ЭПОХА ТАЛМУДА И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ во II - XV вв. |
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ, Составитель: Клемперт А.И.
ТРАДИЦИЯ ЭРЕЦ-ИСРАЭЛЬ И ВАВИЛОНИИ.
Большой духовный подъем произошел в Вавилонии во второй половине II в. н. э. В годы правления Иехуды ха-Наси много вавилонских евреев, иногда даже целыми семьями, отправлялись в Эрец-Исраэль для изучения Торы. Большая часть из них осталась в Эрец-Исраэль, другие вернулись в Вавилонию.
Среди возвратившихся был рав Абба Ариха, названный "Рав". Его возвращение стало переломным моментом в истории изучения Торы, в культурной жизни, в законодательстве и суде вавилонских евреев.
В 219 г. он поселился не в одном из старинных научных центров, а в Суре, городе с многочисленным, но культурно отсталым населением, и основал там новую школу.
Одновременно и в другом вавилонском городе, Нехардее, гордившемся многовековой научной традицией, развилась большая и влиятельная духовная академия; возглавлял ее рав Шмуэль, который также провел некоторое время в Академии Эрец-Исраэль, но не проникся палестинской системой учения в такой мере, как его друг и сподвижник Рав. Рав ввел в своей академии не только изучение Мишны, составление которой было недавно завершено в Палестине, но и методы ее преподавания и изучения и целый ряд обычаев и традиций Эрец-Исраэль. Это различие между обеими академиями сохранилось и в последующие поколения: Нехардея вырабатывала особую вавилонскую традицию, а Сура продолжала развивать палестинскую систему.
В академию Рава стекались массы учащихся, и изучение Торы распространилось по всей Вавилонии. Число одних только постоянных слушателей Рава достигало тысячи двухсот. Тогда же установился обычай т. н. "месяцев собрания" (ходеш - ходшей кала), продолжавшийся два месяца в году, в Адаре, весной, и в Элуле, осенью, - в сезоны затишья в вавилонском земледелии - в академиях собирались десятки тысяч для участия в занятиях.
Изучение Торы и продолжение научного творчества здесь, как и в Эрец-Исраэль, базировалось на Мишне. Эти две академии просуществовали до середины X века и служили центрами духовной и общественной жизни евреев. Они постоянно соревновались между собой. После разрушения города Нехардея ее Академия перебралась в Пумбедиту.
В X веке обе Академии были переведены в новую столицу - Багдад.
АМОРАИ. КОММЕНТИРОВАНИЕ МИШНЫ. ГЕМАРА.
Веками создавались комментарии к законам Мишны. Хотя и были сделаны разные короткие литературные записи, большинство разборов талмудических проблем, комментировавших и расширявших текст Мишны, носило характер устного учения, подвергавшегося изменениям в каждой академии и в каждом поколении. Споры вокруг законов и положений Мишны составили текст Гемары (по-арамейски "Завершение").
Вместе с текстом Мишны Гемара составила главный сборник еврейских законов и морали - Талмуд. В Талмуде суммированы не только комментарии и дополнения к Мишне, но и все то, что было продумано и испытано народом в течение столетий.
В отличие от Мишны, в которой были собраны и зафиксированы, главным образом, законы, - в Талмуде запечатлены также явления, характерные для жизни евреев последующих поколений. В Талмуде отражены не только окончательные выводы, но также обсуждения, споры и различные попытки разрешить те или иные сложные идеологические или правовые проблемы и актуальные вопросы.
Деление Талмуда не соответствует полностью трактатам Мишны: в нем разбираются главным образом следующие ее разделы:
"Праздники" (суббота, празднества, посты),
"Женщины" (семейное право),
"Компенсация за убытки" (гражданское и уголовное законодательство).
Основным содержанием работы законоучителей в период после составления Мишны - было собирание и обработка комментариев на законы Мишны.
Мудрецов этого времени стали уважительно называть "амораим" - амораи. Этот период длился с начала III до конца V вв. Итогом их работы было создание Талмуда. Работа эта велась в обоих центрах тогдашней еврейской жизни: в Эрец-Исраэль и Вавилонии.
В Эрец Исраэль крупнейшими амораями были Иоханан бар-Наппаха и рабби Шимон бен Лакиш (Реш Лакиш).
Кроме них Иерусалимский Талмуд упоминает десятки других крупных законоучителей.
К концу IV века основная работа по завершению Талмуда в Эрец-Исраэль была закончена.
Иерусалимский Талмуд (Талмуд Иерушалми) стал крупным памятником еврейского законодательства и творчества мудрецов.
В Вавилонии период создания Талмуда продлился до конца V столетия.
Среди многочисленных амораев часто упоминаются руководители Академий Вавилонии. Основателем академии в Пумбедите был Иехуда бар-Иехезкель, руководивший ею до 299 г.
После него во главе этой академии стояли Рабба бар-Нахмани (до 320 г.), Иосеф бар-Хия (до 328 г.) и Аббае.
В середине IV века эта академия продолжала свое существование в городе Махуза на берегу Евфрата под руководством Раввы (338-352 гг.).
Споры Аббае и Раввы занимают значительное место в вавилонском Талмуде, и еврейская традиция считает их вершиной талмудического творчества по глубине анализа обсуждаемых ими проблем.
Расцвет Сурской академии продолжался и во времена преемника Рава - рабби Хуны (257-297 гг.), но в вплоть до 371 г., ее влияние почти не ощущается в культурной и общественной жизни вавилонского еврейства.
В этом году во главе Иешивы оказался рав Аши, который провел титаническую работу по систематизации наследия амораев. Последний глава Сурской Академии эпохи амораев - Равина вместе с главой академии Махузы (бывшей ранее в Пумбедите) - рабби Иоси подвели итог работе своих предшественников. На рубеже V-VI вв. появился Вавилонский Талмуд (Талмуд Бавли).
ИЕРУСАЛИМСКИЙ ТАЛМУД.
В первое поколение амораев во главе Cинедриона и Академии (Иешивы) в Циппори стоял рабби Ханина бар-Хама, ученый, приехавший из Вавилонии. В этот период еще существовала тесная связь между Академией и Патриархом.
Однако во втором поколении амораев Синедрион переместился в Тиверию (Тивериада), а Патриархи оставались в Циппори.
Во главе Синедриона стоял долгое время рабби Иоханан бен-Напха (бар-Наппаха) - самая видная личность эпохи амораев. Десятки его учеников передавали различные изречения от его имени. Он сыграл важную роль в борьбе за сохранение еврейской культуры и самобытности еврейского уклада жизни. Его учение является одним из основных элементов иерусалимского и вавилонского Талмуда.
Сам рабби Иоханан ни разу лично не посетил Вавилонию, но многие из его учеников часто бывали в ней, поддерживая живую связь между обоими центрами еврейской культуры. Рабби Иоханан отправил евреям диаспоры целый ряд письменных посланий.
Во второй половине IV в. в Эрец-Исраэль был завершен Талмуд, названный "иерусалимским". В нем суммировалось все, что было изучено и обновлено в течение 150-200 лет после завершения Мишны. Он был составлен в виде комментария к Мишне - с частыми отступлениями от основной темы - в котором приводятся решения разных проблем, выяснение халахических норм и методов, а также дополнения к Мишне, отвечающие на запросы действительности.
Не сохранилось точных сведений ни о времени завершения иерусалимского Талмуда, ни о личностях его составителей.
Последние законоучители-амораи, упоминающиеся в иерусалимском Талмуде, жили в конце IV в. Иерусалимский Талмуд приобрел решающее влияние на образ мыслей и на жизненный уклад евреев Эрец-Исраэль на протяжении столетий, но ему не суждено было занять главное место в жизни евреев диаспоры. Он не получил широкого признания вне пределов Эрец-Исраэль, так как влияние Синедриона было почти сведено на-нет.
Впоследствии не Иерусалимский Талмуд, а Талмуд Вавилонский стал основным сводом законов еврейского народа. В эпоху арабского владычества он оттеснил иерусалимский Талмуд даже в самой Эрец-Исраэль.
ВАВИЛОНСКИЙ ТАЛМУД.
Когда во главе Сурской академии стоял знаменитый рав Аши (371-427 гг.), талмудические лекции были собраны и редактированы в сборнике, ставшем известным под названием "Вавилонский Талмуд". Рав Аши редактировал материал в ходе преподавания в своей академии. Он подготовил основу кодификации вавилонского Талмуда, но заключение его было осуществлено только в конце V в., в тяжелую для вавилонского еврейства пору.
Вавилонский Талмуд составлен по тому же методу, что Иерусалимский. Оба Талмуда очень сходны, поскольку существовала тесная связь между двумя главными центрами еврейства.
Высказывания палестинских законоведов-амораев приводятся в Вавилонском Талмуде, так же как и вавилонские амораи цитируются в Иерусалимском. Однако весьма значительно и различие между ними, особенно в отношении языка.
Иерусалимский Талмуд написан в основном на западно-арамейском диалекте, с большой примесью греческих слов; Вавилонский же Талмуд пользуется почти исключительно восточно-арамейским наречием, дополненным отчасти персидскими выражениями.
Иерусалимский Талмуд более сжат и не изобилует юридическими тонкостями, занимающими много места в вавилонском Талмуде. Поэтому не всегда выводы обоих Талмудов одинаковы.
Вавилонский Талмуд стал монументальным культурно-религиозным достоянием еврейского народа. На протяжении веков, вплоть до современности, и во всех странах, куда судьба забрасывала евреев, они усердно изучали Талмуд, воспитывались на нем и развивали свое духовное творчество в виде бесчисленных комментариев к нему. Многим из них объективная действительность и происходившие на их глазах события казались мирской суетой, подлинной же реальностью был для них мир Талмуда.
Вопросы и задания к тексту:
1. Кто такие амораи? Почему период в истории еврейского народа называется эпохой
амораев?
2. Что такое Гемара? Почему евреи такое значение придавали кодификации закона?
3. Где и когда были созданы основные сборники еврейского законодательства? Как
они назывались?
4. Кто из амораев был наиболее известен и почему?
Карта Еврейские Академии во времена создания Талмуда
1. Глядя на карту, объясните почему примерно в одно время появились два разных
кодекса Талмуда.
2. Почему именно Вавилонский Талмуд со временем обрел наибольшее влияние на
жизнь всего еврейского народа?
Карта Схема передачи сообщения о начале праздников и Новомесячий (Рош-Ходеш)
в Вавилонию
1. Узнай у учителя традиции, почему так важно было передать наиболее быстро
информацию о начале нового месяца или праздника?
2. Какое значение имел этот обычай для связей между двумя главными центрами
тогдашнего еврейского мира?
Традиционное издание Талмуда включает в себя не только его текст, но дополнительные
комментарии к нему. На этом листе Талмуда текст в центре начинается с отрывка
из Мишны, затем продолжается дискуссией мудрецов поколения амораим. По обе стороны
- комментарии к теме, созданные многими столетиями позже. На полях названия
трудов еще более поздних комментариев, к которым ведут эти ссылки.