд спросил его о Муавии, и тот обругал его отвратительной бранью. Затем Зияд спросил его о самом себе, и тот сказал:

"Твое начало - прелюбодеяние, конец твой - необоснованное притязание, а в промежутке между ними ты еще и не повинующийся своему Господу".

Зияд приказал отрубить ему голову. Затем он позвал его слугу и сказал:

"Опиши мне его и говори правду". Тот сказал:

"Я никогда не приносил ему пищу днем и никогда не стелил ему постель ночью. Такова его религиозность и его усердие, но то, что он говорил тебе, это его убеждения".

["Я никогда не приносил ему пищу днем и никогда не стелил ему постель ночью", - означает, что Урва отличался большим аскетизмом и усердием в поклонении Аллаху.].

2. Азракиты

Азракиты - сторонники Абу Рашида Нафиа ибн Азрака. Во времена Абдаллаха ибн аз-Зубайра азракиты выступили из Басры на восток, там они захватили Ахваз, затем Фарс и Керман [Ахваз, Фарс, Керман - города и местности на юго-западе современного Ирана.], после чего перебили сборщиков податей ибн аз-Зубайра и его представителей в тех краях.

У учения азракитов восемь основ.

1. Нафиа называл Али неверным и говорил, что именно о нем ниспослан аят Корана:

"Среди людей есть такой, речи которого восторгают тебя в ближайшей жизни, и он призывает Аллаха в свидетели тому, что у него в сердце, хотя сам является непримиримым спорщиком" [Коран, сура 2 "Аль-Бакара", аят 204.].

Он одобрял, что Абд ар-Рахман ибн Мулджам (да проклянет его Аллах!) убил Али, и говорил, что о ибн Мулджаме Аллах ниспослал такой аят:

"Среди людей есть такой, который продает свою душу, стремясь к благоволению Аллаха" [Коран, сура 2 "Аль-Бакара", аят 207.].

Имран ибн Хиттан, муфтий хариджитов, их деятель и крупнейший поэт, читал такой стих об ударе, который нанес ибн Мулджам (да проклянет его Аллах!) эмиру верующих Али.

О удар раскаивающегося, которым он хотел

Лишь достичь благорасположения Обладателя трона!

Воистину, однажды я прославлю его и сочту

Самым верным созданием пред Аллахом, весами справедливости.

Азракиты были непримиримы в этом мнении. Кроме Али они называли неверными Усмана, Тальху, аз-Зубайра, Аишу, Абдаллаха ибн Аббаса и всех остальных мусульман, обрекая их на вечное пребывание в аду.

Азракиты являлись самой радикальной хариджитской сектой. Они обвиняли в неверии всех мусульман, кроме тех, кто разделяет их взгляды, не только на словах, но и на деле. Существует много историй об их жестокости. Для того, чтобы считаться мусульманином, человек непременно должен был переселиться к ним.

Затем они испытывали его веру. Ему предлагали убить раба, а если тот отказывался, то его самого убивали как лицемера и многобожника. Далее, их сторонник обязательно должен был вести борьбу с оружием в руках. Ибн Азрак выступил перед своими сторонниками и сказал, что они должны относиться к мусульманам, не разделяющим их взгляды, как к неверным или многобожникам, и обосновал это аятами Корана, посланными Мухаммаду по поводу многобожников.

[Примером может послужить такой аят: "… убивайте многобожников, где их найдете, захватывайте их, осаждайте их, устраивайте засаду против них во всяком скрытом месте!" (Коран, сура 9 "Ат-Тауба", аят 5).].

Ибн Азрак запретил общаться с ними, есть мясо, забитое ими, жениться на их женщинах, принимать их свидетельства, наследовать им и учиться у них религии.

2. Ибн Азрак считал неверными уклоняющихся от джихада и тех, кто не переселился к нему, даже если они были согласны с ними в вере. Он был первым, кто выразил такое мнение.

3. Он разрешил убивать детей и женщин своих врагов.

4. Он отменил побивание камнями прелюбодеев, потому что в Коране нет об этом упоминания. Упразднил наказание за клевету для тех, кто оклеветал добродетельных мужчин, считая при этом обязательным наказание для клевещущих на добродетельных женщин.

5. Он говорил, что дети многобожников попадут в ад вместе со своими родителями.

6. Он утверждал, что такыййа не допустима ни на словах, ни в действии.

[Такыййа - благоразумное сокрытие своих религиозных убеждений в случае опасности. Сущность такыййи состоит в том, что человек может говорить или делать то, что противоречит его убеждениям, но в душе оставаться при своем мнении, таким образом, во враждебном окружении допустимо внешне быть таким же, как и все окружающие. Такыййа широко распространена и поощряется у шиитов, которые часто подвергались гонениям. У них разработаны специальные положения о том, когда обязательно, желательно, нежелательно или запретно применять такыййю. Часть суннитов ее тоже не запрещает. В Коране имеются некоторые аяты, толкование которых дает основание считать такыййю допустимой.]

7. Ибн Азрак допускал, что Аллах может послать Пророка, зная, что он станет неверным после своего пророчества или был неверным до пророчества. Если же тяжкие и малые грехи повторятся у него, то это неверие. Если кто-то в мусульманской общине считает, что Пророки могут совершить тяжкие и малые грехи, то это проявление неверия.

[Шииты и часть суннитов считают, что Пророки безгрешны. Даже до того, как стать Пророками, они не совершали больших и малых грехов, не говоря уже о том, что невозможно совершение ими греха во время пророческой миссии. Но часть мусульман-суннитов допускает, что Пророки совершали какие-то прегрешения, но они покаялись, и Аллах простил их, указал на их ошибки и люди не могли взять с них пример в грехе. В пользу этого взгляда свидетельствует толкование некоторых аятов Корана.].

8. Азракиты были убеждены, что совершивший один тяжкий грех становится неверным и отходит от Ислама. Такой человек будет вечно пребывать в аду вместе с неверными. В качестве доказательства они приводили пример Иблиса и говорили:

"Он совершил только один тяжкий грех. Когда Аллах повелел поклониться Адаму, Иблис отказался, хотя и знал о единственности Аллаха".

Во время анархии, связанной с отсутствием единства среди мусульман, азракиты подняли восстание и захватили Ахваз, Фарс, Керман, и стали собирать налоги в этих областях. К ним присоединились хариджиты Омана и Ямамы. Нафиа ибн Азрак был провозглашен эмиром верующих. В это время он располагал армией численностью более 20.000 человек.

Азракиты пополняли свои ряды среди бедных слоев населения и неарабов. Неоднократно халифские войска были разгромлены последователями Нафии ибн Азрака, хотя сам он погиб в первом бою. В руках хариджитов оказалась достаточно большая территория: окрестности Басры, Бахрейн и другие области. Их восстание продолжалось 15 лет, последний отряд был разгромлен в Табаристане в 699 г. Но их выступления продолжались с VII-IX вв. В конечном счете, они были обречены на поражение из-за своей крайней нетерпимости и жестокости к мусульманам и даже к своим единомышленникам, которые не хотели поддерживать их с оружием в руках. Это ослабило социальную базу азракитов в итоге привело к их поражению.

3. Наджиты-азириты

Наджиты-азириты - приверженцы Наджды ибн Амира.

Наджда начал свое восстание в области аль-Ямама и вместе со своим войском намеревался присоединиться к азракитам. По пути его встретили Абу Фудайк и Атия ибн аль-Асвад аль-Ханафи с отрядом азракитов, которые откололись от Нафиа ибн аль-Азрака. Они рассказали Наджде о нововведениях, которые привнес аль-Азрак, и о тех крайностях, которые он пропагандировал, обвиняя в неверии всех, кто не соглашался с ним. Затем они присягнули Наджде и назвали его эмиром верующих. Но через некоторое время раскол произошел уже в лагере наджитов, и часть бывших сторонников даже назвала Наджду неверным.

Поводом к этому послужил такой случай. Наджда послал своего сына с войском против жителей селения аль-Катифа. Его Посланники перебили их мужчин, взяли в плен их женщин, сами оценили их и сказали:

"Если их стоимость входит в нашу долю, то так и будет, а если нет, то мы вернем излишек".

До раздела имущества они совокупились с женщинами и потратили часть имущества. Когда они вернулись к Наджде и сообщили ему об этом, он сказал:

"Как вы могли сделать это?"

Они сказали:

"Мы не знали, что так делать нельзя".

И Наджда простил им их невежество. Из-за этого решения сторонники Наджды разошлись во мнениях. Часть его людей согласилась с Надждой и простила невежество его сына, считая, что это решение основано на свободном толковании (иджтихаде) последнего. Они говорили:

"Религия - это две вещи. Одна из них - знание об Аллахе, знание о Его Посланниках, запрещение пролития крови мусульман (имея в виду согласных с ними), и признание в целом того, что пришло от Аллаха. Это обязательно для всех, и незнание этого не прощается. Вторая вещь - все остальное. Это прощается людям до того момента, пока им не будет предоставлено доказательство о дозволенности или запретности того или иного деяния".

Они стали говорить:

"Кто говорит о допустимости наказания для совершившего ошибку в иджтихаде, если у него не было доказательства о запретности или дозволенности деяния, тот становится неверным".

Наджда говорил, что, возможно, Аллах простит нарушителей постановлений шариата из числа его единомышленников. Если же Он и накажет их, то не в аду, а затем введет их в рай. И вследствие этого нельзя отрекаться от них.

Он говорил:

"Кто совершил грех или сказал ложь, незначительную или тяжкую, и упорствовал в этом, тот неверный, а кто совершил прелюбодеяние, выпил вино, украл, не упорствуя в этом, тот не является неверным".

Известно, что Наджда сурово наказывал за питье вина.

Когда Наджда написал письмо Абд аль-Малику ибн Марвану и показал ему свое благорасположение, его приверженцы упрекнули его за это и заставили покаяться. Он покаялся, и они перестали упрекать его и противиться ему. Но часть людей пожалела о своем требовании покаяния и заявила:

"Мы ошиблись, мы не имели права требовать покаяния от имама, а он не имел права каяться по нашему требованию".

Они раскаялись в этом и открыто признали свою ошибку, затем сказали Наджде:

"Покайся в своем первом раскаянии, иначе мы отвергнем тебя!"

И он покаялся в своем раскаянии.

[Суть проблемы была в том, что Абд аль-Малик являлся халифом династии Умаййа. А во все времена хариджиты были ярыми врагами Умаййадов. К тому же наследственная передача власти, которой пользовались Умаййады, противоречила убеждениями хариджитов, выступавших за выбор имама из своей среды.].

Абу Фудайк и Атия отреклись от Наджды. Затем Абу Фудайк набросился на Наджду и убил. После этого Абу Фудайк отрекся от Атии, а Атия - от Абу Фудайка. Абд аль-Малик ибн Марван послал Умара ибн Убайдуллаха ибн Муаммар ат-Тамими с войском на войну против Абу Фудайка. Несколько дней продолжалось сражения, затем он был убит. Атия же достиг земель Сиджистана, его приверженцев стали называть атавитами. Среди его приверженцев - Абд аль-Карим ибн Аджрад, вождь аджрадитов.

Наджидов называли азиритами, потому что они прощали (азир) невежество в постановлениях по второстепенным вопросам шариата. Аль-Кааби передал со слов наджидов, что они допускали такыййю на словах и при любых действиях, вплоть до убийства человека. Он говорил:

"Наджиды сошлись в том, что люди совсем не нуждаются в имаме. Главное для людей - поступать справедливо друг с другом. Но если они сочтут, что этого легче добиться с помощью имама, который будет побуждать их к этому, и сами выберут его, то тогда это допустимо".

После убийства Наджды его приверженцы разделились на атавитов и фудайкитов. Фудайкиты и атавиты отреклись друг от друга. Население аль-Ямамы поддержало Абу Фудайка. Население Сиджистана, Кермана, Хорасана и Кухистана из числа хариджитов последовало за Атией.

Говорят, что Наджда ибн Амир и Нафиа ибн Азрак практически согласились в Мекке дать присягу Абдаллаху ибн аз-Зубайру, но потом они передумали и расстались с ним, потому что Нафиа и Наджда разошлись во мнениях. Нафии отправился в Басру, а Наджда - в аль-Ямаму.

Причиной разногласия между ними было то, что Нафиа сказал:

"Такыййа недопустима, а уклонение от борьбы есть неверие".

В качестве доказательства он привел аят Корана:

"… некоторые страшатся людей так же, как страшатся Аллаха…" [Коран, сура 4 "Ан-Ниса", аят 77.],

и другие слова Всевышнего:

"… которые борются на пути Аллаха и не боятся порицания порицающих" [Коран, сура 5 "Аль-Маида", аят 54.].

Наджда не согласился с ним и привел в качестве доказательства слова Аллаха:

"… кроме того случая, когда вы будете опасаться их из осторожности" [Коран, сура 3 "Али Имран", аят 28.],

- и другие Его слова:

"И сказал человек верующий из рода Фараона, который скрывал свою веру…" [Коран, сура 40 "Аль-Гафир", аят 28.]

И еще Наджда сказал:

"Уклонение от джихада допустимо, но война за веру (джихад), если есть возможность, лучше. Ведь Аллах сказал: "… а воюющих за веру Аллах предпочел уклоняющимся от борьбы в великой награде" [Коран, сура 4 "Ан-Ниса", аят 95.]".

Нафиа сказал:

"Это относится к сподвижникам, когда они были вынуждены отсиживаться дома. А что касается других, имевших возможность выступить, то отсиживание дома есть неверие (куфр), согласно словам Всевышнего:

"… и остались сидеть дома те, которые солгали Аллаху и Его Посланнику" [Коран, сура 9 "Ат-Тауба", аят 90.]".

Необходимо кратко охарактеризовать положение, сложившееся в некогда едином мусульманском государстве с 683 г. до 695 г.

В эти годы во всех провинциях царил хаос. Халифат раскололся на враждующие между собой части. В государстве соперничали несколько непримиримых групп, в частности: сторонники Умаййадов, имевшие поддержку в Шаме и желавшие установить власть кого-либо из их семейства; Абдаллах ибн аз-Зубайр [Мусульманские историки считают, что после смерти Язида ибн Муавии Абдуллах ибн аз-Зубайр являлся законным халифом, а его противники были мятежниками. Тем не менее, Умаййады не были с этим согласны и начали войну против ибн аз-Зубайра.], имевший опору в Хиджазе [Хиджаз - область, включающая Мекку и Медину.], первоначально ему присягнули Ирак, Хорасан, Йемен, т. е. большинство территорий халифата; шииты-кайсаниты с их лидером Мухтаром, поднявшим восстание в Куфе. Мухтар стал играть активную роль во внутренней политике, выступая в оппозиции как Умаййадам, так и ибн аз-Зубайру, он отправил своих наместников в города и местности, входившие в юрисдикцию Куфы, и несколько лет с переменным успехом воевал против своих соперников; и, наконец, несколько групп хариджитов, иногда объединявшихся, а иногда действовавших отдельно. Как было сказано выше, азракиты установили свою власть в окрестностях Басры.

Одним из лидеров хариджитов того времени был Наджда ибн Амир. Он завладел восточными частями Аравии, Бахрейном, южным Ираном. Ведя бои с отрядами ибн аз-Зубайра, армия Наджды завладела Оманом, Кувейтом и занималась сбором налогов с этих земель. Наджда не остановился на этом и отправился в Йемен, где добился присяги от местного населения. Этим он поставил в критическое положение ибн аз-Зубайра, который потерял почти все источники налогов и людей, а его владения сузились до Хиджаза, Неджда и небольшой части Йемена. Этим хариджиты невольно помогли Умаййадам, которые в 692 г. расправились с ибн аз-Зубайром. Потом у Наджда произошел конфликт с Атией ибн аль-Асвадом и Абу Фудайком, результатом чего стало убийство Наджды в 692 г. Еще год бывшие сторонники Наджды сопротивлялись Умаййадам, но в 693 г. большая часть их армий была разгромлена, а лидеры бежали в отдаленные области халифата. В 695 г. халифат был восстановлен под руководством Абд аль-Малика ибн Марвана практически в старых границах, а небольшие группы хариджитов не могли полномасштабно противостоять власти Дамаска.

4. Байхаситы

Байхаситы - приверженцы Абу Байхаса аль-Хайсама ибн Джабира.

Во времена правления аль-Валида ибн Абд аль-Малика [Аль-Валид ибн Абд аль-Малик - шестой халиф династии Умаййадов.] Абу Байхаса преследовал аль-Хаджадж [Аль-Хаджадж ибн Юсуф прославился своей преданностью семейству Умаййа, но прежде всего, своей жестокостью. В достижении своих целей, а именно, установления полного господства Умаййадов, Хаджадж использовал любые средства, не считаясь ни с жизнями людей, ни даже со святостью Мекки. При осаде Мекки его войском он приказал обстреливать город из катапульт, вследствие чего была повреждена Кааба. За свои заслуги он был назначен наместником всего востока халифата на долгие годы, фактически став его правителем, как много лет назад его соплеменник Зияд ибн Абихи. Юсуф вел активную борьбу с шиитами и хариджитами, и благодаря его усилиям власть Умаййадов значительно укрепилась.], и он бежал в Медину. Там его преследовал Усман ибн Хаййан аль-Мазини, который посадил Абу Байхаса в темницу. Он вел с ним беседы, пока не поступило письмо от аль-Валида с приказом отрубить ему руки и ноги, а затем убить. Усман выполнил приказ халифа.

Взгляды Абу Байхаса таковы. Он утверждал, что ни один человек не может считаться мусульманином до тех пор, пока не овладеет знаниями об Аллахе, о Его Посланнике, знаниями того, что принес с собой Посланник Аллаха, не примет покровительство друзей Аллаха и не отречется от врагов Аллаха.

Далее, человек должен знать то, что содержится в шариате, что запретил Аллах, и о чем в Коране содержится угроза, он должен знать не только все эти положения, но и их толкования и следовать им. Знать то, с чем человек не сталкивается часто, не обязательно, пока он не столкнется с какой-либо ситуацией в своей жизни. Но если он столкнулся с чем-то, то он обязательно должен остановиться, узнать положение на этот счет и не совершать ничего без знания. Абу Байхас не разделял точку зрения тех, кто говорил:

"Мы сомневаемся относительно того, кто впадает в запретное, не зная, в дозволенное он впадает или в запретное".

Абу Байхас сказал:

"Он обязан был знать это! Вера - это знание всего истинного и ложного. Вера - знание в сердце, а не слова и дела".

С его слов передают:

"Вера - это признание обязательности и знание, но не одно из этих двух дел".

Основная масса байхаситов придерживалась мнения, что знание Ислама, полное признание истинности всех его положений, и поступки в соответствии с этим знанием - все это вместе и есть вера. Часть из них утверждала, что запрещено только то, что содержится в словах Всевышнего:

"Скажи: "В том, что открыто мне, я нахожу запретным употреблять в пищу только мертвечину, пролитую кровь и мясо свиньи, которая является скверной, а также недозволено мясо животных, заколотых не ради Аллаха"" [Коран, сура 6 "Аль-Анам", аят 145.].

Все, что кроме этого - дозволено.

Среди байхаситов есть две секты. Первые говорят:

"Кто вернулся из "страны переселения" и стал отсиживаться дома, от такого мы отказываемся".

Вторые говорят:

"Нет, мы не отказываемся от них, потому что они вернулись к тому, что дозволено Аллахом".

Обе эти секты утверждают, что если имам какой-либо группы неверный, то неверные и все его подданные.

К байхаситам относится секта, последователей которой называли "сторонниками разъяснения". Они утверждали, что если кто-то из мусульман свидетельствует словами исповедания веры, то он должен начинать с разъяснения свидетельства, каково оно есть.

Последователи еще одной байхаситской секты назывались "сторонниками вопроса". Они говорили:

"Человек является мусульманином, если он произнес оба свидетельства исповедания веры [нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад является Посланником Аллаха.], отрекся от врагов Аллаха, признал покровительство друзей Аллаха и уверовал целиком в то, что пришло от Аллаха Всевышнего.

Если он не знает что-то из религии Аллаха, то он спрашивает о том, что предписал ему Аллах. Незнание какого-либо положения шариата не вредит человеку, пока он не столкнулся с этим в жизни.

Если совершающий запретное не узнает, что это запретно, и будет продолжать делать это, то он является неверным".

В отношении детей они придерживались такого мнения: дети верующих - верующие, дети неверных - неверные.

В отношении свободы воли они соглашались с кадаритами, говоря, что Аллах предоставил людям право выбора, и Он не принуждает их в совершении тех или иных действий. Основная масса байхаситов отреклась от них.

Некоторые из байхаситов говорили, что не следует выносить решение о неверии человека, совершающего запретное, пока его случай не будет представлен правящему имаму, а уже тот вынесет решение. Все, на что нет запрета, - прощается.

Другие байхаситы говорили, что опьянение, если оно было следствием питья, - дозволено, и опьяневший не наказывается за то, что он сказал и сделал в состоянии опьянения.

Но некоторые байхаситы говорили, что опьянение - это неверие. В то же время они считали, что человек не становится неверным из-за употребления опьяняющих напитков, пока к этому не присоединится какой-нибудь другой тяжкий грех, например, оставление молитвы, клевета на добродетельного мужчину.

Среди хариджитов были приверженцы Салиха ибн Мусарриха.

[Салих поднял восстание в Дара в 695 г. В битве с халифскими войсками он был тяжело ранен и вскоре скончался. Его место занял Шабиб ибн Язид. Шабиб был разгромлен войсками Хаджаджа.].

О нем не известно, что он высказал какое-либо особое мнение, которым бы он отличался от других хариджитов. Он восстал против Бишра ибн Марвана, и тот послал против него аль-Хариса ибн Умайра или аль-Ашаса ибн Уайра аль Хамдани. В замке Джалула Салих был ранен, и тогда он поставил на свое место Шабиба ибн Язида ибн Нуайма аш-Шайбани по прозвищу Абу-с-Сахара. Он захватил Куфу, убив двадцать четыре эмира из войска аль-Хаджаджа. Потом он бежал в Ахваз. На одной из переправ через реку, но утонул. Последними его словами были:

"Таково предопределение Всемогущего, Всеведущего!"

О Шабибе известно, что потом он отрекся от Салиха и оставил его, затем воевал против Салиха, говоря о своем праве на имамат. Идеология Шабиба не отличалась от того, чего придерживались байхаситы. Однако его храбрость, сила, достойное поведение с врагами отличали его от остальных хариджитов. Истории о нем приводятся в книгах.

5. Аджрадиты

Аджрадиты - приверженцы Абд аль-Карима ибн Аджрада, который первоначально поддерживал учение надждитов. Также говорят, что он был сторонником Абу Байхаса, но затем отрекся от него и разработал свое учение.

Аджрадиты придерживались следующих взглядов:

?необходимо отречься от ребенка, пока его не призовут принять Ислам, призывать же его необходимо тогда, когда он достигнет зрелости;

?дети многобожников будут в аду вместе со своими отцами [Имеется в виду, если дети многобожников будут убиты в ходе войны.];

?имущество не считается дозволенным, пока не убит его владелец;

?они не ругали тех, кто отсиживается дома, если знали об их религиозности;

?переселение к ним они считали желательным, но не обязательным;

?совершивших тяжкий грех они считали неверными;

?говорят, что они отрицали существование в Коране суры "Юсуф". Как аргумент они приводили свое мнение, что эта сура рассказывает о страстной любви и поэтому не может быть частью Корана.

Позднее аджрадиты распались на мелкие секты. У каждой секты было особое мнение в каком-либо из вопросов, но так как все они относились к аджрадитам, мы подробно сообщим о них ниже.

а) Салтиты - приверженцы Усмана ибн Аби-с-Салта, который отделился от аджрадитов сказав:

"Если человек принимает Ислам, то мы принимаем его, но отказываемся от его детей, пока они по достижению зрелости не примут Ислам".

С их слов передают:

"На детей многобожников и мусульман не распространяются ни покровительство, ни враждебность, пока они не достигнут зрелости. Тогда их призывают принять Ислам, и они либо принимают веру, либо отвергают ее".

б) Маймуниты - приверженцы Маймуна ибн Халида. Он был аджрадитом, но отличался от них следующими взглядами:

- человек обладает свободой воли, в этом он согласился с мутазилитами;

- действие является творением и созданием человека;

- он утверждал, что возможность совершить действие предшествует самому действию;

- он говорил, что Аллах Всевышний желает только добра, а не зла. Аллах не желает неповиновения людей.

Аль-Хусайн аль-Карабиси в своей книге о хариджитах рассказал, что маймуниты допускали браки с дочерьми дочерей и дочерьми детей братьев и сестер. Они говорили, что Аллах запретил браки с дочерьми и дочерьми братьев и сестер, но не запрещал браки с детьми последних.

Аль-Кааби и аль-Ашари передали со слов маймунитов, что они отрицали существование суры "Юсуф" в Коране. Они говорили о необходимости борьбы с правителем и с любым, кто поддерживает его власть.

[То есть борьба с теми, на кого опирается власть - сборщиками налогов, государственными служащими, судьями, военачальниками.].

С теми же, кто не присягнул правителю, бороться можно только в том случае, если они являются активными противниками хариджитов. Маймуниты считали, что дети многобожников будут в раю.

в) Хамзиты - приверженцы Хамзы ибн Адрака. Во всех положениях они были единодушны с маймунитами, кроме своего убеждения в том, что дети их врагов и многобожников попадут в ад.

Хамза был одним из приверженцев аль-Хусайна ибн ар-Рукада, который поднял восстание в Сиджистане среди жителей Аука. Халаф аль-Хариджи не согласился с ним относительно признания свободы воли и права на главенство, и каждый из них отрекся друг от друга. Хамза допускал существование двух имамов одновременно, пока не установилось единство и не побеждены враги.

г) Халафиты - приверженцы Халафа аль-Хариджи. Это хариджиты Кермана и Мекрана.

[Керман и Мекран - города на территории современного Ирана.].

Они не соглашались с признанием свободы воли, а предопределение добра и зла приписывали Аллаху, в этом они были согласны с суннитами.

Халафиты спорили с хамзитами и указывали им на следующее противоречие, говоря:

"Вы говорите: "Если бы Аллах наказывал людей за действия, которые Он же им и предопределил, то Он был бы несправедлив", - но при этом вы утверждаете, что дети многобожников попадут в ад, хотя они не совершили никакого греха и не оставили никакого следа".

Ведь это удивительное и необъяснимое противоречие!

д) Атрафиты - секта, придерживающаяся учения Хамзы ибн Адрака о признании свободы воли. Их особенностью было то, что они прощали жителей окраин за пренебрежение теми предписаниями шариата, о которых те не знали, если они исполняли то, обязательность чего познается разумом. Атрафиты признавали умозрительные обязанности, как говорили кадариты. Их главой был Галиб ибн Шазик из Сиджистана. К ним относятся мухаммадиты - приверженцы Мухаммада ибн Ризка, который был одним из приверженцев аль-Хусайна ибн ар-Рукада, а затем отрекся от него.

е) Шуайбиты - приверженцы Шуайбы ибн Мухаммада. Первоначально вместе с Маймуном ибн Халидом он был среди аджрадитов. Шуайб отказался от них, когда те признали свободу воли, после чего основал собственное учение.

Шуайб говорил:

"Аллах творит поступки людей, а раб Божий приобретает их силой и желанием, отвечает за них добром и злом, получает за них награду и наказание. Ничто не существует в мире без желания на то Аллаха".

В этом положении он был близок с ашаритами. В отношении имамата он придерживался обычного мнения хариджитов. Он разделял взгляды аджрадитов о детях, об отсиживающихся дома, о покровительстве друзьям Аллаха и отречении от врагов Аллаха.

ж) Хазимиты - приверженцы Хазима ибн Али. Они придерживались мнения Шуайба о том, что Аллах - Творец людских поступков, и что в Его власти только то, что Он желает. Они признавали "окончательный расчет". Это означает, что Аллах покровительствует людям или отрекается от них исключительно в соответствии с той верой, с которой они умрут. Также они говорили, что Аллах не перестанет любить Своих друзей и ненавидеть Своих врагов.

С их слов передавали, что они колебались в отношении Али, не высказываясь об отречении от него. В отношении других они открыто говорили об отречении.

6. Салабиты

Салабиты - приверженцы Салаба ибн Амира. Он был вместе с Абд аль-Каримом ибн Аджрадом до тех пор, пока не разошелся с ним во мнениях относительно детей.

[Мнение ибн Аджрада состояло в том, что необходимо отречься от детей до времени их совершеннолетия, затем предложить принять Ислам, и после их ответа считать их либо мусульманами, либо неверными.].

Салаба был не согласен с ибн Аджрадом, говоря:

"Мы должны опекать детей, и малых, и больших, пока не увидим с их стороны отказа от Ислама и уклонения в сторону несправедливости".

Тогда аджрадиты отреклись от Салабы. С его слов передали также:

"Нельзя выносить решение о покровительстве или враждебности к детям в состоянии их младенчества, пока они не достигнут зрелости и им не предложат принять Ислам. И если они примут Ислам, то хорошо, а если отвергнут, то станут неверными".

Он считал, что следует брать закят [Закят - налог с имущества богатых мусульман в пользу бедных. Закят является третьим столпом Ислама, и в отличие от садака, является строго обязательным налогом. Выплачивается взрослыми мусульманами, имеющими определенные сбережения или получившими урожай с земли. Размер закята составляет от 2,5 до 10 % от имущества.] со своих рабов, если они станут богатыми, и выдавать рабам из закята, если они обеднеют.

Мелкие секты салабитов:

а) Ахнаситы - приверженцы Ахнаса ибн Кайса из числа салабитов. Он обособился от последних, сказав:

"Я сомневаюсь во всех мусульманах (ахль-кыбла), которые находятся в стране благоразумного скрывания своей веры, кроме тех, кто известен верой, и того я приемлю за нее, а от других я отрекаюсь".

Они считали запретным внезапное нападение, убийство, тайную кражу. Никто из мусульман не должен воевать, пока не призовет к истинной религии, и только в случае получения отказа разрешается начинать борьбу. Исключением являются те, кого ахнаситы знают лично как своих ярых врагов.

Говорят, что они разрешали выдавать замуж мусульманок за многобожников из своего народа [по их мнению многобожник - это не тот, кто поклоняется кому-либо помимо Аллаха, а тот, кто совершает тяжкий грех. Возможно, имелось в виду именно такое понимание.], совершивших тяжкие грехи. В остальных вопросах они придерживались основ учения хариджитов.

б) Мабадиты - приверженцы Мабада ибн Абд ар-Рахмана. Будучи салабитом, он разошелся с аль-Ахнасом относительно разрешения последнего выдавать мусульманок замуж за многобожников. С Салабой Маабад был не согласен в том, чтобы брать закят с рабов. Он сказал:

"Поистине, я отрекаюсь от него из-за этого и не перестану усердствовать в противоположном этому".

Маабадиты допускали, что в состоянии такыййи разные доли садаки становятся одной долей.

в) Рушайдиты - приверженцы Рушайда ат-Туси, их также называли ушритами (десятниками) из-за следующего мнения. Салабиты считали, что за земли, орошаемые водой рек и каналов, необходимо платить половину десятины. Некоторые из рушайдитов решили брать полную десятину, но не отрекаться от тех, кто до этого говорил о необходимости взимать половину десятины. Тогда Рушайд сказал:

"Если мы не отрекаемся от них, то будем должны поступать так, как они говорят".

Это стало поводом для отделения рушайдитов.

г) Мукрамиты - приверженцы Мукрама ибн Абдаллаха аль-Иджли. Он был среди салабитов, но обособился от них тем, что сказал:

"Тот, кто пренебрегает молитвой, - является неверным, но не из-за пренебрежения молитвой, а из-за своего неуважения или сомнения в Аллахе Всевышнем".

То же он говорил и о всяком другом тяжком грехе, который совершает человек, и считал, что люди становятся неверными именно из-за своего неведения об Аллахе Всевышнем. Объяснял он это так: со стороны человека, знающего о единственности Аллаха, о том, что Ему известны все тайные помыслы людей и все их открытые дела, и Он воздаст каждому за ослушание и повиновение, невозможно ожидать, что он решится на сопротивление Божьей воле, осмелится на ослушание или не будет заботиться об исполнении своих обязанностей. Об этом Пророк сказал:

"Не совершает прелюбодеяния прелюбодей, если он совершит прелюбодеяние, будучи верующим, и не крадет вор, если он крадет, будучи верующим".

В этом суждении Мукрам противоречил салабитам. Мукрамиты верили в "окончательный расчет", говоря, что Аллах относится к Своим рабам, помогает или наказывает их, учитывая только то, кем умрет человек - верующим или неверным. Аллах не смотрит на дела Своих рабов. Все мукрамиты придерживались этого мнения.

д) Малумиты и маджхулиты. Первоначально были хазимитами. Однако малумиты говорили: "Кто не познал Аллаха со всеми Его именами и атрибутами, тот не знает Его, пока не узнает обо всем этом, и только тогда его можно считать верующим". Кроме этого, они говорили:

"Возможность действовать существует вместе с действием, а действие есть творение человека".

Тогда хазимиты отреклись от них.

Что касается маджхулитов, то они говорили:

"Кто знает одни из имен и атрибутов Аллаха, а других - не знает, тот уже познал суть Всевышнего". Они говорили, что действия людей - творение Аллаха.

е) Бидиты - приверженцы Яхьйи ибн Асдама. Они первыми сказали:

"Мы утверждаем, что тот, кто исповедует нашу веру, попадет в рай. Мы не говорим: "Если того пожелает Аллах", - ибо это сомнение в вере. А кто говорит: " Я - верующий, если пожелает Аллах", - тот сомневающийся. Мы попадем в рай обязательно, без всякого сомнения".

7. Ибадиты

Ибадиты - приверженцы Абдаллаха ибн Ибада.

Он поднял восстание при Марване ибн Мухаммаде. Марван направил против него Абдаллаха ибн Мухаммада ибн Атию, и тот сражался с ним в Табале.

Ибадиты говорили:

"Наши противники из числа мусульман не являются неверными, многобожниками, напротив, с ними разрешается вступать в брак, наследовать им, во время войны разрешается брать в качестве добычи из их имущества оружие и лошадей, а все остальное запрещено. Запрещено убивать их и брать их в плен тайком, коварно, а лишь после вступления в войну и предоставления доказательств веры".

Они считали, что территория их противников из числа мусульман - это территория Единобожия, за исключением лагеря правителя, ибо это - территория несправедливости. Ибадиты разрешали принимать свидетельства своих противников против своих единомышленников. О совершивших тяжкие грехи они, говорили, что хотя такие люди и исповедуют Единобожие, они все равно неверные.

Кроме этого ибадиты:

? считали, что возможность действовать есть одно из свойств человека, она предшествует действию и благодаря ей происходит действие;

? полагали, что действия людей, как произведение и создание, сотворены Аллахом, но приобретены в прямом смысле человеком;

? не называли своего имама эмиром верующих, а себя - мухаджирами;

? считали совершившего тяжкий грех неверным, так как такой человек не признает Божественную милость к себе, является неблагодарным, но это не значит, что такой человек совсем оказался от веры. Это было их единодушное мнение;

? у них не было твердого мнения в отношении детей многобожников. С одной стороны, они допускали их убийство в качестве отмщения. С другой - утверждали, что по милости Аллаха убитые дети многобожников попадут в рай;

? относительно лицемеров они разошлись во мнениях, считать ли их неверными или нет. Они говорили, что во времена Пророка лицемеры исповедовали Единобожие. Но если они совершат тяжкие грехи, тогда они станут неверными, но из-за тяжкого греха, а не из-за лицемерия;

? они говорили: "Все, что повелел Аллах, является обязательным для каждого: и для верующего, и для неверного. В Коране нет конкретизации";

? также они говорили, что: "Аллах не творит ничего, кроме доказательства Своего единства, и этим Он указывает на Единственного".

Как и другие секты хариджитов, ибадиты со временем разделились на более мелкие группы, расходящиеся в своих взглядах и учениях. Кратко расскажем о них.

а) Хафситы - сторонники Хафса ибн Абу аль-Микдама. Он отличался от ибадитов мнением, что между многобожием и верой лежит одно свойство, а именно - признание и следование Единобожию. Кто признает Аллаха, но отвергает все остальное, как то: Посланника, Писание, воскресение, ад, рай, - либо совершил тяжкий грех, например, прелюбодеяние, кражу, питье вина, - тот становится неверным, но его нельзя назвать многобожником.

б) Хариситы - приверженцы аль-Хариса аль-Ибади. Он разошелся с ибадитами признав свободу воли, и остальные учения мутазилитов.

в) Язидиты - приверженцы Язида ибн Унайсы, который признавал ранних мухакимитов до азракитов, но отрекался от тех, кто был после них, за исключением ибадитов, которых он также считал стоящими на верном пути. Он верил в то, что Аллах пошлет Посланника из неарабов, за один раз откроет ему Писание, уже записанное на небесах, и тот откажется от шариата Пророка Мухаммада и последует вероисповеданию сабиев, упомянутых в Коране. Но это не те сабии, которые ныне живут в Харране и Васите.

Язид считал верующими тех "людей писания" [Люди писания - ахль аль-китаб - так в Коране называют последователи Моисея и Иисуса Христа, то есть иудеев и христиан. Для мусульман "люди писания" являются более близкими, нежели язычники и многобожники. Это отражается в отношении исламского законодательства к ним. "Люди писания" в исламском государстве имеют особый статус, закрепляющий их права и обязанности.], которые свидетельствовали о пророчестве Мухаммада Мустафы, хотя они и не принимали его религию.

В то же время, он говорил, что нарушители постановлений шариата из числа его сторонников и остальных мусульман - неверные, многобожники. Он говорил, что любой грех - малый или большой - суть многобожие.

Из всех хариджитских сект ибадиты являются самыми умеренными. Возможно благодаря этому они смогли добиться больших успехов, оставить свой след в истории, и сохраниться как политическая сила до наших дней.

В 40-х годах VIII в. ибадиты подняли мощное восстание в Южной Аравии, при этом овладев Хадрамаутом, Санной, Оманом. Ненадолго были захвачены даже Мекка и Медина. Ибадиты прочно утвердились в Омане, основав там свой имамат, который существовал до конца IX в. Затем войска аббасидов захватили Оман, но с XI в. ибадиты вновь добились независимости. Кроме Омана ибадитский призыв нашел отклик и в других областях халифата: в Восточной Африке, Иране, Ираке, Синде.

Но самой большой победой ибадитов стало установление государства Рустамидов в Северной Африке в начале VIII в. Их центром стал г. Тахарт. И хотя у некоторой части ибадитов были претензии из-за отхода от хариджитского принципа передачи власти путем выборов, а не наследования, власти династии Рустамидов подчинились все общины ибадитов Африки и Востока халифата. Государство Рустамидов просуществовало до появления на политической арене фатимидов-исмаилитов, которые разгромили Рустамидов. В настоящее время существует одно государство, официальной идеологией которого является хариджизм ибадитского толка - это государство на юго-востоке Аравийского полуострова - Оман, где более половины населения являются ибадитами. Также небольшие общины ибадитов существуют в Северной Африке.

8. Суфриты-зийадиты

Суфриты-зийадиты - последователи Зайда ибн аль-Асфара.

С азракитами, надждитами и ибадитами они имели расхождения в различных вопросах.

Кратко изложим суть их учения:

" уклоняющихся от джихада они не считали неверными при условии, что те согласны с ними в религии и вере;

" они не отменяли побитие камнями за прелюбодеяние;

" детей многобожников суфриты не приговаривали к смерти, не называли их неверными и не считали, что они будут вечно в аду;

" такыййю они допускали на словах, но не на деле;

" суфриты говорили:

"Человек, совершающий преступления, за которые по шариату полагается наказание, такие как прелюбодеяние, кража, клевета, называется вором, прелюбодеем, клеветником, но не неверным или многобожником. Но если человек совершит тяжкий грех, относительно которого, в силу его огромной важности, нет нормы наказания, например, оставление молитвы, бегство от наступающих войск, то такого человека можно назвать неверным";

" со слов ад-Даххака передавали, что они допускал выдачу мусульманок замуж за неверных из их людей, в стране благоразумного сокрытия своей веры, но не в стране открытого вероисповедания;

" Зийад ибн аль-Асфар говорил:

"Мы верующие перед собою, но мы не знаем, может быть, перед Аллахом мы отошли от веры";

" также он говорил:

"Многобожие бывает двух видов: многобожие как повиновение шайтану, и многобожие как идолопоклонство. Неверие также бывает двух видов: неверие как отрицание Божественной милости и неверие как отрицание Божественной власти. Отречение также двояко: отречение от нарушителей постановлений религиозного закона - это Сунна, а отречение от неверных - это предписание Корана".

Подводя краткий итог учения суфритов-зийадитов, можно сказать, что в своей идеологии они были ближе к суннитам, чем к хариджитам. По всем основным вопросам они занимали достаточно умеренную позицию. Особенно это заметно на примере отношения к человеку, совершившему грех. Как и большинство мусульман, суфриты считали того, кто совершил грех, прежде всего, грешником. И только за совершение грехов, однозначно выводящих человека из Ислама, они выносили обвинение в неверии.

Заканчивая рассказ о хариджитах, упомянем авторитетных людей из их числа: из ранних - Икрима, Абу Харун аль-Абди, Абу-ш-Шаса, Исмаил ибн Самии; из поздних - аль-Яман ибн Рибаб - салабит, Абдаллах ибн Язид, Мухаммад ибн Харб - байхаситы, Яхьйа ибн Камил - ибадит.

Их поэты - Имран ибн Хаттан, Хабиб ибн Мура, друг ад-Даххака ибн Кайса, Джахм ибн Сафван, Абу Марван Гайлан ибн Муслим, Мухаммад ибн Иса Бургус, Абу аль-Хусайн Кулсум ибн Хабиб аль-Мухаллаби, Абу Бакр Мухаммад ибн Абдаллах ибн Шабиб аль-Басри, Али ибн Хармала, Салих Куба ибн Сабих ибн Амр, Мувайс ибн Имран аль-Басри, Абу Абдаллах ибн Маслама, Абу Абд ар-Рахман ибн Маслама, аль-Фадл ибн Иса ар-Ракаши, Абу Закария Яхьйа ибн Асфах, Абу аль-Хусайн Мухаммад ибн Муслим ас-Салихи, Абу Мухаммад Абдаллах ибн Мухаммад ибн аль-Хасан аль-Халиди, Мухаммад ибн Садака, Абу аль-Хусайн Али ибн Зайд аль-Ибади, Абу Абдаллах Мухаммад ибн Карам, Кулсум ибн Хабиб аль-Муради аль-Басри.

В завершение главы необходимо рассказать еще об одном моменте. В ходе событий, начавшихся с момента убийства халифа Усмана, среди мусульман была группа, которая заняла нейтральную позицию. Они не поддержали ни Али, ни его противников. Свою позицию они объяснили так:

"Мы не войдем в пучину усобиц между сподвижниками Мухаммада".

Самые известные из них: Абдаллах ибн Умар ибн аль-Хаттаб, Саад ибн Абу Ваккас, Мухаммад ибн Маслама аль-Ансари, Усама ибн Зайд ибн Харриса аль-Кальби [Абдаллах ибн Умар - сын второго халифа Умара, сподвижник Пророка, участник многих битв. Среди мусульман Абдаллах считался авторитетом в области религии, фикха, с его слов передано большое количество хадисов Пророка. Саад ибн Абу Ваккас - один из ближайших сподвижников Мухаммада, участник множества битв. Во время правления халифа Умара был назначен командующим на восточный фронт. Под его руководством мусульмане в нескольких битвах разгромили армии Персии. Решающая битва "Кадисия" обозначила перелом, после которого мусульмане завладели большей частью еще совсем недавно великой персидской империи.

Мухаммад ибн Маслама - один из старейших сподвижников Пророка. Участник битвы при Бадре. Пользовался среди мусульман большим авторитетом. Помогал Умару при его правлении. Во время восстания против Усмана участвовал в переговорах в качестве посредника между восставшими и Усманом. На просьбу Али присоединиться к его армии Мухаммад ответил отказом. На такие же просьбы Муавии он тоже не откликнулся, занимая позицию невмешательства и не желая участвовать в братоубийственных войнах.

Усама ибн Зайд - Усама был сыном Зайда, освобожденного раба Пророка, а по сути дела, его приемного сына. С детских лет Усама жил в тесном общении с Пророком, был его любимцем. Существует много историй о любви Пророка к Усаме. Перед самой смертью Пророк направил отряд мусульман для сражения в местечке Мута. Командующим этого отряда был назначен Усама ибн Зайд, которому на тот момент было от 17 до 20 лет. Это свидетельствует о том, насколько Пророк доверял Усаме и был убежден в его способностях как предводителя, способного решить поставленную задачу.].

Кайс ибн Аби Хазим сказал:

"Я был с Али во всех его обстоятельствах и войнах, пока он не сказал в день Сиффина: "Поспешите против неверных, поспешите против тех, кто говорит: "Аллах и Его Посланник лгали, тогда как вы говорите:

"Аллах и Его Посланник были правдивыми".

И тут я узнал, каково его мнение о мусульманской общине, и удалился от него".


= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС =