История еврейского народа в древности.Библейский период |
1. Синайское откровение
"И было - на третий день, когда наступило утро, загремели громы, и засверкали молнии, и облако густое скрыло гору, и шофар затрубил очень громко, и содрогнулся весь народ, который был в стане. И вывел Моше народ навстречу Всесильному из стана, и встали у подножия горы. А гора Синай дымилась вся оттого, что сошёл на нее Бог в огне; и восходил дым от неё, как дым из печи, и сильно содрогалась вся земля. И звук шофара становился всё сильнее…" (Шмот, 19:16-19).
Так Тора описывает начало получения еврейским народом законов Всевышнего. Первыми были даны Десять заповедей (Асерет ѓа-Диброт - Десять Речений), основа еврейского учения:
1. Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из страны Египетской, из дома рабства.
2. Да не будет у тебя других богов кроме Меня. Не делай себе изваяния и всякого изображения того, что на небе наверху, и того, что на земле внизу, и того, что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я - Бог, Всесильный твой…
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, попусту…
4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всю работу свою, а день седьмой, суббота, - Богу Всесильному твоему: не совершай никакой работы ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец твой… Ибо шесть дней творил Бог небо и землю, море и всё, что в них, и отдыхал в день седьмой; поэтому благословил Бог день субботний, и освятил его.
5. Чти отца своего и мать свою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Бог даёт тебе.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не отзывайся о ближнем своём ложным свидетельством.
10. Не желай дома ближнего своего; не желай жены ближнего своего, ни раба его, ни рабыни его, ни быка его, ни осла его и ничего, что у ближнего твоего.
(Шмот, 20:2-17)
Евреи были потрясены и напуганы всем происходящим:
"А весь народ видел звуки, и пламя, и звуки шофара, и гору дымящуюся; и как увидел народ, содрогнулись и встали поодаль. И сказали они Моше: "Говори ты с нами и услышим". … Поэтому сказал Бог Моше: "Взойди ко Мне на гору и будь там, и Я дам тебе скрижали каменные, и Тору, и заповеди, которые я написал для наставления народа"" … И был Моше на горе сорок дней и сорок ночей"
(Шмот, 20:18-19; 24:12,18).
Эти заповеди были высечены на Скрижалях Завета (Лухот ѓа-Брит) - двух прямоугольных каменных плитах. Таким образом, евреи стали хранителями традиции монотеизма, а Десять заповедей позднее были признаны основой морали многих народов.
Евреи обязались соблюдать данные им заповеди. Весь народ принял на себя ответственность перед Богом за их исполнение. В память о даровании Торы (получившем название "Синайское откровение") отмечается праздник Шавуот.
2. Переносной Храм и служение в нём.
Для хранения Скрижалей Завета Моше приказал евреям построить переносной шатёр - скинию (на иврите "Оѓель Моэд"), который служил бы святилищем для народа. При постройке использовались дорогие породы дерева, драгоценные металлы, различные ткани и шкуры животных. В глубине Скинии стоял Ковчег Завета, украшенный сверху крылатыми фигурами керувов (ангелов). Там и хранились Скрижали. В скинии постоянно горел золотой семиствольный светильник - менора. В него заливали оливковое масло.
Первосвященство было возложено на Аѓарона. Первосвященник был представителем всего народа. После смерти Аѓарона первосвященником стал его сын Эльазар.
Коѓенами могли быть только сыновья Аѓарона и их потомки. Во время служения в скинии коѓены обязаны были надевать строго определённые одежды, которые отличали их от прочих сынов Израиля. Ношение этих одежд было формой служения Всевышнему. Коѓенам помогали другие члены колена Леви - левиты.
3. Сорок лет в пустыне. После Синайского откровения Моше повёл евреев в Землю Обетованную - Ханаан. Путь их лежал через пустыню. Подойдя к границам Ханаана, Моше послал разведчиков, от каждого колена по одному человеку. Те осмотрели страну и вернулись в лагерь израильтян в оазисе Кадеш-Барнеа. Разведчики рассказали о плодородии и богатстве Земли Обетованной и о могуществе населявших её народов.
Лишь двое из 12 посланных разведчиков, Йеѓошуа бин Нун и Калев бен Йефунэ, советовали продолжить путь, остальные не верили в возможность овладеть этой землёй. Они убеждали Моше, Аѓарона и всех израильтян, что великаны и исполины, живущие в земле Ханаана, с лёгкостью уничтожат еврейский народ. Поэтому большинство евреев взбунтовалось против Моше, Йеѓошуа и Калева, призывавших к продолжению похода в Ханаан.
Так еврейский народ упустил возможность немедленно овладеть Землёй Обетованной и был обречён на скитания по пустыне в течение сорока лет. Завоевать Ханаан предстояло поколению, рождённому и выросшему на свободе.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Как описывает Тора события у горы Синай?
2. Перечисли Десять заповедей. Какие из них сегодня стали общечеловеческими ценностями?
3. Что такое Скиния? Что в ней находилось?
4. Кто такие коѓены и левиты? Каковы их обязанности?
5. Какие сведения о Ханаане принесли разведчики?
6. Что советовали Йеѓошуа и Калев? Как отнеслись к этому евреи?
7*. Чем, по-твоему, был вызван отказ евреев войти в Землю Обетованную?
8. Что тебе известно о празднике Шавуот?
9. Найди на карте города Питом и Рамсес. В какой стране они находились? Что о них известно историкам?
10. Найди на карте маршрут Исхода. Через какие земли и города он проходит?
ПРИЛОЖЕНИЕ
Природные условия Ханаана
Ханаан простирался узкой полосой вдоль восточного побережья Средиземного моря - от южных предгорий Ливана на севере до Синайской пустыни на юге (около 350 км) и от берега Средиземного моря на западе до Сирийской пустыни на востоке (в среднем около 100 км). Он являлся южной оконечностью "Плодородного полумесяца".
Климат Ханаана средиземноморский; в нём преобладают два времени года: дождливая зима и засушливое лето. К югу количество осадков уменьшается. Обычно дождевой воды хватало для разведения хлебных злаков и фруктовых деревьев. Однако частыми были засухи, особенно в южной части страны. В плодородных долинах было достаточно влаги. Естественные пастбища в горных областях способствовали разведению мелкого скота.
Благодаря изобилию доброкачественной глины, наряду с выделкой кирпичей было широко распространено гончарное дело. Процветали также ткацкое и красильное ремесла. В горах добывался строительный камень, который обрабатывался каменотесами.
В древности Ханаан был богат ценными породами леса. Однако здесь не было таких полноводных разливающихся рек, как Нил, Евфрат и Тигр, а потому и не было необходимости строить дамбы (валы из глины) и копать каналы, чем постоянно приходилось заниматься египтянам и народам Южного Двуречья.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ
1. Найди на карте в разделе "АТЛАС" описываемую в отрывке территорию.
2. Перечисли основные занятия жителей этой земли.
Возможные маршруты Исхода
Эскиз переносного Храма