=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИСТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ =ОГЛАВЛЕНИЕ=


СЕСИЛЬ РОТ.
ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ПО ШЕСТИДНЕВНУЮ ВОЙНУ
Иерусалим, 1967

Жду Ваших писем!

 

ХХХIII. ШЕСТИДНЕВНАЯ ВОЙНА

1. Мнимый триумф над двумя западными державами, искусно преувеличенный, значительно повысил престиж египетского диктатора, который мог теперь представить свое позорное поражение как победу. Он пытался стать лидером афро-азиатских стран, которые теперь стремились к новому самоутверждению, заключил недолговечный политический союз с Сирией, создав угрозу Израилю с двух флангов. Суэцкий канал оставался закрытым для израильских судов, несмотря на международные договоры и специальные обещания и обязательства, данные Израилю. Тем не менее, условия теперь значительно улучшились в некоторых отношениях. Блестящий успех Синайской кампании оказался суровым уроком для арабских государств и принудил их воздержаться от провокаций, результатом чего явилось временное сравнительное спокойствие на границах. Кроме того, присутствие войск ООН вдоль южной линии перемирия положило конец жестоким набегам, которые в значительной степени явились причиной Синайской кампании. Отныне крестьяне в пограничных поселениях могли вести свое хозяйство и обрабатывать землю в сравнительной безопасности.

Открытие для Израиля судоходства в Акаб-ском заливе, выход из которого в Шарм а-Шейхе теперь также был занят силами ООН, принесло значительные изменения перспективы и географического положения государства Израиль. Огромные безводные пространства Негева, до сих пор считавшиеся почти совершенно непригодными для заселения, получили мощный толчок к развитию. Были созданы поселения, основаны отрасли промышленности, построены города. Был разработан смелый проект обеспечения района водой для целей ирригации. Те, кто был в прошлом знаком со старой Веер-Шевой, маленьким бедуинским поселением в безлюдной пустыне, увидели там большой, благоустроенный город, утопающий в зелени.

Порт Эйлат подвергся значительному расширению и, с усовершенствованием автомобильных дорог и прокладкой железнодорожных путей, стал важным центром связи в стране. Еврейский торговый флот начал бороздить Акабский залив и Красное море. В результате этого были установлены торговые и дипломатические отношения со многими странами Индийского океана. Некоторые африканские государства заинтересовались достижениями Израиля; его опыт возделывания труднообрабатываемой почвы и развития промышленности буквально на пустом месте имел для них огромную ценность.

Страна, наконец, получила возможность реально воспользоваться преимуществами своего географического положения, тем, что она образует как бы мост между тремя континентами Старого Света в материальном и духовном смысле. Не будучи исторически связан с какой-либо колониальной эксплуатацией, Израиль мог служить каналом, через который лучшее в западной культуре, естественной частью которой он являлся, могло передаваться тем странам, с которыми он теперь поддерживал все более тесные связи. Молодых мужчин и женщин многих стран Африки к Азии можно было теперь постоянно встретить на скамьях Еврейского университета или в кубицах, где они знакомились с методами, нормами и идеалами этой древней и юной страны, у которой они могли многому научиться. В этом смысле значение и влияние нового Израиля значительно превосходит его размеры и численность населения.

Однако опасность продолжала существовать. Соседние арабские страны, упорные в своей вражде, сумели получить поддержку своей политике со стороны недавно возникших мусульманских государств, в которых судьба давно проживавших там евреев быстро ухудшалась. Вероятно, это произошло бы в любом случае в результате растущей волны национализма и неприязни к европейцам. Новым фактором было существование теперь страны-убежища, в которой евреи-беглецы могли обрести родину.

Вынужденный уход западных государств из восточного и южного Средиземноморья оставил Израиль несколько изолированным в политическом и военном смысле. Вытекающая из этого необходимость постоянной боевой готовности потребовала затраты непропорционально большой доли государственных средств на вооружение. Но это также имело свою оборотную сторону. Постоянная необходимость быть начеку, несомненно, укрепила характер народа. У его молодежи развился дух несокрушимой уверенности в себе. В течение долгого кошмара диаспоры для евреев как народа была характерна робость; в настоящее время отмечают, что израильской молодежи страх просто незнаком.

Постоянные опасности, угрожавшие и угрожающие новому государству, сделали невозможным для еврейских общий мира отказаться от солидарности, которую они столь эффективно проявили при его возникновении. В результате Израиль помог еврейскому народу в целом восстановить чувство единства даже в век упадка религии. И там, где религиозность теперь в какой-то мере возродилась, она связывается с сознанием своем причастности к великим еврейским начинаниям на древней земле Израиля.

2. В последующие годы становилось все яснее, что создание государства Израиль было в самом полном смысле этого слова предопределено. В течение XIX века область еврейского расселения в мире увеличивалась. Обычно это сопровождалось улучшением экономического и политического положения евреев, и они завоевали юридическое равенство со своими согражданами по крайней мере в странах Западной Европы и их заморских владениях. Именно при этих обстоятельствах они утвердились в известной степени на Дальнем Востоке и создали новые общины в Центральной Африке, а евреи мусульманских страх воспряли из своего состояния средневекового упадка. Мир XIX века был либеральным миром, который, под влиянием Западной Европы выдвинул идею национального самосознания на основе социального единообразъя, а не религиозной ортодоксии.

В течение двадцатого столетия происходил общий отход от этой концепсии. Как мы уже видели, новые формы идеологии отрезали значительную часть еврейства Восточной Европы, игравшую важную роль в еврейской культурной жизни, от их единоверцев в других странах во время становления коммунизма после первой мировой войны. Теперь измученные евреи Центральной Европы, уцелевшие от нацистских зверств, были обречены на духовное самоубийство. В других частях мира, соответственно уменьшению общего европейского влияния, еврейские общины-как давние, члены которых в значительной степени являлись коренными жителями, так и созданные новыми иммигрантами из Европы - слабели и оказывались иногда на краю исчезновения. В мусульманских государствах Средиземноморья новый национализм, подкрепленный религией, независимо от напряжения, созданного на Ближнем Востоке арабо-из-раильским конфликтом, делал положение евреев все более опасным и непрочным. Например, в Алжире, где местные евреи были первыми, получившими сто лет назад французское гражданство, это привилегированное положение обернулось теперь против них.

В коммунистическом Китае некогда процветавшие еврейские общины были теперь уничтожены; в то же время в других странах Дальнего Востока прекращение английского и французского правления оказывалось обычно смертельным для евреев. С исходом евреев из Ирака, Йемена и других арабских стран Азии и последовавшими за этим военными действиями, казалось, возникла перспектива устранения евреев со всего азиатского континента, исключая Израиль (в эту новую эру континентальной стратегии еврейская история тоже начала рассматриваться в континентальном масштабе). То же самое было справедливо для значительной части, а по мнению некоторых пессимистов - для всего Африканского континента. Что касается Америки, то ликвидация общины на Кубе после победы нового левого режима в 1959 году послужила предупреждением о том, что может случиться в этом районе с еврейскими общинами при аналогичных обстоятельствах.

В некоторых странах Латинской Америки, особенно в тех, где было позволено обосноваться беглым нацистским лидерам, отмечены признаки, предвещающие развитие антисемитского движения нацистского типа. (В 1961 году Адольф Эйхман, нацистский преступник, главный организатор гитлеровской системы уничтожения евреев Европы, ответственный за смерть миллионов людей, был выслежен в Аргентине, схвачен и привезен в Израиль. Здесь он был предан безупречно справедливому суду. Внимание всего мира было приковано к раскрытию ужасов, за которые несет ответственность нацистский режим. Эйхман был приговорен к смерти и казнен).

3. В середине XX века еврейские общины свободной Европы постепенно снова достигли некоторой сплоченности и прочности, несравнимых, однако, с тем положением, которое существовало до великой катастрофы. С другой стороны, изменившиеся условия в мусульманском мире как по отношению к евреям, так и по отношению к западным влияниям вообще привели к фактической ликвидации древних еврейских общин в Северной Африке и некоторых странах Азии: эти два континента, на которых в прошлом значительная часть еврейского народа проживала с незапамятных времен, теперь стали в определенном смысле "свободными" от евреев. Если эмигранты-евреи не уезжали в Израиль, чьи двери теперь были открыты для них, они обычно оседали во Франции, где за эти годы новый приток сефардов оживил еврейскую жизнь во многих древних центрах и не только удвоил число французских евреев, но и до некоторой степени изменил их характер. Весь еврейский мир испытал в известной мере влияние этой новой миграции; новые сефардские центры возникли теперь не только в европейских странах, но также во всем англоязычном мире и Южной Америке. Даже в Испании появились признаки некоторого еврейского возрождения.

С другой стороны, русская загадка продолжала существовать. В то время как в коммунистических Венгрии и Румынии евреи все еще могли сохранять известную степень независимой общинной и религиозной жизни, в самом СССР предрассудки против еврейского религиозного образования и обрядов, соединенные с растущей оппозицией каким-либо проявлениям сионистских чувств, становились все более выраженными.(Удалось ли таким образом задушить еврейские чувства? В шестидесятые годы внешний мир с изумлением узнал, что тысячи молодых евреев собираются по случаю традиционного праздника Симхат Тора возле московской синагоги, чтобы плясать и петь еврейские песни, причем милиция не может или не желает вмешиваться. В 1968-70 годах десятки тысяч советских евреев стали активно добиваться разрешений на выезд в Израиль. Ника кие репрессии не смогли их запугать. Под давлением мировой общественности советская власть вынуждена была признать право евреев на выезд в Израиль, хотя и продолжает чинить всякие препятствия евреям, желающим покинуть СССР. (Прим. перев.)).

4. Бывшая Российская империя изменила свою конституцию и экономику после революции 1917 года, однако в одном ее характер не очень изменился. Он продолжал выражаться в русской политике на Ближнем Востоке. Там Советская империя по-прежнему упорно стремилась утвердиться, поощряя распространение коммунизма и щедро поставляя оружие арабским странам. Это оружие могло иметь лишь одно применение - перечеркнуть унижения, которому арабские народы подвергались в прошлом, и уничтожить (никак не меньше) государство Израиль, чье существование они все еще отказывались признавать и чье исчезновение с карты мира было одной из главных целей, как они непрестанно заявляли миру. Первым врагом Израиля в этом смысле был ловкий демагог Гамаль Абдель Насер, диктатор Египта, который стремился стать лидером арабского мира. В течение некоторого времени его наступления ограничивались лишь словами, так как в полосе Газы и у входа в Акабский залив были размещены силы ООН, как указывалось выше. Насер незаконно запрещал провоз товаров и грузов, предназначенных для Израиля, через Суэцкий канал, который должен был быть открыт для судов всех наций в условиях как мира, так и войны. Одновременно на севере на израильскую территорию через сирийскую границу периодически совершались нападения террористов, частые столкновения происходили в якобы демилитаризованной зоне, где нападению подвергались еврейские сельскохозяйственные рабочие; израильские деревни подвергались артиллерийскому обстрелу с высот, находившихся в руках сирийцев - все это вызывало время от времени ответные рейды израильских оборонительных сил.

Весной 1967 года Насер внезапно потребовал отвода частей ООН, расположенных в полосе Газы, которые на протяжении последних девятнадцати лет обеспечивали относительное спокойствие на юге страны. Почти сразу после того, как это требование было исполнено, он добился эвакуации войск ООН из Шарм а-Шейха у входа в Акабский залив. За этим последовало заявление, что отныне израильским судам не будет разрешен проход через Тиранский пролив - угроза, явно противорс-. чившая международному праву, подобно блокаде Суэцкого канала, и являвшаяся фактически актом войны. Тем временем концентрация войск арабских соседних стран на израильских границах принимала все более угрожающий характер, а король Иордании Хуссейн, поддержанный другими арабскими государствами, заключил военный пакт с Египтом.

Жребий был брошен. Теперь арабские лидеры не только упивались перспективами войны, но ясно давали понять, что это будет война на уничтожение, в которой еврейское государство будет стерто с лица земли, а его еврейское население - уничтожено.

Израиль готовился к неизбежному конфликту. Леви Эшкол, сменивший в 1963 году на посту премьер-министра ветерана Бен-Гуриона, образовал коалиционное правительство. Не только Бен-Гурион, но и Менахем Бегин, лидер подпольного движения в дни мандата, вошел в правительство, а победитель Синайской кампании Моше Даян стал министром обороны.

5 июня начались военные действия. Главные арабские аэродромы подверглись массированной и умелой бомбардировке, и за несколько часов египетские военно-воздушные силы были фактически уничтожены, не успев даже подняться в воздух. То же самое в меньшем масштабе произошло в других соседних арабских странах. Теперь израильские наземные силы могли наступать, не встречая сопротивления вражеской авиации, что они проделали с образцовой эффективностью. В Синайской пустыне - родине еврейского народа - произошла величайшая танковая битва, закончившаяся полной победой израильтян. За два дня египетская действующая армия была уничтожена, и войска Израиля вышли к Суэцкому каналу. Одновременно части особого назначения достигли Шарм а-Шейха и оккупировали его; Акабский залив снова был открыт для свободного судоходства. В ночь на 8 июня израильские военно-морские силы нанесли удар по судам противника, расположенным в гаванях Александрии и Порт-Саида.

В начале военных действий израильские власти неофициально обещали королю Иордании Хуссейну, что будут воевать с Иорданией только при необходимости защищаться. Тем не менее, почти одновременно с началом военных действий на юге, иорданцы подвергли израильскую часть Иерусалима сильному артиллерийскому и пулеметному обстрелу, повредив около 1000 зданий и вызвав значу. льные жертвы среди гражданского населения. Израильский ответ был решителен и короток. Менее чем за три дня вся оккупированная арабами территория исторической Палестины на западном берегу Иордана была занята израильтянами. Величайшая победа всей кампании была одержана в среду 7 июня, когда окруженный стенами Старый Иерусалим - подлинный Иерусалим, куда иорданцы не допускали евреев почти двадцать лет и в котором их подвергали оскорблениям и унижениям в течение двух тысяч лет, был занят израильскими парашютистами. Это была, может быть, величайшай военная победа в еврейской истории: ведь со времени триумфа римлян почти две тысячи лет тому назад евреи не осуществляли контроля над городом, который иудаизм сделал священным и знаменитым. В тот день, день неописуемого эмоционального и душевного подъема, победители отправились молиться, каждый на свой лад, у Западной стены, единственного сохранившегося остатка древнего Храма.

Теперь внимание было обращено на Сирию, и после особенно ожесточенных боев северный враг был отброшен с сильных позиций, которые он занимал вдоль границы и с которых он так долго угрожал израильским пограничным поселениям. Возможно, что кампания окончилась бы оккупацией вражеских столиц - на это вполне были способны стойкие и уверенные в себе израильские войска, - если бы Совет Безопасности ООН не потребовал прекращения огня. Военные действия окончились повсеместной победой израильских сил, осуществлявших теперь контроль не только кад всей территорией Палестины к западу от Иордана, включая полосу Газы и вечную столицу еврейского народа, но также над значительными другими территориями как на юге, так и на севере. Шестидневная война была, вероятно, самой блестящей кампанией в военной истории, превосходящей даже Синайскую кампанию 1956 года; израильская армия показала себя лучшей боевой силой в мире - тем более, что это была армия граждан, стремившихся не к завоеваниям, но к самозащите.

Когда все это происходило, беспрецедентная волна солидарности охватила евреев свободного мира. Весь народ: сионисты и несионисты, молодые и старые, религиозные и нерелигиозные демонстрировали свою симпатию к братьям в стране Израиля, поддерживая их морально и материально. Ослабевшее было единство еврейского народа, казалось, восстановилось в этом спонтанном выражении чувства, которое ясно показало, какое место занимает в их жизни Израиль. Все поняли, что если еврейское государство будет побеждено (а одно время это казалось вполне вероятным), то каждый еврей, где бы он ни находился, будет затронут этим, иудаизм как религия понесет удар, который может стать смертельным, наследие еврейской истории потеряет свой смысл.

Однако еще более удивительным было то, что выяснилось в эти дни в самом Израиле. Тут теперь жил народ, который в течение жизни одного поколения создал упорядоченное государство, возродил свою национальность, свой язык, свою культуру, свое единство; создал из сырого материала торговцев, лавочников и ученых воинственную молодежь, готовую защищать свою страну и заново отстраивать ее. Этот неукротимый народ поднялся после своей величайшей катастрофы, чтобы вырвать из пасти судьбы свою величайшую победу. Наше поколение не в состоянии еще в полной мере оценить масштаб его достижений и чудо возрождения.