ЭПОХА ТАЛМУДА И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ во II - XV вв. |
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ, Составитель: Клемперт А.И.
4.03 Христианская церковь и евреи в эпоху Средневековья
БОРЬБА ЗА НАСЛЕДСТВО
В Средние века разгорелось соперничество между светской и церковной властью. Глава римской церкви пытался упрочить свое влияние на европейскую политику. Этому особенно активно сопротивлялись императоры Священной Римской империи, объединявшей десятки крупных и мелких феодальных владений.
После смерти германского императора Генриха VI, владения которого простирались от юга Италии до севера Германии, Папа Римский использовал возможность укрепить свое положение.
Иннокентий III считал себя верховным правителем христианской Европы и говорил, что "правление Папы Римского подобно сиянию солнца", в то время как "цари подобны луне и звездам".
В 1215году Папа Иннокентий III созвал в Риме IV-й Латеранский собор,(по названию места совещания - дворца Латерни). В течение трех недель около тысячи пятисот прелатов, собравшихся из всех пределов христианского мира, подтверждали своими подписями высшие постановления, принятые Иннокентием III. Некоторые из них касались евреев. Вот отрывок из этих постановлений:
"В странах, где христиане не отличаются по своей одежде от евреев и сарацинов, имеют место связи между христианами и евреями или сарацинами, или наоборот. Чтобы подобные безобразия не могли более оправдываться неведением, решено, чтобы отныне евреи обоих полов отличались своей одеждой от других народов, что предписано им и Моисеем. Они не должны показываться на публике во время Святой недели, поскольку некоторые из них надевают в эти дни свои лучшие наряды и насмехаются над одетыми в траур христианами. Нарушители будут должным образом наказаны светскими властями, чтобы они не осмеливались более глумиться над Христом в присутствии христиан".
Иннокентий издал законы, низводящие евреев до положения отверженных. Папа запретил предоставлять евреям в христианских странах общественные должности, потребовал, чтобы к одежде своей евреи пришивали знаки отличия, а также ввел специальный налог на евреев и их имущество. Евреи не могли нанимать прислугу из христиан и т.д. Постановления этого Собора стали основой для последовавших репрессий против европейских евреев. Постепенно размеры налогов возрастали,а ограничения становились все более тяжкими и унизительными.
ОБРАЩЕНИЕ В ХРИСТИАНСТВО.
Политика церкви предполагала активное обращение евреев в христианство. Крестившимся евреям снижали налоги, выплачивались деньги, позволялось занимать общественные должности, гарантировалась защита от соплеменников. Однако все это не давало результата: евреи упорно не желали признавать Иисуса мессией.
Провал своей политики церковь решила использовать в своих же целях. Не прерывая попыток навязать обращение в христианство, церковники стали организовывать религиозные диспуты, основной целью которых было продемонстрировать свою победу над "ложным учением иудеев". Основными обвинителями иудаизма иногда становились евреи-отступники. Желая выслужиться перед церковью, они пытались доказать, что сам Талмуд признавал Иисуса мессией. На таких диспутах судьями были только сами христиане, и официальные победы присваивалась им же.
Например, в середине XIII века выкрест Николай Донин оклеветал еврейское учение, и король Франции приказал организовать диспут, чтобы выдающиеся раввины в присутствии короля, вельмож и христианских священников выслушали предъявленные евреям обвинения.
В 1236 г. Донин прислал папе Григорию IX список из тридцати пяти обвинений против. Устной Торы евреев, главным образом, против Талмуда. Папа ответил лишь через три года, в 1239 г. Он направил автора послания к парижскому епископу, повелев, чтобы Донин изложил свои аргументы ему, а также королям Франции, Англии, Испании и Португалии. К тому же Папа распорядился отобрать у евреев все книги, а те, в которых обнаружится ересь - сжечь на костре.
Единственным монархом, поддержавшим решения папы, оказался Людовик IX, потребовавший, однако, чтобы евреям дали право защищать себя и свои книги. Так начался Парижский диспут, первый среди трех великих средневековых диспутов, направленных против Талмуда: Парижский (1240), Барселонский (1263) и диспут в Тортосе (1413-1414).
Диспут, больше похожий на суд, состоялся в Париже, в 1240 году, гдеНиколай утверждал, что Талмуд оскорбляет христианство, призывает проклинать и обманыватьхристиан. На возражения евреев участники диспута попросту не обращали внимания. Христианские священники признали победу Донина и утвердилиложное обвинение против Талмуда.Король приказал, чтобы евреи под страхом смерти передали все экземпляры Талмуда для сожжения.
Все попытки отменить королевское постановление были тщетными.
В 1242 году на 24 повозки погрузили отнятые у евреев ценнейшие свитки Талмуда, свезли их на одну из площадей Парижа и устроили костер. В этом костре сгорели сотни драгоценных рукописей, переписанных благочестивыми мудрецами многих поколений. Один из учеников иешивы, известный впоследствии как рабби Меир из Ротенбурга, оплакал эту трагедию в элегии "Спроси, сожженная в огне...". Запрет на Талмуд оставался в силе многие годы.
Но и такие меры не очень помогали в деле крещения евреев.
По мере развития христианского учения была сформулирована политика папской церкви относительно евреев. Она включила в себя несколько основных положений.
Евреи - народ, виновный в непризнании Иисуса и его смерти.
На всем народе лежит вечное проклятие.
Благословение Израиля перешло теперь на христианство.
Своим бедственным положением евреи свидетельствуют об истинности Нового Завета
Разрушить проклятие и изменить свое положение евреи могут только через крещение
Евреи как и другие люди - творения Бога, поэтому их нельзя убивать. Но следует
всячески обращать их в "истинную веру", какой является христианство
Евреи не признают истинности христианства по причине присущей им "жестоковыйности",
упрямства. Важной причиной этого являются их книги, особенно Талмуд. Нужно запретить
им изучение Талмуда.
Из-за опасности распространения иудаизма, следует всячески изолировать евреев
от христиан. Обязательно должно существовать положение, по которому еврей будет
слугой христианина, а не наоборот.
Эти принципы католическая церковь пронесла через всю эпоху Средневековья.
ХРИСТИАНСКАЯ МИФОЛОГИЯ О ЕВРЕЯХ.
Большинство христиан либо никогда не видели евреев, либо почти ничего не знали об их религии и обычаях. Сведения об этом они черпали из проповедей христианских священников и трудов отцов церкви. Ограничительные законы, изолировавшие евреев и заставившие их проживать отдельно от других горожан, были только первым шагом к полной изоляции еврейского и христианского мира друг от друга. Вокруг евреев, вернее их образа в средневековой европейской культуре сложилось великое множество мифов.
"Кровавый навет". Этим словосочетанием называют многочисленные обвинения евреев в том, что они используют в своих ритуалах человеческую кровь. В отдельных случаях, евреев обвиняли в том, что они добавляют эту кровь в мацу, приготовляемую на праздник Песах.
Первое подобное обвинение возникло в 1144 году в Англии в городе Норвич, где евреев обвинили в убийстве христианского ребенка для "кровавого ритуала". Разъяренная толпа нападала на еврейские дома; было убито множество евреев. Вскоре это обвинение прозвучало во Франции, а дальше не было уже страны, где в том или ином виде не повторялись бы эти измышления.
Как правило, такие обвинения появлялись в дни перед Песахом, омрачая евреям этот радостный праздник. С помощью пыток у попавшихся под руку евреев вырывали нужное судьям признание в похищении и убийстве христианского ребенка с "ритуальными целями". Затем жестоко казнили обвиненных евреев, следом канонизировали (причисляли к лику христианских святых) "погибших от рук евреев" людей. И лишь позднее проводили вторичное расследование, которое всегда демонстрировало невиновность казненных.
Папа Иннокентий IV провел расследование, результатом которого стала папская булла 1247 г. С евреев снимались обвинения в ритуальных убийствах, однако это не произвело большого впечатления на христиан
Осквернение Гостии. Гостией католики называют кусочек хлеба, который используют в обряде причастия. Христиане видят в гостии не просто хлеб, а тело их бога - Христа. Евреев обвиняли в том, что они специально похищают из церквей эту гостию для того, чтобы издеваться над ней, как над христианской святыней.
Впервые это обвинение прозвучало в 1253 году в Германии. Несмотря на полную безосновательность такого мифа, он, как и "Кровавый навет", дорого стоил еврейскому народу. Тысячи людей поплатились жизнью из-за этих бредней.
Не менее известен народный миф, в основе которого лежит история из христианской Библии - Евангелия. Легенда Евангелия рассказывает о еврее, который отказался помочь облегчить страдания Иисуса Христа в то время, когда последний нес свой крест. Затем этот еврей был проклят на вечные скитания. Это стало источником народных сказок о "вечном жиде".
Со временем образ этого вечного скитальца стал сливаться воедино с образом всего еврейского народа, который, якобы, осужден на вечные страдания и скитания из-за "богоубийства". Миф о "вечном жиде" лег также в основу многочисленных произведений европейской культуры, таких как литературные романы, оперы, картины и т.п.
Еще одним мифом стало утверждение о природной "жажде наживы" у евреев.
Христианские священники находили подтверждение этому в рассказе Библии о поклонении евреев золотому Тельцу, а также о 30 серебряниках, полученных Иудой за предательство Иисуса. Именно эти рассказы, утверждали христианские священники, показывают, что истинной ценностью для евреев являются только деньги и золото. В соответствии с этим евреев изображали в христианских церквях с мешком золота или жадно пересчитывавшими деньги.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ:
Как изменилось положение европейских евреев после постановлений Латеранского Собора?
С какой целью церковь организовывала диспуты о вере?
Почему именно Талмуд был важнейшей мишенью христианской критики?
Чем, по-твоему, можно объяснить рождение все новых мифов, порочащих евреев?
СПРОСИ, СОЖЖЕННАЯ В ОГНЕ
Спроси, сожженная в огне, как живется оплакивающим тебя,
Жаждущим поселиться во дворе твоего Храма,
Вдыхающим прах земной и страждущим,
Потрясенным видом твоих пергаментных свитков,
пылающих на костре.
Бредут они во тьме, и нет сиянья звезд, и уповают на свет,
Который днем воссияет над ними и над тобой.
И человек теряет покой, стонет и плачет с разбитым сердцем,
Всегда оплакивает твои муки.
…
И как не обожглись враги от твоих углей?
Доколь, о нежная, тебе немолствовать,
А лик цветов моих доколе будет сокрыт волчцами?
…
Моя твердыня предана огню и пламени,
Разве не этот огонь опалит, в конце концов, и твой подол.
…
Оденься в одежды вдовства вместо своих нарядов.
Я буду проливать слезы, пока они не потекут потоком,
И достигнут могил двух князей, твоих благородных
Моше и Аарона на горе Гор, и спрошу их: Разве есть
Новый Закон и поэтому сожгли твои свитки?
…
Рассек скрижали, и удвоил свою глупость,
Сжигать Закон - это ли исполнение заповедей?
Смогу ли я жить, и как приму пищу во чрево свое,
Когда видел, как собирали твои трофеи.
На твоих улицах - как покинутый город, сожгли трофеи Всевышнего,
Те, кого противно было бы тебе допустить в твое собрание.
Поистине скорбны пути правды и истины.
…
Мы не услышим больше голосов поющих,
Ибо оборвали струны лютни твоей.
Оденусь во вретище, ибо были они дороги мне,
Многочисленны, как песок, лежат убитые твои.
Как только может день светить?
…
Облекись во вретище из-за пожара, разметавшего и
Уничтожившего твои возвышенные тайны.
Как в дни твоего счастья утешит тебя Он за дни мучения,
и вернет Плен колен Израиля и поднимет твоих униженных.
Багрец оденешь и бубен возьмешь,
Пустишься в пляс с ликованием.
И сердце мое воспарит, когда Он тебе будет светом,
И озарит мрак твой и воссияют твои в сумерках пребывающие.