=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИСТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ =ОГЛАВЛЕНИЕ=


СЕСИЛЬ РОТ.
ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ПО ШЕСТИДНЕВНУЮ ВОЙНУ
Иерусалим, 1967

Жду Ваших писем!

XIV. ПОБЕДА ХРИСТИАНСТВА


1. В таком положении находились евреи цивилизованного мира в период победы христианства. Мы уже вскользь упоминали о Иешу, или Иисусе из Назарета, галилейском проповеднике, который был казнен в Иерусалиме во времена прокуратора Понтия Пилата. Он был один из многих, казненных в то время за то, что они посмели вступиться за свой народ. Однако Иисус из Назарета имел две отличительные черты. С одной стороны, он объявил себя (по крайней мере так полагали многие из его последователей) обещанным мессией, который должен был спасти свой народ от иноземного ига. С другой стороны, он следовал традиции моральных и социальных реформаторов, что всегда было характерно для еврейского народа. В своих странствиях по стране он призывал народ изменить образ жизни. Его высказывания не были совершенно оригинальными. Он цитировал и дополнял учения современных ему раввинов, которые он не раз слышал в синагоге родного города. В духе древних пророков Израиля он осуждал эксплуатацию бедняков богачами и формализм, удушающий религию.

При таких обстоятельствах каждый столкнулся бы с решительным сопротивлением - со стороны римлян, власти которых угрожали его политические устремления, со стороны модных религиозных вождей, чье поведение он осуждал, со стороны священников за попытку насильственно реформировать богослужение в храме, со стороны зажиточных классов, которые он поносил со злобой бедняка. Когда Иисус умер на кресте, можно было предположить, что его влияние умрет вместе с ним, как было со многими его современниками. Однако притягательная сила этой личности, очевидно, была удивительной. Группа следовавших за ним учеников продолжала хранить его память и ждала второго пришествия его, чтобы завершить то, что осталось недоделанным к моменту его смерти. К ним примыкали новые приверженцы. Их противники в Греко-язычной Антиохии презрительно называли их христианами, от прозвища "Христос", т. е. "помазанник" (мессия-машиах) того, чьему учению они следовали. Это имя, первоначально употреблявшееся как презрительное прозвище, стало затем общепринятым; под этим именем древние еврейские идеалы, перенятые новой верой, стали в дальнейшем частью общего наследия Западного мира.

2. Поворотный момент наступил, когда некий еврей по имени Саул (Савл) из Тарса, известный впоследствии как Павел, по пути из Иерусалима в Дамаск неожиданно уверовал в правоту мессианских претензий покойного вождя, сторонников которого он раньше жестоко преследовал. Теперь он стал одним из самых известных и несомненно самым ревностным членом секты.

Со своей пылкой верой, неисчерпаемым мужеством, со своим удивительным личным обаянием Павел был несравненным пропагандистом. Немногие евреи оказали на мир такое влияние. Благодаря ему более чем кому-либо, христианство приняло ту форму, в которой мы его знаем, и распространилось по всему свету. Он предпринял ряд миссионерских странствий с целью привлечь новых сторонников. В каждой общине, куда он приезжал, он находил синагогу, которая служила ему местом для проповедей и центром его деятельности. Но постепенно он убедился, что христианство не сможет выйти на широкую дорогу, пока над ним довлеет груз еврейского закона с его обрезанием и строгими правилами о пище. Не без труда Павел сумел достичь почти полного разрыва с прошлым. Обрядовые ограничения Ветхого Завета были отменены. Первоначальная еврейская доктрина христианства смешалась с философскими концепциями греческого мира и с мистическими течениями, распространившимися в то время по всей Римской империи.

Этот синтез идей привлек к себе многих и быстро приобрел успех. Несмотря на некоторые гонения, число приверженцев новой религии вскоре достигло сотен тысяч. Наконец ее принял император Константин (307-337 гг.), и христианство стало официальной религией Римской империи.

3. Знаменитый эдикт о веротерпимости, провозглашенный Константином Великим в Милане в 313 году, ознаменовал начало расцвета христианства. В новом законе среди прочих вер был включен и иудаизм, чье положение тем самым было юридически закреплено. Фактически же оно скоро начало ухудшаться. Христианство, хотя и победившее, еще не было достаточно уверено в себе, чтобы проявлять настоящую веротерпимость. Линия раздела между христианством и иудаизмом была еще нечеткой. Отцы церкви постоянно боролись за то, чтобы четко отделить одно от другого, дабы удержать христиан от выполнения иудейских обрядов и подпадания под еврейское влияние. Кроме того, христианство все еще считало иудаизм опасным соперником, которого следовало хотя бы подавить, если нельзя раздавить. Это отношение нашло свое выражение в решениях ряда церковных соборов, важнейшим из которых был Никейский собор 325 года, когда даже календарь и религиозная неделя были изменены так, чтобы в дальнейшем не было смешения с иудаизмом.

Церковная политика почти полностью была принята государством. Скоро это стало видно из императорских эдиктов. Из "особой, но дозволенной религии", как иудаизм именовался раньше, он стал "кощунственным сборищем" или "нечестивой сектой". В 329 году евреям было запрещено владеть рабами-христианами и обращать в свою веру язычников. Прозелитам и тем, кто обращал их в иудаизм, угрожала смерть. Под страхом смертной казни были запрещены смешанные браки между евреями и христианами. Отступничество от иудаизма не только защищалось, но и поощрялось.

При Юлиане Отступнике (361-363 гг.) была короткая передышка, обязанная не столько его симпатии к иудаизму, сколько антипатии к христианству. Однако после его смерти наступила реакция, достигшая высшей точки при императоре Феодосии II (408-450 гг.) - "первом христианском инквизиторе". Знаменитый кодекс Феодосия, заложивший основу европейской юриспруденции, включал в себя все господствовавшие тогда антиеврейские концепции и правила. Эти ограничительные меры стали затем неразрывной частью правопорядка средневекового мира, который уже стоял на пороге.

4. Римская империя пала под ударом варваров, и в 410 г. Рим был разграблен ордами Алариха. Наши знания еврейской и всеобщей истории темного периода раннего средневековья весьма скудны. Однако еврейские общины продолжали существовать в Испании, в Северной Африке, во Франции и в Италии. Должно быть, евреи вместе с остальным населением страдали от непрерывных войн. Более спокойный и менее мрачный период наступил, когда варвары осели на землю и приняли христианскую религию. На евреях это сказалось никак не положительно. До того их вместе с побежденными римлянами считали естественными врагами нового режима, стоящими вне государства. Но теперь римляне были братьями-христианами, и в приниженном положении находились одни евреи.

Правда, оставалось одно утешение. Зачастую варваров привлекала арианская форма христианства с ее чистым монотеизмом, в противоположность учению о Троице так называемых "католиков". Соответственно они лучше относились к евреям, лишь бы заручиться их поддержкой против соперников. Однако "арианской ереси" не суждено было восторжествовать. Победа католицизма была вопросом лет, и в шестом веке н. э. католическая доктрина окончательно одержала верх.

5. Правоверное христианство, в восточной ли форме в Византийской империи, или в западной под эгидой римских пап, проявило себя менее веротерпимым, чем раскольники-сектанты. Григорий Великий, бывший папой с 590 до 604 г., показал пример, которому следовали дальнейшие поколения и который оставался нормой в христианской Европе до конца средних веков. Открытые гонение не поощрялись, насильственное крещение осуждалось. Евреи могли пользоваться свободой отправления культа, однако им запрещалось открывать новые синагоги или украшать старые. С другой стороны, прозелитизм - обращение иноверцев в иудаизм - строжайшим образом преследовался. Христианам запрещалось подражать еврейским обычаям. Евреи ни в коем случае не могли иметь рабов-христиан. Христианам не разрешалось даже обращаться к евреям-врачам, которые могли приобрести моральную власть над, пациентами. Светским правителям не разрешалось назначать евреев на самый незначительный пост.

В целой серии писем, направленных в разные места от Франции на севере до Сицилии на юге, папа настаивал на проведение этой политики. Однако ее детали вряд ли одобрялись низшими церковными чинами, тем более невежественными светскими властями. Во Франции, где значительное число евреев проживало еще в римское время, местные епископы организовали против них гонения, приведшие в ряде случаев, несмотря на папское неодобрение, к массовому крещению евреев. Тем временем в Византийской империи, включавшей в себя Грецию, Южную Италию и Северную Африку, а также старые римские провинции в Азии, под угрозой нападения со стороны арабских племен реакция приобрела еще более мрачные краски. Император Ираклий (610-641 гг.) дошел до того, что совершенно запретил публичное отправление иудейских обрядов; похоже, что он пытался распространить этот пример на всю Европу. Во всяком случае, в этот период во всех странах Запада, где утвердился католицизм, одновременно прошла волна антиеврейских гонений. В 626 г. в Галлии король Дагоберт приказал изгнать из страны всех евреев, за исключением тех, кто соглашался принять господствующую религию. Подобную же политику проводили его соседи в Бургундии и в Ломбардском королевстве. Но своего апогея реакция достигла в Испании.

Здесь евреи селились с незапамятных времен, судя по легендам - с периода Первого Храма, во всяком случае до разрушения Иерусалима Титом. Численность их к началу IV века была столь велика, что состоявшийся в Эльвире церковный собор счел необходимым принять особые решения, направленные против "чрезмерно дружественных отношений между евреями и их христианскими соседями". При вестготах, создавших свое государство на развалинах римской колонии, была принята арианская форма христианства. У евреев теперь не было оснований для жалоб, к ним относились скорее с особым благоволением. Но после обращения вестготов в католицизм последние проявили столь характерную для неофитов гонительскую ревность. В 589 г., когда король Рекаред принял католичество, в Испании было введено церковное законодательство. Под угрозой строжайших наказаний евреям запрещалось иметь рабов-христиан, обращать иноверцев в иудаизм, жениться и выходить замуж за христиан. Евреи были изгнаны со всех постов в государстве. Последующие правители были несколько более терпимы. Но с 616 г., когда на престол взошел король Сисебут, над евреями спустилась непроглядная тьма. В течение почти ста лет открытое исповедание иудаизма было абсолютно запрещено. Ряд церковных соборов, состоявшихся в Толедо под руководством короля, сформулировал подробнейшие правила, с помощью которых бывших евреев и их потомков следовало оторвать от веры их предков. Еврейских детей отнимали у родителей и отдавали на воспитание в ортодоксальные католические семьи. Сохранилось патетическое письмо бывших евреев столицы, в котором говорится об их физической неспособности есть свинину, несмотря на все желание продемонстрировать свою правоверность. Естественно, в большинстве случаев обращение в христианство было притворным, и у себя дома евреи соблюдали, насколько это было возможно, еврейские обряды и обычаи. Но официально, за исключением отдельных коротких перерывов, исповедание иудаизма в Испании было запрещено до самых последних дней правления вестготов, и те, кто упорствовал в вере, были изгнаны из страны. Понадобился решительный сдвиг во всем, чтобы к испанским евреям вернулась свобода и началось то, что стало эпохой их величайшей славы.