М.З. МАМИРГОВ. Книга исламских сект и вероучений


I. Учения ранних исламских групп (VII-XII вв.)
II. Исламские течения XII-XX вв.

Жду Ваших писем!

= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС =

 

Часть I. Учения ранних исламских групп

Джабариты

Джабр - под этим подразумевается удаление действия от человека и приписывание его Аллаху.

Джабариты делятся на несколько категорий:

1. "Истинные" джабариты - это те, которые не признают у человека не только действия, но и способности к действию.

2. "Умеренные" джабариты - они признают за человеком способность к действию, но эта способность совсем не производит действия.

Что же касается тех, кто признавал за возникающей способностью какое-то влияние на действие, называя это касбом, того мы не будем считать джабаритом.

Мутазилиты называют джабаритами тех, кто за возникающей способностью не признает самостоятельного влияния на возникновение и произведение какого-то человеческого действия.

Ученые, писавшие об исламских сектах, к джабаритам причисляли: наджжаритов и дираритов, а иногда куллабитов из числа сыфатитов. Ашаритов они называли то хашвитами, то джабаритами.

Нам известно, что джабариты называли своими приверженцами наджжаритов и дираритов, из-за этого мы отнесли их к джабаритам. Но нам не известно, чтобы своими единомышленниками они называли кого-то еще, поэтому ашаритов мы отнесли к сыфатитам.

1. Джахмиты

Джахмиты - последователи Джахма ибн Сафвана [Абу Мухриз Джахм ибн Сафван - известный богослов-джабарит. Вел ожесточенные споры в мечетях Термеза и Мервы с мурджиитами и мутазилитами. Принял участие в восстании против Умаййадского наместника Хурасана Насра ибн Саййара, попал в плен и был казнен в 745 г. в Мерве. Некоторые авторы говорят о его склонности к мурджиитам.], который относится к "истинным" джабаритам.

Джахмиты, как и мутазилиты, отрицали предвечные качества Аллаха, но в некоторых вопросах даже превзошли их.

а) Джахм ибн Сафван говорил, что Создателя нельзя наделять такими качествами, которыми наделяют Его создание, так как это ведет к уподоблению. Поэтому он отрицал существование Аллаха в качестве Вечноживого, Знающего, но считал, что Он существует в качестве Всемогущего, Действующего, Творящего, потому что никто из Его созданий не наделяется всемогуществом, действием [Обычно считывается, что человек тоже действует, но надо принимать во внимание, что согласно учению джабаритов, человек лишен возможности к действию, поэтому это качество принадлежит только Всевышнему Аллаху.], творением.

Последователи первоначального учения были ярыми противниками Джахма ибн Сафвана из-за его склонности к полному отрицанию Божественных атрибутов.

б) Джахм считал, что знания возникают у Аллаха вне субстрата. Он говорил:

"Невозможно знать вещь до ее сотворения. Если о ней было известно, а после этого она была сотворена, то сохранилось ли знание о ней таким, как было, или нет? Если сохранилось, то это, по сути, незнание, так как знание того, что будет, - это не то же самое, что знание того, что было. Если же знание не сохранилось, то значит, оно изменилось, а изменяющееся сотворено, не вечно".

В этом вопросе он согласился с мнением Хишама ибн аль-Хаккама.

[Хишам ибн аль-Хаккам - один из крупнейших ученых шиитов-имамитов, о его учении будет рассказано в главе, посвященной шиитам.].

А Хишам говорил:

"Если мы твердо знаем, что знание возникает, то возможно два варианта: либо знание возникает в самом Всевышнем, а это ведет к тому, что в Его субстанции происходят изменения, и она становится субстратом (основой) для изменяющихся свойств, либо знание возникает в каком-то субстрате, так что знанием наделяется именно тот субстрат, но не Создатель. Стало быть, ясно, что знание не имеет субстрата".

в) О способности человека к действию ибн Сафван говорил, что человек не властен над чем-либо и не имеет возможности действовать. Во всех своих действиях человек принужден и не обладает ни способностью, ни волей, ни свободой выбора. Только Аллах творит в нем действия, точно так же, как Он творит их в облаках, камнях. Слова "человек сделал что-либо, человек действует" следует понимать не прямо, а иносказательно, как, например, когда говорят: "дерево плодоносит", "вода течет", "камень падает", "небо покрылось тучами, и полил дождь", - и тому подобное.

Награда и наказание также являются принуждением, как и все остальные действия. Джахм говорил:

"Если принуждение твердо установлено, то религиозная обязанность также есть принуждение".

г) Джахм ибн Сафван утверждал, что существование обитателей рая и ада прекратится, рай и ад исчезнут после того, как в них войдут их обитатели, праведники насладятся блаженством рая, а грешники испытают страдания в его огне. Нельзя представить себе движение, не имеющее конца, точно так же, как нельзя представить движение, не имеющее начала. Относительно слов Всевышнего

"…они будут вечно пребывать там" [Коран сура 5 "Аль-Маида" аят 85.],

Джахм говорил, что эта фраза указывает на очень длительный отрезок времени, а не на то, что рай и ад будут существовать вечно. В качестве доказательства прекращения существования рая и ада он ссылался на другие Слова Всевышнего:

"… вечно пребывая там, пока длятся небеса и земля, если только Господь твой не пожелает…" [Коран сура 11 "Худ" аяты 107-108.]

Но этот аят Корана содержит в себе условие и исключение, тогда как в отношении вечного пребывания в раю или аду нет ни условия, ни исключения.

д) Джахм говорил:

"Кто уверовал в Аллаха, но потом отрекся от веры словами, тот из-за этого он не становится неверным, потому что вера в Аллаха не исчезает из-за отречения, следовательно, такой человек остается верующим".

Далее он говорил:

"Вера неразделима, то есть она не делится на веру, слова и дела. Верующие не превосходят друг друга в вере, вера Пророков и вера религиозной общины одинаковы, поскольку сами знания не превосходят друг друга".

е) С мутазилитами Джахм ибн Сафван имел общие убеждения по следующим вопросам:

o в отрицании возможности увидеть Аллаха в этом и будущем мире;

o в признании того, что Коран сотворен;

o в необходимости познания Аллаха разумом до ниспослания Откровения.

2. Наджжариты

Наджжариты - последователи аль-Хусайна ибн Мухаммада ан-Наджжара [Аль-Хусайн ибн Мухаммад ан-Наджжар - родился в г. Кум. Он прославился спорами с мутазилитами, в частности с главой басрийских мутазилитов ан-Наззамом, после одного из таких диспутов он и умер в 845 г.].

Большинство мутазилитов Рея и его окрестностей придерживались учения наджжаритов. И хотя со временем они распались на группы, а именно: бургуситы, зафараниты, мустадракиты, тем не менее, они не расходились между собой в вопросах, которые считаются основами веры.

а) Наджжариты согласились с мутазилитами в отношении отрицания Божественных атрибутов, таких как знание, могущество, воля, вечная жизнь, слух, зрение, а с сыфатитами согласились в том, что Аллах является Творцом людских поступков.

б) Ан-Наджжар говорил:

"Создатель - Желающий сам по себе, равно как Он - Знающий сам по себе".

Признав это, он был вынужден заключить, что Аллах желает добро и зло, пользу и вред. Он говорил:

"Его существование в качестве желающего означает, что Он ни в чем не принужден и не подчинен. Он - Творец людских поступков, добрых и злых, хороших и плохих, человек же приобретает их".

Ан-Наджжар признавал наличие у человека некоторой способности и некоторого влияния на свои поступки, и как аль-Ашари называл это касбом. Также ан-Наджжар согласился с аль-Ашари в том, что возможность существует вместе с действием.

в) Ан-Наджжар отрицал возможность лицезрения Всевышнего Аллаха глазами. Считая это невозможным, он, тем не менее, говорил:

"Возможно, Аллах переместит силу познания из сердца, где она находится, в глаза, с помощью чего Аллах будет познан. Это и будет называться лицезрением".

г) Наджжариты придерживались мнения о том, что Коран сотворен. Но все же они имели некоторые отличия от мутазилитов.

Так, наджжариты говорили, что Слово Создателя, когда его читают, является свойством, а когда оно написано, является телом.

Зафараниты из числа наджжаритов утверждали, что Слово Аллаха является чем-то другим, чем сам Аллах, а все, что кроме слова, является сотворенным, но вместе с этим они говорили: "Каждый, кто признает Коран сотворенным - неверный". Возможно, они имели в виду что-то свое, а иначе очевидно противоречие в их словах.

Мустадракиты утверждали, что Слово Божье - это что-то другое, чем сам Аллах, но признавали, что Слово сотворено.

Однако Пророк сказал: "Слово Аллаха не сотворено" [Аш-Шахрастани не дает ссылки на сборники хадисов. Возможно, это делается из-за широкой известности приводимых им хадисов в его время.]. Все последователи первоначального учения согласились с тем, что Слово не сотворено, поэтому и мы согласны с ними и придерживаемся их мнения о том, что "оно не сотворено" (у Аллаха) в расположении и порядке букв и звуков, но "оно сотворено" (для людей) в том виде, который мы держим в своих руках (как книга) или читаем вслух.

д) Аль-Кааби передал со слов ан-Наджжара, что Создатель присутствует повсюду как сущность, как бытие, но не в смысле знания и могущества.

е) О размышляющем до ниспослания Откровения наджжариты говорили то же, что и мутазилиты, а именно, что такой человек должен приобрести познание путем рассуждения и умозаключения.

ж) О вере они говорили, что она представляет собой подтверждение истинности Аллаха. Кто совершил тяжкий грех и умер с ним без покаяния, тот будет наказан за это, но должен быть выведен из ада, потому что было бы несправедливо приравнивать его в отношении вечного пребывания в аду к неверным.

Мухаммад ибн Иса по прозвищу Бургус, Бишр ибн Гийас аль-Мариси и аль-Хусайн ан-Наджжар были близки друг другу в своих учениях. Они верили в то, что Всевышний желает, чтобы происходило добро и зло, вера и неверие, повиновение и ослушание. Все мутазилиты отвергали это.

3. Дирариты

Дирариты - приверженцы Дирара ибн Амра и Хафса аль-Фарда.

Оба они отрицали наличие у Аллаха атрибутов, но при этом утверждали, что Аллах Знающий, Всемогущий в том смысле, что Он не незнающий и не бессильный.

Дирариты приписывали Аллаху такую сущность, которую знает только Он сам, и говорили, что это учение изложено со слов Абу Ханифы и группы его приверженцев. Под этим они подразумевали, что Аллах знает Себя через самосозерцание, а не путем доказательства или сообщения об этом.

Дирариты считали, что в раю у человека будет шестое чувство, с помощью которого он сможет увидеть Аллаха.

Поступки людей, по мнению дираритов, на самом деле сотворены Создателем, а человек только приобретает их.

Дирар ибн Амра и Хафс аль-Фард утверждали: "После Посланника Аллаха доказательство лежит только в единодушном мнении общины, а то, что передают с его слов о предписаниях религии через сообщения отдельных лиц - неприемлемо".

Со слов Дирара передают, что он не признавал списки Корана Абдаллаха ибн Масуда и Убая ибн Кааба, утверждая, что Аллах не ниспосылал их [Как известно, Посланник Аллаха до своей смерти не успел собрать все аяты Корана в одну книгу. Но после его смерти несколько сподвижников, знавших Коран наизусть, занялись собиранием Корана. Собирать Коран одновременно начали Абдаллах ибн Масуд, Убай ибн Кааб, Али ибн Абу Талиб и Зайд ибн Сабит. После того, как они закончили эту работу, они предоставили мусульманам эти списки. Видимо, между ними существовали некоторые различия в порядке расположения сур или аятов.

В различных областях Халифата распространение получил какой-то один из списков. Люди, склонные к созданию конфликтов, со временем стали устраивать разного рода споры о правильности того или иного списка. После этого халиф Усман принял решение создать единую версию Корана, для чего собрал всех знающих сподвижников и под руководством Зайда ибн Сабита они собрали все суры Корана в том виде, который мы имеем на сегодняшний день. Все остальные списки были собраны и закопаны рядом с могилой Пророка.].

О размышляющем до ниспослания откровения дирариты придерживались мнения, что человек не должен своим разумом постигать что-либо, пока не явится Посланник, чтобы сообщить ему повеления и запреты.

Дирар ибн Амр утверждал, что имамом не обязательно должен быть курайшит. Напротив, если в притязаниях на имамат сойдутся курайшит и африканец, то предпочтение следует отдать африканцу, так как у него меньше родственников и слабее связи, и если он нарушит положения шариата, то его будет легче свергнуть.

Хотя мутазилиты допускали имамат среди некурайшитов, но никогда они не отдавали предпочтения африканцу перед курайшитом.


= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС =