М.З. МАМИРГОВ. Книга исламских сект и вероучений
|
Разъяснение основ религии Ислам
Мы говорили о значении слова Ислам. Теперь мы укажем на различие между Исламом (покорность), иманом (вера) и ихсаном (искренность); разъясним, что является началом, что - серединой, и что - совершенством.
Хорошо известен хадис о том, как к Пророку и его сподвижникам пришел ангел Джабраил - мир ему! - в облике бедуина, сел так, что его колено соприкасалось с коленом Пророка, и спросил:
"О Посланник Аллаха, что такое Ислам?"
Тот ответил:
"Свидетельствуй, что нет бога, кроме Аллаха, и что я - Посланник Аллаха, совершай молитву, давай закят, постись в месяц рамадан, совершай паломничество к Каабе, если ты в состоянии добраться до нее".
Джабраил сказал:
"Ты прав",
- затем спросил:
"Что такое вера?"
Пророк ответил:
"Веруй в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его Посланников и в последний день. Верь в то, что предопределение добра и зла исходит от Аллаха".
Джабраил сказал:
"Ты прав",
- а потом спросил:
"Что такое искренность?"
Пророк ответил:
"Поклоняйся Аллаху, так, как будто ты видишь Его, и даже если ты не видишь Его, то Он видит тебя".
Джабраил сказал:
"Ты прав",
- затем спросил:
"Когда наступит час?"
Пророк ответил:
"Спрашиваемый об этом не лучше знает, чем спрашивающий".
После этого Джабраил встал и вышел, а Пророк сказал:
"Это был Джабраил, он пришел к вам, чтобы научить вас основам вашей религии".
В толкованиях Корана различают такие понятия как ислам и иман.
Ислам чаще употребляется в значении внешней покорности, и в этом смысле мусульманином может быть и верующий, и лицемер.
Аллах Всевышний сказал:
"Сказали бедуины: "Мы уверовали!" Скажи: "Вы не уверовали, но говорите: "Мы покорились"" [Коран, сура 49 "Аль-Худжурат", аят 14.].
Это свидетельство того, что Коран различает эти понятия.
Ислам в значении "предать себя Богу и покориться" внешне является общим как для верующего, так и для лицемера - это начало.
Далее, если вместе с покорностью имеет место искренность в том, что человек признает истинность Аллаха, Его ангелов, Его Писаний, Его Посланников и день Страшного суда, и твердо верит в то, что добро и зло предопределены Аллахом, в том смысле, что выпавшее на его долю существовало не для того, чтобы ввести его в заблуждение, а введшее его в заблуждение существовало не для того, чтобы выпасть на его долю, то он - истинно верующий (мумин).
А когда человек соединил Ислам с признанием истинности Аллаха, борьбу за веру - со свидетельством ее истинности, и его сокровенное стало видимым, то это - совершенство (ихсан).
Следовательно,
Ислам - это начало,
иман - середина, а
ихсан - совершенство.
Поэтому слово "мусульмане" относится и к тем, кто спасется в будущей жизни, и к тем, кто в ней погибнет.
Иногда Ислам соединяется с искренностью.
Всевышний сказал:
"Напротив, кто предал свой лик Аллаху, совершая добро…" [Коран, сура 2 "Аль-Бакара", аят 112.]
К этому же относятся слова Аллаха:
"…Я удовлетворился для вас Исламом как религией…" [Коран, сура 5 "Аль-Маида", аят 3.],
и Его слова:
"Воистину, религия перед Аллахом - Ислам" [Коран, сура 3 "Али Имран", аят 19.],
а также:
"Когда Господь его сказал ему: "Будь покорен!", он сказал: "Покоряюсь Господу миров! "" [Коран, сура 2 "Аль-Бакара", аят 131.],
и еще:
"И умирайте не иначе, как будучи мусульманами" [Коран, сура 2 "Аль-Бакара", аят 132.].
В этих случаях слово Ислам относится только к "спасшейся общине", а лучше знает Аллах!
Усулиты расходятся в вопросах Единобожия, Божественной справедливости, обещания и угрозы (со стороны Бога в ответ на человеческие деяния), Откровения и разума.
Теперь поговорим о значении слов усул (основы веры, корни) и фуру (второстепенные вопросы, ветви) и некоторых других.
Одни ученые считали, что усул - это познание Творца с Его достоинством и атрибутами, познание Посланников с их знамениями и явными доказательствами.
Также известно, что когда религия делится на познание и повиновение, то
познание - это усул, а
повиновение - фуру.
Кто занимается изучением и изложением основ религии и Единобожия, тот - усулит, а кто занимается изучением предписаний шариата - фуруит.
Следовательно усул - это предмет изучения богословия, а
фуру - предмет изучения законоведения (фикха).
Согласно другому мнению, то, что постигается разумом путем размышления и рассуждения, относится к "корням", а то, что постигается путем сравнения и вынесения самостоятельного решения, относится к "ветвям".
Относительно Единобожия сунниты и все сыфатиты говорили, что Аллах Един в Своей сущности - нет никого равного Ему; Един в Своих вечных качествах - нет подобных Ему; и Един в Своих делах - нет у Него сотоварища.
Сторонники Божественной справедливости [мутазилиты.] говорили, что Аллах Един в Своей сущности - у Него нет ни черт, ни качеств; Он Един в своих делах - нет у Него сотоварища. Вечной является только Его сущность. Невозможно существование двух предвечных и предопределенного среди двух предопределяющих. Это и есть Единобожие.
Что касается Божественной справедливости, то сунниты говорили, что Аллах справедлив во всех Своих делах в том смысле, что Он по Своему знанию распоряжается Своей властью и Своим правом, делает то, что желает, и решает то, что хочет.
Справедливость - это установление определенного порядка, что означает - распоряжаться властью в соответствии с желанием и знанием.
Несправедливость противоположна этому, но нельзя представить себе с Его стороны произвол в решении и несправедливость в распоряжении.
Согласно учению мутазилитов, справедливость - это то, что требует разум с точки зрения мудрости, а это значит - правильно и благоразумно совершать действие.
Что касается обещания и угрозы, то сунниты говорили:
"Обещание и угроза - извечное слово Аллаха. Он обещает в соответствии с тем, что повелевает, и угрожает в соответствии с тем, что запрещает, поэтому каждый, кто спасся и заслужил награду, получил это благодаря Его обещанию, а каждый, кто погиб и заслужил наказание, получил это благодаря Его угрозе. Ничто из доводов разума не обязательно для Него."
Сторонники Божественной справедливости говорили:
"Не существует предвечного слова, Он повелевает и угрожает только с помощью сотворенного слова. Тот, кто спасся, заслужил награду своими делами, а тот, кто наказан, наказан за свои грехи. Разум требует этого с точки зрения мудрости".
По поводу Откровения и разума сунниты говорили:
"Все религиозные обязанности получают через Откровение, а все знания - с помощью разума. Разум не способен отличать добро от зла, он ничего не требует и ни к чему не обязывает; Откровение же не сообщает, то есть не дает знание, а обязывает совершать что-либо".
Сторонники Божественной справедливости говорили:
"Все знания могут быть постигнуты разумом, уверовать в Аллаха необходимо даже до появления Откровения, добро и мерзость - два качества, которые могут быть опознаны разумом".
Это те основные вопросы, решением которых занимаются усулиты.
Две группы - мутазилиты и сыфатиты - являются непримиримыми противниками. Также противостоят друг другу кадариты и джабариты, мурджииты и ваидиты, шииты и хариджиты.
Эти противостояния между различными группами были во все времена. Каждая группа имела свое убеждение, свои книги, династию, которая им помогала, и власть, которая им подчинялась.
Ниже мы подробно расскажем о каждом из учений и постараемся дать представление
об их "корнях" и "ветвях" по мере возможности, если этого
пожелает Аллах.