Сергиенко Г.А.
|
Ранняя христианская община представляет собой интересный социальный феномен
сообщества людей внутри хорошо структурированного греко-римского общества. В
этом исследовании мы постараемся ответить на вопрос, которым в свое время был
озадачен апостол Павел: кто были первые последователи Иисуса из Назарета (ср.
1 Кор. 1:26)? Для ответа на поставленный вопрос мы будем опираться в основном
на свидетельство книги Деяний апостолов и апостольских Посланий.
В этом исследовании нас будет интересовать соотношение между социальными составами
греко-римского общества и ранней христианской общины, а также то, какие социальные
группы людей были наиболее восприимчивы к христианскому провозвестию.
Греко-римское общество первого века представляло собой четко выраженную пирамиду,
верхушку которой занимали привилегированные сословия во главе с императором
(не более 1% всего населения), а оставшуюся часть – представители низшего сословия
(сельский и городской плебс, вольноотпущенники и рабы).
Определяющими факторами для занятия соответствующего статуса в табели о рангах
древнего мира были, прежде всего, происхождение и римское гражданство, а затем
уже материальное благосостояние и образование.
По своему происхождению население Римской империи делилось на свободных людей
(ingenui), вольноотпущенников (liberti) и рабов (servi).
Эта классификация означала различные возможности людей античности в достижении
успеха и признании в обществе. В основном только люди благородного происхождения
имели лучшие шансы для продвижения внутри социальной пирамиды.