ЕВРЕИ В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ В ЭПОХУ ТАЛМУДА

(период Мишны с 70 по 220 гг.)


= Главная = Изранет = ШОА = История = Ирушалаим = Новости = Традиции = Музей = Антисемитизм =Учеба = Атлас =

ПО МАТЕРИАЛАМ КУРСА ОТКРЫТОГО УНИВЕРСИТЕТА ИЗРАИЛЯ

М.Смолвуд

Евреи под властью Рима

Статья М. Смолвуд является примером исследования данной эпохи нееврейским историком

Глава семнадцатая. В эпоху Антонинов

Возрождение иудаизма

Благодаря изменению политики Рима и возвращению евреям их религиозных свобод повседневная жизнь евреев в Палестине вновь вернулась в свое обычное русло. Но характер провинции был уже другим. Смерть в сражениях, высылка из страны, продажа пленников, добровольная эмиграция евреев после войны - все это настолько уменьшило еврейское население, что в некоторых районах было больше язычников, чем евреев. Особенно серьезные потери потерпела Иудея, которая больше всего пострадала в войне, и где язычники пришли на смену еврейским жителям не только в Иерусалиме, но и на прилегающих к нему территориях. Что касается прибрежных городов, то только в Яффо сохранилось значительное еврейское население. Не вызывавшая некогда особого почтения у евреев Галилея стала теперь главным местом их проживания в стране, единственной областью, в которой сохранилось еврейское большинство. Поэтому в течение нескольких послевоенных десятилетий Галилея играла роль основного оплота иудаизма.

О том, что центр еврейской жизни перебрался на север, ярко свидетельствует переезд школы мудрецов из Явне, т.е. из Иудеи, в Галилею, что явилось одним из самых значительных и "долговременных" последствий восстания Бар-Кохбы. Согласно еврейской традиции "в конце эпохи великих преследований" группа мудрецов встретилась в Уше (городе, расположенном между Ципори и побережьем) с целью возобновить изучение Закона. Существует также рассказ о том, что мудрецы собирались в долине Римон (к северу от Назарета) и обсуждали различные положения Закона, в частности, такой важнейший вопрос, как регулирование еврейского календаря.

Некоторые мудрецы были учениками рабби Акивы, которым во время войны тайно был присвоен статус мудрецов, с целью сохранения преемственности иудаизма. Встреча в Уше знаменовала собой возрождение Синедриона (если предположить, что со 135 года он был запрещен) или, по крайней мере, восстановление его важнейшей роли в жизни евреев. Отныне Галилея стала центром школы мудрецов. Впоследствии в двух ее главных городах - Ципори и Тверии - в третьем веке были созданы академии. Синедрион несколько десятилетий заседал в Уше, после чего в конце второго века переехалв Бет-Шеарим, что в Эсдрелонской долине, потом в Ципори и наконец в Тверию.

Поскольку Синедрион возобновил свои заседания, необходимо было вновь избрать патриарха, должность которого после смерти раббана Гамлиэля II во время войны оставалась вакантной. Тогда на нее был назначен сын Гамлиэля II - раббан Шимон III. Независимо от роли, сыгранной Шимоном в восстании (существуют свидетельства того, что он находился в Бетаре в 132 - 135 гг.), впоследствии он пользовался несомненным уважением римских властей, которые еще с 70 года сохранили за собой прерогативу утверждения кандидатуры патриарха.

Римляне видели в Шимоне III человека, которому можно доверять, и который будет с ними сотрудничать. Поскольку надежды на возрождение служб в восстановленном Храме, жившие в сердцах евреев с 70 по 130 годы, давно угасли, патриарху более не грозила конкуренция с первосвященником. Все это, наряду с укреплением принципа наследования (который Рим не захотел отменять, дабы не уменьшать авторитета патриарха), поставило нового патриарха в более прочное положение по сравнению с его предшественниками.

Несмотря на резкое уменьшение численности и ослабление положения еврейского населения в Палестине, Шимону удалось поднять престиж своей должности по сравнению с довоенным уровнем и заставить видеть в себе главу еврейских общин всего мира, что заложило основу для почти аристократического правления его сына рабби Иеhуды hа-Наси I - крупнейшего из патриархов. Под руководством нового патриарха вновь возродилась деятельность еврейской религиозной организации, местной администрации и независимого управления в вопросах религии и требований Закона.

Общинная жизнь евреев Палестины вернулась в обычное русло. Возрождение центральной еврейской власти было важным фактором и для евреев диаспоры. В связи с разрушением Храма - точки притяжения евреев всего мира - религиозное единство евреев определялось единообразием соблюдения законов и обычаев евреями различных стран диаспоры и, в связи с этим, использованием общего календаря. Поскольку фиксированного календаря в то время не существовало, такой календарь составлялся на основе наблюдений и расчетов какого-либо уполномоченного лица. Практика запрета еврейских религиозных свобод нанесла тяжелый удар по единству евреев, но теперь оно могло возродиться вновь. Отныне евреи имели своего официального и признанного всеми патриарха, и он мог составить единый календарь, которому следовали бы еврейские общины всего мира. Таким образом, была предотвращена опасность распада иудаизма на различные секты, следующие различным обычаям.

Патриарх установил контроль над евреями диаспоры, направив туда своих посланников. Они следили за организацией отдельных общин и занимались сбором aurum coronarium ("коронного налога") - ежегодного налога, идущего на нужды патриарха, который выплачивался вместо храмового налога. В Парфии, например, в то время отсутствовали какие-либо ограничения на поддержание подобного рода отношений для евреев, взгляды которых по-прежнему были устремлены на Палестину - там они искали ответа на все вопросы религии. Такое положение вполне соответствовало политическим интересам римской администрации, поскольку им было выгодно пойти навстречу довольно могущественной еврейской общине страны, которая представляла собой реальную угрозу безопасности в империи. Патриарх - религиозный глава еврейства всего мира, официально признанный и евреями, и Римом, который со временем получил почетное в римской системе звание vir illustris ("сиятельный муж") в начале третьего века именовался Оригеном как "этнарх, обладающий властью царя". Система власти патриарха действовала до первой четверти пятого века, когда она либо исчерпала себя, либо была насильственно отменена.

После восстания Бар-Кохбы экономическое положение в Палестине было крайне тяжелым. Прекращение либо сокращение сельскохозяйственной деятельности, на которой базировалась вся экономика провинции; разорение страны, особенно Иудеи, на последних этапах войны; развал производства и торговли; конфискация еврейских земель Римом; серьезное сокращение численности еврейского населения - все это привело к повсеместным лишениям и обеднению населения.

Это особенно коснулось еврейских мудрецов и их учеников. Патриарх Шимон с горечью говорил: "Если бы мы попытались составить список всех наших несчастий, это была бы совершенно непосильная задача". Он сетовал на то, что если предыдущие поколения практически не жили под гнетом иноземных властей, то на долю его современников выпали страдания на протяжении "многих дней, лет и эпох". Пахотные и плодородные земли могли вновь приносить плоды через несколько лет, но для полного восстановления виноградников и фруктовых деревьев требовалось два десятилетия.

В еврейских литературных источниках утверждается, что в связи с послевоенными трудностями еврейское руководство издавало законы, регулирующие такие вопросы, как землепользование и экспорт продукции, и одновременно обеспечивающие снабжение страны всем необходимым. Эти меры проложили дорогу экономическому возрождению Палестины и процветанию ее сельского хозяйства. Конфискованные Римом территории постепенно вернулись в еврейское владение де-факто, а в руках лидеров еврейской общины были сосредоточены огромные участки земли. В послевоенной обстановке земля вполне могла попасть к неевреям, у которых было больше денег, чем у евреев, но благодаря стараниям мудрецов этот естественный экономический процесс был предотвращен. Мудрецы издали ряд указов, призванных помешать отчуждению еврейской собственности и защитить финансовые интересы бывших еврейских землевладельцев путем выкупа их земли у нееврейских экспроприаторов другими евреями.

Гораздо более важной и серьезной проблемой, чем восстановление промышленности и сельского хозяйства, было резкое уменьшение численности населения провинции. Эта проблема еще более осложнялась в связи с послевоенной эмиграцией. Евреи, которые сочли свою жизнь в Палестине невыносимой, покинули ее в поисках материального благополучия и лучших экономических перспектив, обосновавшись в других провинциях либо в Парфии, где было еще одно дополнительное преимущество - там не действовал римский запрет обрезания. Попытки ограничить подобное бегство из Палестины путем морального давления на потенциальных эмигрантов и подчеркивания духовных преимуществ проживания на Святой земле говорят о серьезности положения. Однако, со временем ситуация радикальным образом изменилась - евреи диаспоры из Вавилонии, Малой Азии и Александрии направились в Палестину и поселились в Ципори, Тверии и главным образом в Яффо. Это говорит о том, что провинция, в частности, вновь стала привлекательной с экономической точки зрения.


= Главная = Изранет = ШОА = История = Ирушалаим = Новости = Традиции = Музей = Антисемитизм =Учеба = Атлас =