М.З. МАМИРГОВ. Книга исламских сект и вероучений
|
Предисловие третье, рассказывающее о первом сомнении в вере, возникшем среди людей, и о том, кто его проявил
Да будет тебе известно, что первым сомнением в вере, возникшим среди людей, было сомнение Иблиса - да проклянет его Аллах!
[Иблис (отчаявшийся, потерянный). Другие его имена - Сатана, Шайтан, Люцифер. Упоминания о нем во множестве присутствуют в Коране. По убеждениям мусульман,
Иблис является джином, а не "падшим ангелом", как об этом говорится в других религиях.
Он многие тысячи лет поклонялся Аллаху, жил среди ангелов в раю. Когда же Аллах сотворил первого человека - Адама - и приказал всем созданиям поклониться ему, ангелы исполнили приказ Аллаха, а Иблис, душа которого была исполнена гордыни, высокомерия и зависти, отказался. Он сказал:
"Я лучше Адама, ведь я сотворен из огня, а он из глины".
После этого Аллах лишил его Своей милости и изгнал из рая, пообещав навечно поместить его в ад. С этого момента главная цель Иблиса - любыми путями отвратить человека от поклонения своему Создателю - Всевышнему Аллаху - и направить его на путь ослушания Господа, путь, который приведет к тому, что человек также будет лишен милости Аллаха и брошен в ад.
Таким образом Иблис пытается отомстить человеку за то, что якобы из-за него он стал неверным и был изгнан из рая.]
Источником сомнения Иблиса стало то, что он противопоставил собственное мнение Божественному приказу, предпочел собственное желание повелению Аллаха и стал превозносить вещество, из которого он был создан (огонь), перед веществом Адама (глиной).
Из первого сомнения в вере появились еще семь сомнений. Они проникли в умы людей и стали выражаться в еретических учениях. Об этих сомнениях говорят толкования к четырем Евангелиям, упоминаются они и в Торе. Примеры их рассеяны по Библии в виде споров, происходивших между Иблисом и ангелами после того, как Аллах повелел им поклониться Адаму, и все ангелы поклонились; не поклонился лишь Иблис, бывший из числа джиннов.
До нас дошло, что он сказал:
"Я признаю, что Создатель Всевышний действительно мой Бог и Бог всего сотворенного. Он Всезнающ и Всемогущ, и Его не спрашивают о Его могуществе и Его желании совершать то, что Он желает. Что бы Он ни захотел, Он скажет тому "Будь!", - и оно возникнет. Он Премудрый, но к Нему есть вопросы в связи с тем, как Он пользуется Своей мудростью".
Ангелы спросили:
"Какие вопросы и сколько их?"
Иблис - да проклянет его Аллах! - сказал:
"Этих вопросов семь.
Первый. Еще до того, как сотворить меня, Он знал, чт? из меня выйдет и чт? из меня получится.
Так зачем же Он сотворил меня?
Какая мудрость в том, что Он это сделал?
Второй. Если Он сотворил меня по Своей воле и желанию, то зачем Он приказал мне уверовать в Него и поклоняться Ему?
Какая мудрость в этом приказе, ведь Ему нет пользы от моего повиновения, также как не страдает Он от моего ослушания?
Третий. Если Он сотворил меня и приказал мне уверовать в Него и поклоняться Ему, и я уверовал и поклонялся Ему, то зачем же Он приказал мне поклониться Адаму?
Какая мудрость в этом приказе, учитывая, что это не увеличивает мою веру в Него и мое поклонение Ему?
Четвертый. Если Он сотворил меня, и приказал поклоняться Ему, а потом приказал поклониться Адаму, то почему же Он проклял и изгнал меня из рая за то, что я не поклонился Адаму?
Где же здесь мудрость? Ведь я не совершил ничего плохого, кроме того, что сказал:
"Я поклоняюсь только Тебе"?
Пятый. Если Он сотворил меня, и приказал поклоняться Ему, а потом приказал поклониться Адаму, но я не выполнил этот приказ, и Он проклял и прогнал меня, то зачем же тогда Он дал мне путь к Адаму, после чего я вернулся в рай, совратил его своим искушением, и он, вкусив от запретного дерева, был изгнан из рая вместе со мной?
Какая же в этом мудрость? Если бы Он закрыл от меня рай, то Адам не пострадал бы от меня и пребывал бы в раю вечно?
Шестой. Если Он сотворил меня, дал мне приказ, которого я ослушался, проклял меня и изгнал из рая, затем дал вернуться в рай, и между мной и Адамом был спор, то зачем же Он дал мне власть над потомками Адама, так что я их вижу, а они меня нет, мое искушение действует на них, но на меня не действуют ни их сила, ни их способности и возможности?
Какая в этом мудрость? Если бы Он сотворил людей неподвластными моему искушению, безгрешными, послушными и покорными, то это было бы лучше для них. Это было бы более мудрым решением.
Седьмой. Я признаю, что Он сотворил меня, дал мне приказ поклоняться Ему, потом приказал поклониться Адаму, но так как я не повиновался, то Он проклял и изгнал меня, когда же я захотел вернуться в рай, Он дал мне такую возможность и открыл мне дорогу, а после того, как я совратил Адама, Он вновь изгнал меня, но затем дал мне власть над людьми.
Зачем, когда я сказал:
"Дай мне отсрочку до Дня, когда они будут воскрешены" [Коран, сура 7 "Аль-Араф", аят 14.], -
Он ответил:
"Воистину, ты - из тех, кому будет отсрочено до Дня назначенного времени" [Коран, сура 15 "Аль-Хиджр", аят 37-38.]
В чем здесь мудрость? И если бы Он погубил меня в тот же миг, то Адам и остальные люди не страдали бы от меня, и в мире не осталось бы зла. Не лучше ли было сохранить мир в добре, чем смешивать его со злом?"
И затем Иблис сказал:
"Вот это и есть мои вопросы".
Толкователи Евангелия говорят:
"Аллах Всевышний сказал ангелам:
"Скажите ему: В своем первом утверждении, что Я твой Бог и Бог всего сотворенного, ты был неправдив и неискренен, потому что если бы ты считал истинным, что Я - Бог миров, то ты не обращался бы ко Мне со своим "почему". Я - Аллах, нет божества, кроме Меня, Меня не спрашивают о том, что Я делаю, спрашивают людей"".
Размышляющему станет понятно, что все сомнения в вере, существующие в настоящий момент среди людей, выросли именно из сомнений проклятого шайтана, из его искушений и лжи.
И как у него было семь сомнений, так и все сомнения в вере, существующие в настоящее время, можно свести к семи. Пусть сомнения эти выражены другими словами, а названия учений, на них основанных, отличаются одно от другого, - это лишь внешнее различие, а по сути все они являются разновидностями самых первых сомнений.
Основа всех сомнений в вере - отказ следовать Божественному приказу уже после того, как человек уверовал в Аллаха, и желание противопоставить свое мнение решению Аллаха.
Все, кто отказался признать Пророками Нуха, Худа, Салиха, Ибрахима, Лута, Шуайба, Мусу, Ису и Мухаммада, - мир им всем! - последовали проклятому шайтану в проявлении своих сомнений, суть которых сводится к отказу от выполнения религиозных обязанностей и непризнанию Посланников Аллаха, потому что нет разницы между их словам:
"Неужели люди поведут нас верным путем?" [Коран, сура 64 "Ат-Тагабун", аят 6.] - и его словами:
"Неужели я поклонюсь тому, кого Ты создал из глины?" [Коран, сура 17 "Аль-Исра", аят 61.]
Главная причина сомнений указана в словах Всевышнего:
"Удерживает людей уверовать, когда пришло к ним верное руководство, только то, что они говорят: "Неужели же послал Аллах человека Посланником?"" [Коран, сура 17 "Аль-Исра", аят 94.]
То, что мешает человеку искренне уверовать, открывается нам в следующих словах Аллаха:
"Что удержало тебя от того, чтобы поклониться, раз Я приказал тебе?"
Он сказал:
"Я - лучше его: Ты создал меня из огня, а его создал из глины" [Коран, сура 7 "Аль-Араф", аят 12.].
Так проклятый Иблис позволил своему разуму суждения, на которые не имел никакого права.
А впоследствии либо рассуждение о Творце переносилось на сотворенное, либо рассуждение о сотворенном переносилось на Творца.
Первое является преувеличением сотворенного, а второе - умалением Творца.