История еврейского народа в древности.Библейский период |
1. Падение Вавилона.
В 539 г. до н. э. у границ Нововавилонской державы появилась могучая армия ранее мало известного народа - персов. К тому времени царь персов Кир II (Кореш) уже захватил огромные территории, сокрушив Мидийское и Лидийское царства. Завоеватели быстро продвигались вглубь Вавилонии и достигли её столицы.
В Танахе рассказывается, что вавилонский царевич Валтасар (Белшацар) устроил пир, на котором использовал сосуды из Иерусалимского Храма. Во время этого пира на стене появилась таинственная надпись: "Мене, мене, текел у-фарсин". Никто не мог понять смысла этих слов.
Лишь еврейский мудрец Даниэль объяснил их значение: "Мене" - "отсчитал Господь дни царства твоего и завершил его", "текел" - "взвешен ты был на весах и оказался обличённым", "у-фарсин" - "рассечено царство твоё и отдано мидийцам и персам". В ту же ночь в схватке с осаждавшими город персами Валтасар был убит.
2. Персидская держава.
Царь Кир II Великий (558-530 гг. до н. э.) и его преемники создали могучую державу. Её границы простирались от Эгейского моря на западе до реки Инд на востоке и от Кавказских гор на севере до южных пределов Египта. Покорив Вавилон и другие области в Месопотамии, Кир II принял титул "царь Вавилона, царь стран".
Персы составляли меньшинство жителей этой огромной страны, населённой десятками народов и племён. При управлении этими народами они опирались не только на силу, но и на свои религиозные представления, которые сильно отличались от других языческих религий Ближнего Востока.
В персидских храмах не было идолов, а горел неугасимый священный огонь. Персы считали, что в мире борются два бога: Добра и Зла, и каждый человек делает выбор между ними. Персидские цари полагали, что ведут свои войны во имя установления царства Добра и Света. Поэтому они считали нормой милосердие к тем, кто покорился им добровольно.
3. Указ Кира и начало Возвращения.
Еврейские изгнанники в Вавилонии встретили новых завоевателей с надеждой на избавление. И действительно, Кир II разрешил народам, ранее насильственно переселённым в Междуречье, вернуться в свои страны. В 538 г. до н.э. он издал указ, разрешавший евреям возвратиться в родную землю и отстроить Храм.
Кроме того, Кир вернул евреям увезённые вавилонянами храмовые сокровища, выделил деньги на дорогу и на восстановление Храма.
Историки полагают, что, отпуская евреев на родину, Кир надеялся заручиться их поддержкой на случай войны с Египтом. К тому же царь понимал, что высокие налоги можно получать с процветающих, а не с разорённых земель.
Радость охватила евреев. Тысячи изгнанников стали продавать своё имущество, готовясь вернуться на родину, о которой так долго мечтали. Но многие решили остаться. Они прижились в Вавилонии и знали, что на родине их ожидает запустение и разруха.
Более сорока тысяч евреев отправились из Вавилонии в Иудею. Во главе их стал Зерубавель, потомок царя Давида. Они назвали свой путь в Эрец Исраэль и в Иерусалим восхождением, на иврите - алия.
Через несколько месяцев они достигли Иерусалима. Возвращение еврейского народа на родную землю получило название Шиват Цион (Возвращение в Сион).
Краса и великолепие Эрец Исраэль сохранились лишь в воспоминаниях стариков. Поля и виноградники опустели, города лежали в руинах. Запустение царило и в Иерусалиме.
Вернувшиеся из Вавилонии, прежде всего, очистили территорию Храма, возвели жертвенник и возобновили жертвоприношения. Одновременно с этим евреи возрождали хозяйство: распахивали опустевшие поля, строили дома.
4. Строительство Второго Храма.
Затем были начаты работы по строительству нового Храма. Но здесь в дело вмешались соседи - самаритяне (шомроним). Они были потомками племён, переселённых ассирийцами в конце VIII века до н. э. на территорию разгромленного ими Израильского царства. За долгие годы они смешались с оставшимися там евреями.
Самаритяне признавали Единого Бога, но сохраняли и языческие обычаи. Они предложили иудеям свою помощь, в надежде, что Храм станет общим и для них, и для бывших изгнанников. Но евреи, вернувшиеся из Вавилонии, опасались, что языческие традиции самаритян проникнут в новый Храм, а потому отказались от предложенной помощи.
Так возник конфликт между евреями и самаритянами. Последние отправили письмо персидскому царю:
"Да будет известно царю, что иудеи, которые поднялись от тебя к нам, пришли в Иерусалим и строят они город, мятежный и преступный; и заложили они крепостные стены и крепят основание. Да будет известно ныне царю, что если будет построен этот город и возведены крепостные стены, то налогов, подати подушной и дани платить они не будут, и царской казне нанесён будет ущерб"
(Эзра, 4:12-13).
Работы по строительству Храма были приостановлены. Пророки Хаггай, Захария и Малахи поддерживали в своём народе надежду на скорое восстановление царства "дома Давида" и полное избавление от чужеземного ига.
Лишь в 520 г. до н. э. персидский царь Дарий I (Дарьявеш) подтвердил указ Кира. Работы были возобновлены и завершились через четыре года. В 516 г. до н. э. новый Храм был освящён.
"И весь народ восклицал, славя Господа за то, что положено основание дома Господня. Впрочем, многие из священников и левитов и глав поколений, старики, которые видели прежний храм, при основании этого храма пред глазами их, плакали громко, но многие и восклицали от радости громогласно. И не мог народ распознать восклицаний радости от воплей плача народного, потому что народ восклицал громко, и голос слышен был далеко"
(Эзра, 3:11-13).
Так сбылось пророчество о 70 годах вавилонского плена (от разрушения до восстановления Храма).
Вопросы и задания
1. Что ты знаешь о персах и их завоеваниях?
2*.Сравни способы управления покорёнными народами в Ассирии, Вавилонии и Персии.
3. Подготовь рассказ об указе Кира.
4. Объясни понятия "алия" и "Шиват Цион".
5. Кто такие самаритяне? Как сложились их отношения с евреями (обратитесь к документу в тексте параграфа)?
6. Когда и при каких условиях был построен Второй Храм?
7. Объясни слова книги Эзры "И не мог народ распознать восклицаний радости от воплей плача народного". Чему радовались и от чего плакали евреи?
ПРИЛОЖЕНИЕ
Указ Кира, записанный на цилиндре
И искал Мардук по всей земле правителя праведного, чтобы поставить его во главе... И избрал Кира... и помазал его в правители над всей землёй... И были дела и праведное сердце Кира милы Мардуку. И потому, он повелел ему пойти войной на Вавилон. И… бесстрашно шагали воины Кира. И позволил Мардук Киру войти в Вавилон, не встречая сопротивления...
Я вошёл в Вавилон как друг Мардука и воссел на троне. И всякий день приносил я жертвы Мардуку, который даровал мне любовь и послушание народа. И потому я повелел солдатам не грабить улиц вавилонских… И больше я не заставлял народ вавилонский работать на государство, как рабов. И помог им восстановить дома, что были разрушены. И всякий правитель, земной и небесный, правители дворцов на востоке и шатров на западе, пришли в Вавилон принести мне дань и приложиться устами к стопам моим.
Я возвратил статуи божественных покровителей всех земель… - в их собственные храмы. Разрушенные храмы я восстанавливал. И возвратил народы на свои земли и восстановил их жилища.
Считается, что в Иране (древней Персии), в городе Хамдан (древняя столица Шушан), находятся и поныне могилы Эстер и Мордехая.
Еврейские путешественники ещё в XIII веке давали описание этой гробницы. Евреи Ирана собирались туда в день Пурима и читали Мегилат Эстер.
Вопросы к тексту
1. Как в отрывке охарактеризован Кир?
2. Какие изменения произошли в Вавилонии после воцарения Кира?
3. Как ты считаешь, кому был адресован этот указ?
Указ Кира в книге Эзры
В первый год [царствования] Кира, царя Персидского, во исполнение слова Бога из уст Ирмеяѓу, … побудил Господь [царя Кира] объявить по всему царству своему, словесно и письменно: так говорит Кир, царь Персидский:
"Все царства земли дал мне Господь Бог небесный, и повелел Он мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто из вас, из всего народа Его, - да будет Бог его с ним, - и пусть поднимется он в Иерусалим, что в Иудее, и строит дом Господа Израиля, Того Бога, Который в Иерусалиме. А все оставшиеся во всех местах, где бы кто ни жил, пусть помогут ему жители места того серебром и золотом, и имуществом, и скотом, с дарами для дома Бога, что в Иерусалиме"
(Эзра, 1:1-4).
Вопросы к тексту
1. Чем похож, а чем отличается этот отрывок от предыдущего?
2. Чем вызваны эти различия?
Найди в разделе "АТЛАС" нужную карту:
Проследи по карте маршрут возвращения, найди города:
Susa - Шушан, (Сузы)
Babylon - Вавилон
Nippur - Нипур
Haran - Харан
Aleppo - Алеппо
Damascus - Дамаск
Jerusalem - Иерусалим