ЕВРЕИ В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ В ЭПОХУ ТАЛМУДА

(период Мишны с 70 по 220 гг.)


= Главная = Изранет = ШОА = История = Ирушалаим = Новости = Традиции = Музей = Антисемитизм =Учеба = Атлас =

ПО МАТЕРИАЛАМ КУРСА ОТКРЫТОГО УНИВЕРСИТЕТА ИЗРАИЛЯ

Л. Милденберг

Бар-Кохба - монеты и документы

Причины войны

В последних исследованиях, посвященных Бар-Кохбе, выдвигается множество различных версий причины восстания. Я лично твердо убежден в том, что война разгорелась по одной основной причине. Как уже указывалось, война, по моему мнению, не могла быть вызвана ни мессианскими чаяниями, ни социальным недовольством населения. В еврейских источниках описан спор вокруг "земли и землевладения", где встречаются слова "мациким" (мучители) или "анасим" (насильники). Логично предположить, что речь идет о коронных римских владениях, которые Бар-Косиба осмелился передать еврейским крестьянам. Нам известно также, что ветераны римских легионов времен Иудейской войны получили наделы плодородной земли в Эрец Исраэль.

Однако, это не означает, что все сельское население Иудеи, которое было довольно многочисленным, представляло собой массу поденных рабочих и было эксплуатируемым народом, не имевшим ни земли, ни дома, ни денег. Интересно, как ученые, рассматривающие проблемы сельского населения в качестве основной причины начала восстания, объяснили бы тот факт, что именно эти несчастные нищие крестьяне Иудеи смогли поднять восстание и как минимум целых три года противостоять мощи Римской империи. Ранее мы уже говорили о том, что как раз экономические условия в тот период были достаточно благоприятными. Среди сельского населения не наблюдалось каких-либо всеобщих неурядиц. Если бы они были, крестьяне никогда не смогли бы продержаться столь длительный период времени.

М.Смолвуд в своем исследовании считает одной из главных причин войны еврейское национальное самосознание. После Иудейской войны национальные чувства безусловно усилились, и в ходе восстания Бар-Кохбы они вполне могли охватить все население провинции. Но мне представляется весьма маловероятным, чтобы в 132 году крестьяне Иудеи могли решиться на столь отчаянный шаг, как открытый бунт, под влиянием одной лишь национально-освободительной агитации, без всяких провокаций со стороны Рима.

Дион Кассий в первых строках отчета о Великой войне (дошедшего до нас в переложении Ксифиллина) приводит две причины восстания: основание Адрианом нового города на месте Иерусалима, который он назвал Элия Капитолина, и возведение храма Юпитера на Храмовой горе. Кассий очень тщательно подбирает слова, подчеркивая, что подобные насильственные действия императора представляли собой намеренное нападение Адриана на евреев. Заслуживают ли доверия его слова? Рассмотрим два момента. Первое - к тому времени Иерусалим уже 62 года был чисто римским городом. В нем был расквартирован Десятый легион, были сооружены гражданские постройки и возведены храмы римским божествам. И второй момент - подчеркивание личного, намеренного характера действий императора являлось, возможно, всего лишь плодом фантазии Диона Кассия и Ксифиллина и не отражало истинной роли Адриана. Однако исторические факты также свидетельствуют о том, что император вынашивал великие планы колонизации и эллинизации всех восточных провинций еще со времен его пребывания на Востоке в 130 году.

С другой стороны, напрашивается вопрос: располагаем ли мы какими-либо доказательствами действий императора в Иерусалиме помимо литературных источников? Не было обнаружено никаких следов храма Юпитера, который якобы был возведен на месте Храмовой горы. Похоже, что там стояла лишь статуя самого императора. Вполне возможно, что Адриан и планировал строительство храма, но эти планы так и не были реализованы. В то же время до нас дошли убедительные нумизматические доказательства основания Элии Капитолины на месте Иерусалима. Вместе с монетами Бар-Кохбы были найдены бронзовые монеты с надписью "Элия Капитолина", которые были изготовлены в Иерусалиме при Адриане. На этих монетах высечена латинская надпись, которая использовалась на самых ранних монетах Адриана: Imp Caes Traiano Hadriano (Император Цезарь Траян Адриан). Подобная надпись не могла появиться после войны Бар-Кохбы, в конце правления императора. И, наконец, найдены другие монеты с надписью "Элия Капитолина" и бюстом императора, на которых начертана аналогичная ранняя надпись Imp Caes Had Aug (Император Цезарь Адриан Август).

Но на оборотной стороне этих монет изображена голова Сабины с надписью "Сабина Августа" (а не "Дива Сабина"). Сабина умерла и стала именоваться "Дива" в 136 году, примерно через полтора года после окончания восстания. Похоже, ни один историк не оценил особую важность монет из серии "Элия Капитолина" и надписей на них - они доказывают, что Элия Капитолина была основана до начала войны. Очевидно, когда Адриан основывал греко-римский город и называл его именно "Элия Капитолина", а не "Колония Адриана" или "Адрианополис", он не понимал - или просто не хотел понимать, - что значил Иерусалим для евреев. Переименовав Иерусалим в Элию Капитолину, Элий Адриан стремился увековечить как свой род Элиев, так и Юпитера Капитолийского. Однако, как ни оскорбительны были подобные действия для евреев, они не могли заставить их открыто восстать против римлян.

Я думаю, что истинная причина восстания, должно быть, таилась глубоко в сердцах евреев. К чему стремился Бар-Косиба, когда он организовывал бунт против римской империи в период правления одного из значительных императоров, во время расцвета ее могущества? Был ли он героем или безрассудным глупцом, который отважился на безнадежное дело, не получив взамен ничего, кроме крови и слез?

В "Истории Августов" (Vita Hadriani, 14, 2) мы читаем следующее: "В то время евреи, которым было запрещено обрезание, также вели войну". После опубликования статьи М. Смолвуд в 1959 году ("Законы Адриана и Антонина Пия, запрещающие обрезание"), становится очевидным, что главной причиной восстания Бар-Кохбы послужил введенный Адрианом запрет обрезания. Домициан уже запретил кастрацию, но Адриан пошел гораздо дальше. Он включил обрезание в закон Lex Cornelia, согласно которому оно классифицировалось и преследовалось как убийство.

Таким образом, император приравнял обрезание к кастрации, нанеся тем самым сокрушительный удар по жизни еврейской общины. Именно по этой причине Акива горячо поддержал повстанцев. Подобным указом Адриан стремился ввести всеобщий запрет крайне предосудительного, по его мнению, обряда. Запрет этот не был задуман исключительно для того, чтобы наказать евреев после войны, поскольку обрезание практиковалось многими народами Востока. Ведь когда Антонин Пий вновь разрешил евреям обрезание, запрет этого обряда оставался в силе для всех других народов. Адриан считал обрезание варварским актом, а Бар-Кохба считал его необходимой основой еврейской жизни. Адриан хотел насадить греческую культуру во всех уголках римской империи, а Бар-Кохба хотел оставаться евреем в еврейской стране. Таким образом, столкновение между ними было неизбежным. Мотивы были у обоих. Но те вещи, которые для императора были не более, чем политикой, являлись для каждого еврея вопросом жизни и смерти.

В заключение отметим, что монеты, письма и документы Бар-Кохбы являются ценнейшими историческими доказательствами, которые рассказывают нам о самом восстании, а также о характере и делах человека, который вел евреев через боль и страдания военных лет. Тем не менее, многие проблемы пока остаются нерешенными. Каков был ход войны, ее точная хронология? Почему в документах нигде не упоминался Иерусалим? Кто такой священник Элазар? Почему ни в письмах, ни в документах Бар-Кохбы ни разу не упомянуто имя ведущего мудреца того времени - Акивы бен Иосефа? Пока мы не знаем ответа на все эти вопросы, но надеемся, что в недалеком будущем и они будут разрешены.


= Главная = Изранет = ШОА = История = Ирушалаим = Новости = Традиции = Музей = Антисемитизм =Учеба = Атлас =